Обороты Рунета ежегодно растут на треть, а интернет-ритейл – одна из самых динамичных его отраслей. Перед онлайн-торговлей лекарствами должны раскрываться заманчивые перспективы. Но с какой стороны ни посмотри, все сложно. Например, со стороны покупателей: на вопрос об отношении к интернет-аптекам 95% респондентов VM ответили: «Я им не верю». Или с точки зрения государства: принятое еще шесть лет назад постановление правительства №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» запрещает интернет-продажу медикаментов с доставкой потребителю. Можно взглянуть и со стороны контролирующих инстанций: МВД и Росздравнадзор в один голос жалуются, что проверять онлайн-аптеки сложно, и это порождает всевозможные злоупотребления. Наконец, недовольны ситуацией и сами фармритейлеры. Сделать интернет на 100% безопасным местом для покупки любых лекарств не удалось еще ни одной, даже самой благополучной стране. Полностью изолировать Сеть от лекарственных препаратов тоже невозможно. Но это не значит, что проблема интернет-аптек вообще не решается.
Оценить развитие сектора онлайновой торговли лекарствами можно, сравнив его с продажами обычных аптек. Объем российского лекарственного рынка в 2012 году составил, по данным DSM Group, 920 млрд рублей, а в 2013 году он, по прогнозам, должен немного превысить 1 трлн рублей. Это чуть больше $30 млрд. А оборот интернет-аптек, по оценке холдинга «ПарусИнвест», которому принадлежат piluli.ru и eapteka.ru, в этом году должен достичь $200 млн. Но не стоит считать, что в интернет ушло 0,7% торговли лекарствами. Аптеки в Сети в обозримой перспективе вряд ли будут хоть как-то участвовать в госзакупках, а на государство приходится примерно 26% рынка лекарств. Так что лекарственный интернет-бизнес в России – это 0,9% всех аптечных продаж. Не так уж и мало, учитывая, что на интернет-ритейл в целом приходится 2% розничной российской торговли. Растет лекарственный интернет-бизнес сейчас, по оценке «ПарусИнвеста», озвученной «Коммерсанту», на 40–50% в год, при общем росте аптечного сектора на 12–15%. Только за вторую половину ноября посещаемость сайтов аптек составленного VM рейтинга (см. рейтинг «Аптекаемый бизнес» на стр. 24) выросла на 10–15%, а упала лишь у одной из исследованных нами аптек. Так что скоро аптечный интернет-бизнес вполне может сравняться с остальным онлайн-ритейлом по доле в общем объеме продаж.
Гендиректор фармпредприятия «Оболенское» Андрей Младенцев несколько лет назад занимался реструктуризацией холдинга, в который среди прочего входила интернет-аптека. Структура ее расходов, говорит он, очень похожа на структуру расходов обычной аптеки. По его мнению, интернет-аптека тратит на продвижение даже больше обычной, но и выручка на квадратный метр у нее больше. «На программеров наверняка будет уходить больше средств, чем в обычной аптеке», – считает Младенцев. Дополнительные расходы на сотрудников колл-центра – это то, чего нет у простой аптеки, говорит он. «Наши сотрудники колл-центра имеют фармацевтическое образование и получают такую же зарплату, как и провизоры в аптеке», – говорит замгендиректора интернет-аптеки «Еврофарм» Владимир Писчасов. При этом к расходным статьям онлайн-аптеки добавляется плата курьерам. При заказе до 1-2 тысяч рублей за доставку обычно платит покупатель, и эта сумма как раз и достается курьерам. Но более крупные заказы – по оценке Писчасова, примерно 90% заказов – доставляются бесплатно, и это уже прямой расход аптеки.
Остается аренда. Сэкономить тут непросто, но можно. Офлайновая аптека, даже очень удачно расположившаяся на скромной площади в 60 кв.м, вполне может существовать, то есть оставаться рентабельной, с оборотом 4 млн рублей в месяц. Интернет-аптека вынуждена иметь свой склад, так что 100 кв.м – площадь, на которой она может комфортно разместиться. Чтобы окупить аренду и прочие расходы, продажи должны составлять, считают онлайн-ритейлеры, минимум 15 млн рублей в месяц. Арендная плата за помещение для аптеки в центре Москвы или где-то на окраине различается в несколько раз, а для интернет-аптеки расположение не так важно. Но все-таки если она на окраине, доставка усложняется. Поэтому экономия на аренде принципиально картину не меняет. Не существует, считают эксперты, интернет-аптек, для которых дистанционная продажа лекарств – первый и единственный бизнес. Но это как посмотреть.
ТАЙНЫЙ АГЕНТ
Существует несколько типов интернет-аптек. Сравнительно законные образуются, как правило, на какой-то уже существующей медицинской базе. Это может быть обычная аптека или, например, медицинский сайт, решивший монетизировать таким образом имеющийся трафик.
Среди последних, например, сайт medkrug.ru, предоставляющий пространство для общения разнообразным сообществам – по болезням, по другим, касающимся медицины, темам (проблемы лишнего веса, детей, отношений и так далее). Этим летом завел свою аптеку и сайт zdorovieinfo.ru, где помимо статей про здоровье и новостей представлен архив программы «Здоровье с Еленой Малышевой». «Фактически, – объяснил сотрудник сайта, – мы просто интернет-витрина. Обработка заказов идет через аптеки «А5». Лицензия – тоже их».
Есть компании, которые пытаются «интернетизировать» торговлю лекарствами и другими способами. Например, DStech, которая реализует проект федеральной системы по поиску и бронированию лекарств. По данным DStech, к проекту подключено больше тысячи аптек. Проблема в том, что онлайн-покупка, поскольку DStech учитывает особенности российского законодательства, сводится к заказу с последующим самовывозом. Доставка в системе не предусмотрена.
Но самый распространенный путь лекарств в Сеть – организация интернет-заказов в обычной аптечной сети. Три-четыре года назад, рассказывает Писчасов из «Еврофарм», аптека начала развивать у себя интернет-направление на базе одной из точек. Схема на самом деле типична: даже в пределах одной сети цены на одни и те же ассортиментные позиции неодинаковы, директора аптек могут менять их, устанавливать скидки и наценки.
Как быть с запретом на такую деятельность? Аптеки считают, что ничего противозаконного не делают. «Как и всюду, курьер выступает как агент между аптекой и покупателем», – объясняет Писчасов. Аптека доставкой как бы не занимается, а покупатель (сам, кстати, об этом даже не догадываясь) заключает договор с курьером о том, что тот купит и привезет ему определенный набор препаратов.
Проект развивался неспешно – фактически как просто еще один дополнительный канал продаж уже работающей точки. А значит, онлайновому каналу не надо было стремиться преодолеть некую минимальную цифру оборота, после которой начинается рентабельность. Операционная безубыточность таких проектов достигается, можно сказать, сразу: штат нанимается в зависимости от оборота, лишних денег тут тратить не приходится. Но раскрутка в любом случае занимает год-полтора, говорит Писчасов, сайт аптеки, каким бы привлекательным он ни был, не может стремительно нарастить продажи, сколько денег в него ни вкладывай.
Около полугода назад «Еврофарм» попытался ускорить развитие своего интернет-направления. «Физическая» аптека пока справляется с новыми потребностями, но запас небольшой, и скоро придется расширять территорию. Многие другие офлайновые аптеки сейчас тоже заинтересовались онлайном. Например, примерно год назад своя система доставки появилась у «Риглы». Пока, оценивают конкуренты, дело там ограничивается 80–90 заказами в день, что соответствует обороту 3,5 млн рублей в месяц. Но в отрасли говорят, что «Ригла» тратит сейчас на раскрутку «хорошие деньги».
Пока самый крупный интернет-проект на рынке – это piluli.ru, запущенный в 2004 году. Формально отношения «Пилюль» с «А5» устроены как партнерство, в структуру «A5» интернет-аптека не входит. «Мы сотрудничаем с нашими партнерами по закупкам, по маркетингу, но сами интернет-бизнесом не занимаемся, – объяснил VM гендиректор «А5» Андрей Гусев. – Тут есть специфика, ведь интернет-бизнес возможен только как резервирование лекарства и получение его в точке продажи. Мы не занимаемся поставками через интернет в прямом смысле слова». Гусев про легализацию интернет-торговли лекарствами путем заключения агентского договора с курьером, по его словам, даже не слышал. Но он признал, что, с одной стороны, интернет-заказы с получением в аптеке – это почти ничто в общем объеме продаж, а с другой, перспективы аптечного интернет-бизнеса в целом очень хороши – если что-то изменится в законодательстве.
Партнерство «А5» с интернетом видно невооруженным глазом. Ссылка «интернет-заказ» на главной странице «A5» ведет прямиком на сайт piluli.ru. У eapteka адрес самовывоза совпадает с адресом офиса «A5». А у вышеупомянутого сайта zdorovieinfo.ru на всех товарах из интернет-аптеки стоит круглая красная плашка «A5». Но «Пилюли» – самый крупный проект, на порядок обгоняющий большинство конкурентов. Портал уделяет очень большое внимание маркетингу. Посетитель постоянно видит на сайте множество предложений скидок, а сделав заказ, получает возможность привести на страницу друзей за определенный бонус. Сайт, один из немногих в этой сфере, после покупки просит оценить качество сервиса.
ЛИКВИДАЦИЯ
«Верхушка» рынка интернет-аптек уже определилась и, несмотря на все пробелы в законодательстве, работает довольно стабильно. Но уже в пределах первой десятки аптеки мельчают, что уж там говорить о продолжении списка. Только в разделе «интернет-аптеки» каталогов Яндекса зарегистрировано 256 сайтов: больше всего здесь онлайн-магазинов контактных линз, следом идут продавцы медтехники, но примерно четверть сайтов представляют собой классические интернет-аптеки – торгуют лекарствами. Хуже другое – есть множество «аптечных» сайтов и за рамками каталогов Яндекса. Среди них присутствует третий вид интернет-аптек – те, которые обходятся без собственной офлайновой точки продаж и, таким образом, по определению являются незаконными, какую бы форму торговли и доставки они ни предпочли. Лицензия на торговлю лекарствами выдается на конкретный физический адрес. Нет адреса – нет и лицензии.
Проблемы этой сферы торговли хорошо известны. Проверка таких интернет-магазинов силами, скажем, Росздравнадзора практически невозможна, жалуется исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина. Проверку надо согласовывать с прокуратурой, указав в заявлении ИНН и другие реквизиты проверяемой компании – а реквизитов на сайте нет. Гильдия пыталась действовать и через МВД – но жалоба на сайт supertabletka. ru несколько раз передавалась из одного подразделения московского УВД в другое без видимого практического результата, а сайт, продающий не зарегистрированный в России дженерик Виагры и другие препараты того же действия, до сих пор работает.
Тот же ассортимент, например, на сайте lovefarma.ru, который предлагает даже «самовывоз Виагры по адресу: город Москва, станция метро «Новогиреево». Но физической точки продаж там нет: «Приезжаете на «Новогиреево», и в центре зала наш курьер передает вам непрозрачный пакет», – объяснил VM схему работы сотрудник сайта. Можно ли вообще бороться с такими сайтами? Полиция периодически рапортует о своих успехах по их ликвидации. Так, в 2013 году ей удалось закрыть 80 сайтов, незаконно торгующих лекарственными средствами. Основная сложность, жалуется VM оперативник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, в том, чтобы доказать: сайт действительно торгует без лицензии, а не является площадкой веб-заказов обычной аптеки.
Но даже если считать, что МВД делает все возможное, его деятельность явно не может завершиться полной очисткой интернета от зловредных сайтов. Если вдруг будет закрыт lovefarma.ru, знамя понесет дальше его почти полный клон viagrabuy.ru. И так далее до бесконечности – это ничем не отличается от блокирования спам-рассылки, которая немедленно приходит с другого адреса. Другой пласт незаконных интернет-аптек – те, которые торгуют снотворными, эфедриносодержащими, сильнодействующими препаратами. Например, сайт healthis.fo.ru/wiki, который специализируется на снотворных, причем, как тут пишут, «припораты отправляются в нейтральной упаковке». Здесь же устраивается распродажа Валиума. Есть, наконец, все время скрывающиеся под новыми именами продавцы сильных обезболивающих для больных с терминальной стадией рака. Все они легко находятся с помощью поисковика.
Если у аптеки нет продаж в офлайне, это является основанием для отказа в ее размещении на Яндекс.Маркет, комментирует представитель торговой площадки поисковика. Но при этом сайты аптек без офлайновых продаж из поиска не убираются: «Наличие сайтов, нарушающих закон, огорчает и нас. Однако поисковая система – зеркало Сети, а не редактор и цензор. Она не отвечает за содержание сайтов, которые индексирует».
Опыт борьбы с незаконными интернет-аптеками существует во всем мире, и дело не ограничивается операциями «Пангея». Так, Британское агентство по регулированию ЛС и медицинских изделий (MHRA) постоянно мониторит интернет-рынок, производит контрольные закупки и проверяет качество лекарств. По его данным, самыми популярными для фальсификации являются препараты для лечения эректильной дисфункции, ожирения и депрессии. По исследованиям европейского Pharmaceutical Security Institute, себестоимость Виагры, произведенной в КНР и Индии, составляет 5 центов, а продается препарат в интернет-аптеках по $3. Такой прибыльный бизнес трудно искоренить. Суть в том, что для борьбы с нелегальными интернет-продажами требуются не столько законодательные запреты, сколько сотрудничество контролирующих инстанций и обычных граждан, покупателей. России тут есть чему поучиться.
РАЗРЕШИТЬ, ЧТОБЫ ЗАПРЕТИТЬ
Европейские страны по-разному относятся к интернет-торговле лекарствами. В Дании, Германии, Нидерландах, Швеции и других странах она разрешена. А, например, в Бельгии, Финляндии, Ирландии подпадает под запрет. Но эти законодательные разногласия приводят к тому, что интернет-продажи «скорее разрешены, чем запрещены».
Еще в 2003 году Европейский суд обсудил вопрос, является ли запрет на удаленное приобретение лекарств нарушением принципа свободной торговли, и постановил, что «чужим» интернет-аптекам государства могут запрещать на своей территории только продажу рецептурных препаратов. Показателен опыт Франции, где интернет-торговля лекарствами, до того запрещенная, была разрешена в начале 2013 года. Одновременно с индульгенцией рынку были выданы простые и четкие «правила игры». Во-первых, создавать интернет-сайты для продажи лекарств имеют право только «физические» аптеки. Во-вторых, торговать в Сети можно только безрецептурными препаратами. А в-третьих, региональные агентства здравоохранения дают разрешение на открытие таких сайтов и ведут их учет. На сайте французского Минздрава любой желающий может зайти на страничку, посвященную онлайн-продажам, указать свой регион и посмотреть, какие интернет-аптеки функционируют официально. В регионе Иль-де-Франс (Париж и окрестности) таких аптек 11.
Похоже устроено дело в США. На сайте FDA есть список официально разрешенных интернет-аптек, а также множество материалов, объясняющих, чем рискуют покупатели, когда обращаются в незарегистрированную аптеку. Гражданин, конечно же, может покупать лекарства там, где ему вздумается, но регулятор, предупредив его о рисках, умывает руки.
Росздравнадзор не ответил на запрос VM об интервью на тему интернет-аптек. В России сейчас готовится регламент дистанционной продажи лекарств, создана рабочая группа по его подготовке, которая должна изучить упомянутые выше «лучшие мировые практики» и представить свои предложения. Поскольку к теме подходят масштабно и всесторонне, конкретных результатов пока нет, а на сайте Минздрава про интернет-аптеки – ни слова.