27 Июля 2024 Суббота

Решающая игла
Татьяна Равинская, Ольга Макаркина Фарминдустрия
2 июня 2014, 16:55
5844

ФАС определит победителей в споре о пневмококковой вакцине

Пятого июня Федеральной антимонопольной службе предстоит поставить точку (а, может быть, многоточие) в споре двух производителей пневмококковых вакцин – Pfizer и GSK. Минздрав, который ранее подозревал­ся в симпатиях к Pfizer, самостоятельно вычеркнул из проекта приказа по Нацкалендарю прививок скан­дальный пассаж о валентности закупаемой вакцины, тем самым устранившись от участия в противоборстве фармгигантов за рынок с годовым объемом свыше 4 млрд рублей. Минюст с регистрацией приказа не замед­лил. Теперь задача антимонопольщиков во главе с Андреем Кашеваровым – определиться, взаимозаменяемы препараты двух компаний или нет.

Соперничество GSK и Pfizer за право выхода на формирующийся в этом году новый рынок госзакупок пневмокок­ковой вакцины в активную фазу всту­пило в феврале. Тогда был опубликован скандальный проект приказа Минздра­ва «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В доку­менте содержались критерии выбора производителя пневмококковой вакцины для госпоставок, показавшиеся GSK дис­криминационными: «При проведении иммунизации против пневмококковой инфекции <…> используются вакцины, содержащие <…> серотипы с макси­мально возможным покрытием инфекционных возбудителей». Дело в том, что вакцина Превенар от Pfizer рассчитана на борьбу против 13 серотипов (подвидов) пневмококка, Синфлорикс от GSK – против 10. То есть британская компа­ния, будь принят приказ в таком виде, рисковала просто не попасть на торги и лишиться огромного куша: весь годовой объем закупок пневмококковой вакцины в Минздраве предварительно определили на уровне 4–6 млрд рублей.

GSK решила искать поддержки в ФАС. 29 мая антимонопольщики собирали участников спора и внешних экспертов в четвертый и, как было объявлено при­шедшим, в последний раз. С момента первой встречи, состоявшейся около двух месяцев назад, сюжетная линия претерпела изменения. Из конфлик­та самоустранилось, по сути, глав­ное действующее лицо – Минздрав. Косвенно о нежелании быть третьей стороной в споре двух компаний гла­ва министерства Вероника Скворцова заявила в начале апреля в совместной с ГК «Ростех» декларации о создании госмонополии на рынке иммунобио­логической продукции (подробнее – в материале VM #16 (41) «Укольное ушко»). А 25 апреля приказ министер­ства по Нацкалендарю №125н, дати­рованный 21 марта, зарегистрировал Минюст. Никаких оговорок про сероти­пы вакцины в нем уже нет.

В ФАС оценили жест министерства, однако посчитали, что инцидент все еще не исчерпан. «Министерство ничего не нарушило, мы его предупредили – оно изменило приказ, закупок, где присут­ствовало бы ограничение конкуренции, тоже пока не было, – говорит собеседник VM в ФАС. – Просто было два обра­щения – от GSK и Pfizer. Чтобы на них ответить, ФАС необходимо разобраться во взаимозаменяемости вакцин, в про­цессе чего сейчас и находится служба». Собрать кворум на четвертую встречу оказалось проблематично. Несмотря на то что закрытую встречу вел замру­ководителя службы Андрей Кашеваров, делегатов приглашенные к дискуссии Росздравнадзор и Минздрав не прислали. В первом ведомстве, по информации VM, сослались на отсутствие в штате компе­тентного в вопросах взаимозаменяемости препаратов специалиста. В Минздраве вообще никак не прокомментировали прогул своего представителя.

По словам директора Департамента пра­вительственных и внешних связей GSK Камиля Сайткулова, на встрече 29 мая выступали сами компании, представляя свои аргументы о взаимозаменяемости препаратов. «Антимонопольная служба приняла весь массив аргументов как с той, так и с другой стороны. Но никаких решений не было принято», – говорит он. Представитель Pfizer Татьяна Смирнова отказалась от комментариев до вынесения антимонопольщиками решения по спору.

В ФАС взяли недельный тайм-аут на то, чтобы вынести собственные решения по нескольким пунктам: определить критерии взаимозаменяемости и невза­имозаменяемости, проанализировать вескость доказательств, представленных обоими спорщиками, оценить возмож­ность закупки обеих вакцин одновре­менно. Чиновники видят три выхода из ситуации. «Может оказаться, что вак­цины взаимозаменяемы, и в таком слу­чае к закупкам должны допускаться обе компании, – рассуждает собеседник VM в ведомстве. – Если они невзаимозаменя­емы – получается, что это разные товары и закупки можно проводить отдельно, ограничивая конкуренцию, поскольку в таком случае они действуют на разных рынках. Есть и третий вариант – мы не сможем сделать какой-либо опреде­ленный вывод о взаимозаменяемости вакцин». В таком случае компании рассу­дит рынок, надеются в ФАС.

пневмококковая инфекция, pfizer, gsk

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении