В конце января врачи ЦФО вновь обсуждали проблемы саморегулирования, в том числе досудебного разрешения конфликтов с пациентами методом медиации. Взять дело в свои руки намерен сопредседатель комиссии по самоуправлению Национальной медицинской палаты (НМП) Юрий Ушанов, который полагает, что именно эта общественная организация должна получить функции подготовки и сертификации медицинских медиаторов. С ним согласны далеко не все: многие фирмы, институты и организации имеют свои виды на этот сегмент рынка.
Суммы судебных претензий пациентов к врачам неуклонно растут.
«Размер одного иска существенно увеличился за последние три года и достигает 7 млн рублей по одному обращению», – говорится в аналитической записке, подготовленной НМП в 2013 году.
Рекордной на данный момент является судебная претензия к группе компаний «Мать и дитя» – клиенты требуют с частной клиники 3 млрд рублей компенсации за смерть новорожденного. Родители – Алевтина Смирнова и Константин Зарецкий – подали заявление в СК РФ летом прошлого года. Роды у женщины в ноябре 2012 года принимал лично Марк Курцер, основатель и владелец 68% акций сети «Мать и дитя». Родились два мальчика – один весом 1,5 кг, второй – 790 г. У младенца с экстремально низкой массой тела начались осложнения, после трехнедельного пребывания в реанимации Перинатального центра он был направлен в Филатовскую больницу, где умер через два дня после операции. В Перинатальном центре уверены, что действовали правильно, и свою вину отрицают.
Адвокат потерпевших Максим Смаль заявил в интервью VM, что сторонам так и не удалось прийти к соглашению, продолжаются суды.
Возможно, это как раз тот случай, когда могли бы помочь услуги медиатора, однако в сфере здравоохранения этот механизм практически не работает, говорят эксперты.
По мнению президента Центра медиации и права Цисаны Шамликашвили, практика применения медиации к спорам, связанным с качеством медицинских услуг, сегодня очень скромная. Центр медиации и права считает направление перспективным и даже собирается специализироваться на такой деятельности, однако примеров реально урегулированных конфликтов г-жа Шамликашвили привести VM не смогла (более подробно см. в интервью).
Координатор общественного объединения «Центр по урегулированию споров Verte» Антон Островский еще более категоричен: «Несмотря на то что закон о медиации существует уже несколько лет, описанных случаев проведения такой деятельности в сфере здравоохранения в России нет. Ни один из российских центров медиации не сообщает о применении медиаций в системе здравоохранения». Он считает главной причиной такого положения дел закрытость медицинской отрасли.
Взять перспективную тему под свое крыло намерен сопредседатель комиссии по саморегулированию НМП Юрий Ушанов, о чем было в очередной раз объявлено на заседании НМП в конце января.
Подготовка соответствующих специалистов, по мнению Ушанова, должна лечь на возглавляемый им же государственный Институт развития дополнительного профессионального образования (ИРДПО).
Осенью 2013 года ИРДПО уже представил медицинской общественности программу обучения «Урегулирование споров с участием посредника (медиатора) в сфере здравоохранения», по итогам которой выдается удостоверение медиатора. Набор открыт с 1 декабря 2013 года по 15 февраля 2014 года. В рамках курса планируются очные и дистанционные лекции по базовому курсу медиации, медицинской конфликтологии, правовым рискам медицинской деятельности и особенностям применения медиации в сфере здравоохранения. Как сообщили VM в ИРДПО, 25 подавших заявку человек уже начали дистанционное обучение, однако набор на курс продолжается. Стоимость курса составит 53 тысячи рублей.
«Люди создали центры по медиации, но не до конца понимают ее роль. Досудебное урегулирование конфликта в их понимании – это снять стресс. Тогда зачем называться медиатором, если можно быть практикующим психологом? Главное, чтобы процедура медиации заканчивалась оформлением соглашения, имела юридическую силу», – критикует Ушанов других участников рынка.
Он считает, что функционалом саморегулируемой организации (СРО) для медиаторов в сфере здравоохранения должна быть наделена именно Нацмедпалата.
Антон Островский из Центра по урегулированию споров Verte с этим не согласен: «Создание медиаторской организации в рамках какой-либо общественной организации врачей или пациентов будет противоречить принципу нейтральности. Надо создавать полностью независимую организацию, которая не будет связана с общественными объединениями пациентов или врачей, но будет тесно сотрудничать с ними в части информационного обмена и получения случаев конфликтов для рассмотрения».
Со своей стороны он тоже предпринял некоторые практические шаги – по его инициативе в этом году организована группа практикующих медиаторов в формате научно-исследовательской лаборатории для изучения, структурирования случаев медиации в здравоохранении и наработки необходимого практического опыта. «Как это будет работать, пока непонятно. Проблема в том, что одной стороной конфликта является человек, пациент, а другой – здравоохранение, это целая система с ее многоуровневой мощью. Неясно, кто конкретно должен выступать стороной в споре от лечебного учреждения – главврач, его заместитель, юрист клиники или лечащий врач», – задается вопросом Островский.
Помимо профессиональных медиаторов, схожие функции уже выполняют юристы, специализирующиеся на конфликтах в сфере здравоохранения, и страховые организации.
По мнению управляющего Центром медицинского права (ЦМП) Алексея Панова, и без закона о медиации существуют возможности добровольного урегулирования спора между пациентом и медучреждением как на этапе судопроизводства через заключение мирового соглашения, так и в досудебном порядке с оформлением соглашения об отступном.
Чаще всего на досудебное урегулирование споров идут частные клиники, которым важно сохранить свой имидж и деловую репутацию. Недавно ЦМП удалось без суда урегулировать претензию к стоматологической клинике, приводит пример Панов. Ссылаясь на последствия ненадлежащего оказания стоматологических услуг, пациентка требовала от клиники 118 тысяч рублей. «Мы объяснили сторонам, какие риски связаны с судебным процессом. Пациентке пояснили, что выиграть требуемую сумму в суде теоретически можно, но не исключено, что он определит меньший размер ущерба. Кроме того, ей пришлось бы нести расходы на судопроизводство. Сошлись на том, что в досудебном порядке клиника выплатит пациентке 90 тысяч рублей. Причем сразу только 50%, а остальную сумму в течение четырех месяцев», – рассказывает он. Юрист уверен, что в данном случае сотрудники ЦМП выступили в роли медиаторов – суд остался без лишней работы, а стороны – удовлетворенными. «Для этого закон о медиаторах и медиации в принципе не нужен. Никакой необходимости для себя обучаться на курсах медиаторов я не вижу. Никто не обучит меня тому, что я знаю сам: реально вижу проблему, перспективы ее решения и судебную практику», – уверен Панов. Адвокат петербургского адвокатского бюро «Адвокатская группа «ОНЕГИН» Ксения Гнедаш приводит еще один пример: она представляла интересы клиники пластической хирургии, в которую обратилась пациентка, недовольная операцией по пластике носа. Претензии были как к качеству самой операции (после проведения операции у пациентки затруднилось дыхание), так и к эстетическому аспекту. Пациентка требовала вернуть ей 80 тысяч рублей за некачественно оказанную медицинскую услугу, оплатить операцию в клинике Германии стоимостью 200 тысяч рублей и компенсировать моральный вред. Адвокат добилась компромиссного решения – возврата пациентке 80 тысяч рублей и компенсации морального вреда в размере 15 тысяч рублей. Впрочем, Гнедаш, в отличие от Алексея Панова, отмечает, что между медиатором и адвокатом есть принципиальная разница – первый, разрешая спор, пытается найти наиболее приемлемое решение для обеих сторон, второй же отстаивает позицию своего клиента. У страховщиков иной взгляд на проблему – главными медиаторами рынка здравоохранения они считают себя. Генеральный директор «РЕСО-Мед» Анатолий Сандимиров иллюстрирует свое понимание медиации таким примером: «Представьте, что вы выходите на дорогу к месту ДТП и начинаете призывать водителей прекратить перебранку, спокойно обсудить ситуацию и прийти к консенсусу. Вот вы и будете в данном случае медиатором. Если человек сходил на какие-то курсы, это еще ничего не значит». По его словам, медиативные функции в сфере здравоохранения и медуслуг сегодня уже де-факто возложены на страховые компании в системе ОМС. «Мы урегулируем в год около 30 тысяч случаев. На самом деле огромное количество жалоб разрешается на начальном этапе. Это обычная рутинная работа, которую никто не замечает. Жалобы бывают самые разные – грубость медперсонала, взимание денег, отказ в предоставлении помощи, длинные очереди. Решаем конкретные проблемы в сфере медицинской деонтологии», – подчеркивает Сандимиров. «Медиаторы отнимут большой кусок хлеба с толстым слоем масла, покрытого икрой. Действительно, урегулированием такого рода конфликтов занимаются и адвокаты, и страховщики. Они защищают свой собственный карман и промысел на этом рынке. У нас почему-то считается, что медиатор должен быть юристом. Это далеко не так. Медиатор – это человек, который может понять суть конфликта», – обличает конкурентов Юрий Ушанов. Он выступает за то, чтобы медиаторами становились врачи и даже пациенты. После обучения в ИРДПО, очевидно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Заявить программу может каждый. Вопрос в качестве»
Некоторые идеи о теории медиации
Цисана Шамликашвили, научный руководитель Федерального института медиации, президент Национальной организации медиаторов, президент Центра медиации и права, заведующая кафедрой «Медиация в социальной сфере» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), излагает свой взгляд на проблему медиации в сфере здравоохранения.
– В чем польза медиации?
– Конфликты, споры, судебные тяжбы, связанные с качеством оказания медицинских услуг, становятся распространенным явлением в нашей стране. С одной стороны, этому способствует повышение уровня правовой грамотности населения или хотя бы осознание возможности и необходимости отстаивать свои права. С другой, усложнение самой системы здравоохранения, отношений между ее участниками, следствием чего становится утрата четкого осознания цели существования самой системы и в результате – ухудшение качества помощи. Применение медиации при урегулировании споров, возникших по факту оказания медицинской помощи (в широком смысле этого слова) имеет огромные преимущества не только для самих участников возникшего конфликта, но и для системы в целом на всех ее уровнях.
В подобных конфликтах сторонам очень важно получить возможность высказаться и быть услышанными. Наряду с материальными требованиями, а порой и в гораздо большей степени, нематериальные формы удовлетворения являются значимыми, особенно для стороны, считающей себя пострадавшей.
Стремление найти виновных в подобных ситуациях, когда одна из сторон испытывает желание наказать, переживая боль, нередко – горечь утраты, часто замыкает людей в порочный круг нескончаемых судебных тяжб. Одновременно ставятся под сомнение компетентность, уровень профессионализма медицинского персонала, наносится непоправимый ущерб репутации медицинского учреждения, наконец, подрывается доверие к системе здравоохранения в целом.
Заметьте, вынесенное судом решение вряд ли в полной мере удовлетворит сторону истца, если даже будет исполнено (уровень исполнения судебных решений в нашей стране очень низкий). В итоге стороны так и не получат возможность услышать друг друга, понять, что же произошло на самом деле, выказать сочувствие, принести извинения, убедиться, что в происшедшем не было злого умысла. Не будет проведена реальная «работа над ошибками», не будут выявлены системные ошибки, способные привести к подобным ситуациям впредь.
– В чем тогда отличие медиации от адвокатуры?
– Сравнение медиации с адвокатурой не вполне уместно. Ведь адвокатура – это защита интересов доверителя, в то время как медиация – это способ урегулирования спора, создающий равные условия для отстаивания своих прав и удовлетворения потребностей всех сторон, вовлеченных в спор. Если сравнивать адвоката и медиатора, то медиатор – это нейтральное лицо, которое не имеет заинтересованности в данном споре.
– Кому выгоднее обращаться к медиатору – медучреждению или пациентам?
– Медиатор должен оставаться одинаково близким и удаленным ко всем сторонам спора, не ставя в преимущественное положение ни одну из сторон. Именно будучи непредвзятым и беспристрастным, не вынося суждений, медиатор помогает сторонам выработать их собственные договоренности, максимально отражающие их интересы и потребности.
– Какие организации сегодня занимаются подготовкой медиаторов, работающих в сфере здравоохранения?
– Центр медиации и права является единственной организацией в стране, которая осуществляет такую работу.
– Известно ли вам о программе ИРДПО «Урегулирование споров с участием посредника (медиатора) в сфере здравоохранения»?
– Не слышали ни об этом учреждении, ни о программе. Заявить программу может каждый. Вопрос в качестве.
– Центр медиации и права совместно с МГППУ разработал магистерскую программу по медиации. Включает ли эта программа подготовку медиаторов в сфере здравоохранения?
– Данная программа не предполагает узкой специализации. Выпускники, получая опыт исследовательской работы в области медиации, одновременно получают базовые навыки ведения процедуры медиации в социально значимых сферах деятельности. Медиации в здравоохранении посвящена одна из небольших программ, относящихся к вариативному блоку. Кроме того, Центром медиации и права разработаны специализированные программы повышения квалификации для работников системы здравоохранения разных направлений и уровней.