27 Июля 2024 Суббота

Реагент 007
Алексей Каменский Фарминдустрия
30 марта 2015, 14:20
7897

Как частник вклинился между иностранцами и государством на рынке сырья для лабораторных исследований аллергии

Биотехнология не та область, где можно начать с чистого листа без стартового капитала. Первые годы своей жиз­ни компания «Алкор Био» торговала экспресс‑тестами для определения беременности и только через пять лет, накопив денег и в дополнение к этому получив помощь от Фонда Бортника, смогла, наконец, купить оборудование и заняться тем, чем давно собиралась, – реагентами для иммуноферментного анализа. Владелец «Алкора» Дмитрий Полынцев не торопился: к материалам для аллергодиагностики он обратился спустя еще 10 лет. Зато сумел оттес­нить сразу двух мощных конкурентов – шведского и постсоветского.

К АЛЛЕРГИИ ЧЕРЕЗ БЕРЕМЕННОСТЬ

Продукция ≪Алкор Био≫ выглядит непривлекательно – просто бутылочки с разнообразными реагентами. Ничего другого компания не производит и диагностикой как таковой не занимается. Наборы для иммуноферментной диагностики у нее покупают для анализов лаборатории. Первый набор появился только в 1997-м, на шестой год существования ≪Алкора≫. ≪Мы начали с гормональной диагностики, потом подключили онко-, затем аллергодиагностику, потом вышли в инфекционную диагностику. Примерно так обычно и развивается биотехнология≫, – рассказывает VADEMECUM президент и единственный владелец ГК ≪Алкор Био≫ Дмитрий Полынцев. Схема довольно удобная: например, чтобы выйти на рынок диагностики аллергии, новое оборудование покупать почти не пришлось – подошло то, которое компания уже использовала для текущего производства. Но надо было изобрести новую продукцию. ≪Ничего оригинального, невиданного мы для массовых продаж не делаем, – сдержанно объясняет Полынцев. – В принципе, все это уже существует на отечественном и зарубежных рынках≫.

В начале 2000-х ≪Алкор≫ нанял нескольких специалистов по аллергодиагностике: на разработку продукции ≪с нуля≫ ушло пять лет. Что она собой представляет? Во-первых, так называемые тест-системы – набор химикатов, позволяющий установить, как сыворотка крови реагирует на аллергены. Во-вторых, сами аллергены. С одной и той же тест-системой могут использоваться аллергены разных видов и в разном количестве: кому-то надо установить, реагирует ли его организм на пыльцу деревьев, а кто-то продвинулся дальше и хочет узнать, является ли для него аллергеном не цветущее дерево вообще, а, скажем, пыльца березы или ольхи.

Рынок в 2000-х был устроен своеобразно, но Полынцеву это было на руку. Фактически продукция имелась только в самом верхнем и самом нижнем сегментах. ≪Сверху≫ располагалась компания Phadia из Уппсалы. Шведская школа аллергологии родилась в 50-х годах. А сама Phadia, можно сказать, ровесник аллергических тестов: иммуноглобулин E, важнейший участник аллергических реакций организма, был открыт в 1967 году, как раз незадолго до этого и появилась Phadia. К началу 90-х шведская компания уже работала по всему миру. Проблем у ее продукции в России было всего две. Во-первых, цена – в несколько раз дороже местных аллергенов. Во-вторых, необходимость для покупателя дополнительных трат. Тест-системы Phadia предназначены для работы только с ее же аппаратами для автоматизации анализа. Это так называемые закрытые тест-системы. Лаборатория, покупающая реагенты Phadia, должна иметь ее оборудование. А распологая им, навсегда привязывается к шведским реагентам.

Практически единственным местным конкурентом шведов был ставропольский завод ≪Аллерген≫. ≪Здравоохранение в России всегда было военно-полевым. Оно так и не стало профилактическим, – говорит Полынцев. – Поэтому востребованность лабораторной диагностики у нас была существенно ниже, чем в развитом мире. Часто ее делали формально, не обращая особого внимания на результаты≫. Поэтому, считает Полынцев, продукция ≪Аллергена≫ пользовалась хорошим спросом. Но ситуация постепенно менялась, на аллергию обращали все больше внимания – тут-то и появился ≪Алкор≫.

На наборы для анализа на аллергены сейчас приходится примерно 85 млн рублей из 640-миллионного оборота ГК ≪Алкор Био≫. В год компания продает 300 тысяч наборов, каждый из которых рассчитан на 40 анализов. Но только часть наборов предназначена для анализов на аллергены. С помощью реактивов ≪Алкор Био≫ в России ежегодно производится около 1 млн таких анализов. Каков общий объем рынка? Доподлинно этого никто не знает.

≪Проблема в том, что информацию приходится собирать методом телефонного опроса заведующих лабораториями или при персональных встречах≫, – объясняет Полынцев. Свою долю на рынке лабораторной аллергодиагностики ≪Алкор Био≫ оценивает в 11–15%. Таким образом, общее количество анализов на аллергены, производимых за год в России, должно составлять от 6 до 9 млн. На первом месте по продажам по-прежнему шведская Phadia (с 2011 года она является подразделением немецкой Thermo Fisher Scientific). В денежном выражении на нее приходится 25–30%, оценивает Юрий Емельянов, старший менеджер по продукции ≪Вектор Бест≫, еще одного производителя тест-систем для аллергодиагностики. Шведские тест-системы в несколько раз дороже российских. Выходит, по физическому объему продаж Phadia и ≪Алкор≫ близки.

≪Вектор Бест≫ в конце 90-х отпочковался от хорошо известного новосибирского НПО ≪Вектор≫, занимавшегося бактериологическим оружием. Сейчас это предприятие с оборотом более 2 млрд рублей, один из лидеров в сфере иммуноферментного анализа. Но аллергодиагностикой ≪Вектор Бест≫ занялся всего несколько лет назад и, хотя считает этот рынок очень перспективным, пока занимает не больше 5%. Тест-системы ≪Вектор Бест≫ производит сам, а аллергены покупает у немецкой компании Dr. Fooke Laboratorien Gmbh. Даже при таком варианте получается неплохая экономия, утверждает Емельянов: основная часть стоимости набора для диагностики приходится на тест-систему, а не на аллергены. У ≪Алкор Био≫ на тест-системы приходится 8,4% выручки, на аллергены – меньше 5%. Но полный производственный цикл недоступен и компании Полынцева. Фрукты, овощи, пищевое сырье для производства аллергенов купить в России легко, но, например, с насекомыми все гораздо сложнее. Клещей домашней пыли, ос, москитов надо разводить в промышленных масштабах. ≪Производить сырье только для себя любимого не получится, – говорит Полынцев, – нужны другие покупатели≫. Вложения в такой проект, по его оценке, окупаются для рынка объемом от 500 млн человек.

КЛЮЧЕВЫЕ МОЛЕКУЛЫ

Лаборатории в России укрупняются, и это может сильно сказаться на бизнесе ≪Алкор Био≫. Операторам, имеющим дело с огромным количеством анализов, приходится перестраивать систему работы. Вручную перелопатить столько анализов проблематично, говорит Полынцев: придется нанять много лаборантов, будет неразбериха, повысится вероятность ошибок. Лабораториям приходится покупать аппараты для автоматизации исследований – вроде тех, что предлагает Phadia. Зависимость от одного поставщика неприятна, но производители предлагают взглянуть на дело с другой стороны. Если у пользователя закрытой системы возникают проблемы – неважно, с аллергенами, другими реагентами или аппаратом для диагностики – все можно решить в одном месте. В Европе лаборатории давно автоматизировались, говорит Полынцев. Там аллергодиагностика целиком покрывается обязательным страхованием, и лаборатории, гарантированно получая средства, могут позволить себе такие траты.

Автоматизация неизбежна и в России, считает Полынцев, но компания ≪Алкор Био≫ в свое время просто не могла пойти по этому пути: ≪Попытки в течение 15 лет разработать соответствующий прибор ни к чему не привели, потому что российские компании не имеют ни опыта в этой сфере, ни знаний, ни доступа к элементной базе≫. Оставив бесплодные попытки создать что-то свое, ≪Алкор Био≫ устроила модернизацию по-российски: компания продвигает на нашем рынке прибор для автоматизации лабораторных исследований Alisei производства итальянской SEAC.

Еще одна проблема – наращивание ассортимента аллергенов. Уважающая себя западная компания, вроде упоминавшейся Dr. Fooke, предлагает 700–800 аллергенов. И при этом еще и постоянно расширяет список: аллергия – болезнь века, новые аллергены возникают постоянно. У ≪Алкор Био≫ в каталоге пока чуть больше 400 аллергенов. Их регистрация – непростое дело, говорит Людмила Кочиш, отвечающая в компании за разработку аллергенов, на нее может уйти больше года.

≪Дело не в том, что аллергены в каком-то особом положении, – уточняет Полынцев. – Всю медицинскую продукцию сложно регистрировать. Росздравнадзор ужесточил процедуру, но, как это у нас часто бывает, не прирос экспертами, поэтому все стало дороже и медленнее≫. И все же к концу 2015 года ≪Алкор Био≫ собирается увеличить свой ассортимент примерно на 150 аллергенов.

А между тем сама ≪гонка аллергенов≫ в нынешнем виде через некоторое время может закончиться. Диагностика in vitro, говорит Полынцев, нередко плохо коррелирует с клинической картиной. Одна из причин – так называемая перекрестная аллергия, болезненная реакция человека на два одновременных раздражителя. Например, на сельдерей и картофель. При одновременном появлении в организме их действие резко усиливается, а лабораторное исследование этот феномен отражает плохо. Что побуждает разработчиков всего мира искать ≪ключевые молекулы≫, которые присутствуют сразу в нескольких аллергенах и ответственны за аллергическую реакцию. ≪Мы тоже идем этим путем, у нас появляются сверхчистые аллергены, – говорит Полынцев. – Но выделить их – мало. Чтобы возник спрос, нужно работать с клиницистами, донести до них идею о том, что запрос в диагностическую лабораторию пора строить по-новому≫.

аллергология, аллергия, лабораторные исследования

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении