27 Июля 2024 Суббота

Себе в избыток
Ольга Макаркина
25 ноября 2013, 14:53
3877

Через поправки в 62 нормативных акта государство усугубило контроль над отраслью

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ по вопросам охраны здоровья граждан в РФ», первое чтение которого состоялось еще в апреле, 15 ноября был стремительно – сразу во втором и третьем чтениях – принят Госдумой. Участники рынка, ждавшие документ более полугода, встретили его окончательную редакцию с ра­зочарованием и тревогой. Среди уже озвученных экспертами претензий – риск двойного регулирования отрас­ли, избыточный контроль со стороны ФСКН, новые административные барьеры для продвижения ЛС.

Законопроект, призванный примирить требования ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с действующи­ми нормативными актами, поступил в Госдуму 6 февраля текущего года, но первое чтение прошел спустя два месяца – 9 апреля. Весенней сессии не хватило, чтобы внести в документ высказанные экспертами замечания и дополнения. Поправки ко второму чтению были сформулированы лишь в конце октября, а опубликованы и вовсе 11 ноября. Рынок едва успел оз­накомиться с новой, заметно подредактированной версией законопроекта, как она стала финальной: 15 ноября Госдума сразу в двух чтениях документ приняла. Совет Федерации не стал тянуть с рассмотрением и 20 ноября одобрил закон, разом вносящий изменения в 62 действующих нормативных акта.

Конечно, многие поправки носят ус­ловно-технический характер, снимают терминологические противоречия. Так, например, в закон РФ «О психиатриче­ской помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» вносятся измене­ния, уточняющие виды организаций, в которых таковая медпомощь должна оказываться. Тут же прописывается порядок получения информированного добровольного согласия на медицин­ское вмешательство и отказ от него в от­ношении несовершеннолетних граждан в возрасте до 15 лет, больных наркома­нией несовершеннолетних пациентов в возрасте до 16 лет.

Ради единообразия правоприменитель­ной практики принятый закон редакти­рует ГПК РФ в части порядка принятия судом решений о «недобровольной госпитализации гражданина» и о прину­дительном проведении психиатрическо­го освидетельствования.

Затрагивают правки и ФЗ «О нарко­тических средствах и психотропных веществах», изменения в этот за­кон предусматривают утверждение Минздравом РФ по согласованию с ФСКН РФ порядка выдачи справки об отсутствии у работников, получаю­щих доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, их прекур­сорам или культивируемым наркосо­держащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хрони­ческим алкоголизмом. С 16 до 18 лет увеличивается возраст, по достижении которого несовершеннолетние больные наркоманией вправе давать доброволь­ное информированное согласие на ме­дицинское вмешательство при оказании наркологической помощи и проведении медицинского освидетельствования на состояние наркотического, алкоголь­ного или токсического опьянения.

В законе «О рекламе» прописан запрет на рекламу медицинских услуг по искус­ственному прерыванию беременности. А норма, обязывающая согласовывать содержание рекламы лекарственных препаратов и БАДов с уполномоченным Правительством РФ органом исполни­тельной власти, из финальной редакции поправок оказалась, к радости участни­ков рынка, вычеркнута.

В КоАП внесена новая статья «Неза­конное занятие народной медициной», правда, прописанные там санкции, по мнению большинства опрошенных VM экспертов, слишком незначи­тельны, чтобы повлиять на ситуацию в этой сфере: практика без соответ­ствующего разрешения грозит нару­шителю административным штрафом в размере от 2 до 4 тысяч рублей.

Новый максимум назначен за повлек­шую нанесение вреда здоровью граж­дан продажу недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств – 200 тысяч ру­блей или административное приоста­новление деятельности организации на срок до 90 суток.

В Налоговый кодекс внесены новые ставки пошлин: за государственную регистрацию медизделий – 6 ты­сяч рублей, за проведение экспертизы качества, эффективности и безопас­ности медизделий – от 40 до 73 тысяч рублей, в зависимости от класса потенциального риска их применения.

Поправкой в сам 323-ФЗ, наконец, официально утверждено: проведение госзакупок по программе «Семь но­зологий» еще на год остается за феде­ральным центром.

Особые опасения участников рын­ка связаны со вновь прописанными в ФЗ-61 нормативными барьерами на пути продвижения ЛС. «Теперь эта деятельность будет регулироваться дву­мя законами, – замечает генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. – Причем изменениями в 61-й закон предусмотрено больше ограничений для работы медицинских представи­телей, чем содержится в 323-м. То есть нас ожидает двойное регулирование».

В том же ряду поправок – ужесто­чение требований к организации и проведению научных или иных мероприятий, направленных на по­вышение профессионального уровня медицинских работников. Ком­пании – организаторы подобных ивентов обязываются за два месяца предоставлять надзорным органам полную информацию о мероприятии: дату и место его проведения, плани­руемые к освещению темы, состав участников.

Как замечает директор по корпора­тивным связям и работе с государ­ственными органами AstraZeneca Юрий Мочалин, в отсутствие ясности под понятие «мероприятие» может подпадать любая активность фарма­цевтических компаний по взаимо­действию со специалистами здраво­охранения, включая обычный визит медицинского представителя к врачу. «Если имеются в виду конгрессы или конференции, то необходимо дать четкое определение», – говорит Мочалин. И указывает на еще одну трудность в соблюдении норматива: практически невозможно полностью расписать регламент мероприятия за два месяца, такой дальний гори­зонт планирования, по его мнению, не осилят прежде всего сами представители медучреждений. «Наконец, если посчитать количество меропри­ятий, то даже без индивидуальных визитов к врачам это будут тысячи в год только в одной нашей ком­пании, а такой объем информации обработать физически невозможно, и тогда смысл в такой инициативе теряется», – резюмирует Мочалин.

Поправками в 61-ФЗ узаконена нор­ма, ранее описанная в подзаконных актах и уже практикующаяся: время, необходимое для направления уполномоченным органом запроса и предоставления заявителем ответа, не учитывается при исчислении срока государственной регистрации лекарственного препарата для про­ведения КИ.

В ст. 60 закона «Об обращении лекар­ственных средств», регулирующей це­нообразование на ЖНВЛП, впервые предусматривается порядок формиро­вания ЖНВЛП, которого прежде не было. «Отсутствие порядка вызывает критику в адрес Минздрава со сто­роны фармсообщества, так как нам непонятны основания для включения того или иного препарата в перечень ЖНВЛП и исключения из него. Сво­ей поправкой законодатель обещает, что теперь мы это узнаем, – говорит Дмитриев. – Но возникает другой вопрос: как обещанный порядок фор­мирования отдельно взятого Перечня ЖНВЛП будет увязан с разработан­ным Минздравом проектом порядка формирования всех предусмотренных законодательством РФ перечней. На наш взгляд, учитывая различия в целевом назначении каждого из пе­речней, попытка создать универ­сальный документ – это учесть все и ничего конкретно».

закон "об основах охраны здоровья граждан"

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении