27 Июля 2024 Суббота

Сидячим паром
Татьяна Равинская Фарминдустрия
3 декабря 2013, 15:17
3903

Фракции Госдумы бьются за право назначить уголовное наказание производителям и продавцам фальшивых лекарств

В конце ноября депутаты «Единой России» во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой представили законопроект, предусматривающий жесткие меры уголовной ответственности за производство и сбыт лекарственного фальсификата. Несмотря на всеобщее одобрение предложенного ЕР документа, эксперты убеждены, что дополнить УК санкциями для изготовителей и продавцов фальшивых ЛС следовало давным‑давно. Еще в 2010 году с аналогичной инициативой выступили депутаты фракции «Справедливая Россия», но их законопроект, пролежав в парламенте три года, был отклонен в первом чтении – за месяц до внесения в Госдуму документа от ЕдРа.

В конце октября думская фракция ≪Единой России≫ единогласно решила не участвовать в голосовании за документ, появление которого инициировали в 2010-м справоросс Федот Тумусов и его коллеги по фракции Антон Беляков и Олег Михеев. В ходе первого чтения документ набрал всего 185 голосов при кворуме в 226. ≪Против≫ никто не выступил, а из 265 неголосовавших депутатов 236 представляли ЕР.

А уже спустя месяц представители ЕР внесли в Госдуму документ, концептуально ничем не отличающийся от законопроекта трехлетней давности. Тем не менее, по мнению наблюдателей, на этот раз ничто не сможет помешать скорейшему прохождению депутатской инициативы.

Законопроект предлагает дополнить действующий УК новыми составами преступлений. В частности, производство ЛС или медицинских изделий без лицензии будет наказываться лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от 500 тысяч до 2 млн рублей. За оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных препаратов, в том числе БАД, предусмотрено наказание в виде лишения свободы от трех до пяти лет с аналогичным штрафом. В случае если преступление совершено группой граждан или повлекло тяжкий вред здоровью либо смерть, преступникам грозит тюремный срок до восьми лет со штрафом до 3 млн рублей. Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору или повлекшее тяжкий вред здоровью либо смерть, наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от 1 млн до 3 млн рублей. Смерть двух или более лиц при наличии того же состава преступления разработчики оценили в сумму от 2 млн до 5 млн рублей и лишение свободы на срок от 8 до 12 лет. Помимо этого, авторы документа предлагают ввести наказания за изготовление и использование поддельных документов на ЛС и медизделия, а также изготовление поддельной упаковки для них.

Предусмотрели законотворцы и внесение изменений в КоАП. Административную ответственность смогут повлечь действия в сфере обращения контрафактных ЛС или медицинских изделий, независимо от стоимости партии, а также действия в сфере обращения фальсифицированных, незарегистрированных и недоброкачественных ЛС и медизделий, в случае если стоимость партии не превышает 100 тысяч рублей. Сумма штрафов за подобные нарушения не должна превышать 600 тысяч рублей для должностных лиц и 5 млн рублей – для юридических лиц, посчитали авторы проекта. Кроме того, документом предусмотрено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток для юрлиц, участвующих в обороте фальсифицированных ЛС, БАД и медизделий.

Ирина Яровая называет производство фальсифицированных лекарств организованной преступной деятельностью: ≪Сегодня, к сожалению, правоохранители пытаются квалифицировать эти преступления как мошенничество либо как незаконную предпринимательскую деятельность, что не обеспечивает неотвратимость наказания и не соответствует характеру совершаемого правонарушения≫. По словам депутата, законопроект направлен и на обеспечение профилактических мер, ≪которые делают невыгодной эту преступную деятельность, поскольку устанавливается высокий уровень ответственности≫. Россия подписала конвенцию Совета Европы ≪Медикрим≫, которая касается установления именно уголовной ответственности за производство, ввоз и реализацию фальсифицированных ЛС. ≪Сегодня фактически мы восполняем пробел в законодательстве≫, – объясняет Яровая.

Минздрав еще в начале октября 2013 года вынес на общественное обсуждение проект федерального закона ≪О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…≫ для ратификации конвенции. Подготовленный с учетом пожеланий Росздравнадзора документ также предусматривает применение уголовной ответственности ко всей цепочке оборота контрафактных ЛС.

С похожими инициативами, помимо Минздрава, справороссов и единороссов, выступали представители разных партий в 2005 и 2009 годах. Однако ни один из документов так и не был принят.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Это просто политика партии правительства»


О межфракционной борьбе за продвижение законопроектов VM рассказал депутат думской фракции «Справедливой России» Федот Тумусов.

– Ни один законопроект, противодействующий обороту фальсифицированных и контрафактных ЛС, в Госдуме пока не прошел. Кто-то намеренно останавливает подобные документы?

– Существует стопроцентная гарантия – законопроект от «Единой России» пройдет. Наш законопроект был внесен еще в 2010 году, и уже тогда было очевидно, что необходимо ужесточать меры воздействия на фальсификаторов лекарств. Актуальность этого вопроса давно перезрела. Но в нашей стране устроено так, что в основном продвигаются инициативы «Единой России».

И наш законопроект был вынесен на первое чтение спустя три года, для того чтобы его отклонить. Очевидно, что партия просто расчищала поле. Нас отклонили и внесли такой же законопроект. В науке это называется плагиат, однако именно этот документ имеет лучшие перспективы.

– Это станет основным обстоятельством, способствующим прохождению документа?

– Необходимость реформы очевидна. И основное обстоятельство – это то, что система госконтроля за качеством ЛС оставляет желать лучшего. Всем профессионалам и рядовым пациентам это давно ясно. Когда человек покупает лекарство, он думает каждый раз, будет ли лекарство лечить или калечить.

Ведь любое, самое незаметное отклонение в лекарстве от зарегистрированных клинических норм уже делает его фальсификатом. Лекарства – это особый товар, и должна быть особая система контроля. А кто-то просто был очень заинтересован в том, чтобы эта система ослабла.

– Связаны ли трудности с лоббированием ужесточения санкций за оборот фальсификата с выгодой, которую контрафакт приносит недобросовестным коммерсантам?

– У этой истории длинный «хвост». Это последствия реформ 90-х, когда страна в одночасье развалилась, и та система, которая была, исчезла. Тогда же было объявлено, что мы переходим к рынку без всякой подготовки. Некоторые очень предприимчивые люди быстро уловили «вызов времени» и начали пользоваться этим.

Есть два пути обеспечения качества препаратов – жесткая система контроля на каждом этапе производства, обращения, хранения ЛС и добросовестность людей. У нас еще не произошло беды только потому, что остались советские люди старой формации. Это атланты, держащие эту систему, которая сейчас пока еще зиждется только на добросовестности.

Но, к сожалению, это советское поколение в течение ближайших 10 лет уйдет, и будут доминировать те, чье мировоззрение формировалось в 90-е годы. Тогда-то и наступят катастрофические последствия.

У нас осталось крайне мало времени, чтобы создать нормальную, эффективно действующую систему госконтроля качества лекарств. И ужесточение мер ответственности в данной ситуации – это мизер, пугало, пока нет системы в целом.

– Ужесточение санкций за оборот фальшивых ЛС лоббируется на парламентском уровне с 2005 года, вы со своей инициативой выступили в 2010-м, а сейчас рассматривается другой законопроект...

– Концептуальных различий между документами не существует. Это просто политика партии правительства. Но мы не обижаемся, ведь главное, чтобы эти меры были приняты, чтобы документ начал работать.

– В какие сроки закон может быть принят?

– Я думаю, очень быстро, в ближайшие полтора-два месяца законопроект, скорее всего, будет внесен на первое чтение и уже в весеннюю сессию будет принят.

– Какие еще меры стоит предпринять на законодательном или общественном уровне, чтобы реально снизить оборот фальсифицированных ЛС и медизделий?

– В первую очередь, необходимо внести изменения в ФЗ-61. Уже два года с момента принятия закона Минздрав обсуждает и разрабатывает несколько проектов, но до сих пор не может внести на рассмотрение ни один из документов. Как показывает международный опыт, нам давно пора внедрить институт инспектората. Ведь без этой структуры обеспечить надлежащее качество ЛС на стадии регистрации невозможно. Однако и процесс введения нового института требует законодательного подтверждения и подготовки кадров.

Кроме того, необходима специальная система контроля на уровне ввоза ЛС. А третье – надо усилить функции Росздравнадзора – сегодня они очень ослаблены, необходимо, чтобы по результатам его проверок документы передавались в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

– Продолжится ли межфракционная борьба за прохождение инициативы?

– Наша фракция проект поддержит. Сплошь и рядом происходит, что наши законы отклоняют, а вносятся аналогичные со стороны известной партии. Но нам важно, чтобы была польза стране и нашим избирателям. И я буду убеждать в этом фракцию «Справедливой России». Мы даже готовы выступить соавторами документа, но главной задачей для нас все равно останется просто решить существующую проблему. 

фальсификация лс, фальсификат, фальшивые лекарства, фальсифицированные лс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении