По оценке информационного портала Sina, в 2013 году количество обращений китайцев к пластическому хирургу составило 5,3 млн. Объем этого рынка вырос на 40% и превысил 300 млрд юаней ($48 млрд). По данным International Society of Aesthetic Plastic Surgery (ISAPS), два года назад цифры были значительно скромнее: тогда китайцы сделали около 1 млн косметологических процедур (в том числе 415 тысяч пластических операций), уступив США и Бразилии. Кто лидирует в мире сейчас, однозначно сказать трудно – международной статистики за прошлый год пока нет, однако в Китае действительно наблюдается настоящий бум пластической хирургии, сообщает местная пресса. У такого бурного роста есть и обратная сторона – более 60% желающих изменить себя к лучшему китайцев попадают в руки несертифицированных и плохо обученных специалистов, что заставляет наиболее осторожных клиентов обращаться к помощи иностранных медиков, прежде всего из Южной Кореи.
Пластическая хирургия известна в Китае с середины XX века – особой популярностью пользовались отбеливание и разглаживание кожи, удаление веснушек и родинок. Пластическая хирургия начала бурно развиваться в 90-х годах, с тех пор только набирая популярность. По данным Chinese Association of Plastic and Aesthetics, на сегодняшний день в китайской отрасли пластической хирургии работают не менее 200 тысяч человек.
Услуги пластической хирургии предлагают как частные, так и государственные клиники – всего около 34 тысяч учреждений, включая косметологические кабинеты.
Практически любой европеец в Китае хоть раз, да услышит восхищенное: «О, какой высокий нос!» или «У нее двойное веко!» Это связано с азиатскими стандартами красоты, благодаря им особой популярностью в Китае пользуется операция по созданию двойного века [у большинства азиатов оно одинарное. – VM], которое, по мнению не только китайцев, но также корейцев и японцев, делает глаза больше и выразительнее. Еще один хит – процедура создания так называемого высокого носа для исправления плоской переносицы. В идеале восточной красоты также есть и понятие «треугольного подбородка в форме сердца», острота нижней челюсти якобы делает черты лица нежнее и аккуратнее, а значит, процедура по изменению формы лица также находится в списке наиболее востребованных услуг. И наконец, те, кто хочет быть повыше, могут воспользоваться удлинением конечностей, но после операции пациент не сможет ходить как минимум полгода. Стремление получить европеизированную внешность иногда доходит до абсурда, например, клиника в городе Чунцин предлагает клиенту сделать нос «похожим на Эйфелеву башню» за 7 400 евро.
Рост рынка обеспечивает мода на пластику, возникшая среди молодежи: пластические операции даже дарят по разным поводам – на день рождения или День всех влюбленных.
Высоким сезоном пластической хирургии в Китае по праву считается период летних каникул, когда выпускники вузов начинают поиск работы и, для того чтобы выглядеть презентабельнее на собеседовании, идут на риск, ложась под нож хирурга.
Легальный китайский пластический хирург должен собрать немалый пакет документов: лицензию на право осуществления соответствующей деятельности, врачебную профессиональную лицензию, а также сертификат практикующего врача в области косметологии. Тратить время и средства на сбор этих бумаг готовы не все. По статистике, которую публикует местная пресса, до 80% косметологических центров занимаются пластической хирургией без каких-либо документов.
В 2000 году местный Минздрав выпустил постановление, в котором ясно говорилось, что пластической хирургией могут заниматься только клиники, имеющие специальную лицензию. Тем не менее обычные салоны красоты, которые обязаны заниматься только косметическими процедурами, зачастую предлагают весь спектр услуг полноценного медучреждения, специализирующегося на пластической хирургии. Клиентов заманивают фальшивыми «специалистами из Кореи» и низкими ценами.
«Обычные косметологи или врачи без определенного места работы проводят пластические операции, что крайне опасно», – заявляет пластический хирург Ли Вэньдэ. По его словам, такая операция должна обязательно происходить в присутствии анестезиолога, медсестер, а кабинет должен иметь реанимационное оборудование. В то время как в кабинетах косметологии все это, как правило, отсутствует. К тому же зачастую нелицензированными учреждениями используются низкокачественные средства для нехирургического вмешательства. Например, в китайские правительственные органы не раз поступали жалобы на использование препарата для подкожных инъекций Amazingel, производство и использование которого с апреля 2006 года запрещено в КНР.
По данным Китайской ассоциации потребителей (China Consumers Association), за последнее десятилетие более 200 тысяч человек пострадали от рук недобросовестных пластических хирургов.
«Четверть операций, которые я делаю, это случаи исправления ошибок предыдущих процедур», – заявляет заведующий отделением пластической хирургии в Первой больнице при медицинском факультете Чжэцзянского университета Сюй Цзинхун.
Громкий скандал разразился в 2010 году, когда подающая надежды юная звезда местной «фабрики звезд» Ван Бэй погибла во время пластической операции по заострению подбородка.
В КНР легальные клиники подразделяются на четыре ранга в зависимости от сложности проводимых операций и оснащенности. Юную звезду, по данным местной прессы, оперировали в обычной поликлинике, что явно говорит о несоответствии персонала и оборудования установленным стандартам для операций такой сложности.
Китайским специалистам по пластической хирургии часто вменяют в вину низкую квалификацию и плохую подготовку, приводя в пример Корею, где на подготовку полноценного специалиста-практика уходит от 12 до 14 лет.
Неудивительно, что корейские врачи пользуются в Китае даже большей популярностью, чем американские или японские специалисты. Особенно вырос поток медицинских туристов в Корею после 2009 года, когда корейское правительство разрешило местным клиникам целенаправленно привлекать пациентов-иностранцев.
Сейчас количество жителей Поднебесной, желающих получить медуслуги в Корее, достигает 32 тысяч человек (20,4% от всех медтуристов), при этом они обогнали американцев (19,2%), японцев (12,4%), россиян (10,3%) и монголов (5,3%). В 2012 году сектор медтуризма Южной Кореи заработал 487 млрд вон ($453 млн), по данным Korea Tourism Organization.
В среднем поездка в Корею за новой грудью или носом обходится иностранцам в $14 тысяч, включая расходы на перелет и проживание, заявляет глава маркетинга медицинской турфирмы Seoul TouchUp Ли Джун. В Китае даже возникла целая прослойка медицинских посредников, организующих такие поездки, в основном из числа китайских студентов, обучавшихся в корейских вузах.
Пластическая хирургия в Южной Корее начала развиваться еще в 60-х годах, но официально рынок, как и в Китае, был сформирован только через 20 лет, с тех пор Южная Корея воспитала уже три поколения хирургов.
В начале 90-х на территории Кореи работали 276 пластических хирургов, к 2011 году, по данным ISAPS, эта цифра выросла до 1 250 человек. В 2011 году здесь было проведено 258 350 пластических операций. Только в Сеуле насчитывается более 650 зарегистрированных клиник, расположенных в основном в знаменитом районе Каннам.
Южнокорейская индустрия красоты, которая включает не только пластическую хирургию, но и косметологию и фитнес-услуги, по данным китайского издания National Business Daily, достигла объема 96 млрд юаней ($15,6 млрд).
По версии главы корейской клиники BK Plastic Surgery Ким Бьюн Гана, причины для пластики у каждой нации свои: корейцы обычно идут к пластическому хирургу за европейской внешностью, пациенты из других азиатских стран – за лицами корейских знаменитостей, а европейцы – за уменьшением какой-либо из частей своего тела.
В 2012 году даже Мисс Корея Ким Ю Ми призналась, что делала пластику, после чего разгорелся национальный скандал. На обвинения СМИ она ответила, что никогда не заявляла, будто родилась красавицей, а значит, никого и не обманывала. Корону ей все же удалось сохранить.
Но подводные камни существуют и в корейской индустрии: в Китае не раз фиксировали случаи обмана клиентов и предоставления некачественных услуг. В июле 2013 года китайское посольство в Корее даже выпустило второе издание специального «Предупреждения о пластических операциях по корейскому подобию». В документе правительство пыталось предостеречь своих граждан от опрометчивых шагов, подчеркивая необходимость тщательного подхода к выбору клиники пластической хирургии и составлению договора с ней.
Корейское правительство, заинтересованное в приросте потока медтуристов, также старается поддерживать порядок в отрасли. Служба развития человеческих ресурсов (Human Resources Development Service) теперь проводит аттестацию и сертификацию турфирм-посредников, а клиники, которые работают через незарегистрированные турфирмы, начали постепенно закрывать.