За 20 лет существования в России рынок косметологических услуг обзавелся надстройкой – консалтингом для салонного бизнеса. Компании, предоставляющие такой сервис, развивались в ответ на необходимость объяснять многочисленным желающим, как открыть салон красоты и выбрать оборудование. Поток непрофильных инвесторов в косметологический бизнес пока не ослабевает, генерируя соответствующий доход консультантов.
«Если мне завтра скажут: а давай откроем салон красоты в пустыне? Я, не раздумывая, отвечу: давай! Мы будем исходить из конкретных условий реализации проекта и индивидуальных особенностей клиента. Тогда и в пустыне салон будет прибыльным», – гарантирует президент компании «ВИП клиник» Андрей Андреев.
В начале 90-х годов такой «пустыней» была практически вся косметологическая отрасль – первые салоны и клиники открывали энтузиасты из числа врачей, бывшие парикмахеры и вовсе далекие от индустрии красоты люди. О том, как создавать и вести подобный бизнес, даже в общих чертах не знал практически никто. Тогда-то в отрасли и стали появляться консультанты, готовые помочь начинающим предпринимателям: сначала проводники-одиночки, а в «нулевых» – и консалтинговые компании. Консультанты сдают заказчикам салоны красоты «под ключ», проводят тренинги для инвесторов и персонала. Количество консалтинговых компаний росло пропорционально увеличению спроса на косметологические услуги в целом и отзывалось на тематическую предпринимательскую активность в частности.
Объем консалтингового рынка в индустрии красоты эксперты оценивать не берутся, да и в отраслевых исследованиях это направление не конкретизируется, так как компании, работающие в сфере косметологических услуг, могут решать стратегические, финансовые, маркетинговые и кадровые задачи одновременно. Востребованность платных помощников можно косвенно проиллюстрировать статистикой сервиса «Яндекс.Директ». Запрос «как открыть салон красоты» формулируется 1,5-2 тысячи раз в месяц, и поисковик отзывается несколькими страницами ссылок на сайты консалтинговых компаний, тренингов и мастер-классов. Задающихся аналогичным вопросом в не менее массовой стоматологической сфере значительно меньше – не более 200 запросов в месяц. Первичный мониторинг позволил VADEMECUM только в Москве насчитать десяток компаний, работающих в консультативной нише косметологического рынка.
КОМПЛЕКТАЦИЯ БАЗЫ
Первые консультации о том, как правильно продвигать услуги, в 90-х можно было получить в компаниях – дистрибьюторах косметологического оборудования. Проводниковую практику внедрила московская «ВИП клиник», которая в 1991 году начала поставлять в Россию аппарат для коррекции фигуры «Транзион» производства компании VIP Italia. «У итальянцев в то время была отработанная система обучения персонала, организации центров красоты и здоровья «под ключ» и работы с клиентами. Поэтому вплоть до 2000 года мы направляли всех покупателей нашего оборудования в Италию – перенимать опыт. Более 40% руководителей нынешних дистрибьюторских и консалтинговых компаний начинали работать у нас», – утверждает Андрей Андреев.
К началу «нулевых» его компания организовала сеть своих салонов, образовательный центр и начала оказывать услуги по открытию центров красоты «с нуля». В это время в Москве несколько независимых консультантов организовали объединение «Фабрика бизнеса», которое продавало аналогичный сервис. Один из членов объединения Александр Ходаков признается, что на создании салонов красоты начал специализироваться только потому, что этот вид бизнеса стал крайне популярным у инвесторов, а до этого занимался «всем подряд»: организовывал внешнеторговые СП с зарубежным капиталом, строительно-ремонтные организации, производство мебели, кооперативные магазины. «В 2003-2004 годах люди смотрели на свои возможности довольно широко – их интересовал некий бизнес, в котором перспективно было бы работать дальше, – говорит Ходаков. – В нашем объединении работали и работают консультанты по разным отраслям, и нередко случалось, что человек приходил за кафе, а уходил с салоном красоты».
Еще один участник «Фабрики бизнеса», заместитель главного редактора портала 1nep. ru Елена Москвичева, описывая бум на рынке косметологических услуг, цитирует отраслевого маркетолога, президента гильдии профессионалов индустрии красоты «Кларис Кодекс» Олега Зверева: «До 2004 года в косметологии деньги головой не комплектовались».
На волне интереса к салонному бизнесу в консалтинг стали приходить даже математики. Основатель проектно-консалтинговой компании «Микеле» Игорь Пинский, выпускник МФТИ, работал заместителем гендиректора в компании – дистрибьюторе косметологического оборудования «СпортМедИмпорт», директором по развитию дистрибьютора препаратов и медизделий для эстетических инъекций «Академия научной красоты». Компанию «Микеле» Пинский создал совместно с партнером, до этого занимавшимся оптовыми поставками оборудования и мебели для парикмахерских и салонов красоты, Михаилом Нечаевым. «Пинский, имея математический склад ума, всегда хорошо просчитывал модели потоков пациентов и использовал этот навык для продвижения оборудования, а Нечаев брал на себя концепцию, проектирование помещения. Объединив усилия, они начали развивать эту тему в Москве», – рассказывает о коллегах совладелец консалтингового бюро «Сергеев, Каюмов и партнеры» Спартак Каюмов – представитель питерской школы консультантов.
В 1998 году трихолог Спартак Каюмов, вдохновившись книгой Филипа Кросмана «Как заработать на консалтинге», делится сакральным знанием с коллегой Максимом Сергеевым, уже имевшим к тому времени опыт управления медцентром «Ева» и сетью салонов красоты «Индола». Сначала Каюмов и Сергеев работали параллельно: первый создал компанию «Наутилус», второй – ездил по стране с тренингами от компании «Пластэк», специализирующейся на комплексном оснащении салонов красоты. В 2007 году коллеги создали консалтинговое бюро «Сергеев, Каюмов и партнеры» и сосредоточились на тренингах.
Тем временем специализированное консалтинговое направление появилось в ГК «СпортМедИмпорт». Открывшийся в 2002 году центр организации и развития бизнеса «Эстетик-Консалтинг» возглавила педиатр и физиотерапевт Елена Пименова, уже имеющая опыт управления многопрофильными медцентрами в Санкт-Петербурге. В настоящее время «Эстетик-Консалтинг» работает по нескольким b2b-направлениям: оказывает помощь в организации бизнеса, предлагает франчайзинг центров эстетической косметологии «Эстети» и «СпортМедСПА», проводит тренинги для персонала и обучение руководителей.
ИГРА ВСЛЕПУЮ
Базовый сервис, предлагаемый большинством тематических консультантов, – создание центров красоты «под ключ». Бизнес-тренингом в отрасли занимаются и коучеры-одиночки, но учебно-тренировочные программы входят в сферу деятельности консалтинговых компаний всегда.
А вот сплит-систему из дистрибуции и консалтинга участники рынка оценивают неоднозначно. «Системная ошибка нашей отрасли в том, что некоторые консалтинговые компании считают приоритетом продажи своего оборудования или препаратов, вместо того чтобы искать индивидуальное решение для каждого клиента. А потом получается так: приезжаешь в деревню, там салон красоты с простаивающими аппаратами. Зачем они здесь?!» – почти негодует Андрей Андреев.
Елена Пименова из «Эстетик-Консалтинг» декларирует приверженность интересам клиента: «Когда консалтинговая компания имеет возможность реализовывать проект комплексно, включая оснащение оборудованием, это эффективный подход. Если в нашей линейке нет нужной номенклатуры, мы всегда можем обратиться к партнерам».
Первостепенная задача консультанта, почти хором уверяют представители нишевых компаний, – задать клиенту вопрос: зачем он хочет открыть этот бизнес? «Владелец, совладелец, директор должны понимать, что, открывая предприятие, они берут на себя ответственность за своих сотрудников. Если бизнес окажется неэффективным, то пострадает именно персонал», – находит нужные слова для клиента Андрей Андреев из «ВИП клиник». Коллеге вторит Александр Ходаков: «Главное для инвестора – понять, нужен ли на данной территории салон красоты, а если нужен, то какой». По его наблюдениям, в отрасли масса «мертворожденных» салонов, и причин того – множество: неправильно выбранное место, бездумно сформированный спектр услуг, неадекватный маркетинг или полное отсутствие знаний о рынке. «Как салон будет приносить прибыль, если его делали не глядя, с завязанными глазами?» – возмущается Ходаков.
Самым популярным в отрасли форматом, по мнению консультантов, сегодня является центр здоровья и красоты, в котором обязательно есть косметология (лица и тела), коррекция фигуры, физиотерапия, парикмахерская, маникюр и педикюр. Для такого салона необходимо 150–300 кв. м и 10–15 млн рублей инвестиций, не считая стоимости помещения (примерная калькуляция – в таблице «Одни расходы»).
«Клиенты сегодня стали более требовательными к себе и к своему бизнесу», – замечает Елена Пименова. До кризиса 2008 года они чаще рассматривали салонный бизнес как дополнительный и относились к нему менее щепетильно, утверждает Спартак Каюмов: «Часто приходили супружеские пары – муж занимается, например, сырьевым бизнесом и хочет организовать малый бизнес для жены. Интересно, что в кризис, когда крупные предприятия «вставали», дополнительный бизнес иной раз обеспечивал семью». Сейчас, по мнению консультанта, его целевая аудитория омолаживается: «Приходят люди, по-хорошему злые в бизнесе. У них нет тормозов, есть только слово «надо». И это правильно, потому что конкуренция на рынке выросла».
СДАЕТСЯ, ВАРЯГ
Аудитория консалтеров, если оценивать профпринадлежность их клиентов, всегда была разношерстной. Если в группе тренинга 10–12 человек, говорит Каюмов, то практикующими специалистами – косметологами или парикмахерами – из них окажутся только два-три слушателя, остальные – так называемые варяги. «Портрет клиента постоянно меняется. То приходили люди из сотовой связи, то из сахарной или мясной индустрии, волнами шли. В последние годы все больше юристов и бухгалтеров», – перечисляет Александр Ходаков.
Посчитать салоны красоты, открытые с помощью консалтинговых компаний, невозможно. Сами компании говорят о сотнях стартапов в портфеле каждой из них, самая распространенная цифра в показаниях – около 300. И тренинги, уверяют операторы консалтинга, неизменно пользуются нарастающей популярностью, пусть после курса от идеи вложиться в индустрию красоты многие слушатели отказываются. «У нас 40% клиентов в итоге так и не открывают салоны, – говорит Ходаков. – Мы считаем, что это хороший показатель, значит, мы уберегли их средства. Лучше потратить на семинар 20–25 тысяч рублей и понять, что это вам не под силу, чем потерять на нежизнеспособном бизнесе несколько миллионов».
У Спартака Каюмова и партнеров несколько иная статистика: «Недавно мы взяли выборку из 60 наших учеников, позвонили им и выяснили, что только пятеро основали свое дело, остальные либо отказались от идеи, либо отложили реализацию, и это нормально».
Только в одном из попавших в беглую выборку VADEMECUM косметологических салонов нам признались, что использовали услуги консультантов, и на первом этапе консалтинг и возможность наладить связи с поставщиком оборудования оказались полезными – инвестор никогда раньше не занимался эстетикой и не понимал, как строить этот бизнес. Профессиональные косметологи, как правило, открывают собственное дело, опираясь на свою клиентскую базу, а не на сторонних бизнес-ангелов.