27 Июля 2024 Суббота

Сигнал к оправлению
Ольга Гончарова
1 июля 2014, 13:10
5782

Зачем оптические дистрибьюторы и ритейлеры занялись изготовлением оправ

Из-за конкуренции с китайскими товарами российские предприятия полного цикла, занимающиеся и разработкой, и производством очковых оправ, уходят с рынка или работают в режиме недозагрузки. Зато оправный сегмент активно осваивают дистрибьюторы и крупные розничные игроки. Отсутствие собственных мощностей их не смущает: дизайн оправ они разрабатывают самостоятельно, а производственные заказы размещают в том же Китае, Южной Корее, Гонконге и других странах.

ИЗ ЕЛЕЦКОГО УГЛА ВО ВЛАДИМИРСКИЙ ЦЕНТРАЛ

В СССР производство оправ для очков представляло собой целую индустрию – в год в стране выпускалось около 40 млн единиц этой продукции, а более 70% производства обеспечивали два предприятия – елецкий «Комтез» и Изюмский оптико-механический завод. «Комтез» был градообразующим предприятием Ельца, у нас была своя турбаза, детский сад, и мы выполняли план по производству около 20 млн оправ в год», – вспоминает представитель завода. В начале 90-х «Комтез», как и многие другие советские промпредприятия, пережил реорганизацию. «Завод приватизировали, в числе его собственников появились владельцы одного из итальянских оптических производителей, на продукции на какое-то время даже появилась маркировка Made in Italy, – говорит собеседник VM на предприятии. – Но объемы производства по сравнению с советским периодом в 90-е годы значительно снизились».

Металлические оправы производства «Комтез» стали первым товаром игроков зарождающегося свободного рынка. «Было открыто много фирм, которые продавали оправы «Комтез», иногда по бартеру. И это был основной продукт до тех пор, пока в Россию не стали завозить зарубежные оправы», – вспоминает совладелец компании «Оптик Дизайн» Александр Васильев.

Тогда же на рынке появились и другие отечественные производители. Компания «Лорнет-М», например, разработала первую в России коллекцию пластиковых фрезерованных оправ «Гламур». «Если «Комтез» делал оправы из металла, то мы поставили себе задачу создать продукт из полимерных материалов. И мы наладили производство оправ из экологически чистого сырья, с очень высоким качеством обработки», – не без гордости вспоминает генеральный директор «Лорнет-М» Павел Голиков. Немецкий оптический производитель Likon на паях с российским предпринимателем Олегом Фридманом в конце 90-х зарегистрировали СП «Ликон», которое тоже специализировалось на выпуске оправ. «Немецкая сторона предоставила оборудование и обучила специалистов. А мы в тот момент владели технологией производства основного сырья, используемого в производстве очковых оправ, – многоцветных ацетатцеллюлозных листов. Таким образом, в одном предприятии у нас было сосредоточено производство полного цикла», – рассказывает Фридман.

Однако ни зарубежные партнеры, ни новые технологии не помогли пионерам стать лидерами рынка. В середине 90-х в стране одновременно появились европейские брендовые товары и дешевые китайские оправы (подробнее об импорте оптической продукции в Россию – в материале «Неприкаянные дужки»). Отечественные модели, не выдерживая двусторонней конкуренции, постепенно начали уходить с рынка. По словам представителей «Комтеза», за последние 15 лет предприятие несколько раз сменило собственников, но все равно свернуло производство: «С каждым годом спрос на нашу продукцию был все ниже и ниже – на рынке появлялось много дешевых китайских оправ. При этом наши расходы, в том числе налоги, таможенные пошлины, росли. В результате в прошлом году рабочих завода сократили, мы перестали производить новый продукт и занялись продажей остатков». По данным финансовой отчетности предприятия за 2011 год, завод выпустил 86,1 тысячи корригирующих оправ (то есть объемы производства по сравнению с советским периодом упали более чем в 200 раз), дебиторская задолженность составила 4,8 млн рублей, а кредиторская – достигла 2,4 млн рублей.

По признанию Павла Голикова из «Лорнет-М», его компания полтора года назад из-за конкуренции с китайскими производителями тоже прекратила выпуск оправ. Предприниматели Александр Васильев и Александр Федорук, участвовавшие в создании модели «Гламур», основали новую «оправную» компанию «Оптик Дизайн», которая базируется во Владимирской области. Правда, пока владельцы «Оптик Дизайн» вывели на рынок лишь одну собственную марку – «Реноме», основной доход им приносят заказы на выпуск оправ для других российских и зарубежных компаний. Производственные мощности нового предприятия недозагружены. «Пока мы производим 2-3 тысячи оправ в месяц, а можем – до 10 тысяч», – признается Васильев.

Их конкурент «Ликон», дислоцирующийся в той же Владимирской области, продолжает заниматься производством оправ, но из-за большого влияния на рынке европейских и азиатских продуктов тоже ощущает проблемы со сбытом и недостаточной загруженностью мощностей. «Мы находимся где-то посередине между двух основных сбытовых потоков – брендовых оправ и дешевых подделок. И маемся, чисто по Гоголю, «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», – жалуется Олег Фридман. По его словам, этим летом российские акционеры компании планируют встретиться со своими немецкими партнерами, чтобы скорректировать стратегию развития в России.

АНТРОПОЛОГИЯ ВПЛОТЬ ДО АНТРОПОМЕТРИИ

В конце 90-х годов о собственных моделях оправ стали задумываться оптовые и розничные продавцы оптических товаров. Первой собственную марку оправ Glory разработала дистрибьюторская компания «Мегаполис», возглавляемая Константином Олейником. «Коллекция Glory была представлена в самой востребованной на тот момент ценовой категории. Девиз «Glory – оправы для всей семьи» был услышан и поддержан во всех регионах России», – говорится на сайте «Мегаполиса». Начиная с 2001 года компания вывела на рынок еще несколько собственных брендов: Megapolis, Megapolis Premium, Megastar, Rico Mirado и другие. Сейчас коллекции присутствуют в ассортименте крупнейших федеральных сетей оптики, в том числе «Линзмастера» и «Очкарика».

Пример «Мегаполиса» вдохновил других игроков рынка. В 2000-е годы регулярные коллекции очков начала создавать новосибирская компания «Сколани Оптик». Ее основательница Елена Дугельная приняла решение разработать собственные бренды очков для торговой сети, которую она на тот момент развивала в Новосибирской области и других регионах. «Семь лет назад мы почувствовали большой дефицит товаров в среднем ценовом диапазоне – стоимостью до 3 тысяч рублей в рознице. В этой категории в то время присутствовали в основном китайские товары, не удовлетворявшие нас ни дизайном, ни качеством. Так и появилась мысль создать свой бренд», – вспоминает Анастасия Благочевская, дизайнер и управляющий партнер «Сколани Оптик». Название оправ Scolani появилось случайно. «Владельцы компании просто подобрали красивое итальянское слово, – полагает Благочевская. – Наверняка сработала ассоциация с качественными итальянскими оптическими брендами».

Первые оправы Scolani производились по контракту в Китае. В качестве конкурентного преимущества своих продуктов организаторы производства изначально видели высокую адаптивность к запросам российского потребителя. Например, две основные коллекции Scolani – «Русская литература» (модели «Алые паруса», «Наташа Ростова», «Лермонтов», «Онегин», «Вишневый сад») и «Сказки Пушкина» («Елисей», «Рыбка», «Самоцветы», «Царица» и другие) – пользуются спросом не первый год. По словам представителей Scolani, хитом продаж стали оправы, названные по именам поэтов и писателей начала XX века: Маяковского, Ахматовой, Булгакова и других. «Особенной популярностью пользовалась модель «Гиппиус», – говорит Анастасия Благочевская. – Продажи коллекции стали очень успешными, по итогам первого года остатков по новым российским моделям у нас на складе не было». В старании угодить потребителю производители оправ дошли до того, что стали учитывать антропометрические особенности населения регионов присутствия. «Россия – многонациональная страна, и нужно учитывать особенности форм и размеров головы разных расовых групп. Например, азиатам не подходят европейские очки, – объясняет Анастасия Благочевская. – И мы придумали индивидуальный дизайн оправ для жителей разных регионов».

Продуктами интересовались и сотрудничавшие с компанией партнеры, и Scolani начала создавать модели оправ и солнцезащитных очков не только для собственных нужд, но и для других салонов оптики. Сейчас разработка и реализация оправ – уже основной бизнес компании.

Всего за последние семь лет Scolani разработала около 200 моделей оправ и солнцезащитных очков, которые производятся в Гонконге, Южной Корее и Италии, а продаются в 40 российских городах. По словам представителей компании, ежегодный рост продаж составляет примерно 20%.

Владельцы планируют сохранить «национальный» акцент в развитии продуктовой линейки. В этом году компания запускает новую коллекцию солнцезащитных очков «Территория.ру», носящих имена российских городов: Казань, Ленинград, Екатеринбург, Владивосток. А саму компанию и бренд переименуют в «Русоманию». «До настоящего момента мы просто наращивали объемы продаж, а сейчас намерены заняться позиционированием и строить маркетинг на том, что мы – российский бренд, – поясняет Благочевская. – Поэтому на наших очках будет стоять маркировка «Русомания», подчеркивающая особенность нашего имиджа».

Собственные оправные бренды начали разрабатывать и лидеры рынка оптической розницы. По словам директора по маркетингу сети «Айкрафт ОПТИКА» Сергея Машукова, с начала своей работы в 2006 году компания вывела на рынок более 20 собственных брендов очков: «Бренд очень хорошо работает на нас, учитывая распространенность по всей стране. Например, житель Москвы уже привык к магазинам оптики Eyekraft, он едет в командировку и там тоже видит Eyekraft. Конечно, он будет готов купить и наши очки. Сейчас собственные продукты составляют более 80% нашего ассортимента, остальное приходится на Luxottica, Safilo и других поставщиков. А когда мы семь лет назад только выходили на рынок, доля брендовых оправ в наших салонах достигала 50%». Преимущество собственного бренда, по мнению представителя «Айкрафт ОПТИКИ», состоит в том, что дистрибьютор, маржа которого в некоторых случаях может достигать и 100% от стоимости оптовой закупки, выключается из цепочки.

Три года назад оптическая сеть «Очкарик» совместно с партнерами из Кореи разработали бренд Trendy, который эксклюзивно реализуется в собственных салонах сети. «Такая форма продвижения позволяет выстраивать гибкую ценовую политику. А поскольку мы контролируем производство, то можем быть уверены в качестве продукта», – говорит заместитель генерального директора по маркетингу, рекламе и PR компании «Очкарик» Дарья Бодрова.

СЕТИ НЕ РВУТСЯ

По оценкам участников рынка, совокупный объем продаж оправ и солнцезащитных очков российской разработки пока едва достигает 5% рынка. Причина – в узости каналов сбыта. Очки, созданные сетевыми ритейлерами, распространяются в собственных салонах. Основная же доля продукции независимых отечественных производителей из-за инертности потребителей, а за ними и продавцов, представлена фрагментарно – в несетевых салонах оптики, непрофильных точках или интернет-магазинах.

«Ликон», например, активнее всего торгует своими продуктами через ростовскую сеть «Донская оптика». Компания «Оптик Дизайн» продает собственные оправы «Реноме» преимущественно оптовикам, обслуживающим региональных ритейлеров. Оправы и солнцезащитные очки Scolani продаются в нескольких региональных сетях и через онлайн-площадку Spaseebo, а так же представлены в интернет-магазинах Великобритании и США. «Москва пока не сдается», – признает Анастасия Благочевская.

Крупные игроки оптического рынка пока с предубеждением смотрят на попытки большинства независимых российских производителей. «Мы пробовали продавать солнцезащитные очки российского производства Woodies, но спрос на них был не очень высоким, и мы решили вывести их из ассортимента», – говорит руководитель отдела развития сети салонов оптики Sun Fashion Андрей Кошкадаев.

Управляющий директор салонов «Интероптика» Евгений Веселов убежден, что аудитория привыкла выбирать оправы зарубежного производства: «Они и составляют основу нашего ассортимента, к российским продуктам пока присматриваемся».

Зачастую вхождению российских оправ в ассортимент сетевых магазинов препятствует их несоответствие сертификационным требованиям. «Представитель одного из российских поставщиков долго писал нам письма и звонил с просьбой обратить внимание на его продукт, – рассказывает Дарья Бодрова из «Очкарика». – В итоге он пришел в офис, встретил меня в коридоре и попросил посмотреть его очки. Мы не могли оставить такую настойчивость без внимания, и ассортиментная группа рассмотрела товар. В итоге оказалось, что две модели теоретически могли бы нам подойти. Тогда мы попросили молодого человека предоставить нам документы о сертификации, и тут выяснилось, что он получит их только осенью. Так наш разговор перенесся на несколько месяцев». Это, считает Бодрова, типичный пример взаимодействия сети с независимыми российскими производителями оправ: «Ассортиментные линейки сетевиков, как правило, сформированы. Чтобы попасть в сеть, часто нужно предложить условия лучшие, чем дают зарубежные контрагенты, и соответствовать всем требованиям сертификации, а для многих это сложно».

Некоторые отечественные производители решили не ждать, пока им ответят крупнейшие федеральные игроки, и построить собственные монобрендовые сети. По такому пути решили пойти в той же Scolani, где намереваются стоить уже новую сеть салонов «Русомания».

оптический рынок

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении