29 Сентября 2023 Пятница

Скрестить по сусекам
Екатерина Макарова Фарминдустрия
29 июня 2015, 11:28
6736

Как авторитетные оптовики преображают рынок «Семи нозологий»

В прошлом номере VADEMECUM предсказывал большой передел рынка главной лекарственной госпрограммы «Семь но­зологий». Прогноз начал воплощаться в жизнь уже к концу прошлой недели. К завершению летней закупочной сессии рейтинг оптовиков – партнеров федерального Минздрава переформатировался кардинально. Новый лидер рынка – «Биотэк» Бориса Шпигеля, в возвращение которого в большую игру уже, признаться, мало кто верил. Итоги торгов показывают, что Шпигель не только не растерял азарта, но еще способен обзаводиться союзниками. Партнерство с «Ф‑Синтезом» имеет далеко идущие перспективы, говорят участники рынка госзакупок.

С начала года по конец июня Минздрав разыграл дорого­стоящие лоты на общую сумму 28,9 млрд рублей. Но представ­ление о том, кто из оптовиков к декабрю сможет претендовать на первенство, окончательно сфор­мировалось только на прошлой неделе, когда завершилась летняя серия торгов «Семи нозологий». Пока первое место принадлежит «Биотэку», вышедшему на выручку 8,88 млрд рублей. Главным обра­зом компания заработала на двух МНН – бортезомибе и ритуксимабе. По первому контракту в регионы ушел дженерик Борамилан-ФС производства ЗАО «Ф-Синтез», а оригинальный Велкейд от Janssen в итоге вообще закуплен не был. Судьба второго МНН на момент подписания номера была неясна. Рынок ритуксимаба «Биотэк» поде­лил с другим авторитетным опто­виком – ООО «Ирвин 2». Источни­ки, близкие к обеим компаниям, рассказали VADEMECUM после розыгрыша, что компания Бориса Шпигеля поставит аналог Ацеллбия про­изводства ЗАО «Биокад», а «Ир­вин 2» – оригинальный препарат Мабтера от Roche. Факт того, что «Биотэк» отгрузит по контракту именно Ацеллбию, VADEMECUM подтвердил председатель совета директоров «Биокада» Дмитрий Морозов.

Но если партнерство с «Биока­дом» носит тактический характер, то с «Ф-Синтезом» у компании Шпигеля альянс стратегиче­ский: по всей видимости, именно «Биотэк» поведет на осенний тен­дер «Семи нозологий» первый ана­лог глатирамера ацетата (ориги­нал – Копаксон от Teva; в 2014 году на его закупку было потрачено 6,3 млрд рублей). О дженерике Копаксона авторства «Ф-Синтеза» известно крайне мало. VADEMECUM не уда­лось найти подробных сведений о клинических испытаниях препа­рата, который в течение ближай­ших двух месяцев может получить регистрационное удостоверение. Впрочем, в том, что дженерик на рынок попадет, большинство наблюдателей не сомневаются и с нетерпением ждут, чем ответит сопернику Teva, российская «доч­ка» которой последние два года самостоятельно играет на круп­нейших аукционах.

В мирный исход мало кто верит, однако практика «Семи нозоло­гий» показывает, что на госзакуп­ках возможен и он. Чтобы убе­диться в этом, достаточно взгля­нуть на структуру госконтракта по МНН интерферон бета-1а, который обслуживает ОАО «На­циональная иммунобиологиче­ская компания» (НИК), дочерняя структура ГК «Ростех». Не менее пяти последних лет отрасль на­блюдала за противостоянием импортеров и дистрибьюторов оригинального препарата интер­ферона бета 1-а Ребифа от швей­царской Merck Serono с поставщи­ками дженерика Генфаксон произ­водства аргентинской Laboratorio Tuteur, аффилированной с россий­ской фармкомпанией «Генфа».

Сложная и многоплановая исто­рия противостояния оригинатора с аналоговиком разыгрывалась в лучших традициях латиноаме­риканского сериала. Чего стоил один только растянувшийся на год драматический судебный процесс над высокопоставленной чиновницей Минздравсоцразвития Дианой Михайловой, якобы вставшей на пути Генфаксона к пациенту.

Осенью прошлого года Михайлову неожиданно оправдали. Реальный срок, конечно, многим представ­лялся неоправданной жестоко­стью, но полная реабилитация все равно казалась чудом. К тому моменту доля Генфаксона в по­ставках была почти вдвое выше доли Ребифа. И с учетом того, что обладающая правами на Генфак­сон компания «Генфа» в целях раз­вития импортозамещения создала с НИК совместное предприятие, шансов остаться в госзакупках у препарата Merck Serono не было. Но вот снова чудо – Ребиф не про­сто не исчез с рынка, но теперь закупается в гораздо большем объ­еме, чем Генфаксон (подробнее – в таблице «Денежные вершки»).
семь нозологий, биотэк, ф-синтез, копаксон

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»