27 Июля 2024 Суббота

Шкура ПСА
Евгения Журавлева Мединдустрия
16 марта 2015, 12:48
7049

Кто и как хочет убрать с диагностического рынка тест на уровень простатспецифического антигена

С диагнозом «рак предстательной железы» живут более 3 млн граждан США. Болезнь, входящая в ТОП5 самых смертоносных, ежегодно уносит жизни 30 тысяч мужчин. Рак простаты бьет не только по гендерному достоинству нации, но и по карманам американцев, которые, по данным American Cancer Society, тратят на его лечение около $1 млрд в год. Высокая капиталоемкость рынка привлекает новых игроков – дорогостоящие инновационные мето­дики пробивают себе дорогу не только в терапии, но и в скрининге РПЖ.

С 80-х годов прошлого столетия в США активно пропагандировалось тестирование на уровень простатспецифического антигена (ПСА), призванное выявлять онкозаболе­вание на ранней стадии, снижая тем самым уровень смертности. Ежегодно этот анализ проходят примерно 23 млн американских мужчин, а затем около 1 млн подвергают­ся биопсии для подтверждения диагноза. Масштабный скрининг вроде бы вполне оправдан. В 2014 году, по данным National Cancer Institute, в стране было зафиксиро­вано 233 тысячи новых случаев выявления заболевания, и РПЖ по этому показателю впервые опередил прежнего «лидера» – рак груди.

Примерно половине больных РПЖ требуют­ся операция (ежегодно в стране проводится 138 тысяч радикальных простатэктомий) или лучевая терапия, у остальных заболе­вание, как правило, протекает замедленно или не прогрессирует. Большинство врачей в США рекомендуют ПСА-скрининг мужчи­нам старше 50 лет, а группе риска (мужчинам, чьи ближайшие родственники были больны раком простаты, и афроамериканцам) – в воз­расте от 40 до 45 лет. Тест на уровень ПСА в основном покрывается полисами страховых компаний, а также входит в госпрограм­му Medicare. Годовые затраты американцев на эти анализы, по данным New York Times, в 2009 году превысили $3 млрд, Medicare, обслуживающая граждан страны старше 65 лет, параллельно выделила на ПСА-тесты $447 млн.

Однако сейчас этот онкомаркер теряет свои диагностические, а значит, и рыночные позиции. У противников ПСА-теста появи­лась стройная теория сомнений в эффек­тивности скрининга прежних масштабов. Повышенный уровень ПСА считается пока­занием для биопсии – весьма болезненной инвазивной процедуры, грозящей осложне­ниями. В то же время повышенный уровень простатспецифического антигена не всегда свидетельствует об опухоли, а может быть связан, например, с воспалительным процес­сом. Встречаются подводные камни и на мор­фологическом уровне – диагностика РПЖ связана с тонкими нюансами, подчас отли­чия заключаются в оттенке и размере кле­точных ядер. Одним словом, ошибки могут приводить к гипердиагностике, когда добро­качественное новообразование принимают за опухоль и пациента лечат от рака, которого на самом деле нет. Или, наоборот, к гиподиа­гностике: ПСА-скринингу подвластны не все формы опухолей. При такой некорректно­сти выявления болезни суммарные затраты на скрининг и ложно показанную терапию заметно растут.

В 2014 году Университет Айовы подсчитал расходы рядовых граждан США на операции по удалению злокачественных новообразова­ний простаты. В исследование были включены 100 медучреждений страны, а стоимость меди­цинских процедур варьировалась от $10,1 тыся­чи до $135 тысяч. Средняя цена на простатэк­томию составила $35 тысяч, что в два раза превышает страховые компенсации на ана­логичное лечение для участников программы Medicare. Такой разрыв в стоимости идентич­ных методов терапии исследователи объяснили непрозрачными схемами ценообразования. Большие затраты на диагностику и лечение вкупе с противоречивостью основного теста разделили американское врачебное сообще­ство на два лагеря.

Против ПСА-скрининга выступила нацио­нальная консультативная группа экспертов U.S. Preventive Services Task Force (USPSTF), призванная оценивать профилактические программы. Сначала, в 2009 году, USPSTF рекомендовала не использовать ПСА-тест для мужчин старше 75 лет, а еще через три года – вовсе заявила о том, что методика в целом не­эффективна и далее использоваться в качестве стратегической не может.

С профилактиками не согласились прак­тики, в том числе Американское общество клинической онкологии и Американская ас­социация урологии. В защиту своей позиции клиницисты приводили доводы об индиви­дуальности каждого случая и необходимости брать в расчет множество факторов, в том числе продолжительность жизни и состоя­ние здоровья конкретного пациента. Многие специалисты до сих пор негативно относятся к позиции USPSTF и пытаются доказать эф­фективность процедуры. По данным иссле­дования Screening for Prostate Cancer With PSA Testing: Current Status and Future Directions, скрининг позволил медикам дополнительно выявить 1,3 млн случаев заболевания и обе­спечил необходимую терапию более чем 1 млн мужчин. В 2014 году Американское общество кли­нической онкологии выпустило очередную редакцию Prostate Cancer Survivorship Care Guidelines, в которой по-прежнему призывает мужчин из группы риска раз в шесть месяцев или хотя бы раз в год сдавать ПСА-тест.

Но, как ни старались поклонники ПСА-теста, позиция USPSTF успела повлиять на ситуа­цию с диагностикой РПЖ. Число пациентов, сдающих этот тест, сократилось, а главное – появилась новая, альтернативная скринингу, стратегия активного наблюдения. При таком подходе состояние больных РПЖ тщательно мониторится, а операции или лучевая терапия назначаются только в случае прогрессирова­ния заболевания.

Появились у ПСА-теста и прямые конкурен­ты – генетические тесты, призванные опре­делять степень агрессивности опухоли. Пи­онерами в образовавшейся нише выступили компании Myriad Genetics и Genomic Health. Обе уже преуспели в разработке тестов для рака груди, а теперь пытаются закрепиться в «муж­ском сегменте». По подсчетам Myriad, рынок диагностики рака простаты превышает $1 млрд. Да и предложение «генетиков» скромным не назовешь: Prolaris от Myriad Genetics стоит около $3 400, а Oncotype DX prostate cancer test от Genomic Health – примерно $3 800.

Ценник испугал распорядителей бюджетов Medicare, во всяком случае в 2013 году стра­ховщики не решились «зашивать» в госпро­грамму генетическое тестирование на РПЖ. Myriad активизировала лоббистские и марке­тинговые усилия и даже организовала специ­альное исследование эффективности затрат. По оценкам производителя, Prolaris поможет американской системе здравоохранения сохранять до $6 млрд в год. Цифра экономии соблазнила чиновников, и в октябре 2014 года тест от Myriad был включен в Medicare.

При этом и Prolaris, и Oncotype DX сегодня фигурируют в профильных диагностических рекомендациях, поддерживаются крупными ассоциациями США – например, неком­мерческий союз The National Comprehensive Cancer Network в том же 2014 году включил генетические тесты в свои гайдлайнс.

Успешная экспансия первопроходцев ак­тивизировала других участников рынка – Bostwick Laboratories, Metamark Genetics, GenomeDx, BioTheranostics и прочих разра­ботчиков генетических тестов и диагности­ческих проб, дополняющих ПСА-тест.
рак простаты, рак предстательной железы, рпж

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении