09 Декабря 2024 Понедельник

Сайт где придется
Александр Раскин, Алексей Каменский, Дарья Никулина Фарминдустрия
9 декабря 2013, 12:42
9170

Онлайн-аптеки превращаются в большой, но не очень законный бизнес

Обороты Рунета ежегодно растут на треть, а интернет-ритейл – одна из самых динамичных его отраслей. Перед онлайн-торговлей лекарствами должны раскрываться заманчивые перспективы. Но с какой стороны ни посмотри, все сложно. Например, со стороны покупателей: на вопрос об отношении к интернет-апте­кам 95% респондентов VM ответили: «Я им не верю». Или с точки зрения государства: принятое еще шесть лет назад постановление правительства №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» запрещает интернет-продажу медикаментов с доставкой потребителю. Можно взглянуть и со стороны контролирующих инстанций: МВД и Росздравнадзор в один голос жалуются, что проверять он­лайн-аптеки сложно, и это порождает всевозможные злоупотребления. Наконец, недовольны ситуацией и сами фармритейлеры. Сделать интернет на 100% безопасным местом для покупки любых лекарств не удалось еще ни одной, даже самой благополучной стране. Полностью изолировать Сеть от лекарственных препаратов тоже невозможно. Но это не значит, что проблема интернет-аптек вообще не решается.

Оценить развитие сектора онлайновой торговли лекарствами можно, сравнив его с продажами обычных аптек. Объем российского лекарствен­ного рынка в 2012 году составил, по данным DSM Group, 920 млрд рублей, а в 2013 году он, по про­гнозам, должен немного превысить 1 трлн рублей. Это чуть больше $30 млрд. А оборот интер­нет-аптек, по оценке холдинга «ПарусИнвест», которому принадлежат piluli.ru и eapteka.ru, в этом году должен достичь $200 млн. Но не сто­ит считать, что в интернет ушло 0,7% торговли лекарствами. Аптеки в Сети в обозримой пер­спективе вряд ли будут хоть как-то участвовать в госзакупках, а на государство приходится при­мерно 26% рынка лекарств. Так что лекарствен­ный интернет-бизнес в России – это 0,9% всех аптечных продаж. Не так уж и мало, учитывая, что на интернет-ритейл в целом приходится 2% розничной российской торговли. Растет лекар­ственный интернет-бизнес сейчас, по оценке «ПарусИнвеста», озвученной «Коммерсанту», на 40–50% в год, при общем росте аптечного сек­тора на 12–15%. Только за вторую половину но­ября посещаемость сайтов аптек составленного VM рейтинга (см. рейтинг «Аптекаемый бизнес» на стр. 24) выросла на 10–15%, а упала лишь у од­ной из исследованных нами аптек. Так что скоро аптечный интернет-бизнес вполне может срав­няться с остальным онлайн-ритейлом по доле в общем объеме продаж.

Гендиректор фармпредприятия «Оболенское» Андрей Младенцев несколько лет назад занимался реструктуризацией холдинга, в который среди прочего входила интернет-аптека. Структура ее расходов, говорит он, очень похожа на структуру расходов обычной аптеки. По его мнению, интернет-аптека тратит на продвижение даже больше обычной, но и выручка на квадратный метр у нее больше. «На программеров наверняка будет уходить больше средств, чем в обычной аптеке», – считает Младенцев. Дополнительные расходы на сотрудников колл-центра – это то, чего нет у простой аптеки, говорит он. «Наши сотрудники колл-центра имеют фармацевтическое образо­вание и получают такую же зарплату, как и про­визоры в аптеке», – говорит замгендиректора интернет-аптеки «Еврофарм» Владимир Писчасов. При этом к расходным статьям онлайн-аптеки добавляется плата курьерам. При заказе до 1-2 ты­сяч рублей за доставку обычно платит покупа­тель, и эта сумма как раз и достается курьерам. Но более крупные заказы – по оценке Писчасова, примерно 90% заказов – доставляются бесплатно, и это уже прямой расход аптеки.

Остается аренда. Сэкономить тут непросто, но можно. Офлайновая аптека, даже очень удачно расположившаяся на скромной площади в 60 кв.м, вполне может существовать, то есть оставаться рентабельной, с оборотом 4 млн руб­лей в месяц. Интернет-аптека вынуждена иметь свой склад, так что 100 кв.м – площадь, на кото­рой она может комфортно разместиться. Чтобы окупить аренду и прочие расходы, продажи должны составлять, считают онлайн-ритейле­ры, минимум 15 млн рублей в месяц. Аренд­ная плата за помещение для аптеки в центре Москвы или где-то на окраине различается в несколько раз, а для интернет-аптеки распо­ложение не так важно. Но все-таки если она на окраине, доставка усложняется. Поэтому экономия на аренде принципиально картину не меняет. Не существует, считают эксперты, интернет-аптек, для которых дистанционная продажа лекарств – первый и единственный бизнес. Но это как посмотреть.

ТАЙНЫЙ АГЕНТ

Существует несколько типов интернет-аптек. Сравнительно законные образуются, как пра­вило, на какой-то уже существующей медицин­ской базе. Это может быть обычная аптека или, например, медицинский сайт, решивший моне­тизировать таким образом имеющийся трафик.

Среди последних, например, сайт medkrug.ru, предоставляющий пространство для общения разнообразным сообществам – по болезням, по другим, касающимся медицины, темам (проблемы лишнего веса, детей, отношений и так далее). Этим летом завел свою аптеку и сайт zdorovieinfo.ru, где помимо статей про здоровье и новостей представлен архив программы «Здоровье с Еленой Малышевой». «Фактически, – объяснил сотрудник сайта, – мы просто интернет-витрина. Обработка заказов идет через аптеки «А5». Лицензия – тоже их».

Есть компании, которые пытаются «интерне­тизировать» торговлю лекарствами и другими способами. Например, DStech, которая реали­зует проект федеральной системы по поиску и бронированию лекарств. По данным DStech, к проекту подключено больше тысячи аптек. Проблема в том, что онлайн-покупка, посколь­ку DStech учитывает особенности российского законодательства, сводится к заказу с последую­щим самовывозом. Доставка в системе не предусмотрена.

Но самый распространенный путь лекарств в Сеть – организация интернет-заказов в обыч­ной аптечной сети. Три-четыре года назад, рассказывает Писчасов из «Еврофарм», аптека начала развивать у себя интернет-направление на базе одной из точек. Схема на самом деле ти­пична: даже в пределах одной сети цены на одни и те же ассортиментные позиции неодинаковы, директора аптек могут менять их, устанавливать скидки и наценки.

Как быть с запретом на такую деятельность? Аптеки считают, что ничего противозаконно­го не делают. «Как и всюду, курьер выступает как агент между аптекой и покупателем», – объясняет Писчасов. Аптека доставкой как бы не занимается, а покупатель (сам, кстати, об этом даже не догадываясь) заключает договор с курьером о том, что тот купит и привезет ему определенный набор препаратов.

Проект развивался неспешно – фактически как просто еще один дополнительный канал продаж уже работающей точки. А значит, онлайновому каналу не надо было стремиться преодолеть некую минимальную цифру оборота, после ко­торой начинается рентабельность. Операцион­ная безубыточность таких проектов достигается, можно сказать, сразу: штат нанимается в зави­симости от оборота, лишних денег тут тратить не приходится. Но раскрутка в любом случае занимает год-полтора, говорит Писчасов, сайт аптеки, каким бы привлекательным он ни был, не может стремительно нарастить продажи, сколько денег в него ни вкладывай.

Около полугода назад «Еврофарм» попытался ускорить развитие своего интернет-направле­ния. «Физическая» аптека пока справляется с новыми потребностями, но запас небольшой, и скоро придется расширять территорию. Мно­гие другие офлайновые аптеки сейчас тоже заинтересовались онлайном. Например, пример­но год назад своя система доставки появилась у «Риглы». Пока, оценивают конкуренты, дело там ограничивается 80–90 заказами в день, что соответствует обороту 3,5 млн рублей в месяц. Но в отрасли говорят, что «Ригла» тратит сейчас на раскрутку «хорошие деньги».

Пока самый крупный интернет-проект на рын­ке – это piluli.ru, запущенный в 2004 году. Формально отношения «Пилюль» с «А5» устроены как партнерство, в структуру «A5» интернет-аптека не входит. «Мы сотрудничаем с нашими партнерами по закупкам, по марке­тингу, но сами интернет-бизнесом не занима­емся, – объяснил VM гендиректор «А5» Андрей Гусев. – Тут есть специфика, ведь интернет-биз­нес возможен только как резервирование лекарства и получение его в точке продажи. Мы не занимаемся поставками через интернет в прямом смысле слова». Гусев про легализацию интернет-торговли лекарствами путем заклю­чения агентского договора с курьером, по его словам, даже не слышал. Но он признал, что, с одной стороны, интернет-заказы с получени­ем в аптеке – это почти ничто в общем объеме продаж, а с другой, перспективы аптечного интернет-бизнеса в целом очень хороши – если что-то изменится в законодательстве.

Партнерство «А5» с интернетом видно нево­оруженным глазом. Ссылка «интернет-заказ» на главной странице «A5» ведет прямиком на сайт piluli.ru. У eapteka адрес самовывоза совпадает с адресом офиса «A5». А у вышеупо­мянутого сайта zdorovieinfo.ru на всех товарах из интернет-аптеки стоит круглая красная плашка «A5». Но «Пилюли» – самый крупный проект, на порядок обгоняющий большинство конкурентов. Портал уделяет очень большое внимание маркетингу. Посетитель постоянно видит на сайте множество предложений ски­док, а сделав заказ, получает возможность привести на страницу друзей за определенный бонус. Сайт, один из немногих в этой сфере, по­сле покупки просит оценить качество сервиса.

ЛИКВИДАЦИЯ

«Верхушка» рынка интернет-аптек уже опреде­лилась и, несмотря на все пробелы в законодательстве, работает довольно стабильно. Но уже в пределах первой десятки аптеки мельчают, что уж там говорить о продолжении списка. Только в разделе «интернет-аптеки» каталогов Яндекса зарегистрировано 256 сайтов: больше всего здесь онлайн-магазинов контактных линз, следом идут продавцы медтехники, но пример­но четверть сайтов представляют собой класси­ческие интернет-аптеки – торгуют лекарства­ми. Хуже другое – есть множество «аптечных» сайтов и за рамками каталогов Яндекса. Среди них присутствует третий вид интернет-аптек – те, которые обходятся без собственной офлай­новой точки продаж и, таким образом, по опре­делению являются незаконными, какую бы форму торговли и доставки они ни предпочли. Лицензия на торговлю лекарствами выдается на конкретный физический адрес. Нет адреса – нет и лицензии.

Проблемы этой сферы торговли хорошо извест­ны. Проверка таких интернет-магазинов сила­ми, скажем, Росздравнадзора практически не­возможна, жалуется исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина. Проверку надо согласовывать с прокуратурой, указав в заявлении ИНН и другие реквизиты проверяемой компании – а реквизитов на сайте нет. Гильдия пыталась действовать и через МВД – но жалоба на сайт supertabletka. ru несколько раз передавалась из одного подразделения московского УВД в другое без видимого практического результа­та, а сайт, продающий не зарегистрированный в России дженерик Виагры и другие препараты того же действия, до сих пор работает.

Тот же ассортимент, например, на сайте lovefarma.ru, который предлагает даже «самовы­воз Виагры по адресу: город Москва, станция метро «Новогиреево». Но физической точки продаж там нет: «Приезжаете на «Новогиреево», и в центре зала наш курьер передает вам непро­зрачный пакет», – объяснил VM схему работы сотрудник сайта. Можно ли вообще бороться с такими сайтами? Полиция периодически ра­портует о своих успехах по их ликвидации. Так, в 2013 году ей удалось закрыть 80 сайтов, неза­конно торгующих лекарственными средствами. Основная сложность, жалуется VM оперативник Главного управления экономической безопас­ности и противодействия коррупции МВД Рос­сии, в том, чтобы доказать: сайт действительно торгует без лицензии, а не является площадкой веб-заказов обычной аптеки.

Но даже если считать, что МВД делает все возможное, его деятельность явно не может завершиться полной очисткой интернета от зловредных сайтов. Если вдруг будет закрыт lovefarma.ru, знамя понесет дальше его почти полный клон viagrabuy.ru. И так далее до бесконечности – это ничем не отличается от блоки­рования спам-рассылки, которая немедленно приходит с другого адреса. Другой пласт неза­конных интернет-аптек – те, которые торгуют снотворными, эфедриносодержащими, сильно­действующими препаратами. Например, сайт healthis.fo.ru/wiki, который специализируется на снотворных, причем, как тут пишут, «припо­раты отправляются в нейтральной упаковке». Здесь же устраивается распродажа Валиума. Есть, наконец, все время скрывающиеся под новыми именами продавцы сильных обезбо­ливающих для больных с терминальной стади­ей рака. Все они легко находятся с помощью поисковика.

Если у аптеки нет продаж в офлайне, это явля­ется основанием для отказа в ее размещении на Яндекс.Маркет, комментирует представитель торговой площадки поисковика. Но при этом сайты аптек без офлайновых продаж из поиска не убираются: «Наличие сайтов, нарушающих закон, огорчает и нас. Однако поисковая си­стема – зеркало Сети, а не редактор и цензор. Она не отвечает за содержание сайтов, которые индексирует».

Опыт борьбы с незаконными интернет-ап­теками существует во всем мире, и дело не ограничивается операциями «Пангея». Так, Британское агентство по регулированию ЛС и медицинских изделий (MHRA) постоян­но мониторит интернет-рынок, производит контрольные закупки и проверяет качество лекарств. По его данным, самыми популярными для фальсификации являются препараты для лечения эректильной дисфункции, ожирения и депрессии. По исследованиям европейского Pharmaceutical Security Institute, себестоимость Виагры, произведенной в КНР и Индии, со­ставляет 5 центов, а продается препарат в ин­тернет-аптеках по $3. Такой прибыльный бизнес трудно искоренить. Суть в том, что для борьбы с нелегальными интернет-продажами требуются не столько законодательные запреты, сколько сотрудничество контролирующих инстанций и обычных граждан, покупателей. России тут есть чему поучиться.

РАЗРЕШИТЬ, ЧТОБЫ ЗАПРЕТИТЬ

Европейские страны по-разному относятся к интернет-торговле лекарствами. В Дании, Гер­мании, Нидерландах, Швеции и других странах она разрешена. А, например, в Бельгии, Фин­ляндии, Ирландии подпадает под запрет. Но эти законодательные разногласия приводят к тому, что интернет-продажи «скорее разрешены, чем запрещены».

Еще в 2003 году Европейский суд обсудил вопрос, является ли запрет на удаленное при­обретение лекарств нарушением принципа свободной торговли, и постановил, что «чу­жим» интернет-аптекам государства могут запрещать на своей территории только продажу рецептурных препаратов. Показателен опыт Франции, где интернет-торговля лекарствами, до того запрещенная, была разрешена в нача­ле 2013 года. Одновременно с индульгенцией рынку были выданы простые и четкие «правила игры». Во-первых, создавать интернет-сай­ты для продажи лекарств имеют право только «физические» аптеки. Во-вторых, торговать в Сети можно только безрецептурными препа­ратами. А в-третьих, региональные агентства здравоохранения дают разрешение на открытие таких сайтов и ведут их учет. На сайте фран­цузского Минздрава любой желающий может зайти на страничку, посвященную онлайн-про­дажам, указать свой регион и посмотреть, какие интернет-аптеки функционируют официально. В регионе Иль-де-Франс (Париж и окрестно­сти) таких аптек 11.

Похоже устроено дело в США. На сайте FDA есть список официально разрешенных ин­тернет-аптек, а также множество материалов, объясняющих, чем рискуют покупатели, когда обращаются в незарегистрированную аптеку. Гражданин, конечно же, может покупать ле­карства там, где ему вздумается, но регулятор, предупредив его о рисках, умывает руки.

Росздравнадзор не ответил на запрос VM об ин­тервью на тему интернет-аптек. В России сейчас готовится регламент дистанционной продажи лекарств, создана рабочая группа по его под­готовке, которая должна изучить упомянутые выше «лучшие мировые практики» и пред­ставить свои предложения. Поскольку к теме подходят масштабно и всесторонне, конкретных результатов пока нет, а на сайте Минздрава про интернет-аптеки – ни слова.

интернет-аптека

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»