27 Июля 2024 Суббота

Список Гуандуна
Евгения Журавлева
21 апреля 2014, 18:41
3878

Власти КНР заподозрили провинциальных чиновников в неверности делу партии и правительства

Чиновники, отвечающие за состояние дел в здравоохранении одной из крупнейших китайских провинций Гуандун, оказались в эпицентре коррупционного скандала. В начале апреля сразу несколько авторитетных китайских СМИ распространили информацию о том, что представители власти манипулируют с номенклатурой Cписка основных препаратов, переформатируя их перечень с учетом интересов местных фармпроизводителей.

Первая редакция Cписка основных препаратов (аналог российского ЖНВЛП) появилась в Поднебесной в 1982 году: перечень включал 2 033 продукта, которые тогда еще Минздрав КНР рекомендовал иметь в ассортименте розничным фармкомпаниям и госпитальным аптекам. Вплоть до 2009 года закупки по Списку основных препаратов государством никак не финансировались, а получение препаратов пациентами не покрывалось страховкой. Начавшаяся затем реформа здравоохранения и внедрение в практику подобия ОМС изменили роль и методику формирования списка. Да и сам перечень препаратов, рекомендуемых как жизненно необходимые, сократился с 2 033 до 307 позиций.

По утвержденному пять лет назад рамочному регламенту, список должен покрывать нужды потребителей в лекарственных средствах, представленных в оптимальных дозировках и по рациональным ценам, а пересматриваться – каждые три года. Тогда же, в 2009 году, была разработана и система проведения тендеров по закупкам списочных лекарств, представляющая собой «торги двух конвертов»: в одном из них содержится техническая информация о продукте, во втором – предложение по цене. При этом стоимость препаратов перечня строго контролируется национальной Комиссией по развитию и реформам.

Постепенно, с опорой на опыт внедрения, система усложнилась и обросла нюансами, усиливавшими регулирование в зонах тотальной ответственности центральной власти – например, в звене первичной медпомощи, – и дающими большую ценовую свободу крупным многопрофильным госпиталям. Тем не менее благодаря контролю государства за ценообразованием при закупках основных препаратов, Китаю в период 2008–2011 годов удалось снизить среднюю стоимость единицы номенклатуры перечня на 25%. Социально-экономический эффект в проекции на 1,3 млрд населения очевиден. Равно как и дополнительный прессинг фармотрасли, игроки которой вынуждены были приспосабливаться к изменившимся правилам игры.

Противоречия из-за списков возникли у центра с регионами. По мере реализации первоначального замысла выработалась практика – каждая провинция получила право выпускать дополнения к основному перечню. И тут начались перекосы: чем богаче провинция, тем длиннее оказывается дополнительный список жизненно важных для ее жителей ЛС, в то время как наименее развитые регионы вынуждены демонстрировать скромность лекарственных запросов.

Тем не менее покрываемая бюджетами разных уровней программа продолжает развиваться: в 2013 году Пекином был утвержден новый, расширенный до 520 позиций, Список основных препаратов, в число которых вошли и блокбастеры от транснациональных фармкомпаний Плавикс (Sanofi/BMS), Glucobay (Bayer), Норваск (Pfizer) и Диован (Novartis). По прогнозам экспертов, к 2015 году совокупный объем оборота ЛС из Списка основных препаратов составит 343,1 млрд юаней ($55,6 млрд), а если тенденция расширения перечня сохранится, то этот показатель в скором времени может достигнуть отметки 500 млрд юаней ($81,1 млрд).

Желая скорректировать диспропорцию в лекарственном обеспечении провинций, Комиссия по делам здравоохранения и планирования семьи одновременно с выпуском расширенного основного списка декларировала, что в ближайшее время начнет еще строже вести наблюдение за методикой и практикой формирования дополнительных перечней. По состоянию на март 2014 года девять китайских провинций уже опубликовали свои списки, и количество ЛС в большинстве из них зашкаливает за 200 позиций: провинция Шаньдун, например, дополнительно «прописала» себе 216 препаратов, Цзянсу – 228, Ганьсу – 206, Чунцин – 205.

Аналитики китайского фармрынка в этой связи замечают: зачастую в перечнях из 200 дополнительных препаратов более 100 позиций занято «эксклюзивом» от местных производителей. А царят в каждой «эксклюзивной» сотне, как правило, продукты традиционной китайской медицины (ТКМ): например, лекарство для женского здоровья Gongxuening от компании Yunnan Baiyao, средство для улучшения кровообращения Maiping от компании Duyiwei и прочие.

В том же ряду препарат для лечения сепсиса и дисфункции внутренних органов Xuebijing, продажи которого в 2013 году принесли его производителю – Tianjin Chase Sun Pharmaceutical – 479 млн юаней ($77,5 млн). Именно вокруг этой компании и закупок этого препарата и разгорается сейчас коррупционный скандал в провинции Гуандун. Местная Комиссия по дисциплине начала проверку в отношении нескольких чиновников системы здравоохранения. Под прицел регулятора попали глава Департамента лекарственной политики Комиссии по делам здравоохранения и планирования семьи региона У Синьминь и глава Второй больницы ТКМ провинции Гуандун, секретарь ее партийного комитета Юй Яошэн. По версии, изложенной местным изданием The 21 Century Business Herald, Юй Яошэн выступил посредником в отношениях оптовика – партнера госпрограммы Guangdong Sanxin Pharmaceutical – и У Синьминя, благодаря этой коррупционной связи препарат Xuebijing якобы проник в дополнительный лекарственный список провинции. Компания Tianjin Chase Sun Pharmaceutical, открещиваясь от участия в каких бы то ни было коррупционных схемах, заявляет, что ее вовсе не интересует сегмент рынка, заказчиками на котором выступают медучреждения первичного звена. Расследование этого эпизода не окончено, как не сняты и прочие вопросы к чиновникам, отвечающим за формирование дополнительного списка лекарств, жизненно необходимых населению провинции Гуандун.

В этом перечне на текущий момент – 278 позиций (147 «западных» препаратов и 131 средство ТКМ). По словам старшего советника компании Sinopharm Гань Жунфу, неутолимый лекарственный аппетит провинции – прямое следствие келейности в принятии решений: в Гуандуне, вопреки сложившимся в провинциальных правительствах традициям, публичных обсуждений дополнительного списка не проводилось. По той же причине, добавляют местные эксперты, большинство так называемых эксклюзивных препаратов – это средства ТКМ в форме инъекций, считающиеся наиболее прибыльным продуктом сегмента. Рынок препаратов ТКМ растет в Поднебесной на 21% ежегодно и, по данным аналитиков Nanfang ribao, в 2013 году составил 25–30 млрд юаней ($4–4,8 млрд).

Наблюдатели полагают, что нынешний скандал, как бы он ни разрешился, заставит власти пересмотреть принципы формирования дополнительных перечней ЛС, сделав процедуру более прозрачной и свободной от протекционизма в отношении местных производителей, а число препаратов ТКМ в списках резко сократится. Пока же, несмотря на проверки, в Гуандуне прошли уже два этапа закупок по дополнительному перечню препаратов: на первом провинция приобрела ЛС на общую сумму 3,46 млрд юаней ($560,2 млн), на втором – на 2,88 млрд юаней ($467,1 млн). Заподозренная в сговоре с закупщиками Tianjin Chase Sun Pharmaceutical отказалась от участия в торгах на втором этапе, объяснив решение низкой ценой тендера.

китай, китайская традиционная медицина

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении