27 Июля 2024 Суббота

Софт-фрахт
Марина Кругликова, Тимофей Добровольский
2 марта 2015, 16:26
7444

Кому интересны региональные подряды на строительство и обслуживание МИС

На рынке программного обеспечения МИС, оцененном в 2014 году более чем в 3,5 млрд рублей, грядет передел. Прежние лидеры сегмента – компания «Ростелеком» и другие крупные IT-интеграторы – постепенно сокращают свое присутствие в регионах, уступая территорию локальным разработчикам. Перераспределение сил, полагают эксперты, обусловлено двумя факторами: с одной стороны, дешевые и трудоемкие региональные заказы все мень­ше интересуют маститых операторов, а с другой – распорядители бюджетов, по тем или иным причинам разочаро­вавшиеся в заезжих специалистах, поручают доработку сервисов проверенным местным компаниям или интеграто­рам, поднаторевшим именно в медицинских IT-продуктах.

ИСТИНЫ ПРОПИСИ

МИС можно назвать начинкой каждого региональ­ного фрагмента ЕГИСЗ. По сути, это софт, который обеспечивает работу главных прикладных сервисов системы – электронной регистратуры (ФЭР) и элек­тронной медицинской карты (ИЭМК). В то же время МИС – самый капиталоемкий сегмент информатиза­ции здравоохранения: если компьютеры и другое обо­рудование устанавливается единовременно и служит до выработки ресурса, то такие программы требуют регулярной поддержки, развития и точной доводки.

С первых шагов строительства ЕГИСЗ софт занимал значимую долю в общем бюджете, направляемом регионами на медицинскую информатизацию. В Мо­скве, например, на внедрение МИС в 2011-2012 годах выделялось 2,9 млрд рублей, или более половины всех затрат на ЕГИСЗ. Программное обеспечение стало весомой статьей IT-расходов и для других регионов (подробнее – в VADEMECUM #18 от 21 ноября 2013 года).

По оценкам управляющего партнера консалтинговой компании «Базис-Мед» Андрея Алмазова, затраты на прикладное программное обеспечение на базовом этапе информатизации составили приблизительно 7-8 млрд рублей, или около четверти от общего бюд­жета, выделенного в 2011–2013 годах на финансиро­вание ЕГИСЗ.

«Ростелеком» изначально стал фактическим лиде­ром рынка информатизации здравоохранения. Как подсчитали в компании «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС), с 2011-го до 2012 года «Ростелеком» работал с ЕГИСЗ в 25 субъ­ектах РФ. И если на федеральном уровне мейджор вошел в историю беспрецедентным демпингом, выразив готовность создать сервисы ФЭР и ИМЭК всего за цену в 2 рубля, то в регионах оператор получал вполне приличные бюджеты. Общий объем средств, освоенных компанией на первом этапе информатизации в регионах, опираясь на анализ портала госзакупок, эксперты оценивали примерно в 3,5-4 млрд рублей. Как отмечал на конференции «Информационные технологии в медицине» в ок­тябре 2013 года представитель «Ростелекома» Роман

Громыко, в работу с региональными фрагментами ЕГИСЗ было вовлечено более 2 тысяч работников компании, а для реализации медицинских IT-про­ектов оператор провел 1 200 км линий связи по всей стране. Другие системные игроки сегмента, в том числе «Пост Модерн Текнолоджи», «Медотрейд», БФТ, «Смарт Дельта Системс», тоже пробовали свои силы в регионах, но по доле рынка сильно проигры­вали «Ростелекому» – общая стоимость заключенных ими в 2011-2012 годах контрактов составила всего 300 млн рублей. Еще примерно 1,5 млрд бюджетных средств, освоенных в тот же период, поделили между собой многочисленные локальные и узкоспециализи­рованные операторы.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВИДНЫМИ

Конкурентам было очень непросто противостоять финансовому и административному ресурсу «Росте­лекома». По данным мониторинга, проведенного VADEMECUM в 2013 году, на первом этапе информатизации здравоохранения сразу несколько операторов рынка разного формата, в том числе компании «Туби Лаб», «СофТраст» и «РАМЭК-ВС», оспаривали в судах про­цедуры отбора интеграторов МИС в Новосибирской, Воронежской, Белгородской, Омской, Рязанской и других областях. Компании предъявляли конкурс­ным комиссиям претензии разного рода, но чаще все­го были недовольны формальными причинами своего недопуска к тендерам, победителем которых призна­вался «Ростелеком». Самым громким делом в этом ряду стал иск конкурсантов против региональных властей в Воронеже, где профильный департамент на­значил «Ростелеком» исполнителем работ по ЕГИСЗ вовсе без проведения конкурса.

Несмотря на уверенную экспансию, «Ростелеком» далеко не во всех окученных им регионах справился с внедрением МИС. «В той же Воронежской области значительный объем работ по внедрению прикладных сервисов подрядчиком выполнен не был, а сам кон­тракт с «Ростелекомом» был признан ничтожным», – вспоминает сейчас источник, близкий к регионально­му департаменту здравоохранения.

По словам директора МИАЦ Республики Тыва Байырмаы Чурук, в ее регионе «Ростелекомом» тоже были проведены не все необходимые работы: «На 90% внедрение МИС двигалось нашими собственны­ми усилиями, а не этой компанией». Заместитель директора по информатике МИАЦ Нижегородской области Людмила Чиненкова говорит, что и у них в ре­гионе «Ростелеком» не завершил исполнение заказа: «На основе контракта с региональным Минздра­вом все мероприятия по приобретению, адаптации и внедрению региональной МИС должны были быть завершены до конца 2012 года. Однако они не закон­чены и сейчас».

В компании «Ростелеком» официально проком­ментировать проблемные региональные контракты отказались. Что, впрочем, не помешало руководи­телю проектов макрорегионального филиала «Си­бирь» ОАО «Ростелеком» Ксении Чагиной пояснить VADEMECUM сущностные особенности строительства МИС: «Внедрение таких сложных систем не обходится без проблем, и «Ростелеком» здесь не исключение, а их преодоление во многом зависит от совместных усилий по управлению проектом как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя».

Грядущие изменения в структуре рынка наблюда­тели впервые отметили в переходном для ЕГИСЗ 2013 году, когда регионы принялись дорабатывать уже внедренные медицинские сервисы. В этот период «Ростелеком» выиграл 12% от всех проведенных кон­курсов по установке софта, заключив около 30 новых контрактов – больше, чем на первом этапе информа­тизации. Однако суммарная стоимость полученных «Ростелекомом» региональных подрядов составила всего 500 млн рублей. В тот же период развернули активность другие именитые интеграторы, вместе заключившие контракты на общую сумму около 3 млрд рублей. Доля локальных и специализирован­ных игроков в 2013 году осталась на прежнем уровне, зато в сегменте стали укрепляться компании, которым на первом этапе строительства ЕГИСЗ не удавалось конкурировать с мейджорами, такие, например, как «СофТраст» или «РАМЭК-ВС».

ТОЧЕЧНЫЙ РАСЧЕТ

Сейчас на рынке зреет очередное перераспределе­ние сил. Хотя около четверти объявленных в про­шлом году тендеров на поставку ПО еще не закрыты, по завершенным конкурсным процедурам можно проследить отчетливый тренд – в лидеры рынка выходят локальные и специализированные игроки. Эти интеграторы уже выиграли более 500 конкур­сов на общую сумму около 1 млрд рублей. На рын­ке стали заметны такие разработчики, как «Барс Груп», «Смарт-Софт», К-МИС, «СВАН» и другие (перечень активных участников региональных тендеров на разработку ПО для МИС – в таблице «ПО – территориям»). Вчерашние ТОП-интеграторы выиграли за этот период всего 13 конкурсов, заклю­чив контракты совокупной стоимостью 307 млн руб­лей. Некоторые операторы, например компания БФТ, решили и вовсе оставить региональные площадки. «Однозначно говорить об уходе с рынка IT-решений для сферы здравоохранения нельзя, но по итогам прошлого года наша компания не имеет проектов в ЕГИСЗ», – подтверждает руководитель управления маркетинга БФТ Юлия Захаренко, не поясняя, прав­да, причин выхода из сегмента.

«Ростелеком» в 2014 году заключил более 85 кон­трактов на общую сумму около 135 млн рублей. Представитель оператора Ксения Чагина объясняет убавление оборотов переформатированием техниче­ских задач в региональных проектах: «В настоящий момент практически отработаны вопросы обеспече­ния стабильности инфраструктуры, отлажен базовый функционал медицинских информационных систем, но встают новые задачи по развитию функционала, например, по автоматизации скорой медицин­ской помощи, интеграции с внешними системами и сервисами (ИЭМК и ФЭР), удобству использо­вания. Оказание услуг в сфере медицины остается для «Ростелекома» стратегическим направлением деятельности».

И все же ряд своих прошлых площадок «Ростелеко­му» пришлось оставить. В Республике Тыва МИАЦ сегодня реализует собственное программное реше­ние. Окончательный расчет с мейджором находится на особом контроле правительства Нижегородской области. «Все работаем на то, чтобы контракт за­крыть, – категорична Людмила Чиненкова из регио­нального МИАЦ. – Платить «Ростелекому» не за что, пусть закроют то, что еще не закрыли». Освобождаю­щееся цифровое пространство заполняют специали­зированные операторы. По данным К-МИС, боль­шинство регионов, работавших раньше с компанией «Ростелеком», работают с «Барс Груп».

Эксперты IT-рынка полагают, что влияние круп­ных универсальных интеграторов в сегменте медицинской информатизации продолжит сни­жаться. «Время прошло, федеральных денег не ста­ло, финансирование в разы меньше, чем было на первом этапе, а требования и уровень проблем с выполнением госконтрактов никуда не делись. Поэтому желающих заниматься информатизацией медицины резко поубавилось, – говорит директор по развитию компании К-МИС Александр Гусев. – Выживают только реальные игроки с реальными продуктами, именно в их сторону и смещается рынок». Представитель компании «Барс Груп» Еле­на Штыкова замечает, что смена вендора посреди наладки системы вряд ли станет выходом из слож­ной ситуации: «Решить проблему могут только концентрация административного ресурса в ре­гионе и его правильное применение, чего регионам часто не хватает».

информатизация здравоохранения

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении