Робототехника, аналитика больших данных, дополненная реальность, 3D-моделирование, интернет вещей и прочие направления движения технического прогресса отражаются на медицинской отрасли не меньше, чем на всех остальных. Цифровизация проникает в эту область и, так же, как другие сферы, трансформирует ее.
В конце января Экспертный совет при Правительстве РФ подготовил предложения по разработке программы «Цифровая экономика». Планируется, что процесс цифровизации начнется с таких отраслей, как здравоохранение и образование. Это позволит всей стране в перспективе перейти на электронные медицинские карты и развивать телемедицину. Сегодня на рынке представлено множество медицинских информационных систем (МИС) отечественного и зарубежного производства. Но только вместе с RoboMed руководство клиники получает возможность эффективно управлять бизнес-процессами и за короткий срок увеличить рентабельность, снизить расходы на рекламу и маркетинг и увеличить приток пациентов. Подробности – в интервью с Иваном Девятковым, соучредителем компании «Робомед».
– С какими проблемами чаще всего приходят к вам владельцы клиник?
– Я бы сказал, что это типичные проблемы. Они характерны для всех игроков коммерческого сектора здравоохранения: текучка кадров, отсутствие стандартов лечения, низкая квалификация врачей. Отсюда вытекают недовольство пациентов качеством лечения и отсутствие лояльности с их стороны, притом что расходы на расширение клиентской базы сегодня крайне велики. Это в сочетании с низким средним чеком и высокими расходами на оплату труда приводит к снижению рентабельности. Есть один плюс – все эти проблемы можно решить при помощи RoboMed.
– Большинство коммерческих клиник уже используют МИС, но их проблемы никуда не делись…
– Во-первых, не все руководители клиник осознают, что IT-системы способны решать проблемы продаж. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев IT-система используется только как расписание и регистратура. В-третьих, не все МИС представляют собой комплексный инструмент для управления маркетингом, продажами, услугами, персоналом, финансами и закупками, как это, например, делает «Робомед». А покупать отдельные модули для решения каждой конкретной бизнес-задачи экономически накладно, особенно в условиях кризиса.
– Сколько времени занимает окупаемость «Робомед» и когда будут заметны результаты от ее внедрения?
– Один месяц занимает внедрение МИС «Робомед». За это время мы совершенствуем клиентскую базу и превращаем ее в инструмент продаж, упрощаем интеграцию с лабораториями и страховыми компаниями, обучаем сотрудников и руководство работе в информационной системе и в дальнейшем обеспечиваем техническую поддержку на все время подписки. Первые результаты заметны уже через месяц, а через полгода клиники увеличивают средний чек на 15–35%, рентабельность – на 5%, снижают расходы на рекламу и маркетинг на 10–30%, а на фонд оплаты труда – на 5–12%.
– Сколько сейчас клиентов у компании «Робомед»? Можете привести конкретный пример из практики, как внедрение «Робомед» отразилось на работе клиники?
– В настоящий момент к системе «Робомед» подключены 85 клиник в семи городах России. Я приведу пример с многопрофильной клиникой, за три года существования которой рентабельность упала до 8–12%. Уже через месяц после внедрения «Робомед» рентабельность увеличилась на 10%, через полгода – на 25%, а средний чек – на 32%, оборот – на 85%.
–За счет чего удалось повысить показатели?
– Рентабельность растет за счет выявления неэффективного персонала, увеличения среднего чека и глубокого анализа каналов привлечения новых пациентов, повышения стабильности и лояльности клиентской базы посредством улучшения качества лечения. Речь идет о внедрении системы поддержки клинических решений (DSS), которую клиенты могут как приобрести в готовом виде, так и настроить самостоятельно. Пациенты получают качественные услуги в более короткие сроки.
– Какие еще бонусы пациенты получают благодаря «Робомед»?
–Система работает с пациентами, даже когда они находятся за пределами клиники. Через личный кабинет они всегда могут посмотреть историю болезни или результаты анализов, записаться на прием к врачу и оплатить консультацию. Врачу система напомнит, когда пригласить пациента на прием, в зависимости от диагноза и результатов лечения. Так что «Робомед» помогает поддерживать контакт с клиентами и не терять их.