27 Июля 2024 Суббота

Разошлись по швам
Дарья Шубина Мединдустрия
22 января 2016, 14:18
5108

Как главный пластический хирург Минздрава перекраивает вверенную ей отрасль

В пластической хирургии уже завтра все будет не так, как вчера. Дилетантам доступ в коммерчески привлекательную профессию закрыт, представительная профильная комиссия Минздрава собрана и готова обозначать отрасли стратегическую перспективу. Режиссирует обновление главный внештатный специалист – пластический хирург Минздрава РФ Наталья Мантурова, получившая поддержку многих коллег в центре и на местах. Только вот что делать тем, кто не согласен следовать предложенному сценарию?

Заведующая профильной кафедрой РНИМУ им. Н.И. Пирогова, владелица Института пластической хирургии и кос­метологии на Ольховке Наталья Манту­рова за неполные два года пребывания в статусе главного внештатного специа­листа успела инициировать и провести в отрасли серию преобразований. Пока самое заметное из ее достижений – очи­щение коммерчески привлекательной профессии от случайных, не имеющих должного образования и квалификации, хирургов. Хитрую лазейку в специаль­ность – краткосрочные курсы пере­подготовки – планировал заделать еще предшественник Мантуровой, академик Николай Миланов.

Мантурова добилась, чтобы в приказе Минздрава №707 от 8 октября 2015 года появились квалификационные требова­ния к пластическим хирургам: с 1 января 2016 года практиковать в специальности смогут исключительно выпускники медвузов, успешно окончившие профиль­ную ординатуру.

Но и это не все, главный пластический хирург намерена фильтровать кадровый состав на регулярной основе. Ее уси­лиями в отрасли начинает действовать система аккредитации специалистов – первичной и периодической, встроенной в процесс непрерывного медицинского образования. Особые требования будут предъявляться и к практикующим в Рос­сии иностранцам: в профсообществе с подозрением относятся к зарубежным гастролерам, чьи услуги пользуются популярностью у российских пациентов и стоят больше рынка, а ответственность за результат – ничтожна, поскольку нор­мативно размыта.

Судя по другим активностям главного внештатного специалиста, есть у Натальи Мантуровой и свой проект строительства отраслевой «вертикали». «Минздрав Рос­сии ждет от нас грамотных, выверенных предложений о системной организации специальности «пластическая хирургия», удовлетворяющих и врачей, и пациен­тов, – завила она, выступая 3 декабря на IV Национальном конгрессе по пла­стической хирургии, эстетической медицине и косметологии. – Сформи­ровать эти предложения можно, лишь наведя порядок на местах, в том числе в части объективной информации о по­ложении нашей специальности в реги­онах». Собирать статданные на местах будут главные внештатные специали­сты в федеральных округах, агрегировать и анализировать – ФНЦ пластической реконструктивной и эстетической хирургии, косметологии и клеточных технологий, организованный на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Вообще-то основные показатели российского рынка эстетической пластической хирургии известны, эту информацию аккумулиру­ет и регулярно публикует аналитический центр Vademecum: в 2014 году в России было выполнено в общей сложности 115,4 тысячи эстетических вмешательств, а вес сегмента в денежном выражении превысил 10 млрд рублей.

Для координации работы отрасли На­талья Мантурова собрала профильную комиссию Минздрава, куда вошли около 80 экспертов – пластические хирурги из государственных и частных клиник, представители смежных медицинских специальностей, дистрибьюторы исполь­зуемых в отрасли препаратов и медиз­делий. Примечательно, что в состав комиссии не попали многие профильные опинион-лидеры, считающиеся наравне с Мантуровой последователями акаде­мика Миланова, – главврач санкт-пе­тербургской клиники «Академия» Ирина Хрусталёва, президент томского НИИ микрохирургии Владимир Байтингер, генеральный директор и ведущий хирург челябинского Центра пластической и эстетической хирургии «Пластэс» Сергей Васильев, руководитель Клиники пластической и реконструктивной хирур­гии ЕМС Кирилл Пшениснов.

Иными словами, приспосабливаться к но­вым отраслевым лекалам готовы далеко не все. Иллюстрацией торжества демокра­тии в сегменте стали две избирательных кампании, прошедшие как раз в 2015 году. В мае выбирали национального секретаря Международного общества эстетиче­ских и пластических хирургов, и тот же Кирилл Пшениснов из ЕМС со счетом 80% на 20% голосов обыграл Алексея Рубина, профессора возглавляемой Мантуровой кафедры РНИМУ и опериру­ющего хирурга ее же клиники «Ланцетъ». В декабре прошли еще более значимые для сегмента выборы главы Российского общества пластических, реконструктив­ных и эстетических хирургов (РОПРЭХ объединяет более 600 практикующих специалистов, после смерти основателя и руководителя общества академика Ми­ланова его обязанности исполнял извест­ный челюстно-лицевой хирург Александр Неробеев). На президентский пост претен­довали Наталья Мантурова, Кирилл Пше­ниснов и секретарь РОПРЭХ Константин Липский. Последнему, собравшему почти половину голосов выборщиков, и доста­лось кресло патриарха.


пластическая хирургия, минздрав, пшениснов, мантурова
Источник: Vademecum №1, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении