27 Июля 2024 Суббота

Сгрудились малыми
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Мединдустрия
23 сентября 2014, 16:28
7657

На российском рынке протезов молочной железы прошла первая сделка M&A

Вслед за оскандалившимися имплантатами PIP с мирового рынка протезов молочной железы может уйти еще один французский грудной бренд – Cereform. Производитель продукта концерн Cereplas не смог получить у национальных надзорных органов разрешение на применение нового способа стерилизации протезов, в феврале их производство было остановлено и так и не возобновилось. В России, где Cereform занимал не более 1% рынка, ему быстро нашлась замена. Весной владельцы компании «Нэйтив», дистрибьютора этой марки, приобрели конкурирующую структуру «Полимед», поставщика других французских имплантатов, Sebbin, и уже начали продавать новый продукт клиникам. Поглощение стало прецедентом на отечественном рынке протезов молочной железы – до этого зарубежные мейджоры просто передавали контракты на реализацию своей марки в России от одного поставщика к другому.

СИЛИКОНОВЫЙ СЛЕД

Впервые Агентство национальной безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения Франции (ANSM) объявило о прекращении производства имплантатов Cereform в феврале нынешнего года. Ведомство остановило переход производителя на новый метод стерилизации имплантатов, инициировав его проверку, а разрешение на прежний вид стерилизации у Cereform на тот момент закончилось. На новость моментально отреагировали надзорные органы других стран, из памяти которых еще не стерся скандал с французскими имплантатами Poly Implant Prothese, снятых с производства после того, как в составе протезов был обнаружен дешевый промышленный силикон, а одна из пациенток, носившая в себе PIP, скончалась. В Австралии, например, департамент терапевтической продукции инициировал срочное расследование применения Cereform, и на это время хирургам было рекомендовано прекратить использование этого продукта на всей территории Зеленого континента.

Представители Cereplas, правда, тогда уверяли, что протезы ушли с рынка временно, и объясняли ситуацию исключительно технической заминкой, связанной с переходом на новый метод стерилизации сухим жаром. ≪Отзыв продукции был вызван приостановкой действия текущего сертификата до момента предоставления документов на прежний метод стерилизации. Мы надеемся на скорое восстановление ситуации и считаем, что на положении имплантатов Cereform на российском рынке это никак не отразится≫, – уверяла тогда VM генеральный директор компании ≪Нэйтив≫ Наталья Войнич. Впрочем, с тех пор Cereform ни на французский, ни на другие рынки так и не вернулся.

В актуализированных документах ANSM от 7 апреля 2014 года говорится о том, что у ведомства нет оснований подозревать, что уже установленные имплантаты Cereform несут вред здоровью. Однако проверки ANSM установили несоответствие производства Cereplas установленным нормам, и регуляторы запретили производство, локальные продажи и экспорт имплантатов до их устранения и полного окончания проверок. Представители Cereplas подтвердили VM, что сейчас концерн уже не производит имплантаты молочной железы, однако подробно комментировать ситуацию отказались.

Дистрибьюторы большинства стран, в которых присутствовал бренд, прекратили продавать Cereform, в том числе и России. По словам представителей отечественных клиник пластической хирургии, имплантаты Cereform стали недоступны уже с начала года. Эту информацию подтверждают и сотрудники компании ≪Нэйтив≫. ≪Мы уже не работаем с Cereform и пока не собираемся возобновлять их продажи≫, – рассказал VM источник в дистрибьюторской компании.

По признанию хирургов, уход Cereform не будет для них особенно ощутимым. Если во Франции продукт считался одним из заметных брендов имплантатов молочной железы, то в России позиции этой марки оставались довольно скромными. По оценкам участников рынка, Cereform занимал не более 1% всего импорта грудных протезов. А из 100 клиник и отделений пластической хирургии, опрошенных в этом году VM, такие имплантаты использовали только 10 медучреждений. Кроме того, эксклюзивный дистрибьютор Cereform компания ≪Нэйтив≫ быстро нашла, чем заменить этот продукт.

ОТЪЕМ ОТ ГРУДИ

По словам участников рынка, дистрибьютор еще весной задумался, как диверсифицировать свой бизнес в России в случае бесповоротного ухода партнеров из Cereplas с мировых площадок. Тогда владельцы компании обратили внимание на конкурентов – поставщика протезов Sebbin компанию ≪Полимед≫. На тот момент эта структура на 100% принадлежала генеральному директору клиники пластической хирургии ≪Корчак≫ Галине Корчак и была не очень заметна на рынке протезов груди, поставляя имплантаты единичным клиникам. ≪Для Галины Марковны это был непрофильный бизнес, и она была не прочь его продать≫, – рассказывает источник, близкий к переговорам.

Сделка завершилась в начале лета. По словам представителей дистрибьюторских компаний, фактически ООО ≪Полимед≫ перешло в собственность структур, владеющих ≪Нэйтив≫. Собеседники VM отмечают, что, по сути, в сделку вошел договор о дистрибуции имплантатов Sebbin на территории России, базы продаж и другие договоры, числившиеся за ООО ≪Полимед≫. Галина Корчак подтвердила VM, что больше не является владелицей этой компании, от дальнейших комментариев она отказалась. По данным СПАРК-Интерфакс, с июня этого года 100% ООО ≪Полимед≫ принадлежит Дарье Степаньян. С самой Степаньян связаться не удалось, однако факт сделки подтвердили сотрудники дистрибьюторской компании.

≪У ≪Полимеда≫ сменился учредитель, и в настоящий момент компания находится в стадии переименования в ≪Сибелль≫, – говорит менеджер по продажам дистрибьютора Елизавета Кащенкова. Правда, по ее словам, компании связывают исключительно партнерские взаимоотношения: ≪Полимед≫ закупает у ≪Нэйтив≫ сопутствующие основному продукту товары – например, компрессионное белье для поддержки груди≫. Тем не менее источник в компании подтвердил VM, что фактическими владельцами ООО ≪Полимед≫ стали основатели ≪Нэйтив≫. Во французском офисе Laboratoires Sebbin также осведомлены о том, что компания перешла к структурам ≪Нэйтив≫.

Участники событий не озвучивают стоимость поглощения. Топ-менеджер одного из крупных профильных дистрибьюторов оценивает ≪Полимед≫ в ≪несколько сотен тысяч долларов≫. Именно столько, по его мнению, могла стоить компания, при условии, что к новым собственникам перешел склад протезов и уже заключенные договоры с клиниками, а в новую структуру перешли работать прежние сотрудники ≪Полимеда≫. Впрочем, рассуждает собеседник VM, сделка могла быть просто способом передачи дистрибуции продукта по соглашению с Laboratoires Sebbin и быть, по сути, безденежной.

Назвать более точную сумму сделки не берется ни один из дистрибьюторов – поглощение стало прецедентом на российском рынке имплантатов молочной железы. ≪Обычной практикой было, когда компания-производитель просто забирала лицензию у одного российского дистрибьютора и передавала другому, никто никого не покупал≫, – отмечает представитель компании ≪Кловермед≫ [дистрибьютор имплантатов Mentor. – VM] Екатерина Маланина. (Подробнее о ≪ротации≫ дистрибьюторов имплантатов для груди в России см. ≪Круговорот округлостей≫.)

Новые владельцы ≪Полимеда≫ делают серьезную ставку на Sebbin в России. Они уже представили имплантаты на отраслевых выставках, продумывают кампании по продвижению протезов в клиниках. По словам главного врача санкт-петербургского центра пластической хирургии Parada Алексея Новикова, с октября его клиника начала акцию по продаже имплантатов Sebbin по цене ниже, чем другие протезы. ≪Мы уже получаем от пациентов заявки на установку именно этих имплантатов≫, – говорит врач.

Помимо имплантатов молочной железы, ≪Полимед≫ будет активно выводить на рынок и другие ассортиментные единицы – протезы голени и ягодиц. По словам Елизаветы Кащенковой, компания рассчитывает занять с Sebbin 15–20% рынка имплантатов, используемых в эстетической хирургии.

ВСКРЫТЬ НИШУ

Хирурги сомневаются, что дистрибьюторам Sebbin удастся осуществить эти планыв ближайшие годы – рынок плотно занят другими мейджорами. По оценкам клиницистов, более 70% российского рынка имплантатов для груди составляет сейчас продукция компаний Allergan (имплантаты Natrelle) и Mentor с одноименным брендом протезов. По данным исследования VM, с этими имплантатами работают более 60% клиник и отделений пластической хирургии. Помимо них, на рынке становятся заметными и другие бренды – Arion, Eurosilicone, Silimed, Nagor и другие (подробнее структуру рынка дистрибуции см. в ≪Пока-пока-покачиваясь≫).

Основатель клиники Doctor Plastic Илья Сергеев считает, что у хирургов сегодня нет мотивации переключаться на новый бренд имплантатов: ≪Мы работаем с лидерами этого рынка и от добра добра не ищем. Кроме того, пациенты тоже сейчас ориентируются на известные мировые бренды и в меньшей степени готовы рисковать и покупать новый продукт≫. Заместитель главного врача по пластической хирургии клиники ≪К+31≫ Рубен Адамян говорит, что принципиальной разницы между имплантатами не видит: ≪Большинство из предлагаемых сейчас протезов во многом похожи. Чтобы определить разницу между ними, нужно проводить подробные исследования, а на это потребуется не один год≫.

Порог входа на рынок представители компаний-дистрибьюторов оценивают уже в несколько сотен тысяч долларов. ≪Нужно провести масштабную рекламную кампанию, рассчитанную, с одной стороны, на врачей, а это конференции, выставки, а с другой стороны – на пациентов. Но даже в этом случае занять значительную долю рынка за короткие сроки маловероятно≫, – ассуждает представитель компании ≪Нике-Мед≫ Фариза Дзугаева.

Единственный шанс закрепиться на рынке, рассуждают эксперты, – выбрать в и так довольно ограниченном сегменте имплантатов для эстетической хирургии еще более узкую нишу. ≪Сейчас все более востребованными, например, становятся анатомические имплантаты для груди, – рассуждает Илья Сергеев из Doctor Plastic. – Если Sebbin будет делать акцент на этой продукции, возможно, она заинтересует ряд клиник≫. Его коллега из другой клиники эстетической хирургии полагает, что Sebbin может стать заметной на рынке, если сделает ставку на продвижение имплантатов для ягодиц и голени. В этом сегменте сейчас присутствуют только два основных бренда – Eurosilicone и Silimed. Правда, в целом такие операции пока не пользуются особенным спросом в России. По данным исследования VM, на операции по установке имплантатов голени и ягодиц в прошлом году пришлось не более 2% рынка эстетической хирургии, или около 2 тысяч операций.

пластическая хирургия, пластика груди

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении