27 Июля 2024 Суббота

Проводниковый эффект
Дарья Шубина Мединдустрия
15 декабря 2014, 18:10
5238

Какой профит от косметологического бизнеса обещают инвесторам консультанты

За 20 лет существования в России рынок косметологических услуг обзавелся надстройкой – консалтингом для салонного бизнеса. Компании, предоставляющие такой сервис, развивались в ответ на необходимость объяснять многочисленным желающим, как открыть салон красоты и выбрать оборудование. Поток непро­фильных инвесторов в косметологический бизнес пока не ослабевает, генерируя соответствующий доход консультантов.

«Если мне завтра скажут: а давай откроем салон красоты в пустыне? Я, не раздумывая, отвечу: давай! Мы будем исходить из конкретных ус­ловий реализации проекта и индивидуальных особенностей клиента. Тогда и в пустыне салон будет прибыльным», – гарантирует президент компании «ВИП клиник» Андрей Андреев.

В начале 90-х годов такой «пустыней» была практически вся косметологическая отрасль – первые салоны и клиники открывали энтузиа­сты из числа врачей, бывшие парикмахеры и во­все далекие от индустрии красоты люди. О том, как создавать и вести подобный бизнес, даже в общих чертах не знал практически никто. Тогда-то в отрасли и стали появляться консуль­танты, готовые помочь начинающим предпри­нимателям: сначала проводники-одиночки, а в «нулевых» – и консалтинговые компании. Консультанты сдают заказчикам салоны красо­ты «под ключ», проводят тренинги для инвесто­ров и персонала. Количество консалтинговых компаний росло пропорционально увеличению спроса на косметологические услуги в целом и отзывалось на тематическую предпринима­тельскую активность в частности.

Объем консалтингового рынка в индустрии красоты эксперты оценивать не берутся, да и в отраслевых исследованиях это направление не конкретизируется, так как компании, рабо­тающие в сфере косметологических услуг, мо­гут решать стратегические, финансовые, мар­кетинговые и кадровые задачи одновременно. Востребованность платных помощников можно косвенно проиллюстрировать статистикой сервиса «Яндекс.Директ». Запрос «как открыть салон красоты» формулируется 1,5-2 тысячи раз в месяц, и поисковик отзывается несколькими страницами ссылок на сайты консалтинговых компаний, тренингов и мастер-классов. За­дающихся аналогичным вопросом в не менее массовой стоматологической сфере значи­тельно меньше – не более 200 запросов в ме­сяц. Первичный мониторинг позволил VADEMECUM только в Москве насчитать десяток компаний, работающих в консультативной нише космето­логического рынка.

КОМПЛЕКТАЦИЯ БАЗЫ

Первые консультации о том, как правильно про­двигать услуги, в 90-х можно было получить в компаниях – дистрибьюторах косметологического оборудования. Проводниковую практику внедрила московская «ВИП клиник», которая в 1991 году начала поставлять в Россию аппарат для коррекции фигуры «Транзион» производства компании VIP Italia. «У итальянцев в то время была отработанная система обучения персонала, организации центров красоты и здоровья «под ключ» и работы с клиен­тами. Поэтому вплоть до 2000 года мы направляли всех покупателей нашего оборудования в Ита­лию – перенимать опыт. Более 40% руководителей нынешних дистрибьюторских и консалтинговых компаний начинали работать у нас», – утверждает Андрей Андреев.

К началу «нулевых» его компания организова­ла сеть своих салонов, образовательный центр и начала оказывать услуги по открытию цен­тров красоты «с нуля». В это время в Москве не­сколько независимых консультантов организо­вали объединение «Фабрика бизнеса», которое продавало аналогичный сервис. Один из членов объединения Александр Ходаков признается, что на создании салонов красоты начал специ­ализироваться только потому, что этот вид бизнеса стал крайне популярным у инвесторов, а до этого занимался «всем подряд»: организо­вывал внешнеторговые СП с зарубежным капи­талом, строительно-ремонтные организации, производство мебели, кооперативные магази­ны. «В 2003-2004 годах люди смотрели на свои возможности довольно широко – их интере­совал некий бизнес, в котором перспективно было бы работать дальше, – говорит Ходаков. – В нашем объединении работали и работают консультанты по разным отраслям, и нередко случалось, что человек приходил за кафе, а ухо­дил с салоном красоты».

Еще один участник «Фабрики бизнеса», за­меститель главного редактора портала 1nep. ru Елена Москвичева, описывая бум на рынке косметологических услуг, цитирует отраслевого маркетолога, президента гильдии професси­оналов индустрии красоты «Кларис Кодекс» Олега Зверева: «До 2004 года в косметологии деньги головой не комплектовались».

На волне интереса к салонному бизнесу в кон­салтинг стали приходить даже математики. Основатель проектно-консалтинговой ком­пании «Микеле» Игорь Пинский, выпускник МФТИ, работал заместителем гендиректора в компании – дистрибьюторе косметологи­ческого оборудования «СпортМедИмпорт», директором по развитию дистрибьютора препаратов и медизделий для эстетических инъекций «Академия научной красоты». Ком­панию «Микеле» Пинский создал совместно с партнером, до этого занимавшимся оптовыми поставками оборудования и мебели для па­рикмахерских и салонов красоты, Михаилом Нечаевым. «Пинский, имея математический склад ума, всегда хорошо просчитывал модели потоков пациентов и использовал этот навык для продвижения оборудования, а Нечаев брал на себя концепцию, проектирование помеще­ния. Объединив усилия, они начали развивать эту тему в Москве», – рассказывает о коллегах совладелец консалтингового бюро «Сергеев, Каюмов и партнеры» Спартак Каюмов – пред­ставитель питерской школы консультантов.

В 1998 году трихолог Спартак Каюмов, вдох­новившись книгой Филипа Кросмана «Как заработать на консалтинге», делится сакраль­ным знанием с коллегой Максимом Сергеевым, уже имевшим к тому времени опыт управления медцентром «Ева» и сетью салонов красоты «Индола». Сначала Каюмов и Сергеев работали параллельно: первый создал компанию «Нау­тилус», второй – ездил по стране с тренингами от компании «Пластэк», специализирующейся на комплексном оснащении салонов красоты. В 2007 году коллеги создали консалтинговое бюро «Сергеев, Каюмов и партнеры» и сосредо­точились на тренингах.

Тем временем специализированное кон­салтинговое направление появилось в ГК «СпортМедИмпорт». Открывшийся в 2002 году центр организации и развития бизнеса «Эстетик-Консалтинг» возглавила педиатр и физио­терапевт Елена Пименова, уже имеющая опыт управления многопрофильными медцентрами в Санкт-Петербурге. В настоящее время «Эсте­тик-Консалтинг» работает по нескольким b2b-направлениям: оказывает помощь в ор­ганизации бизнеса, предлагает франчайзинг центров эстетической косметологии «Эстети» и «СпортМедСПА», проводит тренинги для персонала и обучение руководителей.

ИГРА ВСЛЕПУЮ

Базовый сервис, предлагаемый большинством тематических консультантов, – создание цен­тров красоты «под ключ». Бизнес-тренингом в отрасли занимаются и коучеры-одиночки, но учебно-тренировочные программы входят в сферу деятельности консалтинговых компа­ний всегда.

А вот сплит-систему из дистрибуции и консал­тинга участники рынка оценивают неоднознач­но. «Системная ошибка нашей отрасли в том, что некоторые консалтинговые компании счи­тают приоритетом продажи своего оборудова­ния или препаратов, вместо того чтобы искать индивидуальное решение для каждого клиента. А потом получается так: приезжаешь в деревню, там салон красоты с простаивающими аппа­ратами. Зачем они здесь?!» – почти негодует Андрей Андреев.

Елена Пименова из «Эстетик-Консалтинг» декларирует приверженность интересам кли­ента: «Когда консалтинговая компания имеет возможность реализовывать проект комплекс­но, включая оснащение оборудованием, это эффективный подход. Если в нашей линейке нет нужной номенклатуры, мы всегда можем обратиться к партнерам».

Первостепенная задача консультанта, почти хором уверяют представители нишевых компа­ний, – задать клиенту вопрос: зачем он хочет открыть этот бизнес? «Владелец, совладелец, директор должны понимать, что, открывая предприятие, они берут на себя ответственность за своих сотрудников. Если бизнес окажется неэффективным, то пострадает именно пер­сонал», – находит нужные слова для клиента Андрей Андреев из «ВИП клиник». Коллеге вторит Александр Ходаков: «Главное для инве­стора – понять, нужен ли на данной территории салон красоты, а если нужен, то какой». По его наблюдениям, в отрасли масса «мертворожден­ных» салонов, и причин того – множество: неправильно выбранное место, бездумно сфор­мированный спектр услуг, неадекватный мар­кетинг или полное отсутствие знаний о рынке. «Как салон будет приносить прибыль, если его делали не глядя, с завязанными глазами?» – воз­мущается Ходаков.

Самым популярным в отрасли форматом, по мнению консультантов, сегодня является центр здоровья и красоты, в котором обяза­тельно есть косметология (лица и тела), коррек­ция фигуры, физиотерапия, парикмахерская, маникюр и педикюр. Для такого салона необхо­димо 150–300 кв. м и 10–15 млн рублей инвести­ций, не считая стоимости помещения (пример­ная калькуляция – в таблице «Одни расходы»).

«Клиенты сегодня стали более требователь­ными к себе и к своему бизнесу», – замечает Елена Пименова. До кризиса 2008 года они чаще рассматривали салонный бизнес как дополни­тельный и относились к нему менее щепетильно, утверждает Спартак Каюмов: «Часто приходили супружеские пары – муж занимается, например, сырьевым бизнесом и хочет организовать малый бизнес для жены. Интересно, что в кризис, когда крупные предприятия «вставали», дополнительный бизнес иной раз обеспечивал семью». Сейчас, по мнению консультанта, его целевая аудитория омолаживается: «Приходят люди, по-хорошему злые в бизнесе. У них нет тормозов, есть только слово «надо». И это правильно, пото­му что конкуренция на рынке выросла».

СДАЕТСЯ, ВАРЯГ

Аудитория консалтеров, если оценивать профпринадлежность их клиентов, всегда была разношерстной. Если в группе тренинга 10–12 человек, говорит Каюмов, то практикующими специалистами – косметологами или па­рикмахерами – из них окажутся только два-три слушателя, остальные – так называемые варяги. «Портрет клиента постоянно меняется. То приходили люди из сотовой связи, то из са­харной или мясной индустрии, волнами шли. В последние годы все больше юристов и бухгал­теров», – перечисляет Александр Ходаков.

Посчитать салоны красоты, открытые с помо­щью консалтинговых компаний, невозможно. Сами компании говорят о сотнях стартапов в портфеле каждой из них, самая распро­страненная цифра в показаниях – около 300. И тренинги, уверяют операторы консалтинга, неизменно пользуются нарастающей популяр­ностью, пусть после курса от идеи вложить­ся в индустрию красоты многие слушатели отказываются. «У нас 40% клиентов в итоге так и не открывают салоны, – говорит Ходаков. – Мы считаем, что это хороший показатель, зна­чит, мы уберегли их средства. Лучше потратить на семинар 20–25 тысяч рублей и понять, что это вам не под силу, чем потерять на нежизне­способном бизнесе несколько миллионов».

У Спартака Каюмова и партнеров несколько иная статистика: «Недавно мы взяли выборку из 60 наших учеников, позвонили им и выяс­нили, что только пятеро основали свое дело, остальные либо отказались от идеи, либо отло­жили реализацию, и это нормально».

Только в одном из попавших в беглую выборку VADEMECUM косметологических салонов нам призна­лись, что использовали услуги консультантов, и на первом этапе консалтинг и возможность наладить связи с поставщиком оборудования оказались полезными – инвестор никогда раньше не занимался эстетикой и не понимал, как строить этот бизнес. Профессиональные косметологи, как правило, открывают соб­ственное дело, опираясь на свою клиентскую базу, а не на сторонних бизнес-ангелов.

врачебная косметология, косметологический бизнес, рынок косметологических услуг, косметология

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении