27 Июля 2024 Суббота

Рано на вылет
Александр Раскин, Анна Козлова Мединдустрия
21 октября 2013, 17:30
6902

Концепция развития санитарной авиации не может оторваться от бумаги

По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, уже в 2014 году в стране должен быть запущен первый этап реализации программы развития санитарной авиации – пилотный проект в четырех регионах. Проблема давно назрела: стране требуется свыше 34 тысяч вылетов в год, а фактически осуществляется не более трети от этого количества. Однако, как выяснил VM, в некоторых «пилотных» регионах о проекте даже не слышали, а в других не понимают, откуда брать деньги на реализацию поставленных задач: в условиях тотального сокращения госрасходов правительство не спешит выделять федеральные средства на обещанное софинансирование проекта.

Недолет

На Всероссийском медиафоруме, состоявшемся в начале октября в рамках съезда партии «Единая Россия», министр здравоохранения Вероника Скворцова объявила, что возрождение российской санитарной авиации начнется уже в следующем году. «Принято решение заложить в бюджет пилотный проект на два года, в который войдут примерно четыре региона, наиболее нуждающиеся в санитарной авиации», – цитирует Скворцову РИА Новости. По ее словам, средства на реализацию пилотного проекта (а это, по данным VM, примерно 2–2,5 млрд рублей) уже заложены в бюджетные рекомендации.

О необходимости развития в России санавиации в правительственных кругах говорят уже больше трех лет. Экстренная консультативная медицинская помощь (ЭКМП) с использованием авиационной техники (самолеты и вертолеты) на сегодняшний день в стране оказывается, но далеко не в тех объемах, которые нужны. По большей части эта деятельность замкнута на территориальных центрах медицины катастроф (ТЦМК), которые подчиняются органам иполнительной власти субъектов РФ. Организационно-методическим руководством этой деятельности занимается Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России.

В 2011 году медики совершили почти 16 тысяч вылетов для оказания ЭКМП пациентам. В 2012 году вылетов было уже на 5 тысяч меньше, притом что реальная потребность здравоохранения страны, по подсчетам ВЦМК «Защита», составляет около 34 тысяч вылетов в год, в том числе более 20 тысяч вертолетных вылетов и 10 с лишним тысяч с использованием самолетов.

Элементы санитарной авиации есть только в Воронежской, Свердловской, Тюменской областях, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Ханты-Мансийском АО, Республике Татарстан и других территориях. Исторически сложилось, что у ТЦМК нет собственной авиационной техники. Вылеты осуществляются, как правило, совместно с МЧС либо с привлечением частных транспортных компаний. А стоимость одного рейса, в зависимости от дальности полета и типа судна, варьируется от 260 до 640 тысяч рублей для вертолетной техники и от 120 тысяч до 5 млн 600 тысяч рублей самолетом. Финансирование осуществляется региональными бюджетами.

План полета

Для работы над этим вопросом приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 августа 2011 года № 931 была создана рабочая группа в составе представителей правительства, МЧС, чиновников от здравоохранения заинтересованных регионов, сотрудников ВЦМК «Защита» и других медицинских учреждений страны. Тогда же началась работа по разработке «Концепции создания системы санитарной авиации РФ». В первую очередь разработчикам предстояло подсчитать реальную потребность страны в оказании подобной помощи, а также определить размер бюджетного финансирования.

«По анализу работы за 10 лет мы можем утверждать, что в России в год поступает порядка 120–130 тысяч вызовов по оказанию экстренной помощи, из них одна треть должна осуществляться авиационным транспортом, – поясняет механизм расчетов директор ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Сергей Гончаров. – Определяя расчетную потребность в авиационном транспорте для различных территорий страны, мы учитывали географию регионов, плотность населения, состояние дорог. И, самое главное, заболеваемость и обращаемость населения».

Например, в Северо-Кавказском ФО потребность составляет не более 656 вертолетных вылетов в год, в ЮФО – чуть больше тысячи. В Центральном ФО уже требуется почти 1,5 тысячи раз использовать вертолеты и не меньше 210 – самолетную технику. Наиболее сложным федеральным округом признан Уральский, здесь оказать помощь пациентам придется не меньше 11,2 тысяч раз, из которых в 4,3 тысячах случаев применят самолеты. Немногим ниже потребность в Сибири и на Дальнем Востоке (см. инфографику). Только для покрытия расходов на региональную ЭКМП необходимо больше 10 млрд рублей. Кроме того, ежегодно планируется осуществлять 1,3 тысячи межрегиональных вылетов (на сумму около 420 млн рублей), по 30 вылетов в Сибирь и на Дальний Восток для доставки пациентов в тяжелом состоянии в Москву (еще 150 млн), а также 50 – для эвакуации пострадавших из-за рубежа (150 млн). Итого предположительная потребность страны, по мнению экспертов, составляет около 34 тысяч вылетов в год, которые обойдутся в 10,7 млрд рублей.

Эти цифры изложены в разработанной в 2012 году концепции, которая в феврале 2013 года была представлена в Правительство РФ. В этом документе рабочая группа также представила свое видение структуры работы санитарной авиации. Планируется создать 45 региональных центров на базе ТЦМК и областных медицинских учреждений. Наибольшее сосредоточение таких центров планируется в центральной, северо-западной и южной частях России. Шесть центров заработают на Урале, 12 – в Сибири и всего семь – на Дальнем Востоке.

Подчинить такие центры предлагается региональным властям, а координацией их работы займутся центры санавиации второго уровня: в Хабаровске и Екатеринбурге (на базе ТЦМК), в Новосибирском НИИ травматологии и ортопедии, в Беслане (при Северо-Кавказском многопрофильном медицинском центре) и на базе ВЦМК «Защита» в Москве. Последний также возьмет на себя функции единого координационного центра для всей разветвленной санавиационной системы и будет осуществлять наиболее удаленные вылеты, в том числе за границу. Центр первого уровня будет подчинен (как уже сейчас подчинен ВЦМК «Защита») Минздраву РФ.

Передайте за проезд

Как показали заседания рабочих групп, организационная схема, предложенная в концепции, споров не вызывает. Наиболее остро стоит вопрос о том, кто и как будет обеспечивать эту разветвленную структуру деньгами. И вот тут чиновники за годы обсуждений к единому мнению так и не пришли. Как сообщили VM в центре «Защита», в ходе совещаний предлагались разные варианты финансирования, в том числе целевая программа. Эксперты уверены, что как минимум работа центров санавиации первого и второго уровней должна оплачиваться из федерального бюджета, тем более что о приобретении новой авиационной техники речи не идет.

С самого начала было принято решение продолжить практику аутсорсинга с организациями, которые имеют возможность предоставить транспортные услуги (в первую очередь это МЧС, а также предприятия гражданской авиации). Озвученные выше суммы (10,7 млрд рублей в год) – это только те средства, которые необходимы для оплаты услуг перевозчиков. А есть еще ряд дополнительных затрат, подсчитать которые пока никто не берется. Это оборудование для десятков диспетчерских служб, подготовка диспетчеров и руководящих кадров, создание и обеспечение работы единой электронной системы координации вылетов и так далее. Наконец, обучение специалистов авиамедицинских бригад работе на «вылете».

«По самым скромным подсчетам, необходимо готовить до 800 человек в год, – поясняет Сергей Гончаров. – Силами только нашего центра это невозможно, значит, нам нужно готовить преподавателей, которые в Хабаровске и Екатеринбурге займутся обучением авиамедицинских бригад».

Пока предполагается, что основное финансирование развития санавиации ляжет все же на плечи регионов. Правда, как сообщил источник VM в Минздраве, ведомство предполагает взять на себя 50% затрат на реализацию пилотных проектов в четырех российских регионах. Эксперимент по реализации концепции в Хабаровском крае, Якутии, Амурской и Архангельской областях должен стартовать уже в 2014 году и, по плану, продлится два года. За это время, по версии чиновников, предложенный механизм работы санавиации будет опробован на практике: отработаны механизмы заключения договоров подряда с перевозчиками, выявлены плюсы и минусы программы.

Кроме того, до 2015 года запланировано подготовить нормативно-правовую базу: доработать и принять порядки медицинской эвакуации в повседневном режиме, в чрезвычайной ситуации, при ДТП, крупном ЧП, вооруженных конфликтах и так далее. Сейчас санавиация летает по нормам, принятым еще в Советском Союзе. Второй этап претворения в жизнь «Концепции создания системы санитарной авиации РФ», он же последний, должен завершиться к 2020 году. На бумаге все выглядит логично, однако на практике даже те регионы, которые вошли в число пилотных, пока смутно понимают, как все будет работать и за чей счет «банкет». Например, в пресс-службе Минздрава Архангельской области VM сообщили: в регионе о программе и пилотном проекте даже не знают. «По крайней мере документов и денег к нам не поступало», – выразила недоумение пресс-секретарь ведомства Ольга Казакова.

16 октября на правительственном часе в Совете Федерации Вероника Скворцова в очередной раз подтвердила: финансирование пилотного проекта будет. Более того, назвала сумму, которая запланирована Минздравом РФ на 2014 год, – 1,1 млрд рублей. Однако, как сообщил знакомый с ситуацией источник VM в правительстве, никто этих сумм Министерству здравоохранения не утверждал и в ближайшее время не собирается. По версии собеседника VM, правительству непонятна логика выбора регионов для запуска тестового проекта. Все они относятся к удаленным и малонаселенным территориям. «Например, Якутия. Там мало людей, почти нет дорог и, соответственно, нет дорожно-транспортных происшествий. Зато регионы Центральной России, где действительно много ДТП и существует реальная потребность в оперативной медицине, в пилотном проекте вообще не рассматриваются», – говорит собеседник VM.

Ми патриоты

В Минздраве Республики Саха о программе знают, но рассчитывают с ее помощью не столько увеличить количество вылетов, сколько обновить авиапарк – вылеты устаревших Ми-6 обходятся региональному бюджету слишком дорого. Проблема морально и физически устаревшей техники существует не только в ДВФО. Самолеты и вертолеты, которые состоят на вооружения МЧС – главного в перспективе поставщика транспортных услуг для Минздрава, – по большей части российского производства. Сами врачи, которым неоднократно приходилось совершать вылеты с Министерством чрезвычайных ситуаций, уверяют, что не все имеющиеся вертолеты приспособлены для медицинских целей. К тому же в России не производят легких вертолетов, чья эксплуатация обходится существенно дешевле. Весь мир летает на мобильных и экономичных Eurocopter и Agusta, но в России практика приобретения иностранной летной техники пока не слишком распространена среди ведомственных служб.

На вооружении российского МЧС есть вертолеты франко-немецкого производителя. Это Eurocopter EC-145 и Eurocopter Bo-105. Машины используются Московским авиационным центром – МАЦ Главного управления МЧС России по Москве. Вертолеты базируются на аэродроме в Остафьево. На них специалисты Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Москвы (территориальное подразделение ВЦМК «Защита») оказывают ЭМКП жителям столицы. Площадка для дежурства находится на территории 15-й городской клинической больницы. Также иностранные машины используются для нужд Подмосковья и базируются на аэродроме «Раменское», площадка для дежурства – больница Клина. Главное затруднение в использовании вертолетов в Московской области – ограниченное количество вертолетных площадок. Таковые имеются только на территории НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, 15-й, 7-й, 20-й, 36-й, 71-й городских больниц, детских городских больниц (Тушинской ДГКБ, ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского). Поэтому отдел санитарной авиации работает в ограниченном режиме.

Основу же аэромобильного отряда МЧС составляют отечественные машины. На вооружении четырех авиационно-спасательных центров (базируются в Жуковском Московской области, поселке Сокол Владимирской области, Красноярске и Хабаровске) – 17 самолетов и 29 вертолетов. В основном это Ми-6, Ми-8, Ми-26, Ка-32, Ка-226. Это гораздо меньше, чем было в РСФСР в 1990 году – тогда республиканская служба санитарной авиации располагала 189 воздушными судами, включая 95 самолетов и 94 вертолета, с помощью которых медицинская помощь ежегодно оказывалась более чем 200 тысячам больных.

При сравнении с США картина еще менее радужная – в этой стране при населении 310 млн человек (в России – 143 млн человек) работает 714 баз с 867 санитарными вертолетами и 155 баз с 309 санитарными самолетами. 

санавиация, санитарная авиация

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении