30 Сентября 2023 Суббота

Решающая игла
Татьяна Равинская, Ольга Макаркина Фарминдустрия
2 июня 2014, 16:55
5683

ФАС определит победителей в споре о пневмококковой вакцине

Пятого июня Федеральной антимонопольной службе предстоит поставить точку (а, может быть, многоточие) в споре двух производителей пневмококковых вакцин – Pfizer и GSK. Минздрав, который ранее подозревал­ся в симпатиях к Pfizer, самостоятельно вычеркнул из проекта приказа по Нацкалендарю прививок скан­дальный пассаж о валентности закупаемой вакцины, тем самым устранившись от участия в противоборстве фармгигантов за рынок с годовым объемом свыше 4 млрд рублей. Минюст с регистрацией приказа не замед­лил. Теперь задача антимонопольщиков во главе с Андреем Кашеваровым – определиться, взаимозаменяемы препараты двух компаний или нет.

Соперничество GSK и Pfizer за право выхода на формирующийся в этом году новый рынок госзакупок пневмокок­ковой вакцины в активную фазу всту­пило в феврале. Тогда был опубликован скандальный проект приказа Минздра­ва «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В доку­менте содержались критерии выбора производителя пневмококковой вакцины для госпоставок, показавшиеся GSK дис­криминационными: «При проведении иммунизации против пневмококковой инфекции <…> используются вакцины, содержащие <…> серотипы с макси­мально возможным покрытием инфекционных возбудителей». Дело в том, что вакцина Превенар от Pfizer рассчитана на борьбу против 13 серотипов (подвидов) пневмококка, Синфлорикс от GSK – против 10. То есть британская компа­ния, будь принят приказ в таком виде, рисковала просто не попасть на торги и лишиться огромного куша: весь годовой объем закупок пневмококковой вакцины в Минздраве предварительно определили на уровне 4–6 млрд рублей.

GSK решила искать поддержки в ФАС. 29 мая антимонопольщики собирали участников спора и внешних экспертов в четвертый и, как было объявлено при­шедшим, в последний раз. С момента первой встречи, состоявшейся около двух месяцев назад, сюжетная линия претерпела изменения. Из конфлик­та самоустранилось, по сути, глав­ное действующее лицо – Минздрав. Косвенно о нежелании быть третьей стороной в споре двух компаний гла­ва министерства Вероника Скворцова заявила в начале апреля в совместной с ГК «Ростех» декларации о создании госмонополии на рынке иммунобио­логической продукции (подробнее – в материале VM #16 (41) «Укольное ушко»). А 25 апреля приказ министер­ства по Нацкалендарю №125н, дати­рованный 21 марта, зарегистрировал Минюст. Никаких оговорок про сероти­пы вакцины в нем уже нет.

В ФАС оценили жест министерства, однако посчитали, что инцидент все еще не исчерпан. «Министерство ничего не нарушило, мы его предупредили – оно изменило приказ, закупок, где присут­ствовало бы ограничение конкуренции, тоже пока не было, – говорит собеседник VM в ФАС. – Просто было два обра­щения – от GSK и Pfizer. Чтобы на них ответить, ФАС необходимо разобраться во взаимозаменяемости вакцин, в про­цессе чего сейчас и находится служба». Собрать кворум на четвертую встречу оказалось проблематично. Несмотря на то что закрытую встречу вел замру­ководителя службы Андрей Кашеваров, делегатов приглашенные к дискуссии Росздравнадзор и Минздрав не прислали. В первом ведомстве, по информации VM, сослались на отсутствие в штате компе­тентного в вопросах взаимозаменяемости препаратов специалиста. В Минздраве вообще никак не прокомментировали прогул своего представителя.

По словам директора Департамента пра­вительственных и внешних связей GSK Камиля Сайткулова, на встрече 29 мая выступали сами компании, представляя свои аргументы о взаимозаменяемости препаратов. «Антимонопольная служба приняла весь массив аргументов как с той, так и с другой стороны. Но никаких решений не было принято», – говорит он. Представитель Pfizer Татьяна Смирнова отказалась от комментариев до вынесения антимонопольщиками решения по спору.

В ФАС взяли недельный тайм-аут на то, чтобы вынести собственные решения по нескольким пунктам: определить критерии взаимозаменяемости и невза­имозаменяемости, проанализировать вескость доказательств, представленных обоими спорщиками, оценить возмож­ность закупки обеих вакцин одновре­менно. Чиновники видят три выхода из ситуации. «Может оказаться, что вак­цины взаимозаменяемы, и в таком слу­чае к закупкам должны допускаться обе компании, – рассуждает собеседник VM в ведомстве. – Если они невзаимозаменя­емы – получается, что это разные товары и закупки можно проводить отдельно, ограничивая конкуренцию, поскольку в таком случае они действуют на разных рынках. Есть и третий вариант – мы не сможем сделать какой-либо опреде­ленный вывод о взаимозаменяемости вакцин». В таком случае компании рассу­дит рынок, надеются в ФАС.

пневмококковая инфекция, pfizer, gsk

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа