Одна из крупнейших итальянских госпитальных сетей Policlinico di Monza решилась на приключение в России – объявила о строительстве в Брянской области центра сердечно‑сосудистой хирургии. Итальянцы намереваются вложить в проект 1,5 млрд рублей и в обозримом будущем полностью обеспечить потребности региона в высокотехнологичной кардиохирургической помощи, оказывая услуги по ОМС. Выбранную Policlinico di Monza схему новаторской не назовешь, в ряде регионов страны частники по схожей модели уже работают. Результативность очень разная: шанс встроиться в систему госзаказа сильно зависит не столько от медицинских мощностей и компетенций операторов, сколько от умения найти общий язык с региональными властями. Но ни этот субъективный фактор, ни конкуренция с обширной сетью профильных федеральных центров, судя по всему, предпринимателей не пугает: начиная с 2012 года частные инвесторы предложили кардиохирургии 4,7 млрд рублей.
ГОЛ НА ВЫДУМКИ
В администрацию Брянской области в конце марта поступило инвестиционное предложение от совладельца и президента итальянской госпитальной сети Policlinico di Monza Микеланджело де Сальво, заявившего о готовности построить в столице региона кардиохирургический центр. Как сообщил Vademecum депутат Брянской областной думы Михаил Иванов, предварительное соглашение об инвестпроекте стоимостью в 1,5 млрд рублей уже подписано с итальянской стороны, теперь все ждут визы от губернатора Александра Богомаза.
Группа Policlinico di Monza – шестая по величине госпитальная сеть в Италии, компании принадлежат девять частных больниц, принимающих порядка 35 тысяч пациентов в год. В 2014 году выручка Policlinico di Monza составила 245 млн евро. Проект в Брянске – не первый «выход» Policlinico di Monza за рубеж: в конце 2012 года компания, потратив 40 млн евро, построила кардиологическую клинику в Бухаресте. Сейчас этот семиэтажный медцентр, помимо сердечно-сосудистых вмешательств и кардиологии, занимается общей и нейрохирургией, ортопедией, генерируя выручку порядка 9,5 млн евро в год.
Как свидетельствует брянский депутат Иванов, на май запланирован выбор площадки под возведение здания клиники. Инвестор выкупит землю в собственность и построит медцентр «под ключ». На первом этапе эксплуатации итальянские специалисты будут лечить сами, попутно обучая местных врачей, которые непременно пройдут стажировку в Италии. Проект предполагает проведение кардиохирургических операций для взрослых, текущая потребность Брянской области в такого рода вмешательствах составляет около 700 операций в год. Итальянцы готовы встраиваться в систему ОМС, действующие профильные тарифы их полностью устраивают. Чрезмерного профита от реализации проекта, уверяет Иванов, итальянцы не ждут: прибыль от деятельности клиники де Сальво, чья семья владеет на родине футбольным клубом «Новара», пообещал вкладывать в развитие детского футбола в Брянске.
Вклад по-итальянски примечателен еще и тем, что интерес медицинских предпринимателей к отечественной кардиохирургии невысок – дорогостоящая высокотехнологичная помощь подавляющему большинству пациентов не по карману, а профильные объемы по ОМС выделяются несущественные. По оценке Vademecum, сейчас в стране действуют три частных сердечно-сосудистых центра и не более 10 специализированных отделений в крупных многопрофильных клиниках (подробнее – в материале «Инфанты миокарда», Vademecum #9 (76) от 23 марта 2015 года). Прежде итальянцев в сегмент решились заглянуть поставщик медоборудования «Современные медицинские технологии» (СМТ), завершающий сейчас строительство «Клиники сердца» в Самаре стоимостью 3 млрд рублей, и белгородская компания, по случайному совпадению именующаяся «Клиникой сердца» и намеренная за 200 млн рублей организовать на базе Старооскольской ГБ №1 центр сердечно-сосудистой хирургии. И эти инвесторы, конечно же, рассчитывают на внушительный госзаказ. Однако как раз тут их и поджидают проблемы.
Распределение госзадания частникам – материя тонкая. Например, включившийся в систему ОМС профильный нижегородский центр «КорАлл» получает плановые объемы, но лишь по диагностической процедуре – селективной коронарографии. «Мы выявляем тех, кому нужна операция, но само вмешательство, как правило, уже не проводим, у ОМС на это средств не хватает, и пациент уходит в госцентр», – говорил в интервью Vademecum генеральный директор нижегородского центра кардиохирургии «КорАлл» Юрий Учанин. В структуре выручки «КорАлла» за 2014 год средства системы ОМС составили 27,8%, или 12,853 млн рублей. При этом, как сказано в отчете клиники, себестоимость услуг, оказанных по ОМС, составила 12,29 млн рублей. Справедливости ради надо заметить, что тариф ОМС прибыли не предполагает. Тарификация ВМП в Нижегородской области тоже не особенно интересна частникам: страховое покрытие стандартного аортокоронарного шунтирования – 78 тысяч рублей, а средняя коммерческая стоимость такого вмешательства – от 200 тысяч.
Омская многопрофильная клиника «Евромед», где в 2013 году открылось рентгенхирургическое отделение, на 2015 год получила вполне солидный плановый объем – 750 коронарографий и 200 стентирований. Стентирование по ОМС, а также реабилитация кардиологических пациентов проводятся в клинике и санатории ГК «Медси». Соответствующее соглашение группа подписала с фондом ОМС Московской области.
Челябинскому Центру хирургии сердца тоже не приходится выполнять госзадания по ВМП, поэтому пришлось диверсифицировать практику. «Раньше мы не занимались кардиологией в широком смысле, только вели контроль за прооперированными нами больными, – рассказывает гендиректор центра Михаил Малышев. – Но количество коммерческих операций невелико, и в условиях кризиса их больше не становится, а госзаказ на кардиохирургию нам никто никогда не даст, поэтому пришлось открывать амбулаторный прием, который, по сути, помогает клинике выживать».
«ОНЕГИН» ДОБРЫЙ
Наиболее драматично выглядит опыт погружения в ОМС петербургской «КардиоКлиники». Частный медцентр, начиная с 2011 года добивающийся госзадания на экстренную помощь пациентам с острым коронарным синдромом, заказов от ТФОМС сначала не получал вовсе, а потом – в десятки раз меньше заявки. Однако был вынужден принимать и лечить профильных пациентов бесплатно, в том числе доставляемых в клинику в экстренном порядке, по «скорой». В 2015 году «КардиоКлиника» начала судебную тяжбу со страховой компанией «РОСНО», которая отказалась оплатить счета по двум случаям экстренного лечения острого коронарного синдрома на общую сумму 319 тысяч рублей. Первая инстанция удовлетворила иск частично – лишь по одному случаю, но клиника подала апелляцию. На фоне этого разбирательства медцентру удалось получить на 2015 год госзадание – на шесть случаев аортокоронарного шунтирования. «Мы рассчитали, что в среднем у нас появляется 17– 20 таких пациентов в месяц. Поэтому мы просили в заявках на год о выделении 200 случаев. Полученные шесть заказов мы отработали в I квартале, но пересмотреть объемы в дальнейшем нам так и не удалось», – говорит генеральный директор «КардиоКлиники» Надежда Алексеева.
Тем не менее пациенты, нуждающиеся в экстренном лечении, в «КардиоКлинику» продолжали поступать, и Алексеевой приходилось выставлять счета в ТФОМС и пытаться взыскивать затраченные средства. По ее словам, за последние три года в клинике экстренную помощь на бесплатной основе получили 60 пациентов, порядка 12 случаев ТФОМСом до сих пор не оплачены. Если средняя стоимость стентирования по региональным страховым тарифам составляет 200 тысяч рублей, то дыра в бюджете предприятия получается весьма глубокой – 2,4 млн рублей.
Тяжбы предпринимателей с фондом ОМС продолжались, что не помешало им в 2016 году получить очередной госзаказ – уже на 12 случаев. Однако ТФОМС Санкт-Петербурга решил ввести дополнительные условия для строптивого контрагента. «В документах терфонда было прописано, что счета «КардиоКлиники» нужно оплачивать только после проведения экспертизы качества и медико-экономической экспертизы. К остальным участникам системы ОМС в городе такие требования не предъявлялись», – говорит Надежда Алексеева. Расценив это условие как дискриминацию, клиника обратилась в ФАС, которая возбудила дело против ТФОМС, комиссии по формированию территориальной программы ОМС и правительства Санкт-Петербурга. Антимонопольная служба 31 марта вынесла предупреждение комиссии с требованием до конца апреля отменить или изменить дискриминирующий пункт, а также не допускать подобных ситуаций впредь.
Но главный вопрос – выделения достаточных объемов – участие ФАС, конечно, не решит. Да и ТФОМС, судя по всему, не собирается сдаваться без боя: интересы терфонда в тяжбе представляет адвокатское бюро «Онегин», много лет специализирующееся на медицинских спорах. Помимо участия в разбирательстве своих клиентов с ФАС, юристы «Онегина» от имени бюро отправили жалобу на «КардиоКлинику» в Генпрокуратуру. «Клиника, осуществляющая деятельность в системе ОМС, фактически отказалась оказывать в рамках территориальной программы ОМС и в порядке, установленном Минздравом, специализированную медицинскую помощь застрахованным лицам с острым коронарным синдромом, госпитализируемым бригадами скорой медицинской помощи», – объясняет суть жалобы управляющий партнер адвокатского бюро «Онегин» Ольга Зиновьева.
Клиника, парирует Надежда Алексеева, даже не включена в список сосудистых центров и отделений, в которые маршрутизируются экстренные пациенты: «Таких центров достаточно, какой смысл везти их к нам, если у нас даже объемов на их лечение нет? Очевидно, что, в соответствии с законом, у нас нет обязанности участвовать в маршрутизации. Нам было бы достаточно хотя бы тех случаев, которые возникают в ходе нашей практики и при самостоятельном обращении пациентов».
Коллизия не разрешена и, судя по всему, разрешится не скоро: Санкт-Петербургский ТФОМС сообщил Vademecum, что готовится обжаловать решение ФАС в арбитраже.
КРОВНЫХ ПОТОК
Накапливающаяся в отрасли практика подталкивает к довольно печальному выводу: распределение госзаданий пока регулируется не внятным законом, а сложносочиненной системой взаимоотношений участников рынка и распорядителей бюджетов. Свежий пример – уже упоминавшийся инвестпроект по строительству «Клиники сердца» в Самаре. Известный в регионе предприниматель, владелец и директор компании «СМТ» Сергей Шатило пообещал вложить в клинику площадью 25 тысяч кв. м 3 млрд рублей. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин идею поддержал. Проект позиционировался как государственно-частное партнерство (ГЧП), но по факту реализовывался в соответствии с региональным инвестиционным законодательством. Основной документ, определяющий взаимодействие региональных властей и инвестора, – инвестиционный меморандум – был подписан в январе 2014 года. В июле того же года торжественно стартовало строительство нового кардиоцентра на арендованной части территории действующего ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» (СОККД).
Как пояснил Vademecum руководитель проекта и совладелец «Клиники сердца» Яков Трахт, срок окупаемости медцентра – 11 лет, в течение которых медучреждению будет гарантирован госзаказ на медпомощь. Раскрыть суммы, которые будут направляться клинике из фонда ОМС, в СМТ отказались, сославшись на коммерческую тайну. «Каждый год суммы будут уточняться, – сообщил Трахт. – Однако совместная цель государства и «Клиники сердца» – за время работы выйти на тот объем ВМП, который нужен Самарской области. Это около 11,5 тысячи кардиохирургических операций в год. На данный момент в СОККД проводится 2,5 тысячи таких операций».
Если стоимость одного кардиохирургического вмешательства составляет в среднем около 200 тысяч рублей, то на проектной мощности в 11,5 тысячи операций клиника сможет зарабатывать не менее 2,3 млрд рублей ежегодно.
Пока основной объем сердечно-сосудистой хирургии в области выполняет СОККД, который будет работать в связке с «Клиникой сердца». «Мы занимаем ведущие позиции по оказанию ВМП в области, но по сравнению с другими регионами наши показатели теряются, – говорит главный врач СОККД Сергей Хохлунов. – Здание диспансера старое и не предназначено для кардиохирургии. Были попытки увеличить площади за счет бюджета, но в связи с кризисными ситуациями в стране эти проекты приостанавливались. А развиваться все равно надо. Новый центр будет взаимодействовать с диспансером, отдельно работать они и не смогут. Туда в итоге уйдет «большая» кардиохирургия, значительный объем рентгенхирургии, реанимация. Мы же сможем привести площади диспансера в соответствие со СНиП и будем заниматься выявлением кардиологических пациентов с помощью диспансеризации, амбулаторного звена, увеличим охват по области».
В уверения инвесторов из СМТ в том, что по прошествии 11 лет клиника будет участвовать в программе госгарантий «на общих основаниях», трезвые наблюдатели не верят. По мнению Михаила Малышева из челябинского Центра хирургии сердца, сложившаяся в Самарской области ситуация не имеет никакого отношения к конкуренции между организациями здравоохранения в системе реальной страховой медицины. «Внешне это выглядит так, будто бизнес выручил областное здравоохранение. Но на самом деле это фальшь бизнеса и власти. У нас в регионе была похожая ситуация. Никто не мог работать с ТФОМСом из-за низких тарифов, кроме единственной клиники, потому что для нее были созданы все условия выгодной работы по ОМС, причем на основаниях, не выглядевших незаконными».
Похожую схему используют и упомянутые выше инвесторы в Белгороде. В феврале 2016 года компания «Клиника сердца», совладельцем которой является директор белгородской Клиники амбулаторной хирургии Светлана Коваленко, подписала соглашение о «муниципально-частном партнерстве» с администрацией Старого Оскола об открытии в местной горбольнице центра сердечно-сосудистой хирургии. Правда, как уверяют авторы проекта, выбранные под его реализацию площади сейчас никем не используются. И вообще, в белгородской «Клинике сердца» рассчитывают на поток коммерческих пациентов, а по ОМС планируют работать фрагментарно.