27 Июля 2024 Суббота

Щелевая аудитория
Ольга Гончарова, Марина Кругликова Мединдустрия
28 июля 2014, 17:12
9146

Откуда и куда утекает в России пациентская информация

На «сером» рынке баз данных набирают популярность информационно‑медицинские продукты – картотеки полисов ОМС, истории болезни, мобильные телефоны пациентов частных и государственных клиник. Предложения доступны на «пиратских» рынках, в интернет‑магазинах и уже пользуются спросом у широкого круга покупателей – от фармкомпаний до туроператоров и агентств ритуальных услуг. VM сделал контрольные закупки некоторых товарных единиц информационной линейки и попытался разобраться, где начинаются их поставки.

ОМС-МАРКЕТИНГ

На Савеловском рынке базы данных предлагают две точки с соответствующей вывеской, управ­ляемые ИП «Ароян». Хит продаж – многофунк­циональные базы, включающие сразу реестры паспортных данных, водительских удостоверений и полисов ОМС. Такие продукты здесь реализу­ются отдельно по субъектам РФ. Например, диск с базой данных по Московской области обошелся VM в 1,5 тысячи рублей. Реестр ОМС на нем включает основную персональную информацию всех жителей этого региона: адрес и дату рожде­ния страхователя, номер его полиса и СНИЛС. «Если вам нужны данные только ОМС, попробуем собрать базу по всем регионам. Выйдет не дороже 10 тысяч рублей», – пояснил скидочную поли­тику продавец одной из точек и, чтобы развеять сомнения, тут же показал выгрузку такой базы в формате excel на своем ноутбуке.

Помимо картотеки ОМС, в ассортиментной линейке есть еще один продукт – «Медстрах». Кроме базовых персональных данных, этот реестр дополнен информацией об организации или ведомстве, которое покрывает человеку расходы по страховке. Стоимость такого предложения тоже находится в диапазоне 1,5-2 тысячи рублей.

Сотрудники территориальных ФОМС и страхо­вых компаний, опрошенные VM, утверждают, что им о продажах баз на свободном рынке ничего не известно. «Вероятно, произошла утечка ин­формации, но точно не от нас», – дистанцируется от темы сотрудник отдела безопасности ФОМС Владимирской области. Представители федераль­ного ФОМС на запрос VM не ответили. Продавцы на Савеловском, естественно, не раскрывают ни своих поставщиков, ни клиентов, ограничиваясьприкладными рекомендациями: «Мы же не спра­шиваем вас, зачем вам базы данных. Но если вы, например, из фармкомпании, то возьмите лучше базы абонентов сотовых операторов – сможете рекламу по SMS рассылать».

Савеловский рынок считается сейчас крупнейшей точкой продаж «серых» информационных баз. С ним конкурируют только «Горбушка» в Москве, городские рынки в регионах и интернет-мага­зины, в которых, правда, представлены совсем другие продукты. Например, сайт bazabd.ru предлагает базы психбольных Башкирии, нар­команов и психбольных Барнаула, пациентов медучреждений Тольятти и другие аналогичные картотеки, стоимость которых варьируется от 300 до 1 тысячи рублей. Помимо паспортных данных, в предлагаемых реестрах можно найти номера мобильных телефонов и адреса проживания ука­занных пациентов.

В профильных IT-компаниях говорят, что дан­ные в эти каналы продаж поступают в результате разного рода утечек из соответствующих учреж­дений, а количество «сливов» только в сегменте медуслуг уже достигает нескольких десятков в год. Например, по оценкам InfoWatch, в прошлом году медицина входила в число отраслей-лидеров по количеству информационных утечек с долей 8,3% от всех информационных потерь. По этому показателю она уступала только направлениям торговли, гостинично-ресторанных услуг, бан­ковскому сектору и госорганам. «Исследования основаны, как правило, на открытых источниках и показывают лишь верхушку айсберга. Реальный масштаб утечек может быть в разы больше», – отмечает руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов.

ПРОТИВ ВЕТРА

Информационные потери начали фиксироваться в сегменте медуслуг еще с 90-х годов. «Первые утечки происходили случайно, но в основном были связаны с утерей бумажных документов, и в них не было подоплеки мошенничества. Такие случаи происходят и до сих пор», – говорит Вла­димир Ульянов из Zecurion. С ним соглашается ведущий эксперт компании InfoWatch по инфор­мационной безопасности Андрей Прозоров: «Чаще всего бумажные медицинские карты просто выбрасывают. Это классический пример россий­ского раздолбайства и наплевательства».

Некоторые случаи утечек по небрежности получи­ли широкий резонанс и даже привлекли внимание правоохранительных органов. Прошлой зимой в Ханты-Мансийском автономном округе ксеро­копии паспортов, СНИЛС и страховых медицин­ских полисов пациентов Сургутской городской поликлиники №4 оказались разбросаны по го­родскому парку «Кедровый лог». Как выяснилось, документы перевозились в архив медучреждения, и при погрузке часть бумаг просто унесло ветром. Инцидент получил всероссийскую огласку, и ру­ководство ЛПУ было вынуждено принять строгие административные меры. «Ответственное лицо, из-за которого в лечебном учреждении произошла такая оказия, было уволено», – сообщили VM в поликлинике.

Позже в городе Лангепасе того же Ханты-Ман­сийского автономного округа врач стоматологи­ческой клиники «Дентал» забыл амбулаторную карту пациентки в такси. Дальнейшего распро­странения персональных данных не произошло, водитель такси, обнаруживший карту, сразу позвонил по указанному в ней телефону. Тем не менее пациентка обратилась в региональную прокуратуру с требованием привлечь к ответ­ственности медучреждение. В результате в отно­шении клиники и врача были возбуждены адми­нистративные дела по ст. 13.11 КоАП РФ. Правда, по итогам рассмотрения дел, как сообщили VM в региональной прокуратуре, все ограничилось лишь вынесением предупреждения врачу и медуч­реждению.

Представители компаний, специализирующихся на информационной безопасности, отмечают, чтослучайные утраты бумажных документов в сег­менте здравоохранения, как правило, не имеют серьезных последствий ни для виновных, ни для потерпевших. Гораздо масштабнее ущерб от уча­щающихся преднамеренных электронных утечек из медицинских информационных систем.

Волна краж оцифрованных персональных данных начала подниматься в середине 2000-х параллель­но с активным внедрением медицинских инфор­мационных систем. По данным компании Inline Technologies, уже в первой половине 2008 года потери бумажных данных занимали только 10% от общего объема утечек в медицинских инфор­мационных системах, остальное приходилось на CD, DVD, флеш-накопители, серверы на­стольных компьютеров, ноутбуки, КПК и другие электронные носители информации. При этом злонамеренные «сливы» составляли уже почти треть всех случаев потери данных в сегменте ме­дицинских услуг.

Самой распространенной причиной электрон­ных утечек IT-эксперты называют кражу. «Красть могут врачи, потому как имеют прямой доступ к информации плюс материальную заинтере­сованность. Не секрет, что многие врачи взаи­модействуют с фармкомпаниями и – обычно на какой-то платной основе – рекламируют тот или иной препарат. И если фармкомпаниям будут необходимы какие-то списки по пациентам, некоторые медики могут согласиться на кражу баз данных пациентов, особенно если им будет предложена значительная сумма», – рассказы­вает Андрей Прозоров из InfoWatch. О хакерских атаках на информационные системы в сегменте медуслуг, по его словам, пока говорить не прихо­дится. Схожего мнения придерживается дирек­тор по развитию КМИС Александр Гусев: «Редко когда это бывают какие-то технические вещи или взломы систем безопасности».

В числе заказчиков «слива» персональной ин­формации из медучреждений, говорит Андрей Прозоров, помимо фармкомпаний, фигурируют и обыкновенные мошенники, которые, получая доступ к базам данных пациентов, звонят им, предлагая купить «эффективное» лекарственное средство от их заболевания. Кроме того, пер­сональные данные пациентов, в частности, их диагнозы, могут быть интересны компаниям, предлагающим, например, туры на оздорови­тельные курорты. «Получая доступ к базе данных пациентов больниц, они обзванивают их, пы­таясь мотивировать к поездке на один из таких курортов, иногда предлагая скидки для людей с конкретным диагнозом. Есть свой интереси у ритуальных агентств – они готовы платить за обновление базы умерших пациентов, чтобы оперативно предлагать родственникам свои ус­луги», – рассказывает Прозоров. Но наибольший интерес для кражи, по словам эксперта, пред­ставляют персональные данные знаменитостей: «Эту информацию готовы покупать, а значит, может найтись человек, который готов ее прода­вать». Ценники в России, конечно, поскромнее, чем 50 тысяч евро, предложенные за историю бо­лезни Михаэля Шумахера, но спрос на медкарты отечественных селебрити растет.

Нарастание волны утечек эксперты объясняют как минимум двумя причинами – несовершен­ством медицинских информационных систем и слабостью законодательной базы. Сейчас безопасность личной медицинской информа­ции в России подпадает под действие ФЗ №152 от 27 июля 2006 года «О персональных данных». Ответственность за безопасное хранение и рас­пространение информации о своих пациен­тах – как в электронном, так и в любом другом виде – возложена этим законом на медучрежде­ния. Отдельные технические требования к за­щите персональных данных в информационных системах прописаны в постановлениях ФСТЭК №21 и №17. Правда, санкции за потерю персо­нальных данных пока невелики: максимальное наказание, которое можно получить по ст. 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного зако­ном порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражда­нах (персональных данных)», ограничивается штрафом до 1 тысячи рублей для должностных лиц и до 10 тысяч рублей – для юридических. По мнению экспертов из IT-компаний, подобная либеральность косвенно поддерживает низкий уровень защиты персональной информации в сегменте медуслуг.

ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ

Найти учреждения медсектора, откуда проис­ходят утечки персональных данных, непросто. Опрошенные VM участники рынка медуслуг не комментируют состояние своей информа­ционной безопасности или утверждают, что не сталкиваются с проблемой утраты данных. Однако представители IT-компаний зафик­сировали в последние несколько лет всплеск заказов на услуги защиты данных именно со стороны медучреждений. «Если три года назад клиентов из этой отрасли у нас вообще не было, то теперь мы начали работать с кли­никами, которым устанавливаем DLP-системы и другие заслоны от внешних вмешательств. И часто утечки информации фиксируются уже на этапе внедрения наших систем», – рассказы­вает Владимир Ульянов из Zecurion.

Представитель компании «Информзащита» Андрей Тимошенко говорит, что частные клини­ки начали обращаться в его компанию три года назад: «До этого они пытались решать вопросы по защите персональных данных, в частности, данных о состоянии здоровья, самостоятельно. А в 2011 году у нас пошел вал клиентов, в том числе работающих в медицинском сегменте».

Компания «ДиалогНаука» два года назад заклю­чила контракт с крупной столичной клиникой «Медицина» на приведение ее информацион­ной системы в соответствие с международным стандартом защиты информации ISO/IEC 27001. «Соответствие такому стандарту позво ­ляет оптимизировать расходы на безопасность, риски, связанные с возможными ущербами для активов предприятия, операционные затра­ты», – считает гендиректор компании «ДиалогНаука» Виктор Сердюк.

Усилили внимание к вопросам защиты данных и территориальные отделения ФОМС. «Мы начали осуществлять отдельные проекты по ин­формационной безопасности еще в 2007 году, а два года спустя внедрили комплексную систему защиты, вся информация фонда про ­ходит по зашифрованным каналам, и утечки исключены», – говорит представитель ТФОМС Владимирской области. Его коллега из ТФОМС Оренбургской области говорит о подобных мероприятиях, проведенных примерно в тот же период: «Мы создали отдел информацион ­ной безопасности, прописали организацион­но-распределительные документы, внедрили технологии защиты персональных данных DLP». Представители фондов предполагают, что источником утечки данных о страхователях могут быть их партнерские страховые компа ­нии. Страховщики, опрошенные VM, такое предположение опровергают. «Случаев утечки у нас не было. В компании существует многоу­ровневая система защиты информации, которая предотвращает доступ к данным пользователей, не имеющих на это прав», – заверяет дирек­тор по маркетингу направления «Медицина» компании «АльфаСтрахование» Егор Сафрыгин. А топ-менеджер другой страховой компании гово­рит, что источником утечек медицинской инфор­мации, вероятнее всего, могут быть государствен­ные медицинские информационные системы.

Представители государственных поставщиков ЕГИСЗ утверждают, что утечки исключены. «Су­ществующая защита информации подразумевает комплекс мер, включающий регламенты, аппарат­ные средства защиты безопасности, софт», – убе­жден представитель компании «Ростелеком».

На периферии ситуация с информационной безопасностью неоднородна. Как сообщил VM источник, близкий к воронежскому МИАЦ, в регионе действует многоуровневая систе­ма защиты данных: «Никогда не встречал баз данных пациентов – ни на «Горбушке» в Во­ронеже, нигде, хотя одно время мы специ ­ально мониторили пиратские диски с базами данных, но пациентских баз мы не находили». На некоторых территориях страны о защите персональных медицинских данных говорить и вовсе не приходится, поскольку сама систе­ма ЕГИСЗ пока находится там на начальном этапе инсталляции. Например, ответственные за работу ЕГИСЗ подразделения администра­ции Ленобласти в мае только разрабатывали план по ее внедрению. Интересно, знают ли региональные чиновники, что на сайте bazabd. ru базу персональных данных 10 тысяч пациен­тов Ленинградской области можно без проблем приобрести за 1 тысячу рублей.


МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Сливной банчок

Какой ущерб пациентам и операторам здравоохранения наносит безалаберность хранителей персональных данных

Текст: Ольга Каныгина, Евгения Журавлева, Максим Сильва-Вега

Продажа медицинской информации оформилась в отдельный сегмент «черного» рынка. Ежегодно в развитых странах из медицинских дата-центров «утекают» миллионы записей с персональными данными пациентов, а клиники теряют на этом миллиарды долларов. И чем масштабнее и глубже внедряются в отрасль электрон­ные информационные системы, тем мощнее становится поток нелегитимного контента.

Рынок здравоохранения с точки зрения утечек и последующей прода­жи конфиденциальной информации считается одним из самых уязвимых и «высокодоходных». По данным меж­дународной консалтинговой группы KPMG, в 2012 году медицина с долей 7,9% от общего числа информацион­ных краж вошла в пятерку отраслей, лидирующих по утечкам данных. А в рейтинге хищений с участием третьей стороны индустрия здравоох­ранения заняла третье место с долей 13%, уступив только сегменту тех­нологий и профессиональных услуг. По данным отчета Symantec 2013 Cost of Data Breach, максимальные финан­совые потери из-за информационных брешей несут именно медицинские операторы. Например, если потеря одной записи участникам финансово­го рынка обходится в $215, компаниям фармсектора – в $207, то игрокам рынка медуслуг – в $233.

В исследовательских компаниях от­мечают, что волна информационных краж во всем мире началась после перехода медучреждений на элек­тронные методики хранения меди­цинской информации о пациентах. Если во времена бумажного доку­ментооборота пропажа одной-двух медкарт уже считалась беспреце­дентным событием, то теперь никого не удивляет кража данных тысяч пациентов.

ГОСПИТАЛИЗИРОВАНЫ В GOOGLE

По данным Redspin Breach Report: Protected Health Information, в про­шлом году в США зафиксировано 199 случаев утечки медицинских данных, всего на семь больше, чем годом ранее. Разница становится ощутимой, если сравнивать объемы потерь: если в 2012 году незаконным путем было получено 2,9 млн записей с медицинскими данными пациентов, то в прошлом году – уже более 7 млн.

По данным Ponemon Institute, еже­годно утечка медицинских данных обходится американским фирмам, ра­ботающим в сфере здравоохранения, в $5,6 млрд. При этом 90% опрошен­ных как минимум однажды за послед­ние два года пострадали от «слива», а 38% – за тот же период времени понесли потери более пяти раз.

Самый распространенный источ­ник утечек на американском рынке здравоохранения – банальная кра­жа, из-за которой происходит 45,2% случаев потери данных, 22,1% случаев происходит в результате неавтори­зованного доступа к информации, 9,5% – из-за потери носителя, 6,1% – в результате хакерской атаки, 4,0% – из-за отсутствия пароля на электрон­ном устройстве.

Взломам и хакерским атакам спо­собствует уязвимость медицинских информационных систем. По данным опроса Ponemon, 65% американ­цев связывают медицинские утечки именно с недостаточной защитой баз данных, а 63% – с низким уровнем безопасности интернет-системы для регистрации пациентов.

Самый резонансный выброс ме­дицинских данных произошел в США как раз по этим причинам. В 2010 году информация о 6 800 пациентах New York Presbyterian Hospital, включая данные о состоя­нии здоровья, результатах анализов и назначенном лечении, попала в настолько широкий доступ, что ее можно было найти в Google. Утечка произошла в тот момент, когда один из докторов пытался отключить свой личный компьютер от общей сети. Инцидент получил огласку и грозил виновникам серией исков. В итоге в мае 2014 года New York Presbyterian Hospital и аффилированный с этим учреждением Колумбийский универ­ситет вынуждены были заплатить Министерству здравоохранения и социальных служб США рекордную сумму в $4,8 млн, чтобы урегулиро­вать конфликт.

Возрастающее количество утечек влияет на настроения в отрасли. Треть опрошенных Ponemon Institute участников рынка не планируют всту­пать в национальную систему Health Information Exchange, аккумулирую­щую информацию о медучреждениях: 72% респондентов опроса не уверены в надежности дата-центра.

ПОДРЯД НА ВОРОВСТВО

Лидерство по масштабам медицин­ских утечек с США делит Великобри­тания. По данным, опубликованным Daily Mail, в период с июля 2011 года по июль 2012 года в стране пропа­ло 1,8 млн документов, содержащих конфиденциальную медицинскую информацию, включая истории бо­лезни, результаты анализов и другие персональные сведения о пациентах. Однако, как подчеркивает издание, эта статистика основана лишь на дан­ных об известных пропажах – ре­альный масштаб бедствия оценить невозможно.

Нередко «сливы» в интернет дела­ются безо всякой корысти. Недавно британские власти обнаружили, например, сайт, где совершенно бесплатно предлагались оцифрован­ные медицинские записи, ведущиеся с 50-х годов.

Управление комиссара по информа­ции лишь за шесть месяцев 2012 года выписало штрафов на сумму 1 млн фунтов стерлингов в связи с несоблю­дением администрациями британских больниц правил, касающихся конфи­денциальности информации о паци­ентах.

Один из самых крупных штрафов – 200 тысяч фунтов стерлингов – был наложен на больницу NHS Surrey. Представители госпиталя заключили договор с компанией, которая занима­лась удалением данных с электронных носителей. В качестве платы за свои услуги компания просила разрешения на распродажу техники, из которой будет удалена информация. Решив заодно избавиться от компьютеров, руководство больницы подписало до­говор. Однако подрядчик не произвел обещанных манипуляций – данные о почти 3 тысячах пациентов остались в электронных устройствах, а через некоторое время были выставлены на продажу через eBay. Схема же утеч­ки стала известна после того, как че­ловек, купивший компьютер от NHS Surrey, обнаружил в нем медкарты пациентов клиники.

УКРЫТЬСЯ В ОФЛАЙНЕ

В антирейтинг стран, где происхо­дит наибольшее количество утечек медицинской информации, входят также Канада и Австралия. Несмотря на то что на борьбу с информацион­ными потерями направлена много­уровневая законодательная база, регламенты, предполагающие строгую ответственность за безалаберность или злонамеренное нарушение пра­вил информационной безопасности, «слив» персональных данных остано­вить не в силах.

Три случая утечки данных были обна­ружены в сентябре 2012 года в ходе проверки эффективности взаимо­действия между исследовательскими институтами и Министерством здра­воохранения Канады. Оказалось, что данные канадских пациентов были сохранены на незакодированный USB-носитель, и информация, вклю­чавшая номера медкарт, гендерную принадлежность, даты рождения, исто­рию болезни, срок пребывания в кли­нике и суммы, потраченные на лече­ние, а также данные об умственном, физическом и сексуальном здоровье пациентов, оказались не защищены. По итогам расследования семеро участников событий потеряли работу, было заведено два судебных дела. Правда, стоимость утечки информации так и не была озвучена публично.

Министр здравоохранения канадского штата Британская Колумбия Маргарет МакДиармит тогда попыталась сгла­дить конфликт заявлениями о том, что прямого вреда пациентам нанесено не было: «Нет доказательств, что пер­сональные данные использовались где-то еще, кроме исследований».

В 2013 году стало известно, что меди­цинские данные более 5 млн жителей Британской Колумбии были без необ­ходимой защиты переданы местным Министерством здравоохранения университетским исследователям. К счастью для пациентов, эти данные не содержали имен, номеров страхов­ки и другой финансовой информации.

В Австралии частная клиника The Miami Family Medical Center два года назад подверглась нападению якобы русских хакеров, которые зашиф­ровали медицинские данные паци­ентов и требовали за расшифровку более $4 тысяч. Совладелец клиники Дэвид Вуд заявил, что на шантаж взломщиков не поддастся – данные просто будут переведены в офлайн.

На протяжении последних пяти лет австралийские регуляторы ратуют за принятие закона, который бы обязал тех, кто теряет информацию личного характера любым способом, сообщать об этом владельцам. Пока безуспешно. Аналогичный обще­государственный Digital Privacy Act в Канаде находится на рассмотрении парламента: согласно законопроекту, неуведомление потерпевшего об утеч­ке его персональных данных грозит оператору штрафом до $100 тысяч.

Впрочем, у этих строгих законодатель­ных инициатив хватает и противни­ков. Например, австралийцы негодуют из-за того, что новации делегируют избыточные права комиссару конфи­денциальности, в ведении которого находятся все вопросы безопасности и свободы распространения информа­ции. Канадцы же протестуют против положения, разрешающего телеком­муникационным компаниям предо­ставлять данные о клиентах правоох­ранительным организациям.

ЛИЧНОЕ – В МУСОР

В Испании хранение и использо­вание личной информации регу­лируется принятым в 1999 году законом «О защите данных». Кроме того, правительственным декретом 2007 года закреплена ответствен­ность операторов дата-центров за распространение личных данных. В соответствии с этим документом халатное отношение к персональной информации влечет за собой нака­зание в виде штрафа от 60 тысяч до 300 тысяч евро, а в самых серьез­ных случаях – до 600 тысяч евро. Даже в Уголовном кодексе содержит­ся соответствующая статья, предпо­лагающая за несанкционированное распространение личных данных на­казание в виде тюремного заключе­ния сроком от одного до четырех лет. Исполнение этих строгих правил контролирует Испанское агентство по защите данных (AEPD). Но пока не особо успешно.

В апреле 2008 года AEPD оштрафо­вало на 150 тысяч евро гинекологи­ческую клинику в городе Бильбао за утечку данных о 11 300 пациентках. Расследование показало, что элек­тронный архив клиники вообще не был защищен. Комментируя утечку, руководство AEPD сделало поражающее своей беспомощностью заявление: подобные случаи время от времени могут происходить, так как «не существует абсолютных гарантий» неприкосновенности информации.

Может быть, именно такие настроения регулятора и позволили год спустя произойти следующему вопиющему «сливу». Данные о пациентах, кото­рым в барселонской Hospital Clinic были сделаны операции по пересадке органов, были обнаружены в мусор­ном контейнере в 300 метрах от места госпитализации реципиентов. Руко­водство клиники принесло извине­ния пострадавшим, было назначено внутреннее расследование, так ничем и не закончившееся. Заместитель директора больницы Хосеп Бруга­да заявил тогда, что, к сожалению, «не может контролировать действия, которые совершает персонал в отно­шении документов», пояснив позицию администрации: «Мы не ЦРУ и не кон­центрационный лагерь».

Скандал заставил общественную ассоциацию «Защитник пациента» выступить с инициативой об усилении контроля не только над частными, но и над государственными медцен­трами, которые, по действующему законодательству, в случае утери медицинских данных отделываются лишь испугом и извинениями.

фомс, пациентская информация, информационно-медицинские продукты, омс, истории болезни

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении