27 Июля 2024 Суббота

Снимают с глаз
Дарья Шубина Мединдустрия
9 февраля 2015, 16:32
9300

Кто вкладывается в офтальмологические клиники полного цикла

Частные операторы рынка офтальмологических медуслуг апробацию комплексного формата начали в «нулевых». Хирурги, открывшие собственные глазные клиники, укрепляли вес за счет развития диагностики и оптической розницы, а отдельные представители оптического бизнеса искали себя в клинической офтальмологии. VADEMECUM выяснил, во что вылились эти встречные тренды.

≪К открытию собственной клиники я готовился 10 лет, ездил за границу на конференции, посещал госпитали в США, Канаде, Европе, смотрел, как организованы помещения, где располагается оптика, что нужно из мебели, инструментов и оборудования≫, – вспоминает выходец из федоровского МНТК офтальмохирург Игорь Медведев, одним из первых в России основавший частное специализированное предприятие полного цикла – две клиники и оптический салон с диагностическим центром.

В конце 90-х клиники открывали либо офтальмохирурги, уверенные в коммерческой перспективе направления, либо владельцы оптических салонов, вооруженные наработанными клиентскими базами. Акценты в бизнесе каждый расставлял по-своему, поэтому универсальной формулы успеха комплексного формата – пропорций в сочетании хирургии, диагностики, оптики и сопутствующих медуслуг – так и не появилось. Эффективность той или иной комбинации сегодня, по оценкам VADEMECUM, проверяют собственники и управленцы не менее 20 частных медицинских компаний (подробнее – в инфографике ≪Собирательные образцы≫).

СТРУКТУРНЫЙ ИНТЕРЕС

Первый собственный Центр глазной хирургии Игорь Медведев открыл в 1999 году. Основными услугами клиники, компактно разместившейся на 196 кв. м, стали лазерная коррекция зрения Lasik и хирургия катаракты. ≪Как один из первых практиков технологии Lasik, я понимал, что ее использование может стать хорошей финансовой базой, а я смогу отвечать за качество и даже давать на результаты операции пожизненную гарантию, – рассказывает Медведев. – Кроме того, я выполнял хирургию катаракты и брал за эту операцию большие по тем временам деньги – 15 тысяч рублей. И хотя коллеги смотрели на меня с недоумением, клиника всегда была загружена≫.

Средний объем инвестиций в оснащение клиники по тем временам составлял, как свидетельствуют участники рынка, $1 млн. Медведев уверяет, что приобретение первого эксимерного лазера и диагностического оборудования было не столь затратным: за время работы в МНТК он изучил специфику рынка, познакомился с основными поставщиками и смог договориться с ними о скидках. В обустройство центра хирург вложил все семейные сбережения плюс кредитные средства.

Следующим этапом плана Медведева, вдохновившегося заграничными комплексными решениями, стало открытие салона оптики с отделом первичной диагностики и контактной коррекции зрения. Оптика под фамильным брендом открылась в 2003 году неподалеку от самой клиники на Смоленском бульваре в Москве. ≪Очки и средства контактной коррекции зрения должны находиться в шаговой доступности, – говорит предприниматель. – Организацией оптического салона нам удалось замкнуть цикл≫.

В середине ≪нулевых≫, когда комплексный формат подтвердил свою состоятельность, а Игорь Медведев задумался о развитии бизнеса, ему поступило предложение от министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко, пригласившего бизнесмена к себе в заместители. ≪От предложения я отказался, – рассказывает Медведев, – возвращаться в госструктуру, уже попробовав свободы, я не хотел. Но к совету Юрия Леонидовича открыть многопрофильную клинику прислушался≫. Так в 2005 году в Москве появился Международный центр охраны здоровья.

В структуре центра, помимо клиники со стационаром, изначально действовали отдел оптики и аптека, а в 2006 году появилось и вовсе непрофильное предприятие – ресторан ≪В темноте?!≫. Новаторской ≪фишке≫ досуговые издания посвятили тонны откликов, по-разному оценив качество еды, подаваемой в кромешной темноте незрячими официантами под сопровождение ансамбля слепых музыкантов. Идею Медведев ≪подглядел≫ в парижском ресторане Dans le noir, под который и переформатировал уже готовящийся к открытию объект общепита.

Тиражировать достижения центра Игорь Медведев не стал: ≪К сожалению, я не нашел таких партнеров, с которыми можно было бы развивать сетевой формат. А идти с людьми, которые не имеют отношения к медицине, я не очень хотел. Когда открывает клинику врач – это одно, а когда бизнесмен – другое. Люди бизнеса более агрессивны и меньше задумываются о качестве медпомощи≫.

СЕТЕВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Первая независимая сеть офтальмологических клиник ≪Эксимер≫ стартовала в 1997 году. ≪Давайте мы купим 20 эксимерных лазеров и откроем сразу несколько клиник лазерной коррекции зрения≫, – с таким предложением к офтальмохирургу Кириллу Першину, ранее работавшему, как и Медведев, в МНТК ≪Микрохирургия глаза≫, пришли инвесторы из риелторской сферы. Коммерсантов привлекла взрывная популярность рефракционных методик.

≪Пришлось переубеждать, объяснять, что лазерная коррекция – только часть офтальмологии, а чтобы закрепиться на рынке и не зависеть от конъюнктуры и моды, надо заниматься комплексом услуг, – вспоминает хирург. – Договорились открыть меньше клиник, но полноценных с точки зрения офтальмологической помощи≫. Кирилл Першин стал медицинским директором сети ≪Эксимер≫, объединяющей сегодня семь клиник – пять в России и две на Украине.

Сохранить единый стандарт качества во всех предприятиях сети удается, прибегая к постоянным тренингам персонала и сессионным выездам опытных врачей ≪Эксимера≫ в новые точки. ≪Когда клиника ≪Эксимер≫ открывалась в новом городе, в нее временно направлялись ведущие специалисты из других городов, это позволяло сразу выходить на высокий уровень. Я тоже часто проводил операции в разных клиниках. Так было до тех пор, пока там не ≪выросли≫ свои хирурги≫, – говорит Першин.

Открыть оптическое направление в ≪Эксимере≫ решили три года назад. ≪Поставить в клинике ларек и продавать там оправы нам было неинтересно, оптика – это отдельный бизнес, которым нужно заниматься серьезно, – поясняет медицинский директор сети. – Поэтому наши салоны оснащены собственными диагностическими и производственными модулями≫. В структуре компании появилось подразделение ≪Эксимер ОПТИКС≫ с двумя салонами, расположенными на территории клиник в Москве и Санкт-Петербурге. Такие оптики планируется открыть и при других центрах сети.

Столичных пионеров сетевого формата догоняют региональные игроки. В 2003 году в Краснодаре семья врачей – Инна и Феликс Гамзаевы – открыли многопрофильный медцентр ≪Три-З≫. Сначала офтальмология в клинике была представлена диагностикой зрения у детей и взрослых, хирургией катаракты и глаукомы, лазерной коррекцией зрения. ≪Тогда рынок частной медицины Краснодарского края был в зачаточном состоянии, а частных офтальмологических клиник вообще не существовало. Поэтому идея считалась революционной≫, – рассказывает генеральный директор холдинга ≪Три-З≫ Ольга Григорьева. В 2006 году владельцы клиники столкнулись с дефицитом производственных площадей: оказалось, что в одном медцентре банально не хватает места для работы разных специалистов. Тогда ≪Три-З≫ стал специализированной офтальмологической клиникой с салоном оптики, а другие медицинские направления были обособлены и объединены в медцентр CityClinic. Позже собственники ≪Три-З≫, взяв за основу модель развития региональных филиалов МНТК ≪Микрохирургия глаза≫, построили три клиники, а также сеть из 24 диагностических центров с выездными бригадами, обеспечивающими клиникам поток пациентов. Первые диагностические подразделения появились в 2009 году в Армавире и Новороссийске, затем началось активное развитие сети в городах Краснодарского края и других регионах страны. ≪Чем ближе к людям, тем больше доверия к клинике, – считает Ольга Григорьева. – Кроме офтальмологических услуг пациентам предлагается комплекс так называемой сервисной поддержки – бесплатный автобус, сопровождение до и после операции, размещение в гостинице, три месяца бесплатного наблюдения и многое другое≫. В планах холдинга открывать по четыре – шесть центров диагностики ежегодно в каждом регионе присутствия.

ОПТИЧЕСКИЕ С ПРИЦЕЛОМ

Востребованность офтальмологических клиник была замечена и владельцами оптических салонов. ≪Когда филиалы МНТК с их прогрессивными технологиями диагностики и лечения открылись в Екатеринбурге и Чебоксарах, стало особенно заметно, что жители Перми лишены подобных медуслуг, областные и городские больницы оказать такую помощь пациентам не могли, – говорит представитель компании ≪Визион≫. – В нашу оптику люди приходили с разными проблемами и зачастую нуждались не в очковой коррекции, а в хирургическом вмешательстве≫.

В середине ≪нулевых≫ у основателей оптической компании ≪Визион≫ сложился план выхода в клиническую офтальмологию. Клиентская база у ≪Визиона≫, естественно, имелась, сконцентрировать внимание аудитории на открывающихся клинических возможностях помогла рекламная кампания в СМИ. Трудноразрешимой оказалась кадровая проблема. ≪Оборудование купили, а работать оказалось некому, – вспоминает собеседник VADEMECUM в компании. – Офтальмологи, практиковавшие в Перми, даже смотрели на современную технику с испугом, не говоря уже о ее использовании. Тогда мы смогли договориться о сотрудничестве с одной из московских клиник, а затем взяли группу студентов из Пермской медакадемии и направили учиться в ординатуру в Москву≫.

Собственники пермского ≪Визиона≫, с 1998 года представленного в Москве магазинами оптики в торговых центрах ≪Охотный ряд≫ и ≪Смоленский пассаж≫, в 2005-м решились открыть в столице офтальмологическую клинику. Войти на уже сформировавшийся московский рынок оказалось непросто, пермяки были вынуждены искать подходящие им форматные решения.

≪На рекламу нужны были миллионы долларов, а эффект от такого продвижения – временный, – рассказывает представитель ≪Визиона≫, – поэтому мы пошли обкатанным в Перми путем – занялись обслуживанием корпоративных клиентов. Постепенно сработал эффект ≪сарафанного радио≫.

ОЧКИ ДАВЯТ

Генеральный директор московской компании ≪Арт Оптика≫ Рашид Ибатулин отмечает, что в условиях перенасыщенного рынка, а тем более в кризис, замахнуться на клиническую офтальмологию может себе позволить только крупная оптическая сеть. ≪Если компания оперирует не двумя-тремя салонами, а имеет хотя бы 20 оптик с клиентской базой в несколько сотен тысяч человек, то можно рискнуть и открыть клинику. Суперприбыли, конечно, не будет, но стабильный пациентский поток обеспечит маржинальность≫, – говорит Ибатулин.

В структуре выручки офтальмологических комплексов, по оценкам участников рынка, хирургические манипуляции, как правило, занимают 80–90% оборота, на оптику приходится около 10–15% поступлений, а диагностические мероприятия в зависимости от размеров сети занимают оставшиеся 5–10%.

Оптический бизнес для большинства представителей клинической ниши остается дополнительным способом заработка. ≪Оптика располагается в здании многопрофильной клиники, так, чтобы пациент обязательно проходил через нее, видел, что ему никуда не нужно лишний раз обращаться, и мог оставить в оптике свои деньги≫, – рисует нехитрую схему Игорь Медведев из Международного центра охраны здоровья.

Есть и неудачные примеры интеграции. Попытавшись построить оптический бизнес, офтальмохирург Вячеслав Куренков в конце концов отказался от этой идеи: ≪В конце 90-х я открыл оптику при своем офтальмологическом центре в ТЦ ≪Рублевский≫, однако она оказалась не очень эффективной. За 10 лет, пока функционировала оптика, она не приносила почти никакой прибыли и была просто дополнительным сервисом для пациентов. Поэтому я продал оптику одной из санкт-петербургских сетей магазинов оптики. Сам по себе это очень интересный бизнес, но для офтальмолога он оказывается обузой. Мне были интереснее хирургия и лечение пациентов, а регулярно проводя операции, сложно контролировать процесс закупок и отбирать модели оправ≫.

Оптические сети в большинстве своем не стремятся в офтальмохирургию, также ссылаясь на сложности совмещения разнородного бизнеса. ≪Каждый занимается своим делом, – говорит директор по маркетингу сети ≪Айкрафт Оптика≫ Сергей Машуков. – Оптическая розница – это сфера услуг, которая с медициной связана опосредованно. Мы продаем очки, ориентируясь на рецепты из тех же клиник. Чаще всего центры оптики открываются в медцентрах как прикладное направление, а не наоборот≫.

Оптики всегда очень ревностно относились к офтальмохирургам, замечает руководитель одной из офтальмологических клиник, поскольку человек, сделавший операцию, считается потерянным клиентом. ≪Впрочем, и тут возможны варианты, – оговаривается он, – человеку по-прежнему нужны солнцезащитные очки, антибликовые очки для работы за компьютером, поляризующие – для вождения. Клиент все равно остается в оптике≫.

офтальмологический рынок, офтальмология, офтальмологические клиники

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении