Депутаты, правительственные чиновники и отраслевые лоббисты, собравшиеся 7 апреля за круглым столом в Госдуме, намеревались обсудить нормативное обеспечение программы «Фарма-2020» и обращения ЛС, но увлеклись и заметно расширили повестку дискуссии. Начав с полемики вокруг очередной версии поправок в федеральный закон №61 и НК, приглашенные профильным комитетом Госдумы эксперты договорились до того, что рынок лекарственных средств и медизделий по-прежнему лишен должного надзора.
Несмотря на то что совсем недавно, в середине марта, регуляторам вроде бы удалось прийти к консенсусу по спорным вопросам обращения ЛС, поправки в закон до сих пор не готовы к парламентским чтениям. Замечания, причем с разных сторон, вызывают, например, регламенты регистрации препаратов. «Когда мы принимали ФЗ-61, нам обещали, что будет строгая процедура регистрации лекарств в течение шести месяцев, – вспомнил первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Герасименко. – Сейчас, к сожалению, такой скорости и прозрачности процедуры не наблюдается. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о качестве и эффективности препаратов». Назвал депутат и главную причину проволочек – раздробленность функций госконтроля между различными федеральными органами исполнительной власти. По мнению Герасименко, функции, поделенные сегодня между Минпромторгом, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, должны быть закреплены за единым отраслевым контролером. Выявить наилучшего исполнителя этой роли не получается уже много лет.
Радикальный выход из патовой ситуации тут же предложил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, полагающий, что Росздравнадзор и Роспотребнадзор можно было бы объединить. Кровно заинтересованный в скором и справедливом разрешении ситуации врио главы Росздравнадзора Михаил Мурашко отреагировал на предложение представителя ФАС в целом положительно, но попытался настаивать на изменении формулировки. По его словам, единый орган уже существует, стоит просто развернуть перед ним более широкое поле деятельности: «Росздравнадзор оптимально сочетает в себе контроль и за меддеятельностью, и за медизделиями, и за ЛС». Мурашко не стал отрицать, что из-за реформирования нормативной базы обращения медизделий минувший год дался Росздравнадзору тяжело. И посетовал, что «изменения не закончены, и потребуется еще не меньше года, чтобы регуляторную систему внутри страны сделать аналогичной той модели, которая существует в мире».
У представителей других профильных ведомств обнаружился иной взгляд на вещи. Нижегородцев, например, уверен, что возможности модернизации сегмента исчерпаны из-за отсутствия закона «Об обращении медизделий»: «Закон подготовлен, написан, находится в Минпромторге, и непонятно, почему он не вносится в Госдуму».
Отвечая на этот упрек, и. о. директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Ольга Колотилова пояснила коллегам, что задержка произошла на этапе согласования документа в комитете Таможенного союза, где все это время рассматривалась необходимость разработки соответствующего техрегламента. «Сейчас принято решение о том, что техрегламент будет, и в ближайшее время законопроект снова будет внесен в правительство», – заверила Колотилова. В ФАС, однако, подобные ссылки на Таможенный союз считают несостоятельными. «ТС никогда не будет заниматься вопросами регистрации ЛС и обращения медизделий, он лишь сможет выпустить техрегламент. А выходит, что часть практики, которой занимается Росздравнадзор, из-за этого сегодня висит в воздухе», – заявил Нижегородцев.
Директор Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава РФ Елена Максимкина тоже полагает, что закон для отрасли запаздывает: «Ведомственных приказов и постановлений уже недостаточно. Закон позволил бы решить проблемы, связанные как с регистрационными процедурами, так и с ценообразованием на перечень имплантируемых медизделий и другой продукции».
«Остались неразрешенные вопросы, касающиеся разделения регистрации ЛС и проведения КИ, – напомнил коллегам Тимофей Нижегородцев. – У нас эти процессы неразрывно связаны, что создает препятствие для российских производителей, которые вынуждены при подаче разрешения на проведение КИ подавать его сразу в виде полноценного регистрационного досье. Необходимо вернуться к обсуждению этой проблемы теперь на площадке Госдумы, потому что в правительстве эти возможности мы уже исчерпали».
Аналогичная ситуация складывается с признанием КИ, которые проводятся за границей. ФАС, подчеркнул Нижегородцев, удалось пролоббировать соответствующие поправки по ЛС для лечения орфанных заболеваний – для них будут признаваться результаты международных КИ, сократятся сроки регистрации препаратов. По упрощенной схеме будет также вводиться в обращение и воспроизведенный препарат – первый дженерик, который будет регистрироваться после падения патентной защиты инновационного препарата. Крупнейшей победой службы Нижегородцев назвал и договоренность с Минздравом относительно скорейшего упразднения понятия «оригинальный лекарственный препарат». Термин, негодует чиновник, используется компаниями исключительно «в маркетинговых целях – в попытке получить дополнительное конкурентное преимущество».
По вопросу взаимозаменяемости, напомнил Нижегородцев, ФАС и Минздраву также удалось договориться: «Требования к определению «взаимозаменяемый лекарственный препарат» будут включать в себя установление эквивалентности по активному веществу, по форме выпуска, по способу приема и установлению других эквивалентностей». При этом процедура будет предполагать для компании возможность обратиться к арбитражным процедурам – в случае если она не согласна с выводами эксперта, который проводит соответствующие исследования.
Впрочем, компромисс Минздрава и ФАС по изменениям в ФЗ-61, признали участники дискуссии, не гарантирует принятия долгожданных поправок в весеннюю сессию.
Такие же сомнения остаются у отраслевых экспертов и по поводу законодательного утверждения шкалы преференций для отечественных производителей, участвующих в госзакупках. Советник президиума РАМН Сергей Колесников уверен, что преференции по защите внутреннего рынка ЛС и медизделий сегодня не действуют в принципе: «ФАС давно пора заинтересоваться поведением Минэкономразвития, ведь приказ о преференционных закупках выходит, когда закупки уже проведены».