27 Июля 2024 Суббота

Синекуры денег не клюют
Евгения Журавлева
2 сентября 2013, 17:54
6725

В Китае под жернов антикоррупционной кампании попали компании Big Pharma, чиновники и врачи

В середине июля в Поднебесной разразился фармацевтический скандал. Сотрудников одного из крупнейших мировых фармпроизводителей GlaxoSmithKline (GSK) задержали и обвинили во взяточничестве, как выяснилось позже, не без оснований. Однако вскоре аналогичные официальные и неофициальные обвинения посыпались в адрес других крупных международных фирм. По мнению эксперта, это отголоски общей антикоррупционной кампании, развернутой в ходе борьбы за власть внутри правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Политические игры могут дорого обойтись рынку: по оценке аналитиков инвестбанка Wells Fargo Securities, темпы роста продаж в Китае могут снизиться в два раза – до 10% в год.

В начале 2013 года в газете The Wall Street Journal появилась информация о том, что отдел продаж китайского подразделения британской GlaxoSmithKline якобы использует нелегальные методы для продвижения своих препаратов, в частности Ботокса (GSK продает его в Китае по соглашению с разработчиком Allergan). Анонимный информатор сообщил, что с 2004 по 2010 год сотрудники GSK платили взятки китайским медикам, которые будто бы выдавались как в денежной, так и в натуральной форме, например, в виде подарков или полностью бесплатных путешествий и поездок. В ответ GSK заявила, что провела внутреннее расследование и фактов коррупции не обнаружила, все расходы подразделения носили легальный характер.

Гром грянул 11 июля, когда Министерство общественной безопасности КНР официально заявило, что арестованы несколько высокопоставленных сотрудников китайского подразделения GSK, которые уже признались, что нарушали налоговое законодательство, а также, чтобы повлиять на ценообразование и установить новые каналы сбыта, давали взятки врачам и чиновникам.

Позднее стали известны подробности обвинения: якобы четыре сотрудника GSK (все китайцы) начиная с 2007 года под видом оплаты участия врачей в различных конференциях перевели в 700 китайских туристических агентств в общей сложности около 3 млрд юаней ($489 млн). На самом деле деньги тратились на взятки, подарки, развлечения и прочее.

≪У нас есть достаточные основания для по-дозрения, что эти переводы были проведены незаконно≫, – сообщил глава Департамента расследований экономических преступлений при Министерстве общественной безопасности Гао Фэн. Чиновник даже назвал GSK и турагентства уголовными партнерами, где лидером в отношениях выступала именно GSK. Позже один из задержанных, вице-президент и управляющий операциями GSK (China) Investment Co Ltd Лян Хун, в своем интервью китайским телеканалам подтвердил, что он ≪отмывал≫ деньги через турагентства, организовывая конференции, которые никогда не проводились. Все потраченные на взятки врачам и чиновникам средства закладывались в стоимость продукции и составляли примерно 20–30% от цены препаратов.

Кроме того, китайские власти наложили запрет на выезд из страны главного финансиста GSK, гражданина Великобритании Стива Нечелпута. Возможно, эта мера была предпринята в связи с тем, что генеральный директор GSK (Китай) Марк Рейли покинул страну незадолго до официального заявления Министерства безопасности.

GSK не оставалось ничего иного, кроме как покаяться и обещать китайским властям всемерное содействие в расследовании. ≪Все отношения с агентствами-посредниками будут пересмотрены. Мы немедленно прекращаем отношения с туристическими агентствами, которые упомянуты в этом расследовании, и проведем тщательную проверку всех ранее заключенных сделок≫, – говорится в сообщении компании.

Для внутреннего расследования британцы направили в Китай несколько своих аудиторов, а также наняли международные аудиторские компании – Ropes&Gray и Ernst&Young. Марк Рейли был отстранен от руководства китайским филиалом GSK, его место занял Эрве Гиссерот, который прежде занимал пост главного вице-президента в европейском подразделении компании. Рейли, по заверению руководства GSK, вскоре вернется в Китай, чтобы ввести преемника в курс дел и дать властям страны все необходимые пояснения. В КНР также в срочном порядке прибыл президент по делам развивающихся рынков GSK Аббас Хусейн, он принес руководству страны извинения за поведение сотрудников GSK. Хусейн заявил, что GSK будет полностью поддерживать китайское правительство в борьбе с коррупцией, а также в ближайшее время реформирует бизнес и операционные процедуры в Китае.

Помимо извинений, китайскому правительству было предложено кое-что более существенное: ≪Изменения в операционной модели выразятся в снижении цен на препараты, для того чтобы они стали доступнее нашим пациентам в Китае≫, – пообещал Хусейн.

Китайские власти восприняли эти шаги GSK благосклонно, и поток разоблачений на время иссяк. Однако в понедельник, 26 июля, инфор- мационное агентство ≪Синьхуа≫ опубликовало анонимное интервью с двумя медицинскими представителями GSK в Китае, которые рассказали, что с первого дня работы в компании их якобы обучали узнавать всю необходимую информацию о врачах, чтобы войти с ними в более близкий контакт и исполнять в дальнейшем любые желания. Так называемые ≪сексуальные взятки≫ также входили в обязанности менеджеров. По заявлениям менеджера Ван Хуэй (псевдоним), ее главной целью было войти в ближайшее окружение врача, на его нужды выделялось до 10 тысяч юаней ($1,6 тысячи) в первый месяц общения, а затем уже 7% от продаж. Помимо этого, сотрудникам выдавались банковские карты для оплаты прихотей подопечных медиков, иногда эти карты передавались самим врачам, все зависело от объема проданных ими препаратов. Врачи, согласно своей ≪прибыльности≫, делились на две категории – ≪А≫ и ≪В≫, более прибыльные получали больше льгот.

Эти заявления GSK комментировать не стала. 27 августа на китайском ТВ появился репортаж с участием британского подданного и бывшего репортера Reuters Питера Хамфри. Он и его американская супруга Ю Инцзэн были арестованы 10 июля в Шанхае. Питеру Хамфри принадлежит компания ChinaWhys, с которой сотрудничали многие транснациональные корпорации, в том числе GlaxoSmithKline.

Официально ChinaWhys занималась тем, что помогала иностранным компаниям ≪ориентироваться в лабиринте рисков и возможностей Китая≫. Однако, по данным расследования, на самом деле компания собирала по заказам своих клиентов личную информацию о гражданах Китая. Следователь полиции Шанхая Лу Вэй заявил, что двое подозреваемых владели информацией о месте жительства, путешествиях за рубеж, частной собственности граждан КНР. Обвиняемые продавали эти данные адвокатам, транснациональным компаниям и финансовым учреждениям. Ежегодно фирма Хамфри заключала до 100 контрактов. Сбор информации об одном человеке обходился ChinaWhys в 800–1000 юаней ($129–162), а продавались эти досье уже по 100 тысяч юаней (примерно $16 тысяч). Таким образом, ChinaWhys заработала за год около 6 млн юаней ($973,7 тысячи). Человек, назвавшийся Питером Хамфри, в передаче на чистом китайском признал свою вину, однако его лицо так и не показали.

На фоне коррупционного скандала в GSK стали появляться сведения о посещении китайскими правоохранителями офисов других международных фармкомпаний – AstraZeneca, UCB, Sanofi, Lundbeck и Novo Nordisk. Представители Lundbeck и Novo Nordisk уточнили, что китайские власти запросили информацию об их маркетинговой практике в Китае, однако никаких обвинений в нарушениях не последовало. А генеральный директор Sanofi Крис Виербах ер заявил, что ≪нам неизвестно о цели визита представителей властей, однако компания сотрудничает с ними≫.

Между тем выяснилось, что с одной из засветившихся в скандале с GSK турфирм, Shanghai Linjiang, сотрудничали и другие крупные компании – Sanofi, Novartis, Merck и Roche. В местной прессе появились слухи о допросах в компании AstraZeneca, а затем китайские СМИ обвинили французскую Sanofi в тех же грехах, что и GSK. Муниципальные власти города Пекина начали проверку информации от анонимного источника под псевдонимом Бекон, который сообщил о том, что компания Sanofi в 2007 году якобы давала взятки на сумму 1,69 млн юаней ($273 тысячи) в общей сложности 503 врачам.

Взятки, по словам источника, выдавались под видом ≪компенсации затрат на исследования≫ врачам 79 больниц в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Ханчжоу, ориентировочно, в ноябре 2007 года. Помимо этого, анонимный источник сообщает, что наличные и подарки на сумму более 20 тысяч юаней ($3,2 тысячи) получили еще 43 врача. Бекон не называет своего имени, однако китайские комментаторы склоняются к мнению, что это кто-то из бывших высокопоставленных сотрудников китайского подразделения Sanofi, так как обычный медпредставитель владеет информацией лишь по своему региону. Подкуп врачей, по информации Бекона, осуществлялся для продвижения препаратов, предназначенных для лечения гипертензии, – Апровель (ирбесартан) и КоАпровель (ирбесартан гидрохлоротиазид). Представители французской компании, в свою очередь, заявили, что относятся к таким обвинениям очень серьезно и компания обязательно будет сотрудничать с китайскими властями.

Потом настала очередь Novartis и Eli Lilly. Китайская газета The 21st Century Business Herald опубликовала интервью с анонимным медпредставителем Novartis под псевдонимом Ли Ли. Аноним утверждал, что руководитель будто бы принуждал его дать врачам взятку на общую сумму 50 тысяч юаней ($8,1 тысячи) для продвижения препарата Sandostatin LAR. В той же статье приводится комментарий представителя Novartis, который подозревает, что Ли Ли – это бывший сотрудник компании, который ранее вымогал у Novartis 5 млн юаней ($811 тысяч) и в случае отказа грозил неприятностями.

Свою порцию компромата через The 21st Century Business Herald получила и компания Eli Lilly. Газета процитировала еще одного анонима под псевдонимом Ван Вэй, который утверждал, что работал в китайском представительстве американской компании на руководящей должности. По его словам, взяточничество якобы было обычным делом для сотрудников компании, речь идет о сумме около 30 млн юаней ($4,9 млн). Согласно Ван Вэю, представители компании использовали в качестве целевых показателей число выписанных рецептов, за каждый врачам выплачивалось 100 юаней ($16,2), в месяц число таких рецептов достигало 25 тысяч. В ответ на это представители китайского подразделения Eli Lilly заявили, что они получали в 2012 году жалобы подобного рода из одного из своих департаментов и даже проводили тщательные проверки, включая личные беседы с сотрудниками, ревизию почтовой корреспонденции и аудит расходов, однако никаких доказательств, подтверждающих нарушения, не обнаружили. В ответ на новое обвинение в коррупции Eli Lilly заявила, что уделит особое внимание этой информации и проведет более тщательное расследование.

Заместитель главного редактора журнала ≪Коммерсантъ-Власть≫ китаист Александр Габуев полагает, что волна анонимных коррупционных разоблачений, возможно, стала следствием борьбы за власть внутри Коммунистической партии Китая. Осенью 2012 года бразды правления взяло в свои руки новое руководство Китая во главе с председателем ЦК КПК Си Цзиньпином. Была объявлена масштабная антикоррупционная кампания.

≪Каждый новый министр и региональный руководитель пытается доказать центру свою эффективность в борьбе с коррупцией и зачищает наследие предшественника. Заодно, как бывало в практике последних 20 лет, это прекрасный способ избавиться от прежних посреднических структур и завести свои. Параллельно, вполне вероятно, некоторые иностранные компании будут подвинуты с рынка под напором местного фармацевтического лобби. Ну и, разумеется, есть собственно борьба с коррупцией≫, – говорит он. 

китай, big pharma, коррупция, коррупционный скандал, ботокс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении