В распоряжении Vademecum оказался любопытный документ – разосланный ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в подразделения полиции циркуляр, требующий организовать на подведомственных территориях «выявление частных пансионатов для престарелых граждан», не числящихся в региональном реестре поставщиков социальных услуг. Убедившись в подлинности директивы, Vademecum попытался спрогнозировать, помогут ли полицейские рейды очищению отрасли от нелегалов и не зацепит ли спецоперация добросовестных операторов рынка.
Мотивировочная часть распоряжения (не помеченного почему-то ни исходящим номером, ни датой) содержит ссылку на указание первого заместителя министра внутренних дел РФ генерал-полковника полиции Александра Горового №1/1577 от 15 февраля 2021 года и коротко поясняет причины ведомственного интереса к пансионному бизнесу: «В целях предупреждения чрезвычайных происшествий в учреждениях социального обслуживания, а также исключения случаев уголовного преследования сотрудников полиции за непринятие мер по возможному предотвращению наступления негативных последствий». Иными словами, профилактика преступлений и превентивная забота о чести мундира. Просьбу Vademecum предоставить редакции полный текст указания №1/1577 в МВД РФ отклонили, сославшись на внутренний характер документа.
В ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подлинность директивы подтвердили, но на предметные вопросы Vademecum не ответили, уточнив лишь, что проверочные мероприятия «проводятся на регулярной основе в соответствии с действующим законодательством».
НАДЗОР НА СЕДУЮ ГОЛОВУ
Что именно должны делать полицейские (судя по должности адресатов – замначальников отделов и управлений полиции по охране общественного порядка, личный состав ППС и участковые) во исполнение генеральского указания? Первое: встретив на охраняемой территории учреждение, похожее на дом престарелых, прояснить его статус и регистрацию в региональном реестре поставщиков соцуслуг, а если таковая отсутствует, просигнализировать в органы государственной власти, прокуратуру, ТО МЧС и Роспотребнадзора «для реагирования». Второе: при обнаружении в деятельности соцучреждений «признаков составов преступлений или административных правонарушений, относящихся к компетенции полиции, организовать их отработку с привлечением оперативных подразделений в целях документирования противоправных деяний и принятия соответствующих мер». Третье: ежеквартально докладывать по команде о результатах инспекций.
Строго говоря, у полиции нет прямых нормативных оснований шерстить рынок социальных услуг. Проверками частных домов престарелых, как свидетельствуют опрошенные Vademecum отраслевые операторы, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти, прокуратура, Роспотребнадзор и МЧС (по противопожарной части). В случае если у соцучреждения имеется медицинская лицензия, к числу кураторов добавляется Росздравнадзор, а если пансионат включен в региональный реестр поставщиков соцуслуг, за его деятельностью наблюдает Минтруд РФ. Полиция же, как правило, привлекается к расследованию конкретных событий криминального свойства либо в качестве участника широкой проверочной кампании, вызванной резонансным ЧП. Последняя попытка устроить всероссийский рейд по негосударственным соцучреждениям предпринималась МВД в 2017 году – после гибели актера Дмитрия Марьянова, проходившего реабилитацию после алкогольной интоксикации в одном из подмосковных рехаб-центров, и пожара в пансионате для пожилых людей в Иркутске.
Возможно, и нынешний приступ полицейского внимания к рынку соцуслуг спровоцирован чередой трагических происшествий: за последний год в частных домах престарелых случилось как минимум пять крупных пожаров, унесших жизни 35 постояльцев. Весной 2020-го сгорели два подмосковных заведения, в ноябре и декабре – импровизированные пансионаты, организованные в частных домовладениях в Санкт-Петербурге и Башкортостане, в январе 2021 года – такое же полулегальное учреждение в Тюменской области.
Впрочем, легальный статус вовсе не гарантия того, что частное предприятие отвечает требованиям принятого в 2013 году рамочного ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (закон, к слову, позволяет каждому региону устанавливать собственные критерии отбора для включения провайдеров в реестр поставщиков), и находится под неусыпным государственным контролем. Например, горевший в апреле 2020 года подмосковный пансионат «Третий возраст», числящийся в реестре поставщиков Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, а кроме того, имеющий лицензию на оказание амбулаторных медуслуг, по данным СПАРК-Интерфакс, инспектировался и Роспотребнадзором, и Рострудом, и Минздравом РФ. Никаких нарушений правил пожарной безопасности проверки не выявили, что не уберегло «Третий возраст» от огня. В результате пожара, причина которого предположительно кроется в неисправности электропроводки и котла отопления, погибли пять из 50 постояльцев. Расследование уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам) и ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) курирует председатель СК РФ Александр Бастрыкин. Учредители «Третьего возраста» Рамил Хабриев и Сергей Кривошеев от комментариев о деталях и последствиях трагического инцидента воздержались.
Последняя серия чрезвычайных происшествий вызвала очередную волну внимания к отрасли. Темой заинтересовались в Совете Федерации. «Сегодня частные дома-интернаты существуют, как правило, неофициально. За их деятельностью никто не следит. Непонятно, в каких условиях там живут люди», – заявила в январе 2021 года сенатор Елена Бибикова, предложившая сделать регистрацию в реестре поставщиков соцуслуг обязательной.
Министр труда и соцзащиты РФ Антон Котяков в свою очередь сообщил, что ведомством уже разработаны предложения по лицензированию частных домов престарелых, а представители МЧС следом выступили с инициативой создать для частных операторов рынка соцуслуг обособленный реестр. Попытки вычистить рынок от недобросовестных игроков предпринимаются и на местах, например, курирующие социальную сферу сотрудники прокуратуры Чувашии, Башкортостана и Тюменской области обратились за помощью не к полиции, а к службам «скорой», чтобы бригады, выезжавшие на вызов в подозрительный, на их взгляд, пансионат, сообщали о его существовании в надзорные органы. То есть действовали так же, как предписывает полицейским цитируемая выше ведомственная директива.
ОЧИСТНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Опрошенные Vademecum эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что спорадические рейды, кем бы таковые ни проводились, стройности отрасли не прибавят. И прежде чем подключать к зачистке сегмента силовиков, хорошо бы создать здесь понятные и единые для всех участников правила игры.
По словам генерального директора Senior Group Алексея Сиднева, лицензионные требования для провайдеров рынка соцуслуг должны быть созданы к 2023 году, а для тех, кто уже состоит в реестрах поставщиков, до 2025 года будет действовать переходный период. «Очень важно, чтобы одновременно с этим появились правильные порядки предоставления услуг по уходу – методические рекомендации, протоколы, стандартные операционные процедуры, – настаивает Сиднев. – Проблема в том, что отрасль соцуслуг никогда не была медициной. И считалось, что раз это не медицина, то и регламентировать там нечего, якобы и так ясно, что нужно делать – ухаживать. Все, чего сейчас нет, надо будет разработать. Это большая история, и пока ни одному региону сделать это до конца не удалось. Важно, чтобы предъявляемые требования действительно работали на безопасность и качество оказываемых услуг».
Пока намерение разработать положение о лицензионных требованиях не оформилось даже в проект нормативного акта, а значит, и критериев отнесения провайдеров соцуслуг к добросовестным поставщикам, строго говоря, нет.
По данным Аналитического центра Vademecum, только в Московской области функционируют порядка 110 частных пансионатов для пожилых людей, тогда как в реестре поставщиков Минсоцразвития региона в 2020 году числилось всего четыре частные организации, оказывающие услуги стационарного типа.
И чем тут поможет полиция? Достаточно ли у структур охраны общественного порядка ресурсов, компетенций и правовых оснований для зачистки рынка от нелегалов? Эти вопросы, адресованные Vademecum в том числе Минтруду РФ, на момент подготовки материала к публикации остались без ответа. Единственным респондентом Vademecum, подтвердившим веру в успех полицейских рейдов, оказалось правительство Ленинградской области, более того – представители администрации региона сообщили, что в январе нынешнего года сами обратились в территориальный главк МВД с просьбой о содействии в выявлении подозрительных пансионатов. Удивительно, что при этом в Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга об инициативе МВД ничего не слышали, однако целиком и полностью поддерживают «идею лицензирования предоставления социальных услуг в коммерческом секторе с целью обеспечения безопасности».
«В отрасли надо навести порядок, так что инициатива формально правильная, – считает учредитель и гендиректор санкт-петербургской сети пансионатов «Опека» Алексей Маврин. – Но пока – именно формально. Критериев оценки качества работы нет, лицензионных требований нет, и потому непонятно, что и как полиция намеревается оценивать и чем при этом руководствоваться. Более того, уже сейчас проверки, например, структурами МЧС, проводятся стихийно, а на самом деле настоящего регламента, по которому можно было бы проверять, даже у них нет. Нет и альтернативы – все закрыть. Как следствие, игроки рынка уходят в тень, ищут админресурс».
Основатель компании «Желтый крест» (состоит в московском и подмосковном реестрах) Рамаз Ахметели считает, что подобная профилактика должна вестись силами Минтруда РФ и региональными органами соцзащиты в соответствии с порядком, который следует разработать при участии игроков рынка. «Страна большая, сигнал сверху проходит большое расстояние. Пока задача не разложена по полочкам, каждый понимает ее как хочет или как может, – рассуждает предприниматель. – Задача – выявить нелегальных игроков и поработать с ними – настолько нечетко сформулирована, что в ходе ее выполнения под ту же гребенку попадут и легальные операторы. Легче искать там, где светло, а не там, где потеряли. Все отдается на усмотрение местных силовиков, и на местах силы неравны».
В марте 2021 года Ахметели вынужден был закрыть подмосковный филиал «Желтого креста» – по его словам, из-за «необоснованных обвинений в нарушениях». Летом прошлого года, сразу после первой волны COVID-19, учреждение подверглось внеплановой прокурорской проверке, выявившей отсутствие оборудования, которое позволяет передать сигнал на пульт пожарной охраны. Из-за финансовых трудностей, сопутствующих пандемии, объясняет Ахметели, устранить нарушение он не успел: «Кстати, при всей важности наличия такой системы в моем случае нарушение рисков не влекло – пожарная часть находится у нас через дорогу, в 300 метрах». В феврале 2021 года в «Желтый крест» вновь нагрянула проверка, по словам предпринимателя, «откровенно нацеленная на приостановку деятельности компании». Не желая «работать в непредсказуемых условиях», он закрыл филиал: «Выполнение дорогостоящих предписаний при убывающем платежеспособном спросе и отсутствии государственного софинансирования возможно только за счет экономии на качестве жизни подопечных».
В том же ключе о ситуации в отрасли и деятельности надзорных органов рассуждает и Алексей Сиднев из Senior Group: «Формальный подход проблему не решит, так как есть гораздо более важные вопросы, чем вопрос оснащенности здания – часто учреждения загораются ночью, персонала в это время нет, а пожилые люди настолько несамостоятельны, что сами не могут выбраться. Поэтому при оценке деятельности соцучреждений должен применяться комплексный подход, учитывающий все возможные аспекты». Кроме того, считает Сиднев, с ростом числа условий, которые необходимо соблюсти для прохождения проверки, неминуемо изменится ценовая политика пансионатов: «Конечно, будет хорошо, если из отрасли уйдут совсем никудышные игроки, но, как мы видим, уходят и качественные. Непонятно, кому это все надо. Да, в государственных учреждениях места есть, и, видимо, вместо того чтобы платить частным провайдерам, входящим в реестры, создаются такие условия, при которых люди не смогут к нам обратиться. У семьи не будет иного выбора, кроме как пойти в государственное учреждение».