27 Июля 2024 Суббота

Скрестить по сусекам
Екатерина Макарова Фарминдустрия
29 июня 2015, 11:28
6989

Как авторитетные оптовики преображают рынок «Семи нозологий»

В прошлом номере VADEMECUM предсказывал большой передел рынка главной лекарственной госпрограммы «Семь но­зологий». Прогноз начал воплощаться в жизнь уже к концу прошлой недели. К завершению летней закупочной сессии рейтинг оптовиков – партнеров федерального Минздрава переформатировался кардинально. Новый лидер рынка – «Биотэк» Бориса Шпигеля, в возвращение которого в большую игру уже, признаться, мало кто верил. Итоги торгов показывают, что Шпигель не только не растерял азарта, но еще способен обзаводиться союзниками. Партнерство с «Ф‑Синтезом» имеет далеко идущие перспективы, говорят участники рынка госзакупок.

С начала года по конец июня Минздрав разыграл дорого­стоящие лоты на общую сумму 28,9 млрд рублей. Но представ­ление о том, кто из оптовиков к декабрю сможет претендовать на первенство, окончательно сфор­мировалось только на прошлой неделе, когда завершилась летняя серия торгов «Семи нозологий». Пока первое место принадлежит «Биотэку», вышедшему на выручку 8,88 млрд рублей. Главным обра­зом компания заработала на двух МНН – бортезомибе и ритуксимабе. По первому контракту в регионы ушел дженерик Борамилан-ФС производства ЗАО «Ф-Синтез», а оригинальный Велкейд от Janssen в итоге вообще закуплен не был. Судьба второго МНН на момент подписания номера была неясна. Рынок ритуксимаба «Биотэк» поде­лил с другим авторитетным опто­виком – ООО «Ирвин 2». Источни­ки, близкие к обеим компаниям, рассказали VADEMECUM после розыгрыша, что компания Бориса Шпигеля поставит аналог Ацеллбия про­изводства ЗАО «Биокад», а «Ир­вин 2» – оригинальный препарат Мабтера от Roche. Факт того, что «Биотэк» отгрузит по контракту именно Ацеллбию, VADEMECUM подтвердил председатель совета директоров «Биокада» Дмитрий Морозов.

Но если партнерство с «Биока­дом» носит тактический характер, то с «Ф-Синтезом» у компании Шпигеля альянс стратегиче­ский: по всей видимости, именно «Биотэк» поведет на осенний тен­дер «Семи нозологий» первый ана­лог глатирамера ацетата (ориги­нал – Копаксон от Teva; в 2014 году на его закупку было потрачено 6,3 млрд рублей). О дженерике Копаксона авторства «Ф-Синтеза» известно крайне мало. VADEMECUM не уда­лось найти подробных сведений о клинических испытаниях препа­рата, который в течение ближай­ших двух месяцев может получить регистрационное удостоверение. Впрочем, в том, что дженерик на рынок попадет, большинство наблюдателей не сомневаются и с нетерпением ждут, чем ответит сопернику Teva, российская «доч­ка» которой последние два года самостоятельно играет на круп­нейших аукционах.

В мирный исход мало кто верит, однако практика «Семи нозоло­гий» показывает, что на госзакуп­ках возможен и он. Чтобы убе­диться в этом, достаточно взгля­нуть на структуру госконтракта по МНН интерферон бета-1а, который обслуживает ОАО «На­циональная иммунобиологиче­ская компания» (НИК), дочерняя структура ГК «Ростех». Не менее пяти последних лет отрасль на­блюдала за противостоянием импортеров и дистрибьюторов оригинального препарата интер­ферона бета 1-а Ребифа от швей­царской Merck Serono с поставщи­ками дженерика Генфаксон произ­водства аргентинской Laboratorio Tuteur, аффилированной с россий­ской фармкомпанией «Генфа».

Сложная и многоплановая исто­рия противостояния оригинатора с аналоговиком разыгрывалась в лучших традициях латиноаме­риканского сериала. Чего стоил один только растянувшийся на год драматический судебный процесс над высокопоставленной чиновницей Минздравсоцразвития Дианой Михайловой, якобы вставшей на пути Генфаксона к пациенту.

Осенью прошлого года Михайлову неожиданно оправдали. Реальный срок, конечно, многим представ­лялся неоправданной жестоко­стью, но полная реабилитация все равно казалась чудом. К тому моменту доля Генфаксона в по­ставках была почти вдвое выше доли Ребифа. И с учетом того, что обладающая правами на Генфак­сон компания «Генфа» в целях раз­вития импортозамещения создала с НИК совместное предприятие, шансов остаться в госзакупках у препарата Merck Serono не было. Но вот снова чудо – Ребиф не про­сто не исчез с рынка, но теперь закупается в гораздо большем объ­еме, чем Генфаксон (подробнее – в таблице «Денежные вершки»).
семь нозологий, биотэк, ф-синтез, копаксон

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении