Пятого июня Федеральной антимонопольной службе предстоит поставить точку (а, может быть, многоточие) в споре двух производителей пневмококковых вакцин – Pfizer и GSK. Минздрав, который ранее подозревался в симпатиях к Pfizer, самостоятельно вычеркнул из проекта приказа по Нацкалендарю прививок скандальный пассаж о валентности закупаемой вакцины, тем самым устранившись от участия в противоборстве фармгигантов за рынок с годовым объемом свыше 4 млрд рублей. Минюст с регистрацией приказа не замедлил. Теперь задача антимонопольщиков во главе с Андреем Кашеваровым – определиться, взаимозаменяемы препараты двух компаний или нет.
Соперничество GSK и Pfizer за право выхода на формирующийся в этом году новый рынок госзакупок пневмококковой вакцины в активную фазу вступило в феврале. Тогда был опубликован скандальный проект приказа Минздрава «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В документе содержались критерии выбора производителя пневмококковой вакцины для госпоставок, показавшиеся GSK дискриминационными: «При проведении иммунизации против пневмококковой инфекции <…> используются вакцины, содержащие <…> серотипы с максимально возможным покрытием инфекционных возбудителей». Дело в том, что вакцина Превенар от Pfizer рассчитана на борьбу против 13 серотипов (подвидов) пневмококка, Синфлорикс от GSK – против 10. То есть британская компания, будь принят приказ в таком виде, рисковала просто не попасть на торги и лишиться огромного куша: весь годовой объем закупок пневмококковой вакцины в Минздраве предварительно определили на уровне 4–6 млрд рублей.
GSK решила искать поддержки в ФАС. 29 мая антимонопольщики собирали участников спора и внешних экспертов в четвертый и, как было объявлено пришедшим, в последний раз. С момента первой встречи, состоявшейся около двух месяцев назад, сюжетная линия претерпела изменения. Из конфликта самоустранилось, по сути, главное действующее лицо – Минздрав. Косвенно о нежелании быть третьей стороной в споре двух компаний глава министерства Вероника Скворцова заявила в начале апреля в совместной с ГК «Ростех» декларации о создании госмонополии на рынке иммунобиологической продукции (подробнее – в материале VM #16 (41) «Укольное ушко»). А 25 апреля приказ министерства по Нацкалендарю №125н, датированный 21 марта, зарегистрировал Минюст. Никаких оговорок про серотипы вакцины в нем уже нет.
В ФАС оценили жест министерства, однако посчитали, что инцидент все еще не исчерпан. «Министерство ничего не нарушило, мы его предупредили – оно изменило приказ, закупок, где присутствовало бы ограничение конкуренции, тоже пока не было, – говорит собеседник VM в ФАС. – Просто было два обращения – от GSK и Pfizer. Чтобы на них ответить, ФАС необходимо разобраться во взаимозаменяемости вакцин, в процессе чего сейчас и находится служба». Собрать кворум на четвертую встречу оказалось проблематично. Несмотря на то что закрытую встречу вел замруководителя службы Андрей Кашеваров, делегатов приглашенные к дискуссии Росздравнадзор и Минздрав не прислали. В первом ведомстве, по информации VM, сослались на отсутствие в штате компетентного в вопросах взаимозаменяемости препаратов специалиста. В Минздраве вообще никак не прокомментировали прогул своего представителя.
По словам директора Департамента правительственных и внешних связей GSK Камиля Сайткулова, на встрече 29 мая выступали сами компании, представляя свои аргументы о взаимозаменяемости препаратов. «Антимонопольная служба приняла весь массив аргументов как с той, так и с другой стороны. Но никаких решений не было принято», – говорит он. Представитель Pfizer Татьяна Смирнова отказалась от комментариев до вынесения антимонопольщиками решения по спору.
В ФАС взяли недельный тайм-аут на то, чтобы вынести собственные решения по нескольким пунктам: определить критерии взаимозаменяемости и невзаимозаменяемости, проанализировать вескость доказательств, представленных обоими спорщиками, оценить возможность закупки обеих вакцин одновременно. Чиновники видят три выхода из ситуации. «Может оказаться, что вакцины взаимозаменяемы, и в таком случае к закупкам должны допускаться обе компании, – рассуждает собеседник VM в ведомстве. – Если они невзаимозаменяемы – получается, что это разные товары и закупки можно проводить отдельно, ограничивая конкуренцию, поскольку в таком случае они действуют на разных рынках. Есть и третий вариант – мы не сможем сделать какой-либо определенный вывод о взаимозаменяемости вакцин». В таком случае компании рассудит рынок, надеются в ФАС.