20 Сентября, 2:09

Роман и «Диод»

Роман Кутузов
18 Апреля 2016, 12:29
2562
Фото: diodrf.com
Драматическая история бывшего лидера рынка БАДов, который так и не стал фармкомпанией.

Редакция Vademecum продолжает на собственном опыте и на собственные деньги тестировать акции публичных компаний из сферы здравоохранения. Первым для исследования был выбран лидер аптечного рынка, о чем рассказано в материале «36,6» и шасть» в Vademecum #4 (115) от 22 февраля 2016 года. Теперь очередь завода «Диод», проведшего IPO на ММВБ в июне 2010 года. Акции, на пике спроса доходившие почти до 39 рублей, достались нам в феврале 2016 по чрезвычайно выгодной цене - 4,07 рубля за штуку. Правда, надежды на быстрое обогащение снова не оправдались: в середине апреля они продавались уже по 3,94 рубля. Есть ли у нас шансы отыграться, мы попытались выяснить у аналитиков и игроков рынка.

Завод «Диод», как говорится в его официальной истории, – организация весьма почтенная, был основан в октябре 1931 года. В военное время выпускал снаряды для «катюш», в послевоенное – оптикоэлектронику, но только для военно‑промышленного комплекса.

Когда в стране началась перестройка, предприятие пало жертвой так называемой конверсии: тогда предполагалось, что военные заводы удастся успешно переключить на выпуск «мирной» продукции, например, вместо танков выпускать электрочайники. «Диод» занялся производством популярного в то время прибора для ионизации воздуха – «люстры Чижевского», которому адепты этой технологии приписывают целительные свойства.

В 1994 году завод был приватизирован за ваучеры. В конечном итоге основными акционерами стали восемь человек, купившие 76% акций предприятия, в их числе – председатель совета директоров завода Владимир Козлов и генеральный директор Владимир Тихонов.

Новые владельцы решили сосредоточиться на выпуске потребительских товаров: помимо ионизатора «Элион», в 1996 году завод приступил к выпуску осеребрителя воды «Георгий».

Но настоящая золотая жила была найдена не в серебре – после кризиса 1998 года завод занялся производством биологически активных добавок. Были запущены и по сей день известные бренды БАДов «Виардо», «Долголет», «Йод‑Актив». В 2000 году был выпущен главный хит – «Капилар», продвигаемый на рынке как средство для «чистки капилляров», которое содержит дигидрокверцетин (вещество, экстрагируемое из лиственницы).

К 2008 году «Диод», по данным DSM Group, стал вторым производителем БАДов в стране, объем продаж достиг 1,2 млрд рублей, из которых около 40% приходилось на «Капилар».

После второго финансового кризиса 2008 года выручка предприятия начала быстро снижаться. 

Хроника пикирующего БАДировщика
Объем продаж и доля рынка АО "Диод"

 Год  Объем, млн рублей Объем, млн упаковок Доля в БАД, рублей Доля в БАД, упаковок 
 2008  1 287   13,1 8,20%  4,10% 
 2009 1 058  9,2  6,40%  3,10% 
 2010 895  7,8  5,50%  2,60% 
 2011 829  6,5  4,50%  2,20% 
 2012 739  5,5  3,40%  1,90% 
 2013 656  4,6  2,50%  1,50% 
 2014 647  2,20%  1,40% 
 2015 591  3,1  1,90%  1,10% 

Источник: DSM Group

Как рассказал Vademecum знакомый с ситуацией в компании участник фармрынка, в момент финансового кризиса крупный банк – кредитор «Диода» потребовал досрочно вернуть кредит, взятый на развитие производства. Акционерам пришлось спешно перезанимать средства по очень невыгодным послекризисным ставкам. Это привело к оттоку оборотных средств и падению объемов размещаемой рекламы. «Для БАДов телереклама – практически единственный двигатель торговли, – сказал в интервью Vademecum знакомый с ситуацией представитель крупной компании‑дистрибьютора. – Есть реклама – есть продажи, нет рекламы – нет продаж».

А дальше возникла отрицательная обратная связь: чем сильнее падали продажи, тем меньше оставалось средств на рекламу, и тем сильнее было новое падение. Чтобы разорвать порочный круг, компания решилась прибегнуть к механизму IPO – размещению акций на бирже.

Момент был, возможно, не самый удачный: индекс ММВБ, до кризиса достигавший 1 900 пунктов, упал до 1 300 и выше подниматься не спешил. Специально для поиска новых инвестиционных идей на стагнирующем рынке ММВБ открыла секцию «Инновационные и растущие компании». В декабре 2009 года в этой секции относительно успешно разместил свои акции Институт стволовых клеток человека (ИСКЧ).

Вероятно, владельцы «Диода» вдохновились этим примером, хотя к 2010 году выручка продолжала снижаться. А может быть, просто не видели иного выхода из ситуации.

При участии финансовых компаний «Финам» и «Открытие» был изготовлен инвестиционный меморандум, в котором «Диод» описал свою стратегию: опираясь на производство БАДов как источник финансовых средств, постепенно переместиться в сектор фармацевтики. «До 2013 года вывести на рынок 10–12 оригинальных препаратов и модифицированных дженериков, из которых два‑три блокбастера с ежегодным объемом продаж $10–15 млн», – говорится в документе.

Не забыли упомянуть и модное тогда «использование нанотехнологий» в производстве товаров для здоровья.

В общем, план отчасти, но сработал.

23 июня 2010 года компания «Диод» провела IPO своих акций на ММВБ. Около тысячи инвесторов соблазнились перспективами и приобрели 9,15 млн акций «Диода» по цене 32,5 рубля за акцию. Оглушительным успехом это было назвать трудно – планировалось продать 22,9 млн акций по 40 рублей за акцию.

Но, тем не менее, акционеры компании выручили от IPO 297 млн рублей, или примерно $9,6 млн. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, владельцы «Диода» были и таким результатом очень довольны. «Результаты проведенного IPO мы оцениваем позитивно: в первый день торгов цена достигала 38,98 рубля (+20% к цене размещения).

Спустя месяц после начала торгов цена выросла на 7%, а капитализация компании достигла 3,1 млрд рублей. Среднедневной оборот по акциям за месяц составляет 5,1 млн рублей, среднее количество сделок в день – 526, а оборачиваемость – около 0,2%. Все это свидетельствует о том, что акции «Диода» пользуются спросом у широкого круга инвесторов», – написал в письме акционерам Владимир Тихонов.

В августе 2010 года в СМИ появились сообщения, что «Диод» покупает дальневосточное ЗАО «Аметис», крупного производителя дигидрокверцетина. На этом позитивные новости закончились. Выручка компании продолжала снижаться, акции тоже.

К январю 2012 года, когда акции упали вдвое – до 16,5 рубля, перестал обновляться и официальный сайт компании по адресу: www.diod.ru. На странице, посвященной осеребрителю воды «Георгий», по адресу выпадает, неловко признаться, порнография – в прямом смысле слова. Наших читателей, не достигших 18 лет, просим эту ссылку не активировать, а о потребительских свойствах «Георгия» читать на основном сайте производителя.

«Продажи БАДов очень чувствительны к дешевым подделкам, которые появляются мгновенно. Стоит на секунду утратить бдительность, и ты теряешь рынок. Видимо, владельцы «Диода» пропустили несколько таких ударов и уже не смогли оправиться», – теоретизирует владелец крупной компании по торговле БАДами, пожелавший сохранить анонимность.

Хотя, надо признать, обязательная для публичной компании отчетность публикуется на сайте раскрытия информации исправно.

По информации участников рынка БАДов, владельцы «Диода» сейчас заняты поиском покупателей. Что думают о подешевевшей почти в 10 раз акции аналитики?

В организовавшей IPO «Диода» компании «Финам» спустя шесть лет по‑прежнему полны оптимизма. «Акции Группы «Диод» на текущий момент торгуются на уровнях, близких к историческим минимумам… Как и у многих других российских компаний, давление на котировки обусловлено сложной экономической конъюнктурой. Тем не менее нежелание инвесторов приобретать соответствующие акции может быть обусловлено и достаточно слабой работой компании с инвестиционным сообществом. Мало делается для оперативного раскрытия финансовых и операционных результатов. Также на популярности акций негативно сказывается их низкая ликвидность. По нашим сведениям, в настоящий момент в компании принято решение уделить пристальное внимание этим двум аспектам. По моим оценкам, только решение проблемы качества раскрытия информации и поддержки ликвидности в среднесрочной перспективе приведет к росту акций на 20–50% за счет сокращения дисконта по отношению к аналогам», – ответил на запрос Vademecum финансовый аналитик группы «Финам» Тимур Нигматуллин.

Другие не столь оптимистичны. «У профессионального инвестора есть одно правило: не покупать то, что непонятно и/или противоречит деловой этике. По этой бумаге не может быть рекомендации, так же как не может быть рекомендации по игре с наперсточником», – считает директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров.

Гендиректор «Диода» Владимир Тихонов в разговоре с корреспондентом Vademecum ситуацию комментировать отказался. «Мы сейчас компанию переформатируем. Не хочется заранее давать каких‑то обещаний. Вот когда все сделаем, тогда и сообщим», – сказал он.

Впрочем, информацию о продаже «Диода» он опроверг, назвав ее «происками недоброжелателей».

бад, диод, производство, акции, бад для похудения
Источник Vademecum №7, 2016
Поделиться в соц.сетях
Минздрав намерен зарегистрировать российский аналог Frisium
19 Сентября 2019, 20:12
Врачей пермского перинатального центра обвиняют в смерти пациентки
19 Сентября 2019, 19:20
В Московской области открылся дневной стационар для детей с хроническими вирусными гепатитами
19 Сентября 2019, 18:57
МИГ построит корпус онкоцентра в Новосибирске
19 Сентября 2019, 17:05
PwC и МЭЦ помогут реализовать экспортный потенциал медицинских и фармкомпаний
18 Сентября 2019, 15:32
«Росатом» предложит рынку напечатанные на 3D-принтере имплантаты
ГК «Росатом» планирует в 2021 году запустить серийное производство индивидуальных медицинских имплантатов, напечатанных на 3D-принтерах. Оператором проекта станет ООО «Русат» (входит в дивизион «ТВЭЛ» госкорпорации). Объем инвестиций в проект не раскрывается, среди возможной продукции – напечатанные на 3D-принтерах титановые имплантаты для восстановления костей и эндопротезы по индивидуальным проектам.
18 Сентября 2019, 15:14
«Биокад» и Shanghai Pharmaceuticals Holding организуют СП с капиталом $400 млн
18 Сентября 2019, 13:32
GSK и «Нанолек» вложат 6,5 млрд рублей в совместное производство вакцин
16 Сентября 2019, 19:51
ЦИТО намерен нарастить выпуск МИ для травматологии и ортопедии до 2,4 млрд рублей в 2024 году
ФГУП «ЦИТО» через расширение собственных промплощадок и создание импортозамещающего кластера по выпуску МИ – Центра инновационных технологий в ортопедии – намерено к 2024 году нарастить производство профильной продукции до 2,4 млрд рублей в год. Полный цикл будет запущен в 2020 году, всего планируется ежегодно выпускать более 181 тысячи медицинских изделий для травматологии и ортопедии и 5 тысяч единиц комплектующих для ортезов.
16 Сентября 2019, 16:32
«Ростех» локализует в Красногорске производство итальянских эндопротезов
Холдинг «Швабе» (входит в ГК «Ростех») заключил соглашение по локализации производства эндопротезов с итальянской компанией Limacorporate. Договор о намерениях подписали генеральный директор входящего в «Швабе» Красногорского завода им. С. А. Зверева (КМЗ) Вадим Калюгин и вице-президент Limacorporate Иво Волпи Лисьяк.
16 Сентября 2019, 16:04
«Ростех» запустит производство HIFU-комплексов для терапии онкозаболеваний в 2021 году
Холдинг «Швабе» (входит в ГК «Ростех») будет производить аппараты для ультразвуковой терапии онкологических заболеваний (HIFU-терапия). Начало клинических испытаний намечено на 2020 году, запуск серийного производства – на 2021-й.
16 Сентября 2019, 12:57
Врачи Новгородской ОДКБ объявили «итальянскую забастовку»
13 Сентября 2019, 17:57
Sanofi продает за $36,5 млн индийскую промплощадку
Совет директоров индийского подразделения Sanofi 11 сентября 2019 года одобрил продажу промплощадки в городе Анклешваре (штат Гуджарат) чешской фармкомпании Zentiva, до 2018 года принадлежавшей Sanofi.
12 Сентября 2019, 16:43
Alcon локализовал производство интраокулярных линз в России
12 Сентября 2019, 14:40
Novo Nordisk выпустит в США дешевую версию инсулина аспарт
10 Сентября 2019, 19:53
В Росздравнадзоре объяснили вызвавшую общественный резонанс дефектуру препаратов
10 Сентября 2019, 18:24
В Перми к бастующим против переработок врачам присоединились медсестры
10 Сентября 2019, 16:39
Самые важные новости прошедшей недели
8 Сентября 2019, 20:26
Novartis продаст промплощадку китайской Zhejiang Jiuzhou за $110 млн
6 Сентября 2019, 14:09
Beijing Health Guard намерена вместе с «Р-Фармом» провести в России КИ и наладить производство вакцины от ВПЧ
Группа «Р-Фарм» Алексея Репика совместно с китайской биотехнологической компанией Beijing Health Guard займется клиническими исследованиями (КИ) в РФ вакцины против вируса папилломы человека (ВПЧ). В дальнейшем планируется локализовать производство вакцины на мощностях «Р-Фарма», сообщили Vademecum в компании.
5 Сентября 2019, 18:05
«Роснано» локализовала производство офтальмологического оборудования Visionix в Подмосковье
ГК «Роснано» на площадке нанотехнологического центра «Техноспарк» в подмосковном Троицке локализовала производство офтальмологического оборудования французско-израильского бренда Visionix (принадлежит компании Luneau Technology Operations, LTO). Объем инвестиций в проект не раскрывается, в компании надеются вернуть инвестиции в течение пяти лет и занять не менее 30% рынка профильных МИ.
5 Сентября 2019, 12:30
«Фабрика РТТ» Алексея Репика локализует линейные ускорители Varian Halcyon
Входящее в группу «Р-Фарм» Алексея Репика ООО «Фабрика РТТ» подписало соглашение о стратегическом сотрудничестве с американским производителем медицинской техники Varian Inc. Стороны договорились о локализации новой версии линейных ускорителей мейджора Halcyon в дополнение к уже собирающимся в подмосковной Дубне Unique и Clinac.
5 Сентября 2019, 8:52
Собянин: Москва готовит офсетный контракт на производство медизделий на 1 млрд рублей
Мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал первый офсетный контракт на производство медицинских изделий для стомированных пациентов. Предполагается, что конкурс состоится до конца 2019 года, контракт стоимостью порядка 1 млрд рублей будет рассчитан на 10 лет, реализация инвестиционной стадии проекта предусмотрена в два этапа с учетом сложности процесса изготовления медизделий.
4 Сентября 2019, 17:25
Яндекс.Метрика