27 Июля 2024 Суббота

Ресторатор Дмитрий Ямпольский откроет в Лондоне сервис по вызову на дом медсестер
Ольга Гончарова, Тимофей Добровольский Мединдустрия
14 марта 2017, 13:23
Дмитрий Ямпольский
Фото: РИА Новости
14340

Основатель ресторанной группы Table Talk Дмитрий Ямпольский решил инвестировать в британскую медицину. По информации Vademecum, в ближайшие полгода предприниматель намерен открыть в Лондоне компанию Visit Health, предоставляющую диагностический сервис на дому. Квалифицированные медсестры будут приезжать к пациенту, обследовать его и переправлять полученные данные врачу для постановки диагноза. По расчетам Ямпольского, услуга позволит национальной службе здравоохранения, страховым компаниям и пациентам значительно сэкономить на первичном врачебном приеме, стоимость которого в Великобритании достигает сейчас в среднем 150 фунтов стерлингов.

ПАБ НА ГАЛЕРАХ

До сих пор Дмитрий Ямпольский никак не проявлял себя ни на отечественном, ни на зарубежном рынке медуслуг. Сейчас предприниматель развивает международное агентство недвижимости W1Evans, ресторанную группу Table Talk (рестораны «Жан-Жак» и «Джон Донн», «Маяк») и юридический бизнес в России и в Лондоне. Кроме того, он занимается благотворительностью – возглавляет правление фонда помощи хосписам «Вера» и выступает соучредителем благотворительного фонда «Друзья». Сейчас Ямпольский планирует одновременно организовать в Туманном Альбионе две компании: образовательный проект RAY Education и медицинский Visit Health. «Меня всегда интересовали стартапы, которые требуют, с одной стороны, нетривиальных логистических решений, с другой – обладают инновационной составляющей», - рассказывает предприниматель.

jeanjacquesuk.com.jpg

Фото: jeanjacquesuk.com

Visit Health, по словам Ямпольского, уже в середине года начнет функционировать. Как рассказала Vademecum генеральный директор компании Юлия Смаль, в этом году сервис будут осуществлять не менее 10 медсестер, совершая по пять-шесть визитов в день. Каждая из них будет вооружена необходимым диагностическим оборудованием, например, аппаратами ЭКГ и УЗИ. «Мы планируем привлекать сотрудников разных национальностей. В Лондоне значимый процент населения составляют иностранцы, и пациенты ценят, когда они могут поговорить с человеком, понимающим их язык», – говорит Смаль. Данные обследования и собранный медсестрой анамнез будут заведены на IT-платформу, откуда их сможет выгрузить врач, чтобы поставить диагноз и назначить лечение. В течение пяти лет, по словам Смаль, штат компании может быть увеличен до 70–80 единиц персонала: «Мы сейчас тестируем несколько сегментов рынка – традиционную диагностику на дому, ведение беременности, наблюдение пациентов с тяжелыми заболеваниями».

Размер инвестиций Ямпольский и Смаль не раскрывают. Управляющий партнер международной консалтинговой компании U&F Алексей Узуев полагает, что Visit Health может быть запущен как lean start-up – в режиме тестирования на небольших мощностях, и в таком случае в проект будет достаточно вложить до 100 тысяч евро.

Дмитрий Ямпольский уверен, что его проект будет экономически успешен в Великобритании. По его планам, Visit Health сможет оперировать как на рынке госзаказа, так и в коммерческом сегменте. Потенциальные клиенты – структуры NHS (National Health Service), частные клиники, телемедицинские сервисы, врачи, а в будущем и сами пациенты. «Visit Health позволит значительно снизить затраты государства, страховых компаний и простых граждан на визиты к врачу», – надеется предприниматель. Если в среднем по стране стоимость приема врача общей практики оценивается в 150–200 фунтов стерлингов, то, по расчетам Ямпольского, визит медсестры от Visit Health обойдется заказчику примерно в 50 фунтов стерлингов. «Еще одно преимущество – качество оказания услуги и оперативность сервиса», – говорит медицинский стартапер.

СЕСТРЫ И СЕСТРЫ

Опрошенные Vademecum эксперты считают, что идея Ямпольского действительно может быть востребована в Великобритании, прежде всего на рынке госзаказа. Национальная система здравоохранения переживает глубокий кризис. С одной стороны, индустрия медуслуг столкнулась с резким сокращением госфинансирования: например, в 2016 году бюджет NHS на переоборудование клиник был снижен почти на треть – до 3,7 млрд фунтов стерлингов. C другой, британцы явно недополучают медицинскую помощь в необходимом объеме и качестве – в январе текущего года британские власти публично признали проблему дефицита врачей, а NHS в этой связи заявила о готовности принять на работу несколько сотен специалистов из других стран. «Кризис в системе здравоохранения обусловлен многими факторами. Население Великобритании увеличилось за последние 10 лет на 16%, здесь, кстати, сейчас живет много русских, – рассказала Vademecum директор Institute of Health Visiting доктор Черилл Адамс. – Кроме того, запросы потребителей медуслуг растут, люди хотят получать квалифицированную помощь здесь и сейчас, без проволочек».

Если Visit Health предложит государственной системе вариант сокращения расходов на врачебный прием, это может заинтересовать NHS и другие государственные институты, полагает Адамс. В Великобритании сервис по оказанию сестринской помощи на дому – Health Visiting – действует с 1862 года. В этой системе, финансируемой государством, сейчас задействовано около 16 тысяч профильных специалистов, но они оказывают скорее социальную, нежели медицинскую помощь. «Health Visiting нацелена прежде всего на то, чтобы предотвратить проблемы в семье. Например, если люди живут в неблагоустроенной квартире и это плохо влияет на их здоровье, медсестра, зафиксировавшая это обстоятельство, может обратиться к местным властям и предложить улучшить жилищные условия этой семьи, – объясняет Черилл Адамс. – Если у ребенка будут обнаружены признаки астмы, его направят к врачу. Медсестры следят в том числе и за тем, чтобы в доме соблюдались санитарные нормы». В системе Health Visiting уже задействованы несколько частных операторов, крупнейший из которых – компания Virgin Care миллиардера и филантропа Ричарда Брэнсона. Но и в этой системе наблюдается дефицит специалистов. По данным NHS, одна медсестра, занятая в программе Health Visiting, должна обслуживать 250 семей, а по факту курирует вдвое больше.

nurse.jpg

Фото: barnsleyhospital.nhs.uk

В то же время многие британские компании предлагают сервис выезда врача общей практики на дом. «Такая услуга пользуется спросом у VIP-клиентов или пациентов, которые себя недостаточно хорошо чувствуют, чтобы прийти в клинику», – говорит представитель лондонского русскоязычного медцентра Polyclinica №1. По его словам, если прием врача в этой клинике стоит 180 фунтов стерлингов, то вызов специалиста на дом – уже 350.

Ниша диагностического сервиса на дому, по словам опрошенных Vademecum экспертов, еще не занята. «Если в системе Health Visiting медсестры сами принимают решение, какие манипуляции проводить, и только постфактум сообщают врачу о проблеме, да и в целом выполняют другие задачи, то в Visit Health все лечебные решения принимает врач, GP или узкий специалист, а наш сотрудник лишь выполняет его инструкции, – объясняет Юлия Смаль. – Мы предоставляем сервис, значительно облегчающий работу высококвалифицированного специалиста. При этом преимущество сервиса – возможность удаленной телемедицинской консультации. То есть, например, пациент может находиться в Лондоне и вызвать медсестру, которая соберет информацию для его лечащего врача в России. Так как некоторые медсестры могут выписывать медикаменты, то он может сразу с ней обсудить, что необходимо выписать».

ТЕЛЕ-ТЕСТО

Если проект «выстрелит» в Великобритании, Ямпольский планирует повторить его на других рынках и не исключает организации сестринского диагностического сервиса в России. Алексей Узуев из U&F считает, что замысел может быть широко востребован: «Сама идея использовать медсестер вместо врачей для первичного приема не нова. Она обсуждается во многих странах как минимум последние 10 лет. Такие попытки предпринимались в США, где, правда, они натолкнулись на противодействие врачебного сообщества. Но если удастся организовать проект, учитывая интересы различных участников системы здравоохранения и сократив средние издержки на первичный прием, то он может оказаться вполне востребованным в Европе, где прием врача пытаются заменить в основном путем удаленных телемедицинских консультаций».

Руководители крупных отечественных клиник и отраслевые эксперты считают, что сервис может найти спрос и в России. «Думаю, идея вполне достойна того, чтобы ее проработали, например, в Первом меде. Менталитет российских пациентов таков, что к врачу приходят в основном поговорить, а такая схема значительно снизила бы затраты на первичный прием», – рассуждает председатель комитета «Интернет+Медицина» Института развития интернета Георгий Лебедев. Директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» Денис Швецов тоже считает проект Ямпольского жизнеспособным, в том числе и в России: «Идея имеет экономический смысл. Если IT-платформа позволит медсестре связаться с врачом в момент посещения клиента, то, по сути, это будет классическая телемедицинская модель «врач – врач». Это позволит сэкономить деньги, поскольку выход медсестры обходится гораздо дешевле, чем выход врача. Конечно, самодиагностика пациентов с помощью девайсов будет еще менее затратна, но не всегда возможна и корректна».

Реализацию подобного проекта в России пока тормозят несовершенство нормативной базы и недостаточно высокие стандарты подготовки среднего медперсонала. «Уровень квалификации европейских и российских медсестер сильно разнится, – признает медицинский директор сети клиник «Семейная» Павел Бранд. – В отличие от своих зарубежных коллег, наши медсестры, например, не имеют права собирать анамнез. Создавать систему, в которой будут работать низкоквалифицированные сотрудники, очень опасно. Например, медсестра пришла к дедушке, у которого немеют ноги, и направила его к неврологу. А у него немеют ноги не просто так, а от диабетической полиневропатии. Терапевт мог бы это буквально унюхать, почувствовав запах изо рта, а медсестра – нет». Да и сама передача результатов диагностики дистанционно в России пока полноценно реализована быть не может. Несмотря на то что телемедицинские протоколы уже апробированы частными клиниками, легализация дистанционных консультаций между медработниками и пациентами или исключительно между врачами станет возможна только после вступления в силу закона о телемедицине. Проект этого документа, уже согласованный правительством и включенный в план законотворческой деятельности 2017 года, вводит понятие дистанционной консультации, устанавливая, кем именно может осуществляться телемедицинский контакт.

ямпольский, медицинские услуги, медсестры, медики, англия
Источник: Vademecum №4, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении