27 Июля 2024 Суббота

Соловьиные трети
Ирина Мамиконян Мединдустрия
4 июня 2013, 11:48
Фото: Оксана Добровольская
5594

Министр здравоохранения объявила о диспансеризации такого масштаба, к которому отрасль пока не готова

Минздрав решил бороться с высокой смертностью россиян старым советским способом – массовой профилактикой. Идея в принципе верная, и к годовщине третьей инаугурации Владимира Путина министр здравоохранения Вероника Скворцова поспешила отрапортовать, будто диспансеризация трети населения страны уже началась. Однако расследование VM показало, что к столь масштабному мероприятию почти ничего не готово.

В день своей инаугурации 7 мая 2012 года Президент Путин подписал 11 указов, в том числе указ ≪О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения≫. В документе, помимо прочих, прописана конкретная задача — к 2018 году снизить смертность от болезней системы кровообращения до 649,4 случев на 100 тысяч населения (в 2011 году было 702), от новообразований – до 192,8 (в 2011 — 202) на 100 тысяч. В общей сложности на неинфекционные заболевания приходится до 75% смертей в стране. Было сразу очевидно, что за исполнение выборных обещаний Президент строго спросит с правительства, и Минздрав развернул бурную деятельность.

Основной упор решили, памятуя советский опыт, сделать на профилактику. Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева провела подробное исследование, из которого следовало, что массовая диспансеризация как была во времена СССР, так и по сию пору осталась очень эффективным, а главное, относительно недорогим методом резкого снижения смертности. Предотвращать болезни обходится в несколько раз дешевле, чем их лечить. За последние пять лет экономический ущерб только от болезней кровообращения составил 5 трлн рублей. Как указано в государственной программе ≪Развитие здравоохранения≫, 79% суммарного ущерба приходится на потери в экономике вследствие утраченных лет потенциальной жизни трудоспособного населения, и лишь 21% —собственно затраты на лечение. Например, общая сумма прямых расходов на инсульт (из расчета 500 тысяч случаев в год) составляет 63,4 млрд рублей в год, а непрямые расходы, оцениваемые по потере ВВП из-за преждевременной смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности населения, составляют 304 млрд рублей в год.

В онкологии соотношение еще более разительное. ≪В первой стадии онкологии удаление очага, как правило, стоит менее 10 тысяч рублей, а лечение онкозапущенного больного стоит более 200-300 тысяч рублей, а часто и миллионы рублей в год. То есть раннее выявление онкологии приносит не только минимум 20-кратную экономию для бюджета и семьи, но и спасение больного≫, –рассказал VM член Президиума РАМН Сергей Колесников.

≪Мировой опыт показал, что мероприятия, направленные на снижение распространенности факторов риска социально значимых заболеваний в течение 10 лет, обусловливают снижение смертности от этих заболеваний в среднем на 55%≫, – говорит консультант Frost & Sullivan Алексей Волостнов.

Минздрав подсчитал, что введение всеобщей диспансеризации и мер по охране здоровья могут увеличить продолжительность жизни к 2020 году до 74 лет (сейчас – менее 70 лет), что в свою очередь увеличит ВВП России на 20%. Согласно докладу Татьяны Яковлевой, профилактические осмотры взрослого населения (по достижении гражданином возраста 21 года) будут проводиться один раз в три года, групп риска (пожилых и детей) — ежегодно. Оплата — за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Ориентировочные тарифы на диспансеризацию будут зависеть от пола и возраста пациента: с 21 года и до 36 лет норматив затрат на медосмотр мужчин и женщин будет составлять 400-500 рублей. В 39 лет диспансеризация одного мужчины обойдется государству чуть более чем в 1,2 тысячи рублей, женщины – чуть более чем в 1,4 тысячи рублей. Наибольшийобъем средств придется на людей старше 50 лет: женщины — 1,6 тысячи рублей, мужчины – чуть более 1,4 тысячи рублей.

За несколько недель до совещания у Путина по итогам исполнения его прошлогодних указов Вероника Скворцова сделала ряд громких заявлений, из которых следовало, что массовая диспансеризация уже началась с января 2013 года, и что в этом году планируется провести медосмотр ни много ни мало свыше трети населения страны — 45 млн человек. Амбициозное заявление министра тут же подверглось критике со стороны профессионального сообщества.

≪Как на фоне кадровых проблем, когда не хватает участковых и узких специалистов, врачебное сообщество будет справляться с новыми задачами по всеобщей диспансеризации?≫ – высказал свои сомнения президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

По задумке Минздрава, диспансеризация — зона ответственности участкового врача-терапевта. Из доклада Татьяны Яковлевой следует, что в программе всеобщей диспансеризации будут задействованы более 38 тысяч участковых терапевтов, а нагрузка на врачей увеличится не более чем на 7%.

Галина Чайкина, главврач поликлинического отделения №67 городской поликлиники №60 города Павловска (Санкт-Петербург), в этом сомневается: ≪Мы примерно посчитали, что наше учреждение должно принимать на диспансеризацию по 90 человек в неделю, чтобы выполнить план. А у меня всего пять врачей, да еще отпускной период начинается≫. По ее словам, новый план по профилактическим медосмотрам включает 2500 человек, почти в пять раз больше, чем в прошлом году (550).

Еще одна проблема: в приказе Минздрава отмечается, что прохождение диспансеризации должно быть добровольным. Однако как врач может убедить прийти на медосмотр человека, у которого ничего не болит? ≪Я считаю, что это будут полупринудительные меры, так как доктора будут мотивировать граждан пройти диспансеризацию, как могут≫, – говорит Мария Макаренко, коммерческий директор частной клиники ≪Евромед≫, подразделения которой работают в системе ОМС. ≪Если раньше у нас обслуживались целые учреждения, нам предоставляли списки сотрудников и присылали их на диспансеризацию, то сейчас мы сами должны людей находить, привлекать, осматривать≫, – сетует Чайкина. Она опасается, что за срыв планов диспансеризации поликлинику будут штрафовать.

В Минздраве уже корректируют (а фактически, опровергают) заявление своего руководителя. ≪Официально диспансеризация начнется только с середины лета. Планируется ежегодно проверять около 23 млн человек, но поскольку этот год мы начинаем во втором полугодии, цифра будет меньше. Пока мы ее не называем. Может быть, она будет уточнена позднее≫, – сообщили VM в пресс-службе министерства.

Есть и другие проблемы, например, царит полная неразбериха с финансированием. Утвержденный тариф Минздрав пока не опубликовал. Общая стоимость программы диспансеризации пока тоже не установлена. Ранее Скворцова сообщала, что медосмотры ежегодно будут обходиться в 85 млрд рублей. В ФФОМС корреспонденту VM заявили, что приблизительный объем средств определен, однако еще не согласован с Минздравом. ≪Сейчас немного непонятная ситуация. Пока вопрос открыт≫, – говорят в пресс-службе фонда.

Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер полагает, что причина неопределенности в финансовом вопросе — нерасторопность ФФОМС. ≪В фонде, видимо, еще не произошло перераспределение субвенций. В этом причина непониманий, началась ли диспансеризация или нет, сколько стоит и прочее. В этом смысле управленческое решение отстает от решения политического. ФФОМС, видимо, оказался неготовым к тому, чтобы эти деньги реально довести до регионов≫, — говорит он.

А пока в том же Павловске только готовятся к запуску программы диспансеризации. ≪Сейчас идут подготовительные работы. Мы не можем в полной мере работать, так как еще нет утвержденной формы, по которой надо оформлять документы≫, — говорит Чайкина.

Зато Минздрав Тывы, поспевая за политическими решениями, в конце мая уже отчитался, что за два месяца проверил 3 тысячи человек, выполнив 23% годового плана. На какие средства? ≪Некоторые регионы, видимо, раньше смогли посчитать, сколько средств им необходимо, и ФФОМС согласился выделить им под это деньги≫, — предполагает Гонтмахер.

минздрав, диспансеризация

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении