27 Июля 2024 Суббота

≪Сделать в России дженерик – тоже достижение≫
Ольга Макаркина Фарминдустрия
17 ноября 2014, 19:20
9682

Почему оптовики рвутся в производители

Группа компаний «ФармЭко», известная прежде всего как дистрибьютор, впервые заявила о своих производственных намерениях в 2010 году. Тогда «Ирвин 2», флагманская компания группы, выступала одним из инициаторов строительства в Подмосковье фармкластера, но эта затея так и не была реализована. Следующие попытки запустить собственное производство «ФармЭко» удались: сначала группа обустроила промплощадку «Добролек» в Москве, затем приобрела подольский завод «ЗиО-Здоровье» и рязанский «Максфарм». Зачем традиционному оптовику и записному участнику тендерного рынка разрозненные и разнокалиберные производственные активы, VADEMECUM попытался объяснить зампредседателя совета директоров ГК «ФармЭко» Андрей Колокольцов.

– Можете конкретизировать производственные задачи каждой из этих площадок?

– На самом деле у нас четыре завода. Кроме перечисленных, в список входит еще ≪Фабрика биополимеров≫ в Новосибирске – пилотное производство биотехнологических препаратов для доклинических и клинических исследований и, возможно, для первого года коммерческих продаж.

– Судя по всему, это ваше совсем недавнее приобретение?

– Это скорее совместный проект, удачный пример частно-государственного партнерства. Совместно с Институтом химической биологии и фундаментальной медицины СОРАН мы создали СП. Мы финансируем СП, закупаем оборудование, разрабатываем продуценты инновационных и биоподобных биологических препаратов. Здесь мы планируем осуществлять проекты, которые поддерживаются Минпромторгом по ФЦП ≪Фарма-2020≫ и Минобрнаукой.

На ≪Добролек≫, которую, в отличие от остальных трех площадок, мы строили сами, осуществляется производство твердых и жидких лекарственных форм, в основном первичная упаковка для твердых форм и вторичная упаковка для жидких форм продуктов Amgen.

≪ЗиО-Здоровье≫ главным образом загружен контрактным производством твердых лекарственных форм. Сейчас мощность завода – 1 млрд таблеток, но мы планируем расширяться, для чего уже закупили часть оборудования. Не исключаем возможности увеличения мощностей до 4 млрд таблеток в год. Мы сейчас находимся в стадии переговоров, по результатам которых сможем понять реальные потребности рынка и увеличить мощности уже под определенные заказы.

На рязанском заводе ≪Максфарм≫ сейчас идет модернизация, здесь будет осуществляться стерильный розлив во флаконы с возможностью лиофилизации и шприцы. Все производственные линии строятся в изоляторном исполнении, контакт с продуктом минимизирован, все части машины, контактирующие с продуктом, будут одноразовые, загрузка и выгрузка будут производиться автоматически. Завод строится под свои продукты, разрабатываемые в Новосибирске, но также не исключена и локализация чужих продуктов.

– Каков вклад этих предприятий в структуру выручки группы?

– Небольшой. На ≪Максфарме≫ пока идет модернизация, на ≪Фабрике биополимеров≫ – тоже. Вклад ≪ЗиО-Здоровье≫ и ≪Добролек≫ пока небольшой, но планомерно растет. За последний год выручка выросла почти в два раза. В долгосрочной перспективе основная ставка делается на собственные препараты. Также надеемся на различные инициативы по поддержке отечественной фармы – например, в виде преференций на тендерах, надеемся, что тогда и маржинальность будет выше.

– ≪Добролек≫ загружен подрядами от вашего стратегического партнера – Amgen, с препаратами которой работает ≪Ирвин 2≫. Какие функции американцы передают вам – упаковку, выпускной контроль качества, продвижение, дистрибуцию?

– Все эти функции. Упаковку и выпускной контроль качества выполняет ≪Добролек≫, а продвижением и дистрибуцией занимается ≪Ирвин 2≫. На самом деле решение о переносе даже процесса упаковки на российский завод для Amgen было непростое решение из-за их очень серьезного отношения к качеству. Так как опыт совместной работы был очень положительным для обеих компаний, сейчас ведутся переговоры о полном цикле производства – и не только по тем препаратам, что уже выпускаются у нас, но и по дополнительным.

– ≪Ирвин 2≫ выступает эксклюзивным дистрибьютором Amgen?

– Нет, у нас другой подход. Притом что мы производим продукт, мы не ограничиваем конкуренцию, поэтому еще четыре компании участвуют в продаже.

– Какова же тогда загруженность ≪Добролек≫?

– Невысокая. ≪Добролек≫ задумывалась под Amgen, чьи препараты выпускаются небольшими сериями, но достаточно дорогие. По договоренности с Amgen мы стараемся не производить на ≪Добролек≫ продукты, которые бы конфликтовали с точки зрения рынка, но главное – с точки зрения производства. ≪Добролек≫ изначально планировалась как небольшая площадка, фактически эксклюзивная для Amgen, плюс какие-то единичные препараты, против которых Amgen не возражает. Однако сегодня мы ведем переговоры о загрузке неконфликтующими препаратами.

– Но технически, принципиально вы готовы к более глубокой локализации?

– Естественно, готовы, и это является нашей долгосрочной стратегией. Наши площадки либо уже соответствуют стандартам GMP, либо будут полностью соответствовать после модернизации.

– Благодаря покупке ≪ЗиО-Здоровье≫ у группы появились новые контрактные клиенты – бывший владелец завода Actavis, а также Berlin-Chemie и AstraZeneca. Последние две компании строят собственные площадки в Калужской области. Вы как-то готовитесь к тому, что эти подряды могут уйти, а загрузка производственных линий упадет?

– Вопрос ухода любого партнера – это больше вопрос к самим партнерам – AstraZeneca и Berlin-Chemie. Наличие собственного завода не всегда означает, что экономически целесообразно перенести производство на него. Это связано и с компетенциями, и со сложностями трансфера технологии. Что же касается загрузки, то мы, естественно, диверсифицируем риски. У нас уже есть ряд партнеров, и мы также ведем переговоры с рядом компаний из Big Pharma, названия которых, к сожалению, не можем разглашать из-за соблюдения конфиденциальности. Также мы планируем к запуску собственный портфель препаратов для еще большего снижения зависимости от партнеров.

– У ≪ФармЭко≫ есть R&D-центр, в каком направлении ведутся разработки? Есть ли у вас в разработке молекулы, ориентированные на импортозамещение по наиболее маржинальным МНН, как, например, у ваших коллег из ≪Фармстандарта≫?

– У нас несколько компаний занимаются R&D. Можно выделить два основных направления. Одно направление – это разработка инновационных молекул, второе – разработка фармдженериков и биоподобных препаратов. Наши собственные продукты уже выходят на стадию клинических испытаний. Это и новые формы известных препаратов, и абсолютно новые молекулы – как химические, так и биологические. Ориентация на маржинальные МНН существует – например, мы подали на регистрацию аналог Мабтеры. Также в разработке целый ряд других биологических аналогов препаратов-блокбастеров. В первую очередь нас интересуют онкология и антиретровирусные препараты, но смотрим на все: исторически мы занимались тендерными закупками, коммерческих продаж практически не было, собственное же производство позволит производить и впоследствии продавать достаточно широкую линейку. Кроме того, мы приобретаем права на препараты обычно уже после или во время доклинических исследований. Есть проекты, в которых мы лицензируем инновационные молекулы, обычно это Россия или СНГ, поскольку международные права стоят дороже, и это пока не наша компетенция. Есть инновационные разработки, по которым мы полностью взяли все мировые права, финансируем клинические испытания и одновременно ищем партнеров по дальнейшему выводу этих продуктов на рынки.

– Сколько группа уже вложила в развитие производства?

– Общую цифру не назову, только в прошлом году инвестиции в производственный дивизион составили более $100 млн.

– Как вы выстраиваете кооперацию между дивизионами группы? Ваши коллеги из ≪Р-Фарма≫ и ≪Фармстандарта≫, предлагающие зарубежным производителям комплексные услуги, синхронизировали работу своих подразделений. Стратегия каждой компании группы обособлена или подчинена общему плану?

– Стратегические решения принимаются с учетом интересов группы, тактические – непосредственно дивизионами. В планах – дальнейшее расширение производства и строительство еще одного завода, так как существующие мощности не покрывают всю линейку препаратов. Рассматриваем и возможность прихода в особые экономические зоны, которые дают ощутимые преференции.

Краткосрочная стратегия – производство дженериков, долгосрочная – инновационных препаратов. Компетенции в стране только развиваются, поэтому сделать в России дженерик – тоже достижение, тем более биологический препарат.

фармэко, импортозамещение

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении