27 Июля 2024 Суббота

Сказаться больным
Дарья Шубина Мединдустрия
11 февраля 2014, 16:46
7605

Врачи, юристы и страховщики усиленно думают, как взять в свои руки разрешение споров в сфере медуслуг

В конце января врачи ЦФО вновь обсуждали проблемы саморегулирования, в том числе досудебного раз­решения конфликтов с пациентами методом медиации. Взять дело в свои руки намерен сопредседатель комиссии по самоуправлению Национальной медицинской палаты (НМП) Юрий Ушанов, который полагает, что именно эта общественная организация должна получить функции подготовки и сертификации медицин­ских медиаторов. С ним согласны далеко не все: многие фирмы, институты и организации имеют свои виды на этот сегмент рынка.

Суммы судебных претензий пациентов к врачам неуклонно растут.

«Размер одного иска существенно увели­чился за последние три года и достигает 7 млн рублей по одному обращению», – го­ворится в аналитической записке, подго­товленной НМП в 2013 году.

Рекордной на данный момент является су­дебная претензия к группе компаний «Мать и дитя» – клиенты требуют с частной кли­ники 3 млрд рублей компенсации за смерть новорожденного. Родители – Алевтина Смирнова и Константин Зарецкий – подали заявление в СК РФ летом прошлого года. Роды у женщины в ноябре 2012 года при­нимал лично Марк Курцер, основатель и владелец 68% акций сети «Мать и дитя». Родились два мальчика – один весом 1,5 кг, второй – 790 г. У младенца с экстремально низкой массой тела начались осложнения, после трехнедельного пребывания в реа­нимации Перинатального центра он был направлен в Филатовскую больницу, где умер через два дня после операции. В Пери­натальном центре уверены, что действовали правильно, и свою вину отрицают.

Адвокат потерпевших Максим Смаль заявил в интервью VM, что сторонам так и не уда­лось прийти к соглашению, продолжаются суды.

Возможно, это как раз тот случай, когда могли бы помочь услуги медиатора, однако в сфере здравоохранения этот механизм практически не работает, говорят эксперты.

По мнению президента Центра медиации и права Цисаны Шамликашвили, практика применения медиации к спорам, связанным с качеством медицинских услуг, сегодня очень скромная. Центр медиации и права считает направление перспективным и даже собирает­ся специализироваться на такой деятельности, однако примеров реально урегулированных конфликтов г-жа Шамликашвили привести VM не смогла (более подробно см. в интервью).

Координатор общественного объединения «Центр по урегулированию споров Verte» Антон Островский еще более категоричен: «Несмотря на то что закон о медиации существует уже несколько лет, описанных случаев проведения такой деятельности в сфере здравоохранения в России нет. Ни один из российских центров медиа­ции не сообщает о применении медиаций в системе здравоохранения». Он считает главной причиной такого положения дел закрытость медицинской отрасли.

Взять перспективную тему под свое крыло намерен сопредседатель комиссии по само­регулированию НМП Юрий Ушанов, о чем было в очередной раз объявлено на заседа­нии НМП в конце января.

Подготовка соответствующих специали­стов, по мнению Ушанова, должна лечь на возглавляемый им же государствен­ный Институт развития дополнительного профессионального образования (ИРДПО).

Осенью 2013 года ИРДПО уже представил медицинской общественности программу обучения «Урегулирование споров с уча­стием посредника (медиатора) в сфере здравоохранения», по итогам которой выдается удостоверение медиатора. Набор открыт с 1 декабря 2013 года по 15 февраля 2014 года. В рамках курса планируются оч­ные и дистанционные лекции по базовому курсу медиации, медицинской конфлик­тологии, правовым рискам медицинской деятельности и особенностям применения медиации в сфере здравоохранения. Как сообщили VM в ИРДПО, 25 подавших заяв­ку человек уже начали дистанционное обу­чение, однако набор на курс продолжается. Стоимость курса составит 53 тысячи рублей.

«Люди создали центры по медиации, но не до конца понимают ее роль. Досу­дебное урегулирование конфликта в их понимании – это снять стресс. Тогда за­чем называться медиатором, если можно быть практикующим психологом? Главное, чтобы процедура медиации заканчивалась оформлением соглашения, имела юриди­ческую силу», – критикует Ушанов других участников рынка.

Он считает, что функционалом саморегу­лируемой организации (СРО) для медиато­ров в сфере здравоохранения должна быть наделена именно Нацмедпалата.

Антон Островский из Центра по урегулиро­ванию споров Verte с этим не согласен: «Со­здание медиаторской организации в рамках какой-либо общественной организации врачей или пациентов будет противоречить принципу нейтральности. Надо создавать полностью независимую организацию, которая не будет связана с общественны­ми объединениями пациентов или врачей, но будет тесно сотрудничать с ними в ча­сти информационного обмена и получения случаев конфликтов для рассмотрения».

Со своей стороны он тоже предпринял не­которые практические шаги – по его ини­циативе в этом году организована группа практикующих медиаторов в формате науч­но-исследовательской лаборатории для изу­чения, структурирования случаев медиации в здравоохранении и наработки необходимо­го практического опыта. «Как это будет ра­ботать, пока непонятно. Проблема в том, что одной стороной конфликта является человек, пациент, а другой – здравоохранение, это целая система с ее многоуровневой мощью. Неясно, кто конкретно должен выступать стороной в споре от лечебного учреждения – главврач, его заместитель, юрист клиники или лечащий врач», – задается вопросом Островский.

Помимо профессиональных медиаторов, схожие функции уже выполняют юристы, специализирующиеся на конфликтах в сфере здравоохранения, и страховые организации.

По мнению управляющего Центром меди­цинского права (ЦМП) Алексея Панова, и без закона о медиации существуют воз­можности добровольного урегулирования спора между пациентом и медучреждением как на этапе судопроизводства через заклю­чение мирового соглашения, так и в досу­дебном порядке с оформлением соглашения об отступном.

Чаще всего на досудебное урегулирование споров идут частные клиники, которым важно сохранить свой имидж и деловую репутацию. Недавно ЦМП удалось без суда урегулировать претензию к стоматологи­ческой клинике, приводит пример Панов. Ссылаясь на последствия ненадлежащего оказания стоматологических услуг, паци­ентка требовала от клиники 118 тысяч руб­лей. «Мы объяснили сторонам, какие риски связаны с судебным процессом. Пациентке пояснили, что выиграть требуемую сумму в суде теоретически можно, но не исключено, что он определит меньший размер ущерба. Кроме того, ей пришлось бы нести расходы на судопроизводство. Сошлись на том, что в досудебном порядке клиника выплатит пациентке 90 тысяч рублей. Причем сразу только 50%, а остальную сумму в течение четырех месяцев», – рассказывает он. Юрист уверен, что в данном случае сотрудники ЦМП выступили в роли медиаторов – суд остался без лишней работы, а стороны – удовлетворенными. «Для этого закон о медиаторах и медиации в принципе не нужен. Никакой необходимости для себя обучаться на курсах медиаторов я не вижу. Никто не обучит меня тому, что я знаю сам: реально вижу проблему, перспективы ее решения и судебную практику», – уверен Панов. Адвокат петербургского адвокатского бюро «Адвокатская группа «ОНЕГИН» Ксения Гнедаш приводит еще один пример: она представляла интересы клиники пластической хирургии, в которую обратилась пациентка, недовольная операцией по пластике носа. Претензии были как к качеству самой операции (после проведения операции у пациентки затруднилось дыхание), так и к эстетическому аспекту. Пациентка требовала вернуть ей 80 тысяч рублей за некачественно оказанную медицинскую услугу, оплатить операцию в клинике Германии стоимостью 200 тысяч рублей и компенсировать моральный вред. Адвокат добилась компромиссного решения – возврата пациентке 80 тысяч рублей и компенсации морального вреда в размере 15 тысяч рублей. Впрочем, Гнедаш, в отличие от Алексея Панова, отмечает, что между медиатором и адвокатом есть принципиальная разница – первый, разрешая спор, пытается найти наиболее приемлемое решение для обеих сторон, второй же отстаивает позицию своего клиента. У страховщиков иной взгляд на проблему – главными медиаторами рынка здравоохранения они считают себя. Генеральный директор «РЕСО-Мед» Анатолий Сандимиров иллюстрирует свое понимание медиации таким примером: «Представьте, что вы выходите на дорогу к месту ДТП и начинаете призывать водителей прекратить перебранку, спокойно обсудить ситуацию и прийти к консенсусу. Вот вы и будете в данном случае медиатором. Если человек сходил на какие-то курсы, это еще ничего не значит». По его словам, медиативные функции в сфере здравоохранения и медуслуг сегодня уже де-факто возложены на страховые компании в системе ОМС. «Мы урегулируем в год около 30 тысяч случаев. На самом деле огромное количество жалоб разрешается на начальном этапе. Это обычная рутинная работа, которую никто не замечает. Жалобы бывают самые разные – грубость медперсонала, взимание денег, отказ в предоставлении помощи, длинные очереди. Решаем конкретные проблемы в сфере медицинской деонтологии», – подчеркивает Сандимиров. «Медиаторы отнимут большой кусок хлеба с толстым слоем масла, покрытого икрой. Действительно, урегулированием такого рода конфликтов занимаются и адвокаты, и страховщики. Они защищают свой собственный карман и промысел на этом рынке. У нас почему-то считается, что медиатор должен быть юристом. Это далеко не так. Медиатор – это человек, который может понять суть конфликта», – обличает конкурентов Юрий Ушанов. Он выступает за то, чтобы медиаторами становились врачи и даже пациенты. После обучения в ИРДПО, очевидно.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Заявить программу может каждый. Вопрос в качестве»

Некоторые идеи о теории медиации

Цисана Шамликашвили, научный руководитель Федерального института медиации, президент Нацио­нальной организации медиаторов, президент Центра медиации и права, заведующая кафедрой «Меди­ация в социальной сфере» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), излагает свой взгляд на проблему медиации в сфере здравоохранения.

– В чем польза медиа­ции?

– Конфликты, споры, су­дебные тяжбы, связан­ные с качеством оказа­ния медицинских услуг, становятся распро­страненным явлением в нашей стране. С одной стороны, этому способ­ствует повышение уров­ня правовой грамотно­сти населения или хотя бы осознание возмож­ности и необходимости отстаивать свои права. С другой, усложнение самой системы здраво­охранения, отношений между ее участниками, следствием чего ста­новится утрата чет­кого осознания цели существования самой системы и в результа­те – ухудшение качества помощи. Применение медиации при уре­гулировании споров, возникших по факту оказания медицинской помощи (в широком смысле этого слова) имеет огромные пре­имущества не только для самих участников возникшего конфликта, но и для системы в це­лом на всех ее уровнях.

В подобных конфликтах сторонам очень важно получить возможность высказаться и быть услышанными. Наря­ду с материальными требованиями, а порой и в гораздо большей степени, нематериаль­ные формы удовлетво­рения являются зна­чимыми, особенно для стороны, считающей себя пострадавшей.

Стремление найти виновных в подобных ситуациях, когда одна из сторон испытыва­ет желание наказать, переживая боль, не­редко – горечь утраты, часто замыкает людей в порочный круг нескон­чаемых судебных тяжб. Одновременно ставятся под сомнение компетент­ность, уровень профес­сионализма медицинско­го персонала, наносится непоправимый ущерб репутации медицинского учреждения, наконец, подрывается доверие к системе здравоохране­ния в целом.

Заметьте, вынесенное судом решение вряд ли в полной мере удовлет­ворит сторону истца, если даже будет испол­нено (уровень исполне­ния судебных решений в нашей стране очень низкий). В итоге сто­роны так и не получат возможность услышать друг друга, понять, что же произошло на самом деле, выказать сочув­ствие, принести изви­нения, убедиться, что в происшедшем не было злого умысла. Не будет проведена реальная «работа над ошибка­ми», не будут выявлены системные ошибки, способные привести к подобным ситуациям впредь.

– В чем тогда отличие ме­диации от адвокатуры?

– Сравнение медиации с адвокатурой не впол­не уместно. Ведь ад­вокатура – это защита интересов доверителя, в то время как медиа­ция – это способ уре­гулирования спора, создающий равные ус­ловия для отстаивания своих прав и удовлет­ворения потребностей всех сторон, вовле­ченных в спор. Если сравнивать адвоката и медиатора, то меди­атор – это нейтральное лицо, которое не имеет заинтересованности в данном споре.

– Кому выгоднее обра­щаться к медиатору – медучреждению или пациентам?

– Медиатор должен оставаться одинаково близким и удаленным ко всем сторонам спора, не ставя в преимуще­ственное положение ни одну из сторон. Именно будучи непредвзятым и беспристрастным, не вынося суждений, медиатор помогает сторонам выработать их собственные догово­ренности, максимально отражающие их интере­сы и потребности.

– Какие организации сегодня занимаются подготовкой медиато­ров, работающих в сфе­ре здравоохранения?

– Центр медиации и права является един­ственной организаци­ей в стране, которая осуществляет такую работу.

– Известно ли вам о программе ИРДПО «Урегулирование спо­ров с участием посред­ника (медиатора) в сфе­ре здравоохранения»?

– Не слышали ни об этом учреждении, ни о программе. Заявить программу может каж­дый. Вопрос в качестве.

– Центр медиации и пра­ва совместно с МГППУ разработал магистер­скую программу по ме­диации. Включает ли эта программа подготовку медиаторов в сфере здравоохранения?

– Данная программа не предполагает узкой специализации. Вы­пускники, получая опыт исследовательской рабо­ты в области медиации, одновременно получают базовые навыки ведения процедуры медиации в социально значимых сферах деятельности. Медиации в здравоохра­нении посвящена одна из небольших программ, относящихся к вариа­тивному блоку. Кроме того, Центром медиации и права разработаны специализированные программы повышения квалификации для работ­ников системы здравоох­ранения разных направлений и уровней.

споры в сфере медуслуг, страхование пациентов, медицинские услуги

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении