Социальные сети – штука соблазнительная, но коварная. С одной стороны, маркетинг в социальных сетях (SMM) дает практически мгновенную прямую связь с широчайшей аудиторией, с другой – одна-единственная ошибка может стать причиной проблем.
В качестве примера можно вспомнить историю, которая приключилась с Марио Балотелли, нападающим британской футбольной команды «Ливерпуль». Он опубликовал в своем инстаграме картинку с персонажем видеоигр и надписью: «Не будь расистом – будь как Марио. Он итальянский сантехник, придуманный японцами, который говорит по-английски, выглядит как мексиканец, прыгает, как черный, и собирает монеты, как еврей».
В соцсетях возмутились, и Балотелли оштрафовали на 25 тысяч фунтов стерлингов за «расизм». Это при том, что он сам чернокожий.
На прошлой неделе российские социальные сети облетела «страшная весть»: в школах детям делают прививку Гардасилом – вакциной против вируса папилломы человека. В качестве аргумента против этой прививки приводилась перепечатка старой антипрививочной статьи, в которой утверждалось, что Гардасил якобы обладает многочисленными опасными побочными эффектами. Об информативности статьи (точнее, полном ее отсутствии) говорит тот факт, что Гардасил в ней приписан британской компании GlaxoSmithKline, хотя на самом деле он производится американской Merck.
Истории бы не было, не опубликуй среди прочих ссылку на этот текст в своем фейсбуке основатель фармдистрибьютора «Р-Фарм» и президент «Деловой России» Алексей Репик – один из самых уважаемых на рынке профессионалов и отраслевых лоббистов.
Перепост Репик не сопроводил ни комментарием, ни смайликом, так что подписчикам предпринимателя оставалось лишь недоумевать: согласен он с выводами этой заметки, привел ее в качестве шутки или преследует какие-то тайные цели? К моменту подписания номера «страшилкой от Репика» поделились на своих страничках уже 250 человек, в том числе другие известные профессионалы фармрынка. Материал, бросающий тень то ли на Glaxo, то ли на Merck, то ли на обеих сразу, собрал несколько тысяч просмотров, а ресурс, специализирующийся на фотографиях котиков, получил качественно новую аудиторию.
Как на такое реагировать? И вообще, стоит ли? Для очистки совести мы попробовали выяснить, вдруг у Алексея Репика есть какой-то проверенный инсайд о Гардасиле. Получить комментарии VADEMECUM не удалось: тот находился в другом часовом поясе, за рубежом. Не знают границ только соцсети.
РОМАН КУТУЗОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА