27 Июля 2024 Суббота

Раз сплюнуть
Татьяна Равинская Мединдустрия
10 февраля 2014, 18:23
7223

Умение грамотно распорядиться слюной позволяет нескольким десяткам российских генетических лабораторий генерировать выручку в $50–70 млн

Сегодня в России освоены методики проведения целого ряда генетических тестов. Часть из них предлагается на рынке b2c. Часть, относящаяся к медицине, даже субсидируется государством – например, программы по ЭКО, в которых без генетического тестирования не обойтись. Но большая часть проводимых в стране генети­ческих исследований – не медицинские и даже не научные, а развлекательные. «Продвинутый» потребитель готов заплатить 1 тысячу рублей за модный тест на супружескую совместимость, предрасположенность к полноте или облысению, по сути – за малоинформативное, не влияющее на качество жизни и поддержание здоровья, исследование слюны. Таков и рынок генетической диагностики – смазанный, сырой, неконкурентный. Технологическое отставание России от стран – лидеров прикладной генетики обусловливает и вялый темп коммерциализации тестов ДНК. Потому, наверное, и компаний, специализирующихся исключительно на проведении генетических исследова­ний, в огромной стране – не более 30-ти.

В феврале исполнилось 70 лет с того момента, как американский исследователь Освальд Эйвери сумел доказать значение дезоксирибо­нуклеиновой кислоты в передаче генетической информации. А накануне нового тысячелетия американские ученые осуществили трехмилли­ардный государственный проект «Геном челове­ка», расшифровав химическую структуру ДНК. Таким образом, практически вся ранее закоди­рованная в генах человека информация стала доступной. Объем рынка генетических иссле­дований сегодня оценивается в $50–70 млрд. Исследования генома стали ареной не только научного, но также экономического и даже по­литического соревнования государств.

Несмотря на успех международного проекта, Россия в него практически никогда не ин­вестировала, а потому эксперты опасаются, что это может повлечь зависимость России от стран, которые, вложив в эту научную область большие средства, будут диктовать ей свои условия.

Уже сегодня становится очевидным, что по сравнению с зарубежными рынками рос­сийское направление генетического тестиро­вания развито слабо. Специалисты оценива­ют сегмент не более чем в 0,2% от совокупного оборота рынка платных медицинских услуг. И если в 2013 году его объем в России, по экс­пертным оценкам, едва превысил $37 млрд, то стоимость генетических исследований не преодолела диапазон в $50–70 млн.

НЕ РАСТЕРЕТЬ

Отечественные игроки, оперирующие в этой сфере, утверждают, что называть проводимые в России генетические исследования рынком пока рано.

«Сегодня с точки зрения, например, ком­пьютерной индустрии, сфера генетического тестирования находится на уровне начала 1980-х годов, а что будет в 2000-х, мы уви­дим лет через 10. Но это будет рост в геометри­ческой прогрессии – и по деньгам, и по объ­ему», – говорит директор по науке НПФ «ДНК-Технология» Денис Ребриков.

Впрочем, уже сейчас российские специа­листы выделяют несколько перспективных секторов генетических исследований, среди которых – медико-генетическая диагностика, развлекательная или занимательная генетика, ДНК-тесты на определение родства и отцов­ства, а также генетические исследования в научных целях.

Генеральный директор ОАО «Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ) Артур Исаев не исключает, что в ближайшие годы рынок может вырасти до 20 млрд рублей. По его мнению, основной рост придется на медицинский сегмент, профилактику заболеваний. А скорость роста, считает Исаев, будет зависеть от того, насколько государство заинтересовано и готово к тому, чтобы вклю­чить в стандарты новые методы диагностики. «Медицинский сегмент в США, к примеру, финансируется за счет страховой медицины. У нас же очень многое зависит от таких поня­тий, как ВМП, стандарты лечения, которые не пересматриваются годами. Поэтому зна­чительная часть рынка генетических иссле­дований может формироваться только за счет личных средств граждан. Тем не менее мы сейчас пытаемся поднять актуальность этой темы, разрабатываем специальную програм­му, поскольку без нее развиваться система вообще не будет», – утверждает глава ИСКЧ.

Пока же государство не оплачивает даже ве­рификацию диагноза серьезных генетических заболеваний.

«Любой рынок нужно ковать, – уверен Де­нис Ребриков, – на рынок должны прийти несколько игроков и просто начать его де­лать – рекламой, мероприятиями, созданием положительных образов в голове потребителя». В пример он приводит США, где 15 лет назад рынок тестирования на отцовство создали очень быстро, продемонстрировав статистику, согласно которой каждый 10-й отец не являлся для своего ребенка биологическим предком.

ПЛЕВОК В НЕВЕДОМОЕ

«Ковать» российский рынок генетических исследований и взялся в 2011 году стартап «Генотек» – трое выпускников биологическо­го и механико-математического факультетов МГУ намерились охватить все направления коммерческого сектора ДНК-диагностики.

Замышляя в конце 2010 года «какой-нибудь бизнес», основатели будущей компании Артем Елмуратов, Кирилл Петренко и Вале­рий Ильинский пытались разобраться, «что в целом есть в мире». «И нам понравилась идея генетического тестирования, доступного для широкой массы людей», – говорит Елмуратов. Фактически тогда же начинающий предпри­ниматель и познакомился с генетикой.

«Когда мы распознаем геном человека пол­ностью, появится возможность вычислить, является ли он носителем какого-то наслед­ственного заболевания, установить наличие заболеваний в рецессивной форме, определить предрасположенность к мультифакторным заболеваниям», – говорит Елмуратов.

Для начала «Генотек» выбрал одно направле­ние – тесты на выявление предрасположен­ности к заболеваниям. Этот выбор вряд ли можно назвать маркетинговым. Российская аудитория тогда, да и сейчас слишком скудно информирована о том, что собой представ­ляют генетические анализы в целом и какую прикладную ценность имеют в частности. Массовому спросу на услуги генетической диагностики мешает еще и устоявшееся пред­ставление о дороговизне тестов.

Подтверждая солидарное мнение немно­гочисленных участников сегмента, испол­нительный директор компании «Мой ген» Вячеслав Караваев ради яркости сравнения приводит в пример ситуацию на западных рынках, где «человек относится к своему здо­ровью как к активу, предпочитая предупреж­дать болезнь, а не лечить уже существую­щую». По его утверждению, жители развитых стран массово делают себе так называемые «генетические паспорта», на основании кото­рых можно разрабатывать профилактические схемы, планировать исследования и лечиться по индивидуальной программе, в зависимо­сти от персональных генетических особен­ностей.

В 2011-м, когда Елмуратов с партнерами пытались сформировать некий портфель услуг «Генотека», рассуждать о потребно­стях или предпочтениях потенциальных клиентов было крайне сложно. Нащупывать спрос, в частности, пришлось через изучение аудитории конкурентов. «Обнаружив, что они в основном предлагают клиентам некое единое исследование по всем заболеваниям, – говорит Артем, – мы посчитали, что рынку необходим выбор, и запустили большое коли­чество услуг по отдельным участкам – только по диабету, исключительно по похудению и так далее». Однако, как вскоре выяснилось, к подобной специализации аудитория была не готова, и «Генотеку» пришлось встраивать­ся в условно популярный тренд.

В такой ситуации студенческий стартап вряд ли выжил бы за счет клиентских продаж. Ба­лансировать на грани рентабельности начина­ющей компании помог госзаказ.

Чуть ли ни с рождения, то есть с 2011 года, «Генотек» стал выполнять работы для госу­дарственных научных институтов, вынуж­денных из-за технической бедности отдавать часть своих генетических исследований сторонним лабораториям. Предприниматели обзванивали НИИ, потенциально способные сделать заказ. «Я лично мониторил подхо­дящие тендеры», – рассказывает Елмуратов, но конкретных цифр, характеризующих взаи­моотношения «Генотека» с госучреждениями, не называет.

Судя по тому, что компания дотянула до встречи с системными инвесторами, выйти на самоокупаемость молодому бизнесу, веро­ятнее всего, помог именно госзаказ.

«Мы даже проводили исследования в археологии, изучая погребения, которые были обнаружены при раскопках в Ярослав­ле, которые, как оказалось впоследствии, относились ко времени татаро-монгольского нашествия», – не без гордости вспоминают основатели «Генотека», не скрывая, что подоб­ные занимательные исследования компания периодически проводит и сегодня.

НАПОЛНИТЬ КАССУ

«Генотеку» повезло, признается Артем Елму­ратов: «Мы нашли российских инвесторов – венчурный фонд и нескольких частных лиц, которые заинтересованы в развитии генети­ческих исследований». Деньги, полученные в 2013 году, компания потратила на обору­дование собственной лаборатории – раньше «Генотеку» приходилось проводить все зака­зываемые тесты на площадках и приборах, взятых в почасовую аренду.

Не отказываясь от первоначальной идеи – разви­вать медицинский сектор генетических тестов, «Генотек» продолжил эксплуатировать инертный потребительский интерес. Еще в 2011 году на­чинающие предприниматели заметили особую популярность тестов, определяющих генеало­гию. Некоторые эксперты и сегодня уверены, что наиболее стремительный рост рынку обеспечит сегмент развлекательной генетики.

Сторонники этого прогноза настаивают, что это направление не подразумевает антина­учную составляющую. К «развлекательной» принято относить не только исследования полиморфизма генов, вероятностную ге­нетику, которая показывает возможность проявления заболеваний, а также любых наклонностей человека.

«Это совершенно обоснованные с точки зрения современной генетики тесты, ко­торые по ДНК позволяют определить, что организм ребенка, например, будет более приспособлен к силовым видам спорта, чем видам спорта, ориентированным на вынос­ливость», – поясняет Денис Ребриков из ком­пании «ДНК-Технология». По его мнению, рост выручки «развлекательного» направле­ния может быть обеспечен за счет массовости при правильной маркетинговой политике: «За чисто медицинскими исследованиями приходят, как правило, по направлению врача, а рынок исследований «для любопыт­ных» начнет быстро расти, как только на это появится мода». Пока же годовая выручка российского рынка занимательной генетики, по оценкам экспертов, в лучшем случае дотя­гивает лишь до $1 млн.

Наверное, поэтому инвесторы, приходящие на рынок генетической диагностики, наде­ются, что российская аудитория постепенно начнет проявлять больший интерес к ДНК-те­стам как к одной из самых прогрессивных методик выявления заболеваний. Тем более что в этом сегменте конкуренция пока отсут­ствует в принципе.

По мнению Дениса Ребрикова, бум спроса на «околомедицинскую» генетику и генетику «для любопытных» случится после появления «паровоза» – компании, решившейся поднять рынок, сделать это направление популяр­ным. «Только тогда произойдет взрывной рост числа компаний, предлагающих аналогичные услуги», – утверждает Ребриков. При этом эксперты сходятся во мнении, что органи­зовать стартап в ДНК-тестировании сегодня можно за 10–15 млн рублей.

ПРОМОКНУТЬ БУМАЖКОЙ

Надежды на оформление, а затем и на взрывной рост рынка дает мировой опыт. Широко растиражированный пример успеха коммерциализации ДНК-тестов – история взлета американской 23andMe. Компания, основанная в 2006 году и полу­чившая на раскрутку от инвесторов меньше $4 млн, в 2012 году обслуживала уже 400 ты­сяч человек более чем в 50 странах мира. По данным Bloomberg Businessweek, на раз­витие компании за прошедшие годы удалось привлечь более $125 млн. Доверие инве­сторов, прежде всего, вызвал успех ноу-хау по организации генетического онлайн-сер­виса, а именно способность 23andMe поста­вить ДНК-тестирование на поток. В конце 2012 года компании удалось снизить цену на комплексное генетическое тестирование по основным предрасположенностям до $99, что привело к еще большей популярности услуг компании.

Затормозить невиданный рост ДНК-опера­тора удалось лишь строгому FDA, которое в конце 2013 года выдало 23andMe предписа­ние о приостановке продажи индивидуальных генетических тестов (подробности – в VM #24 от 9 декабря 2013 года). Регулятор прирав­нял ДНК-тесты к медицинским устройствам и решил, что их распространитель обязан получать соответствующее одобрение для применения. 23andMe какое-то время сопро­тивлялась, но в итоге вынуждена была подчи­ниться требованиям FDA и закрыть клиентам доступ к расширенной интерпретации генети­ческой информации.

История 23andMe, считает Артем Елмура­тов, показательна: в США рынок генети­ческих исследований до момента своего окончательного формирования практически не регулировался, теперь же американская нормотворческая мысль, а главное, правопри­менительная практика, показала всю свою мощь и непоколебимость.

«Насколько мне известно, деятельность 23andMe приостановили не столько потому, что у компании не было лицензии на медде­ятельность, а скорее из-за того, что агрес­сивный игрок проигнорировал запросы FDA. Мы считаем, что так поступать нельзя, необходимо взаимодействовать с госрегу­ляторами», – уверен молодой российский предприниматель.

У Дениса Ребрикова несколько иной взгляд на взаимоотношения бизнеса и власти: «У нас из-за чрезмерной сложности и плохой согла­сованности система госрегулирования зашла в тупик. Я считаю, что те области, в которых вред человеку нанести сложно, должны быть слабо зарегулированы государством. А в сфере немедицинского генетического тестирования вред минимален, здесь нет никакого вмеша­тельства в организм пациента (а при аноним­ном подходе – и в его личную жизнь). Даже если пациент узнает, что у него есть хромо­сома Чингисхана и ему выдадут сертификат, свидетельствующий об этом, вреда никому не будет».

Гендиректор ИСКЧ Артур Исаев тоже уверен, что лишь медицинская часть генетических исследований нуждается в определенной ре­гламентации: «А тотальный запрет на развле­кательную генетику создавать и не надо».

Сооснователь «Генотека», оперируя своим трехлетним опытом, констатирует: сей­час ни Минздрав, ни другие госструктуры практически не регулируют сферу генети­ческого тестирования. «Наверное, имеет смысл выработать некие стандарты, но эти регламенты обязательно должны учитывать динамику развития отрасли. На мой взгляд, за это должны взяться специалисты, которые каким-то образом взаимодействуют с бизне­сом», – говорит Елмуратов.

«Генотек» только сейчас, спустя три года после основания, решил получить лицензию на меддеятельность. При том, что учредители компании необходимости в лицензировании пока не видят. «Нет нормативных докумен­тов, обязывающих компании, занимающиеся генетическими исследованиями, лицензиро­вать свою деятельность. Не существует пропи­санных где-либо единых стандартов, а потому точного алгоритма действий на рынке не знает никто», – говорит Елмуратов.

Представитель компании «ДНК-Технология», специализирующейся на выпуске оборудова­ния для генетических исследований, преду­преждает, что рисков в лабораторном бизнесе предостаточно: «Если говорить о генетической лаборатории, которая планирует выдавать медицинские заключения, здесь масса слож­ностей с лицензированием, регистрацией, сертификацией и тому подобным. Процедуры, мягко говоря, не отлажены. Если же мы гово­рим о тестах для любопытных, то все обстоит проще, потому что деятельность компании можно выдавать под немедицинским соусом, как делается во всем мире».

Оценивая возможности генетического стар­тапа, Денис Ребриков заочно предупреждает молодых предпринимателей: «Наличие соб­ственной лаборатории не является ключевой компетенцией, потому что таких лабораторий много, а главное – они не являются необ­ходимыми для бизнеса. И скорость ответа в ДНК-диагностике тоже не всегда принци­пиальна. Пожалуй, ключевым конкурентным преимуществом здесь может стать репутация».

«Мы бы хотели стать безусловным лиде­ром, но в нашем бизнесе, пожалуй, ни одна компания не способна охватить весь спектр тестирования. Поэтому, вероятно, появятся узкоспециализированные лаборатории – экс­перты по исследованию отдельных генов», – размышляет Артем Елмуратов. Но уже сегодня он называет «Генотек» сверхвыгодным проек­том. Компаньоны намерены уже в этом году увеличить оборот в 100 раз: «Учитывая, что в прошлом году мы провели несколько сотен исследований, в 2014 году мы рассчитываем сделать до десяти тысяч тестов».

Драйверы роста «Генотек» декларирует по-пионерски незатейливо: работа с част­ными и государственными клиниками, прямые продажи, инвестиции в бренд. Плюс ориентация на запросы частных лиц. В про­шлом году в «Генотек» ежемесячно посту­пало около 50 клиентских заявок средней стоимостью около 20 тысяч рублей. Заказы от потребителей нередко бывают экзотиче­скими. «Например, к нам приходил человек, озадаченный вопросами телегонии, средне­вековой теории, которая предполагает, что будущий ребенок аккумулирует в себе при­знаки всех бывших партнеров. С появлением генетики эта теория перестала иметь смысл. Это тот случай, если ребенок будет похож на соседа, у человека появятся подозрения на существование телегонии, – улыбается Елмуратов. – Мы постарались его убедить, что такой зависимости не существует. Но та­кой ответ человека, к сожалению, не удов­летворил».

генетические исследования, генетический анализ, генетика

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении