22 Ноября, 10:50

Проводниковый эффект

Дарья Шубина
15 Декабря 2014, 18:10
4329
Какой профит от косметологического бизнеса обещают инвесторам консультанты
За 20 лет существования в России рынок косметологических услуг обзавелся надстройкой – консалтингом для салонного бизнеса. Компании, предоставляющие такой сервис, развивались в ответ на необходимость объяснять многочисленным желающим, как открыть салон красоты и выбрать оборудование. Поток непро­фильных инвесторов в косметологический бизнес пока не ослабевает, генерируя соответствующий доход консультантов.

«Если мне завтра скажут: а давай откроем салон красоты в пустыне? Я, не раздумывая, отвечу: давай! Мы будем исходить из конкретных ус­ловий реализации проекта и индивидуальных особенностей клиента. Тогда и в пустыне салон будет прибыльным», – гарантирует президент компании «ВИП клиник» Андрей Андреев.

В начале 90‑х годов такой «пустыней» была практически вся косметологическая отрасль – первые салоны и клиники открывали энтузиа­сты из числа врачей, бывшие парикмахеры и во­все далекие от индустрии красоты люди. О том, как создавать и вести подобный бизнес, даже в общих чертах не знал практически никто. Тогда‑то в отрасли и стали появляться консуль­танты, готовые помочь начинающим предпри­нимателям: сначала проводники‑одиночки, а в «нулевых» – и консалтинговые компании. Консультанты сдают заказчикам салоны красо­ты «под ключ», проводят тренинги для инвесто­ров и персонала. Количество консалтинговых компаний росло пропорционально увеличению спроса на косметологические услуги в целом и отзывалось на тематическую предпринима­тельскую активность в частности.

Объем консалтингового рынка в индустрии красоты эксперты оценивать не берутся, да и в отраслевых исследованиях это направление не конкретизируется, так как компании, рабо­тающие в сфере косметологических услуг, мо­гут решать стратегические, финансовые, мар­кетинговые и кадровые задачи одновременно. Востребованность платных помощников можно косвенно проиллюстрировать статистикой сервиса «Яндекс.Директ». Запрос «как открыть салон красоты» формулируется 1,5‑2 тысячи раз в месяц, и поисковик отзывается несколькими страницами ссылок на сайты консалтинговых компаний, тренингов и мастер‑классов. За­дающихся аналогичным вопросом в не менее массовой стоматологической сфере значи­тельно меньше – не более 200 запросов в ме­сяц. Первичный мониторинг позволил VADEMECUM только в Москве насчитать десяток компаний, работающих в консультативной нише космето­логического рынка.

КОМПЛЕКТАЦИЯ БАЗЫ

Первые консультации о том, как правильно про­двигать услуги, в 90‑х можно было получить в компаниях – дистрибьюторах косметологического оборудования. Проводниковую практику внедрила московская «ВИП клиник», которая в 1991 году начала поставлять в Россию аппарат для коррекции фигуры «Транзион» производства компании VIP Italia. «У итальянцев в то время была отработанная система обучения персонала, организации центров красоты и здоровья «под ключ» и работы с клиен­тами. Поэтому вплоть до 2000 года мы направляли всех покупателей нашего оборудования в Ита­лию – перенимать опыт. Более 40% руководителей нынешних дистрибьюторских и консалтинговых компаний начинали работать у нас», – утверждает Андрей Андреев.

К началу «нулевых» его компания организова­ла сеть своих салонов, образовательный центр и начала оказывать услуги по открытию цен­тров красоты «с нуля». В это время в Москве не­сколько независимых консультантов организо­вали объединение «Фабрика бизнеса», которое продавало аналогичный сервис. Один из членов объединения Александр Ходаков признается, что на создании салонов красоты начал специ­ализироваться только потому, что этот вид бизнеса стал крайне популярным у инвесторов, а до этого занимался «всем подряд»: организо­вывал внешнеторговые СП с зарубежным капи­талом, строительно‑ремонтные организации, производство мебели, кооперативные магази­ны. «В 2003‑2004 годах люди смотрели на свои возможности довольно широко – их интере­совал некий бизнес, в котором перспективно было бы работать дальше, – говорит Ходаков. – В нашем объединении работали и работают консультанты по разным отраслям, и нередко случалось, что человек приходил за кафе, а ухо­дил с салоном красоты».

Еще один участник «Фабрики бизнеса», за­меститель главного редактора портала 1nep. ru Елена Москвичева, описывая бум на рынке косметологических услуг, цитирует отраслевого маркетолога, президента гильдии професси­оналов индустрии красоты «Кларис Кодекс» Олега Зверева: «До 2004 года в косметологии деньги головой не комплектовались».

На волне интереса к салонному бизнесу в кон­салтинг стали приходить даже математики. Основатель проектно‑консалтинговой ком­пании «Микеле» Игорь Пинский, выпускник МФТИ, работал заместителем гендиректора в компании – дистрибьюторе косметологи­ческого оборудования «СпортМедИмпорт», директором по развитию дистрибьютора препаратов и медизделий для эстетических инъекций «Академия научной красоты». Ком­панию «Микеле» Пинский создал совместно с партнером, до этого занимавшимся оптовыми поставками оборудования и мебели для па­рикмахерских и салонов красоты, Михаилом Нечаевым. «Пинский, имея математический склад ума, всегда хорошо просчитывал модели потоков пациентов и использовал этот навык для продвижения оборудования, а Нечаев брал на себя концепцию, проектирование помеще­ния. Объединив усилия, они начали развивать эту тему в Москве», – рассказывает о коллегах совладелец консалтингового бюро «Сергеев, Каюмов и партнеры» Спартак Каюмов – пред­ставитель питерской школы консультантов.

В 1998 году трихолог Спартак Каюмов, вдох­новившись книгой Филипа Кросмана «Как заработать на консалтинге», делится сакраль­ным знанием с коллегой Максимом Сергеевым, уже имевшим к тому времени опыт управления медцентром «Ева» и сетью салонов красоты «Индола». Сначала Каюмов и Сергеев работали параллельно: первый создал компанию «Нау­тилус», второй – ездил по стране с тренингами от компании «Пластэк», специализирующейся на комплексном оснащении салонов красоты. В 2007 году коллеги создали консалтинговое бюро «Сергеев, Каюмов и партнеры» и сосредо­точились на тренингах.

Тем временем специализированное кон­салтинговое направление появилось в ГК «СпортМедИмпорт». Открывшийся в 2002 году центр организации и развития бизнеса «Эстетик‑Консалтинг» возглавила педиатр и физио­терапевт Елена Пименова, уже имеющая опыт управления многопрофильными медцентрами в Санкт‑Петербурге. В настоящее время «Эсте­тик‑Консалтинг» работает по нескольким b2b-направлениям: оказывает помощь в ор­ганизации бизнеса, предлагает франчайзинг центров эстетической косметологии «Эстети» и «СпортМедСПА», проводит тренинги для персонала и обучение руководителей.

ИГРА ВСЛЕПУЮ

Базовый сервис, предлагаемый большинством тематических консультантов, – создание цен­тров красоты «под ключ». Бизнес‑тренингом в отрасли занимаются и коучеры‑одиночки, но учебно‑тренировочные программы входят в сферу деятельности консалтинговых компа­ний всегда.

А вот сплит‑систему из дистрибуции и консал­тинга участники рынка оценивают неоднознач­но. «Системная ошибка нашей отрасли в том, что некоторые консалтинговые компании счи­тают приоритетом продажи своего оборудова­ния или препаратов, вместо того чтобы искать индивидуальное решение для каждого клиента. А потом получается так: приезжаешь в деревню, там салон красоты с простаивающими аппа­ратами. Зачем они здесь?!» – почти негодует Андрей Андреев.

Елена Пименова из «Эстетик‑Консалтинг» декларирует приверженность интересам кли­ента: «Когда консалтинговая компания имеет возможность реализовывать проект комплекс­но, включая оснащение оборудованием, это эффективный подход. Если в нашей линейке нет нужной номенклатуры, мы всегда можем обратиться к партнерам».

Первостепенная задача консультанта, почти хором уверяют представители нишевых компа­ний, – задать клиенту вопрос: зачем он хочет открыть этот бизнес? «Владелец, совладелец, директор должны понимать, что, открывая предприятие, они берут на себя ответственность за своих сотрудников. Если бизнес окажется неэффективным, то пострадает именно пер­сонал», – находит нужные слова для клиента Андрей Андреев из «ВИП клиник». Коллеге вторит Александр Ходаков: «Главное для инве­стора – понять, нужен ли на данной территории салон красоты, а если нужен, то какой». По его наблюдениям, в отрасли масса «мертворожден­ных» салонов, и причин того – множество: неправильно выбранное место, бездумно сфор­мированный спектр услуг, неадекватный мар­кетинг или полное отсутствие знаний о рынке. «Как салон будет приносить прибыль, если его делали не глядя, с завязанными глазами?» – воз­мущается Ходаков.

Самым популярным в отрасли форматом, по мнению консультантов, сегодня является центр здоровья и красоты, в котором обяза­тельно есть косметология (лица и тела), коррек­ция фигуры, физиотерапия, парикмахерская, маникюр и педикюр. Для такого салона необхо­димо 150–300 кв. м и 10–15 млн рублей инвести­ций, не считая стоимости помещения (пример­ная калькуляция – в таблице «Одни расходы»).

«Клиенты сегодня стали более требователь­ными к себе и к своему бизнесу», – замечает Елена Пименова. До кризиса 2008 года они чаще рассматривали салонный бизнес как дополни­тельный и относились к нему менее щепетильно, утверждает Спартак Каюмов: «Часто приходили супружеские пары – муж занимается, например, сырьевым бизнесом и хочет организовать малый бизнес для жены. Интересно, что в кризис, когда крупные предприятия «вставали», дополнительный бизнес иной раз обеспечивал семью». Сейчас, по мнению консультанта, его целевая аудитория омолаживается: «Приходят люди, по‑хорошему злые в бизнесе. У них нет тормозов, есть только слово «надо». И это правильно, пото­му что конкуренция на рынке выросла».

СДАЕТСЯ, ВАРЯГ

Аудитория консалтеров, если оценивать профпринадлежность их клиентов, всегда была разношерстной. Если в группе тренинга 10–12 человек, говорит Каюмов, то практикующими специалистами – косметологами или па­рикмахерами – из них окажутся только два‑три слушателя, остальные – так называемые варяги. «Портрет клиента постоянно меняется. То приходили люди из сотовой связи, то из са­харной или мясной индустрии, волнами шли. В последние годы все больше юристов и бухгал­теров», – перечисляет Александр Ходаков.

Посчитать салоны красоты, открытые с помо­щью консалтинговых компаний, невозможно. Сами компании говорят о сотнях стартапов в портфеле каждой из них, самая распро­страненная цифра в показаниях – около 300. И тренинги, уверяют операторы консалтинга, неизменно пользуются нарастающей популяр­ностью, пусть после курса от идеи вложить­ся в индустрию красоты многие слушатели отказываются. «У нас 40% клиентов в итоге так и не открывают салоны, – говорит Ходаков. – Мы считаем, что это хороший показатель, зна­чит, мы уберегли их средства. Лучше потратить на семинар 20–25 тысяч рублей и понять, что это вам не под силу, чем потерять на нежизне­способном бизнесе несколько миллионов».

У Спартака Каюмова и партнеров несколько иная статистика: «Недавно мы взяли выборку из 60 наших учеников, позвонили им и выяс­нили, что только пятеро основали свое дело, остальные либо отказались от идеи, либо отло­жили реализацию, и это нормально».

Только в одном из попавших в беглую выборку VADEMECUM косметологических салонов нам призна­лись, что использовали услуги консультантов, и на первом этапе консалтинг и возможность наладить связи с поставщиком оборудования оказались полезными – инвестор никогда раньше не занимался эстетикой и не понимал, как строить этот бизнес. Профессиональные косметологи, как правило, открывают соб­ственное дело, опираясь на свою клиентскую базу, а не на сторонних бизнес‑ангелов.

врачебная косметология, косметологический бизнес, рынок косметологических услуг, косметология
Поделиться в соц.сетях
Сенаторы предложили внедрить генетические консультации и исследования для беременных
Сегодня, 8:45
Подробности уголовного дела Михаила Каабака
21 Ноября 2019, 23:45
Директор Центра наркологии им. В.П. Сербского уволилась на фоне скандала с водительскими медсправками
21 Ноября 2019, 19:47
Возбуждено уголовное дело в отношении ректора Тверского ГМУ Леси Чичановской
21 Ноября 2019, 19:35
Vademecum открывает продажи аналитического отчета об экспортном потенциале российских эстетических клиник
Аналитический центр Vademecum принимает заявки на приобретение прикладного исследования, детально описывающего практику привлечения иностранных пациентов российскими клиниками эстетической медицины.
13 Ноября 2019, 12:09
В Москве изъяты незарегистрированные косметологические препараты на 3 млн рублей
21 Октября 2019, 14:22
Росздравнадзор создает рабочую группу по борьбе с косметологами-надомниками и контрафактом
ТО Росздравнадзора по Москве и Московской области готов участвовать в создании межведомственной рабочей группы по защите прав и безопасности граждан, обращающихся за медицинской помощью по профилю «косметология», сообщил глава территориального подразделения службы Андрей Плутницкий на IX Межрегиональном форуме дерматовенерологов и косметологов.
7 Октября 2019, 18:58
Самые важные новости прошедшей недели
6 Октября 2019, 17:19
Порядок оказания медпомощи по профилю «косметология» обновят в 2020 году
3 Октября 2019, 12:59
В Москве возбудили уголовное дело после смерти пациентки косметологического кабинета
11 Сентября 2019, 13:20
Фармбизнес
Токсичные подходы: как Allergan блокирует конкурентов Ботокса
1941
Главным специалистом Минздрава по дерматовенерологии и косметологии стал Николай Потекаев
24 Августа 2019, 18:07
Анна Дычева-Смирнова: «Повестку общения с потребителем перехватывают соцсети, где сложно контролировать достоверность информации»
19 Августа 2019, 21:47
Анна Дычева-Смирнова
Генеральный директор Reed Exhibitions Russia
«Повестку общения с потребителем перехватывают соцсети, где сложно контролировать достоверность информации»
19 Августа 2019, 8:32
Курганский Роспотребнадзор намерен закрыть клинику пластической хирургии Persona Nova
В Управлении Роспотребнадзора по Курганской области заявили, что Курганский городской суд 8 августа удовлетворил иск ведомства о ликвидации компании «Мэрилин», управляющей клиникой пластической хирургии Persona Nova. Медцентр, считают инспекторы, допускал «систематические нарушения прав потребителей».
15 Августа 2019, 15:20
В 2018 году в России было проведено 6,7 млн косметологических инъекционных процедур
12 Августа 2019, 13:16
Мединдустрия
Все оценки серого: почему российский рынок косметологических инъекций изощренно сопротивляется «обелению»
5555
Челябинская клиника пластической хирургии пожаловалась в УФАС на недобросовестные действия шести конкурентов
В Челябинское управление ФАС 23 июля поступила жалоба от администрации клиники пластической хирургии «Дипплекс», обвиняющей шесть частных профильных медучреждений в отсутствии лицензий на предлагаемые ими виды услуг. Аналогичные претензии, сформулированные ТО Росздравнадзора в отношении самой «Дипплекс», УФАС частично рассмотрела 24 июля.
24 Июля 2019, 16:50
Как за 4 года сформировать рынок генетических тестов для клинической практики и быть его новатором: опыт Basis Genotech Group
Превентивная медицина считается новым вектором развития мировой индустрии здравоохранения. Россия также следует данным курсом. В апреле 2018 года Министерство здравоохранения РФ издало приказ №186 «Об утверждении концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины», закрепляющий эти принципы, в частности индивидуальный подход к пациенту, в качестве приоритетной задачи государственной политики в области здравоохранения.
13 Июля 2019, 21:23
В Москве осуждены лже-косметологи, повредившие лица 19 пациенткам
Савеловский районный суд Москвы вынес приговор по делу о нелегальных косметологических услугах, которые оказывались индивидуальным предпринимателем Натальей Коростелевой и ее соучастницами – Екатериной Егоровой и Саният Яикбаевой.
17 Июня 2019, 18:39
Яндекс.Метрика