27 Июля 2024 Суббота

Спиши на помощь
Кирилл Седов Мединдустрия
2 февраля 2015, 13:40
6477

Правительство придумало федеральным медцентрам занятие, которое можно финансировать в обход ОМС

Пытаясь оставить часть высокотехнологичной медпомощи на прямом бюджетном финансировании, правительство продолжает множить законодательные дефиниции. В мае 2014 года Минздрав предложил обогатить российское здравоохранение термином «инновационная меддеятельность», теперь же в Госдуму направлен закон о «медпомощи в рамках клинической апробации». Как бы это ни называлось в итоге, медцентры, чья деятельность будет соответствовать неологизму, в ближайшие три года смогут поучаствовать в освоении 45 млрд рублей из федерального бюджета. Круг лиц, ответственных за распределение этих средств, пока не определен.

Соответствующие поправки к федеральному закону №323 ≪Об основах охраны здоровья граждан в РФ≫ правительство внесло в Госдуму 26 января. Если разработанный Минздравом и Минфином законопроект будет принят, в России появится новая разновидность меддеятельности, а именно – ≪медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации≫. Под клинической апробацией предложено подразумевать ≪практическое применение разработанных и ранее не использовавшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи для подтверждения доказательств их эффективности≫.

Внятно артикулировать, оказывается ли медпомощь ≪в рамках апробации≫ либо все же апробация происходит в процессе оказания медпомощи, разработчики закона, очевидно, не смогли или посчитали лишним. Небрежность формулировок отчасти компенсируется конкретикой в оценке затрат федерального бюджета. За счет государственных ассигнований ≪медпомощь в рамках клинической апробации≫ планируется оказывать не менее 62,3 тысячи пациентам ежегодно, выделив на эти цели в текущем году 14,6 млрд, в 2016-м – 14,9 млрд, а в 2017-м – 15,5 млрд рублей. Правда, механизм распределения этих средств пока описан угрожающе расплывчато.

Решать, кто из медучреждений может заниматься клинической апробацией и получать соответствующее финансирование, будут две специальные комиссии при Минздраве – Этический комитет и Экспертный совет. Кто войдет в их состав, из самого законопроекта неясно: с этим почти ключевым вопросом министерство должно будет определиться в случае принятия закона и после его вступления в действие.

Заметим, что внесенные в Госдуму поправки к ФЗ-323 не подразумевают включение медпомощи, оказываемой в рамках клинической апробации, в программу госгарантий, что в проекте документа специально оговорено.

≪Это весомый способ финансирования федеральных клиник, – говорит о законопроекте замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Фарит Кадыров, и от насущных проблем переходит к долгосрочным задачам. – Поправки к закону хорошо согласуются с проектом ≪Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации≫, в котором говорится о включении результатов инновационных разработок в практическое здравоохранение≫.

Законопроект уже получил негативные отклики экспертов, специализирующихся на методологии исследований в сферах диагностики, профилактики и лечения. Причем критикуют инициативу как с чисто профессиональной, так и с правовой точки зрения. В специальном заявлении на сайте Общества специалистов доказательной медицины его президент Василий Власов напомнил, что никакой ≪апробации≫ не предусматривается ни Хельсинкской декларацией, ни другими международными соглашениями о медицинских экспериментах на людях. ≪Есть исследования, проводимые с участием человека. Они могут быть не связаны с оказанием помощи и могут проводиться в процессе оказания помощи. Точка. Все остальное – от лукавого≫, – доказывает Власов, делая следом предположение, что Минздрав придумал апробацию для того, чтобы ≪выйти за пределы нормального правового регулирования≫. ≪В результате дыма, зеркал и пассов руками получаются деньги для хороших пацанов≫, – объясняет эксперт логику законодательной инициативы.

В общем-то, инициатива правительства представляет собой именно финансовый маневр, поскольку изначально готовилась в русле исполнения поручений, данных Президентом РФ в феврале 2014-го. О клинической апробации в президентских наказах не говорилось ни слова, зато звучало требование найти федеральным медучреждениям новые источники финансирования. Минздрав откликнулся стремительно – уже в мае прошлого года подчиненные Вероники Скворцовой нашли нетривиальное решение вопроса, предложив внедрить в российское законодательство термин ≪инновационная медицинская деятельность≫ и финансировать ее за счет бюджетных средств. Бенефициарами проекта должны были стать организации, занимающиеся разработкой ≪новых или значительно улучшенных≫ методов профилактики, диагностики и лечения и применяющие эти методы в рамках медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС (подробнее о первой версии законопроекта – в материале ≪С инноватым видом≫, VADEMECUM #15 от 19 мая 2014 года).

Но уже к сентябрю прошлого года проект поправок в ФЗ-323 изменился почти до неузнаваемости – ≪инновационную медицинскую деятельность≫ заменила та самая, не менее новаторская с законодательной точки зрения, ≪медпомощь в рамках клинической апробации≫. В результате метаморфоз, случившихся с понятийным набором законопроекта, изменились средства достижения цели, но сами ориентиры остались на прежних местах. ≪Это способ уйти от обязательного медицинского страхования и его низких тарифов, – признает председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников. – Я считаю, что это очень правильный закон, он назрел, как только мы перешли к одноканальному финансированию всех медучреждений через фонд ОМС. Дело в том, что медицина является одной из наиболее передовых наук, и издержки, связанные с применением современных методов, их апробацией, требуют дополнительных затрат. С другой стороны, понятно, что затраты на одного больного здесь гораздо выше, и они не вписываются в тариф фонда ОМС. Этот законопроект позволяет решить проблему финансирования передовой медпомощи в федеральных учреждениях и все-таки сохранить для них реальное государственное финансирование≫.

вмп, высокотехнологичная медпомощь, федеральный медцентр, медцентр, инновационная меддеятельность, меддеятельность

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении