27 Июля 2024 Суббота

«Статус «все лечатся у меня» – уже сам по себе трофей»
Дарья Шубина Мединдустрия
28 апреля 2016, 11:29
Фото: VIYM
4912

Управленец VIY Management – об особенностях курации медицинского бизнеса в кризис

Инвестиционная компания VIY Management, основанная сыном экс-главы РЖД Андреем Якуниным, внедрилась на рынок медуслуг два года назад. Средства одного из своих фондов-партнеров она направила в московскую сеть клиник «Семейный доктор», но особенно не распространялась о своем уровне погружения в этот бизнес и отрасль в целом. В конце апреля «Семейный доктор» открыл шестую клинику в Москве, и, как утверждают в VIYM, сеть планирует продолжить экспансию в столице и Санкт-Петербурге, отсрочив реализацию первоначального плана регионального развития. О деталях своего участия в проекте «Семейный доктор» и о том, как инвестфонды подходят к оценке медицинского бизнеса, Vademecum рассказал управляющий директор VIYM Дмитрий Шицле. 

 После сделки с «Семейным доктором» VIYM не раскрывала ее параметры, указывая только, что доля вхождения в капитал проекта обычно составляет от 25% + одна акция до 49%. К какой отметке ваш пакет ближе?

– Наша доля в «Семейном докторе» составляет около 30%. Пакет такого размера говорит о том, что мы можем влиять на стратегические решения, но при этом мы не стремимся подменить собой операционный менеджмент. Если говорить детально, то два человека от VIYM входят в совет директоров «Семейного доктора», они участвуют во всех заседаниях, неформальных встречах и решают ключевые для компании вопросы, например, где лучше открыть филиал и каким его сделать. Мы сразу договорились с партнерами, как будем развиваться, по каким направлениям и с какой динамикой расти, поэтому вопросы, влияющие на эти показатели, мы решаем совместно.

 И как, ваши планы в отношении сети оправдываются?

– Конечно, мы, как и все, не ожидали, что сложится такая экономическая ситуация, как сейчас. Но даже в нынешних условиях медицинский бизнес радует. Во всяком случае, он примерно соответствует нашим плановым показателям, динамика по выручке нас устраивает. В 2015 году она выросла на 23% по сравнению с 2014 годом и составила порядка 600 млн рублей. На момент нашего вхождения в сети «Семейного доктора» было три клиники и выездная служба, это отдельная с точки зрения управления и штата структура, и ее выручка сопоставима с оборотами полноценной клиники. Уже с нашим участием были открыты одна клиника в Санкт-Петербурге и три клиники в Москве, включая новый филиал на Бауманской.

 Какой объем инвестиций запланирован в VIYM на развитие этой сети клиник?

– Эту сумму раскрыть не могу, но порядок следующий – миллионы долларов, но не двузначные числа. Первый этап инвестирования в проект завершен, сейчас начинается второй.

 Региональная экспансия, о которой было заявлено в инвестпрограмме до 2018 года,  в силе?

– Планы регионального развития мы пока притормозили. Не отказываемся от этой идеи, но кризис в первую очередь ударил по региональным центрам. Поэтому сейчас мы хотим проверить на практике, как работает первая клиника сети в новом городе, как раз в Санкт-Петербурге. Первый год она отработала в соответствии с планом, посмотрим, что покажет второй год. Если все будет в порядке и, самое главное, будут поступать положительные макроэкономические сигналы, то для  других городов мы сформулируем какую-то гипотезу и попробуем с нею выходить в регионы. Пока же думаем, что и в Москве еще есть локации для открытия новых клиник.

Причем зачастую выгоднее выбрать органический рост и создать клинику на пустом месте, а не интегрировать самостоятельный актив. Когда мы думали об открытии нового филиала, который появился в итоге на Бауманской, мы смотрели несколько вариантов и в итоге отказались от  готовой клиники. Слишком много рисков появляется и лишних расходов на переделку площадки «под себя».

 Если говорить без привязки к «Семейному доктору», другие медицинские проекты вы рассматривали? В регионах много интересных активов, если судить по внешним признакам, попадаются даже клиники с миллиардными оборотами.

– На фоне кризиса много клиник продавались или пытались привлечь инвестиции. И мы, конечно, смотрели много проектов в разных регионах страны. Что мы увидели? Большинство клиник работают либо вообще в убыток, либо имеют в собственности недвижимость и никак не учитывают этот фактор, анализируя рентабельность своего бизнеса. На первый взгляд, они вроде бы в плюсе, но по факту медицинский бизнес дает им меньше, чем  давала бы сдача в аренду то же самой недвижимости. Такие случаи характерны и для региональных, и для московских клиник. Плюс ко всему в регионах есть клиники, которые являются «трофейными» активами для собственника. Ему, например, интересно заниматься медициной попутно с другими бизнесами. Такой владелец создает лучшую в городе клинику, в которой лечится вся местная элита. Доходность такого актива несильно важна, потому что статус «все лечатся у меня» – уже сам по себе трофей. Поэтому инвестировать в такое предприятие нет смысла. Тем не менее в регионах действительно появляются интересные клиники, которые мы также отслеживаем.

 Как вообще медицинские проекты попадают в поле зрения инвестфондов? Кризис их интерес к медицине не охладил?

– Основной поток предложений поступает извне от консультантов клиник или медицинских производителей. Упаковывать проекты мало кто умеет, а в случае с клиниками, как уже было сказано, есть множество нюансов, которые влияют на условия сотрудничества. Так, например, сделку с «Семейным доктором» мы структурировали около двух лет. Реже наши инвестиционные менеджеры сами обращаются в компании, делают «холодные» звонки.

Мы не считаем, что рынок сильно пострадал от кризиса. Поэтому медицина по-прежнему интересна практически всем фондам, включая те, которые уже имеют медицинские активы. Все смотрят, другой вопрос, что выбор не столь велик, как хотелось бы.

 Что сейчас у вас на примете?

– О том, что у нас в пайплайне, мы детально говорить не можем, потому что, как только получаем предложение, сразу подписываем документ о неразглашении информации. Но проектов именно в медицинском сегменте через нас проходит много, они прилетают постоянно, в том числе по смежным направлениям – биодобавки и спецпитание, например. Серьезно смотрим в сторону диагностики. В частности, сейчас анализируем потенциал инвестирования в российское производство реагентов для диагностики. Это направление перспективное, на наш взгляд, и в нем есть несколько заметных компаний с многомиллионными оборотами.

 По оценкам BusinesStat, в 2015 году рынок медуслуг в натуральном выражении просел, хотя в деньгах за счет роста цен даже вырос. У вас какие ощущения? Как меняется рынок?

– Если судить по показателям «Семейного доктора», то падения количества оказываемых медицинских услуг мы пока не наблюдаем. В текущих условиях существует ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие частной медицины. Во-первых, в условиях кризиса страховые компании стремятся оптимизировать свои расходы, что приводит к сокращению темпов роста количества застрахованных по ДМС пациентов. Во-вторых, растет востребованность частной медицины со стороны населения, не пользующихся услугами ДМС. В последнее время этот тренд усиливается на фоне реорганизации государственной медицины. Поэтому мы ждем увеличения доли выручки от частных пациентов. Сейчас около 70% в структуре выручки  «Семейного доктора» составляют доходы от лечения пациентов, застрахованных по ДМС.

Кроме того, страховые компании, стремясь компенсировать падение своих доходов,  пытаются немного «придавить» клиники, например, не разрешают поднять прейскурант даже в соответствии с инфляцией. Обеим сторонам нужен компромисс, поэтому развивается интересная история – это страхование ДМС с соплатежом, когда пациент доплачивает за часть услуг. Даже небольшой соплатеж повышает уровень дисциплины пациента и позволяет снизить количество необоснованных обращений к врачу. Это нормальная практика. Так работают многие страховые компании во всем мире.

viy management, viym, шицлеб якуниню семейный доктор, частные клиники, частная медицина, коммерческая медицина, инвестиции, инвестфонд

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении