Главный отраслевой регулятор предлагает поправить действующее с 2010 года правительственное постановление №865 и методику установления предельных отпускных цен на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Наиболее креативная из задумок Минздрава – введение понижающего коэффициента при расчете стоимости дженериков относительно зарегистрированных цен на оригинальные препараты. Еще один свежий замысел регулятора – требовать от инновационной компании представления документов, подтверждающих оригинальность ее препарата, а также справок от уполномоченных органов стран – производителей ЛС с подтверждением зарегистрированной цены. Участники рынка считают новации Минздрава незрелыми и способными, в случае превращения в норматив, ограничить вывод на рынок как оригинальных препаратов, так и дженериков.
Подчиненные Вероники Скворцовой, видимо, заскучав в ожидании второго чтения в Госдуме мощного блока поправок к федеральному закону №323 «Об охране здоровья граждан» (см. VM#20), подкинули отрасли новый повод для переживаний. Минздрав 7 ноября разослал заинтересованным ведомствам – Минэкономразвития, Минпромторгу, ФАС и ФТС – «Предложения по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования цен на ЖНВЛП» (документ имеется в распоряжении VM). Нормотворческие усилия авторов направлены на редакцию постановления Правительства РФ от 3 ноября 2010 №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты для медицинского применения» и проект методики установления производителями предельных отпускных цен на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. В пояснительной записке к документу, наверное, специально для скептиков оговорено – новации разработаны в соответствии с поправками в ФЗ-61 «Об обращении ЛС»: «В связи с тем, что законопроектом предусматривается наряду с регистрацией цены ее перерегистрация, то указанные предложения вносят корректировку в название правил государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП».
Оговорки, похоже, – любимый жанр авторской группы. Так, например, предлагая установить новую дату ежегодного внесения в Правительство РФ проекта перечня ЖНВЛП – «до 15 сентября» [вместо прежнего 15 октября. – VM], в Минздраве объясняют: ускорение связано с необходимостью увеличения до 60 рабочих дней срока регистрации предельных отпускных цен. О том, что процедура может стать более продолжительной, догадаться несложно.
Минздрав рекомендует ввести различный порядок регистрации цен для оригинальных препаратов и для дженериков. Высчитывать цену дженерика авторы поправок предлагают с помощью понижающего коэффициента к зарегистрированной цене оригинального ЛС.
И тут нормотворцы ссылаются на европейский опыт: подобная политика ценообразования проводится регуляторами в 16 странах – снижение цены дженерика относительно оригинала в разных случаях составляет 20–50%. Тогда как в России, подчеркивается в пояснительной записке, предельная отпускная цена дженерика может быть равной, а то и выше цены инновационного ЛС.
Но особое волнение в отраслевом сообществе вызвало другое предложение Минздрава – обязать заявителя представлять для регистрации цены документ, подтверждающий оригинальный статус препарата. Согласно замыслу авторов поправки, такая справка (переведенная на русский язык) должна выдаваться или заверяться компетентным органом страны – производителя ЛС.
Так называемую «корзину референтных стран» Минздрав предлагает сократить, исключив из нее Германию, Данию, Бельгию, Нидерланды, Ирландию, Швейцарию, а значит, привязать регистрируемую цену оригинального препарата к его цене в стране производства или в референтных Болгарии, Греции, Испании, Италии и других странах, исходя из минимальных отпускных значений. Естественно, с учетом таможенных расходов. При этом компания-заявитель (так же, как и в случае с подтверждением статуса оригинальности препарата) должна представить для регистрации цены документы, выданные компетентными органами страны-производителя и референтных стран, подтверждающие заявленный уровень минимальных отпускных цен или отсутствие в данных странах лекарственного препарата, на который заявлена предельная отпускная цена. Данная норма представляется участникам рынка неприемлемой. «Заявители будут тратить нереальное количество времени, запрашивая в уполномоченных органах документы, за это время может и прайс-лист измениться в запрашиваемой стране», – говорит представитель одной из инновационных компаний.
Затрагивают новации и оригинальные ЛС российского производства: регистрацию предельной отпускной цены на них предлагается осуществлять в заявительном порядке – в том случае, если ранее такая регистрация не проводилась. При этом заявляемая цена должна укладываться в формулу, учитывающую уровень рентабельности производства препарата, и не превышать определенного значения.
Это требование, полагают участники рынка, может остановить регистрацию препаратов перечня ЖНВЛП, как оригинальных, так и дженериков. «Компаниям проще будет зарегистрировать препарат в Казахстане и на Украине и ввозить в Россию», – говорит заместитель генерального директора Stada CIS Иван Глушков.
Прописываются в документе и новые критерии государственной перерегистрации цен, в том числе – возможность снижения ранее зарегистрированных. Например, зарегистрированная цена ЛС российского производства может быть перерегистрирована на основании заявления, поданного до 1 октября, но не чаще одного раза в календарном году. Поводом для перерегистрации могут служить изменения цен на сырье, материалы, объемы накладных расходов, прогнозируемый уровень инфляции. Увеличение же зарегистрированной предельной отпускной цены не должно превышать прогнозируемый уровень инфляции текущего года, установленный законом о федеральном бюджете.
Участники рынка восприняли попытку регулятора обновить правила игры в сегменте ЖНВЛП настороженно, но все же увидели в новациях и рациональные мотивы. Генеральный директор ЗАО «Вертекс» Георгий Побелянский, например, выражает сдержанный оптимизм по поводу возможности повышения отпускных цен в случае доказанного увеличения затрат на сырье и производство: «Раньше можно было перерегистрировать цену, в основном ориентируясь на уровень инфляции, а он не всегда коррелирует с ростом затрат». Но в то же время Побелянского смущает пересчет цены ЖНВЛП на стоимость одной лекарственной формы: «Это не всегда кратно, и для упаковки с 10 таблет ками, и для упаковки с 30 таблетками – одинаково требуются пачка и инструкция. Их стоимость будет увеличивать цену одной таблетки в упаковке в первом случае по сравнению со вторым».
Оценивая документ в целом, участники рынка в один голос называют его «сырым»: авторами используются термины и понятия, не закрепленные в законодательстве или спорящие с действующими нормами. Да и в самом документе порой встречаются противоречия. Так, например, в поправках к постановлению №865 вторичная упаковка относит препарат к числу локализованных, а в методике калькуляции цены на препараты ЖНВЛП – уже нет. Грешит документ и отсутствием ряда необходимых приложений.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА
ШИВАМОНТАЖ
Попытка отбалансировать цены на основные препараты подсдула индийский фармрынок
Текст: Евгения Кабанова
Индийский департамент регулирования цен (The National Pharmaceutical Pricing Authority, NPPA) 11 ноября заявил, что зафиксировал цены еще на 63 непатентованных наименования, увеличив общее количество препаратов с регулируемой ценой до 400. Спустя полгода после введения новой политики ограничения стоимости жизненно необходимых лекарств $12-миллиардная отрасль находится в смятении – фармдистрибьюторы бойкотируют производителей, некоторые препараты могут исчезнуть из продажи. Измученный реформами сектор замедлил рост: по данным PricewaterhouseCoopers India, в 2013 году он составит 9,8% вместо 16,6% годом ранее.
О новой схеме расчета итоговой стоимости лекарств из списка так называемых основных препаратов (аналог российского перечня ЖНВЛП) было объявлено 16 мая 2013 года. Если раньше максимальная цена ЛС определялась исходя из издержек производителя, то теперь было решено отталкиваться от розницы: максимальная стоимость ЛС определяется как среднее арифметическое значение из стоимости всех брендов (в рамках одного МНН), чья доля рынка превышает 1%. Кроме того, власти сократили максимальную разрешенную маржу дистрибьютора (с 10% до 8%) и розницы (с 20% до 16%) и очень существенно расширили список контролируемых наименований – с 74 до 348, которые продаются под 650 брендами.
Проблема цены лекарств остается для небогатого населения Индии одной из ключевых. Как рассказал в интервью The Times of India фармацевт Дашрат Патель, из-за высокой цены индийцы нередко отказывались приобретать даже такой критически важный препарат, как вакцина от бешенства (если болезнь не лечить, смертность приближается к 100%). «Теперь, когда цена снизилась, многие пациенты смогут позволить себе это лекарство», – надеется он.
Согласно последним данным NPPA, благодаря принятым мерам стоимость препаратов из списка основных МНН уменьшилась в рознице на 15–50%, что вызвало, разумеется, положительную реакцию врачей и пациентов.
«Инъекция иммуноглобулина, цена на которую обычно составляла около 6900 рупий ($108), теперь стоит 2500 рупий ($39)», – радуется в той же статье The Times of India онкохирург Каустубх Патель.
Однако фармотрасль пострадала, причем не только гиганты из Big Pharma, в которых, очевидно, «целились» индийские власти, но и местные производители. По данным PricewaterhouseCoopers India, рост продаж пяти крупнейших фармацевтических транснациональных компаний замедлился с 16% в 2012 году до 7% в 2013 году, а пятерки индийских – с 16% до 12%.
По мнению индийского представителя PwC Суджея Шетти, экономическая среда в Индии стала «жестче, чем когда-либо».
Чистая прибыль индийского подразделения британской GlaxoSmithKline за девять месяцев 2013 года упала на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом. По оценкам наблюдателей, это, скорее всего, связано с тем, что цены на треть портфолио компании снизились после принятия новой политики. Например, бестселлер Аугментин, который входил в тройку самых продаваемых препаратов на индийском рынке, подешевел на 40%. Доля Glaxo на рынке Индии в сентябре упала с 4,2% до 3,8%, а местного подразделения Pfizer – с 2,8% до 2,7%.
Генеральный секретарь Indian Pharmaceutical Alliance (IPA) Дилип Шах отметил, что ценовые меры были предприняты без осознания всей сложности задачи. Еще в июне он прогнозировал, что новая политика может привести к нехватке лекарственных препаратов в индийских аптеках, и теперь его прогнозы начали сбываться. В условиях ограниченной розничной цены индийские фармдистрибьюторы оказались в «ножницах» между розницей и отпускной ценой фармпредприятий. Им приходится вести жесточайшую борьбу за свою прибыль как с международными фармкомпаниями, так и с местными.
Например, 7 октября представители индийской GlaxoSmithKline Pharmaceuticals сообщили, что оптовики перестали приобретать препараты компании еще месяц назад. Информацию подтвердили и в крупной индийской фармкомпании Lupin. Ее управляющий директор Нилеш Гупта рассказал, что на данный момент фармпроизводители ведут переговоры с дистрибьюторами, которых не устраивает предложенная им норма прибыли.
«Без предупреждений и договоренностей они сократили нашу маржу, и мы попросили ее назад», – негодует президент торговой организации фармацевтов The All India Organisation of Chemists and Druggists (AIOCD) Джаганнатх Шиндэ.
Представители Ассоциации фармацевтов и дистрибьюторов одного из крупнейших индийских штатов Уттар-Прадеш (The Uttar Pradesh Chemists & Distributors Association, UPCDA) 5 ноября заявили, что штат вскоре столкнется с нехваткой лекарственных средств из-за тайного бойкота поставок некоторыми дистрибьюторами из AIOCD. По словам президента UPCDA Вибха Шанкар Синга, многие фармпредприятия испугались всеобщей забастовки AIOCD и вообще прекратили отгрузки кому бы то ни было. Среди них – Cipla, FDC, GlaxoSmithKline в Мумбаи, Torrent Pharma, Apex Lab и Mankind Pharmaceuticals. UPCDA даже сама выразила готовность стать дистрибьютором в регионе, чтобы избежать губительного дефицита.
В сентябре отгрузки 50 крупнейших индийских производителей упали на 1,8% по сравнению с августом, однако в AIOCD уверяют, что «переговоры ведутся» и ситуация вскоре стабилизируется.