17 Ноября, 15:20

Роман и «Диод»

Роман Кутузов
18 Апреля 2016, 12:29
2622
Фото: diodrf.com
Драматическая история бывшего лидера рынка БАДов, который так и не стал фармкомпанией.

Редакция Vademecum продолжает на собственном опыте и на собственные деньги тестировать акции публичных компаний из сферы здравоохранения. Первым для исследования был выбран лидер аптечного рынка, о чем рассказано в материале «36,6» и шасть» в Vademecum #4 (115) от 22 февраля 2016 года. Теперь очередь завода «Диод», проведшего IPO на ММВБ в июне 2010 года. Акции, на пике спроса доходившие почти до 39 рублей, достались нам в феврале 2016 по чрезвычайно выгодной цене - 4,07 рубля за штуку. Правда, надежды на быстрое обогащение снова не оправдались: в середине апреля они продавались уже по 3,94 рубля. Есть ли у нас шансы отыграться, мы попытались выяснить у аналитиков и игроков рынка.

Завод «Диод», как говорится в его официальной истории, – организация весьма почтенная, был основан в октябре 1931 года. В военное время выпускал снаряды для «катюш», в послевоенное – оптикоэлектронику, но только для военно‑промышленного комплекса.

Когда в стране началась перестройка, предприятие пало жертвой так называемой конверсии: тогда предполагалось, что военные заводы удастся успешно переключить на выпуск «мирной» продукции, например, вместо танков выпускать электрочайники. «Диод» занялся производством популярного в то время прибора для ионизации воздуха – «люстры Чижевского», которому адепты этой технологии приписывают целительные свойства.

В 1994 году завод был приватизирован за ваучеры. В конечном итоге основными акционерами стали восемь человек, купившие 76% акций предприятия, в их числе – председатель совета директоров завода Владимир Козлов и генеральный директор Владимир Тихонов.

Новые владельцы решили сосредоточиться на выпуске потребительских товаров: помимо ионизатора «Элион», в 1996 году завод приступил к выпуску осеребрителя воды «Георгий».

Но настоящая золотая жила была найдена не в серебре – после кризиса 1998 года завод занялся производством биологически активных добавок. Были запущены и по сей день известные бренды БАДов «Виардо», «Долголет», «Йод‑Актив». В 2000 году был выпущен главный хит – «Капилар», продвигаемый на рынке как средство для «чистки капилляров», которое содержит дигидрокверцетин (вещество, экстрагируемое из лиственницы).

К 2008 году «Диод», по данным DSM Group, стал вторым производителем БАДов в стране, объем продаж достиг 1,2 млрд рублей, из которых около 40% приходилось на «Капилар».

После второго финансового кризиса 2008 года выручка предприятия начала быстро снижаться. 

Хроника пикирующего БАДировщика
Объем продаж и доля рынка АО "Диод"

 Год  Объем, млн рублей Объем, млн упаковок Доля в БАД, рублей Доля в БАД, упаковок 
 2008  1 287   13,1 8,20%  4,10% 
 2009 1 058  9,2  6,40%  3,10% 
 2010 895  7,8  5,50%  2,60% 
 2011 829  6,5  4,50%  2,20% 
 2012 739  5,5  3,40%  1,90% 
 2013 656  4,6  2,50%  1,50% 
 2014 647  2,20%  1,40% 
 2015 591  3,1  1,90%  1,10% 

Источник: DSM Group

Как рассказал Vademecum знакомый с ситуацией в компании участник фармрынка, в момент финансового кризиса крупный банк – кредитор «Диода» потребовал досрочно вернуть кредит, взятый на развитие производства. Акционерам пришлось спешно перезанимать средства по очень невыгодным послекризисным ставкам. Это привело к оттоку оборотных средств и падению объемов размещаемой рекламы. «Для БАДов телереклама – практически единственный двигатель торговли, – сказал в интервью Vademecum знакомый с ситуацией представитель крупной компании‑дистрибьютора. – Есть реклама – есть продажи, нет рекламы – нет продаж».

А дальше возникла отрицательная обратная связь: чем сильнее падали продажи, тем меньше оставалось средств на рекламу, и тем сильнее было новое падение. Чтобы разорвать порочный круг, компания решилась прибегнуть к механизму IPO – размещению акций на бирже.

Момент был, возможно, не самый удачный: индекс ММВБ, до кризиса достигавший 1 900 пунктов, упал до 1 300 и выше подниматься не спешил. Специально для поиска новых инвестиционных идей на стагнирующем рынке ММВБ открыла секцию «Инновационные и растущие компании». В декабре 2009 года в этой секции относительно успешно разместил свои акции Институт стволовых клеток человека (ИСКЧ).

Вероятно, владельцы «Диода» вдохновились этим примером, хотя к 2010 году выручка продолжала снижаться. А может быть, просто не видели иного выхода из ситуации.

При участии финансовых компаний «Финам» и «Открытие» был изготовлен инвестиционный меморандум, в котором «Диод» описал свою стратегию: опираясь на производство БАДов как источник финансовых средств, постепенно переместиться в сектор фармацевтики. «До 2013 года вывести на рынок 10–12 оригинальных препаратов и модифицированных дженериков, из которых два‑три блокбастера с ежегодным объемом продаж $10–15 млн», – говорится в документе.

Не забыли упомянуть и модное тогда «использование нанотехнологий» в производстве товаров для здоровья.

В общем, план отчасти, но сработал.

23 июня 2010 года компания «Диод» провела IPO своих акций на ММВБ. Около тысячи инвесторов соблазнились перспективами и приобрели 9,15 млн акций «Диода» по цене 32,5 рубля за акцию. Оглушительным успехом это было назвать трудно – планировалось продать 22,9 млн акций по 40 рублей за акцию.

Но, тем не менее, акционеры компании выручили от IPO 297 млн рублей, или примерно $9,6 млн. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, владельцы «Диода» были и таким результатом очень довольны. «Результаты проведенного IPO мы оцениваем позитивно: в первый день торгов цена достигала 38,98 рубля (+20% к цене размещения).

Спустя месяц после начала торгов цена выросла на 7%, а капитализация компании достигла 3,1 млрд рублей. Среднедневной оборот по акциям за месяц составляет 5,1 млн рублей, среднее количество сделок в день – 526, а оборачиваемость – около 0,2%. Все это свидетельствует о том, что акции «Диода» пользуются спросом у широкого круга инвесторов», – написал в письме акционерам Владимир Тихонов.

В августе 2010 года в СМИ появились сообщения, что «Диод» покупает дальневосточное ЗАО «Аметис», крупного производителя дигидрокверцетина. На этом позитивные новости закончились. Выручка компании продолжала снижаться, акции тоже.

К январю 2012 года, когда акции упали вдвое – до 16,5 рубля, перестал обновляться и официальный сайт компании по адресу: www.diod.ru. На странице, посвященной осеребрителю воды «Георгий», по адресу выпадает, неловко признаться, порнография – в прямом смысле слова. Наших читателей, не достигших 18 лет, просим эту ссылку не активировать, а о потребительских свойствах «Георгия» читать на основном сайте производителя.

«Продажи БАДов очень чувствительны к дешевым подделкам, которые появляются мгновенно. Стоит на секунду утратить бдительность, и ты теряешь рынок. Видимо, владельцы «Диода» пропустили несколько таких ударов и уже не смогли оправиться», – теоретизирует владелец крупной компании по торговле БАДами, пожелавший сохранить анонимность.

Хотя, надо признать, обязательная для публичной компании отчетность публикуется на сайте раскрытия информации исправно.

По информации участников рынка БАДов, владельцы «Диода» сейчас заняты поиском покупателей. Что думают о подешевевшей почти в 10 раз акции аналитики?

В организовавшей IPO «Диода» компании «Финам» спустя шесть лет по‑прежнему полны оптимизма. «Акции Группы «Диод» на текущий момент торгуются на уровнях, близких к историческим минимумам… Как и у многих других российских компаний, давление на котировки обусловлено сложной экономической конъюнктурой. Тем не менее нежелание инвесторов приобретать соответствующие акции может быть обусловлено и достаточно слабой работой компании с инвестиционным сообществом. Мало делается для оперативного раскрытия финансовых и операционных результатов. Также на популярности акций негативно сказывается их низкая ликвидность. По нашим сведениям, в настоящий момент в компании принято решение уделить пристальное внимание этим двум аспектам. По моим оценкам, только решение проблемы качества раскрытия информации и поддержки ликвидности в среднесрочной перспективе приведет к росту акций на 20–50% за счет сокращения дисконта по отношению к аналогам», – ответил на запрос Vademecum финансовый аналитик группы «Финам» Тимур Нигматуллин.

Другие не столь оптимистичны. «У профессионального инвестора есть одно правило: не покупать то, что непонятно и/или противоречит деловой этике. По этой бумаге не может быть рекомендации, так же как не может быть рекомендации по игре с наперсточником», – считает директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров.

Гендиректор «Диода» Владимир Тихонов в разговоре с корреспондентом Vademecum ситуацию комментировать отказался. «Мы сейчас компанию переформатируем. Не хочется заранее давать каких‑то обещаний. Вот когда все сделаем, тогда и сообщим», – сказал он.

Впрочем, информацию о продаже «Диода» он опроверг, назвав ее «происками недоброжелателей».

бад, диод, производство, акции, бад для похудения
Источник Vademecum №7, 2016
Поделиться в соц.сетях
В Кабардино-Балкарской Республике назначен министр здравоохранения
15 Ноября 2019, 19:05
Фонд ММК возглавил Ильдар Хайруллин
15 Ноября 2019, 18:40
В Челябинской области начались проверки частных домов престарелых
15 Ноября 2019, 16:00
Biogen потеряла $3 млрд капитализации из-за патентного спора с Mylan
15 Ноября 2019, 15:06
В Челябинской области начались проверки частных домов престарелых
15 Ноября 2019, 16:00
Biogen потеряла $3 млрд капитализации из-за патентного спора с Mylan
Рыночная стоимость американской Biogen снизилась на $3 млрд за две торговые сессии, прошедшие после 13 ноября 2019 года, когда состоялись очередные слушания по патентному спору об исключительных правах Biogen на блокбастер Текфидера (диметилфумарат), дженерик которого собирается выпустить компания Mylan.
15 Ноября 2019, 15:06
Томских поставщиков МИ оштрафовали за участие в картеле
15 Ноября 2019, 13:51
Верховный суд РФ внес свои коррективы в спор акционеров «Ангиолайна»
11 Ноября 2019, 17:45
«Биокад» вложит 25 млн евро в первые КИ своего препарата в Европе
Фармкомпания «Биокад» получила разрешение на проведение в Словакии и Венгрии международного многоцентрового клинического исследования своего иммуноонкопрепарата пролголимаб. Это первый продукт компании, претендующий на европейский рынок. Производителем также планируется старт исследований в Европе препарата для терапии псориаза Эфлейра (нетакимаб).
11 Ноября 2019, 15:38
РФПИ вложится в роботический проект Дмитрия Пушкаря
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявил о завершении первого раунда инвестиций в проект Assisted Surgical Technologies (AST) – разработчика первого российского робота-хирурга. Идеолог проекта – главный уролог Минздрава, руководитель Клиники урологии МГМСУ Дмитрий Пушкарь. Средства нужны компании на получение патента, проведение клинических исследований и производство промышленных образцов. 
9 Ноября 2019, 19:04
«Квадрат-С» отстоял в московском арбитраже права на обращение БАДа Ферментозим форте
Арбитражный суд Москвы отказал немецкой фармкомпании Berlin-Chemie в удовлетворении иска о запрете обращения биологически активной добавки (БАД) Ферментозим форте от компании «Квадрат-С». Упаковка БАДа, по мнению истца, схожа до степени смешения с принадлежащей Berlin-Chemie серией товарных знаков, включающих словесный элемент «Мезим».
8 Ноября 2019, 19:27
Компания «Гранат Био Тех» начала производство вакуумных пробирок в ОЭЗ «Дубна»
8 Ноября 2019, 17:51
Глубина локализации производства томографов MinFound в Казани достигнет 90%
8 Ноября 2019, 13:24
Для дешевых препаратов в правилах перерегистрации цен могут сделать исключение
Для дешевых препаратов из перечня ЖНВЛП снимут ограничение по шагу повышения предельной отпускной цены при перерегистрации, сообщила на заседании комиссии Минздрава по формированию лекарственных перечней директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращений медицинских изделий Елена Максимкина. ФАС, по ее словам, уже поддержала это предложение.
7 Ноября 2019, 16:14
Роспотребнадзор нашел запрещенное вещество в БАДе для потенции от Stada
В партии БАДа «Вука Вука» обнаружено содержание тадалафила – не заявленного при регистрации действующего вещества рецептурного лекарства, предназначенного для лечения эректильной дисфункции, сообщил Роспотребнадзор. Права на продвижение и продажу БАДа «Вука Вука» в России и СНГ принадлежат «Нижфарму» (входит в Stada CIS).
6 Ноября 2019, 13:20
СК расследует дело о крупной растрате во Владимирской ОКБ
30 Октября 2019, 19:49
Fresenius начнет производство гемодиализаторов в Дубне в 2020 году
Fresenius Medical Care (FMC) в 2020 году локализует на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Дубна» в Московской области производство диализаторов для очистки крови. Объем инвестиций в проект составил 2,7 млрд рублей, мощность предприятия оценивается в 4,2 млн капиллярных диализных фильтров в год.
30 Октября 2019, 18:18
Johnson&Johnson ответила на обвинения FDA о содержании асбеста в детской присыпке
30 Октября 2019, 16:45
BMS сменит партнера по локализации в России производства Даклинзы
Компания BMS подписала соглашение с «Фармстандартом» о передаче прав на производство, продажу и дистрибуцию препарата Даклинза (даклатасвир) для лечения гепатита С. По условиям лицензионного соглашения, регистрационное удостоверение, интеллектуальные права, товарный знак Даклинзы и логотип BMS перейдут «Фармстандарту» на срок действия лицензии. Сумма сделки не раскрывается.
30 Октября 2019, 16:26
Тема укрепления здоровья нации прозвучит на Первом Всероссийском форуме «Общественный иммунитет»
Проблемы иммунопрофилактики и культуры заботы о здоровье собрали 28 октября 2019 года представителей Минздрава России, Агентства стратегических инициатив (АСИ), экспертного медицинского сообщества и фармацевтического бизнеса на очередном заседании основанного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) Клуба ЗоЗ (Забота о Здоровье). Обсуждение прошло в преддверии подготовки намеченного на 27 ноября 2019 года Первого Всероссийского форума «Общественный иммунитет», инициированного ФОМ и журналом Vademecum при поддержке Минздрава России и АСИ.
29 Октября 2019, 18:56
Индийский поставщик локализовал производство стентов в Чечне
28 Октября 2019, 19:45
ФОМ: около 40% россиян ничего не знают о диабете 2-го типа
Как показал проведенный фондом «Общественное мнение» опрос, около 40% россиян никогда не слышали об инсулиннезависимом сахарном диабете 2-го типа. Только 29% из числа осведомленных о заболевании респондентов знают, что сахарный диабет развивается в результате неправильного питания, образа жизни и в связи с наследственной предрасположенностью.
25 Октября 2019, 19:33
Johnson&Johnson отозвала в США 33 тысячи упаковок детской присыпки
23 Октября 2019, 9:17
Долю в «Курганфармации» предложат выкупить за 508 млн рублей
22 Октября 2019, 13:56
Яндекс.Метрика