26 Сентября 2023 Вторник

Прошивка резидента
Ольга Гончарова, Дарья Шубина, Марина Кругликова Мединдустрия
20 октября 2014, 18:48
9002

Рынок косметологических инъекций скреплен «серыми» нитями

Поставщиков косметологических инъекций Росздравнадзор впервые удостоил деятельным вниманием в конце прошлого года – в службу поступила информация об обращении на рынке 17 незарегистрированных номенклатурных позиций сегмента мезонитей. Так сейчас в России принято называть медизделия (МИ) для омолаживающих процедур: встроенные в иглу нити из полидиоксанона (ПДО). Регулятор, который последние три года только грозился заняться препаратами и МИ для эстетической медицины, в 2013‑м развил в отноше­нии профильных дистрибьюторов и клиник ощутимую надзорную активность. А в 2014 году в сегмент вслед за контролерами потянулись и правоохранительные структуры. Впрочем, пока действия регулятора никого особо не напугали – «теневики» по‑прежнему открыто продают незарегистрированную продукцию, выступают на отраслевых мероприятиях и ведут конкурентную борьбу с легальным сектором.

По словам научного руководителя компании Mesoproff Ольги Селяниной, бренд Derli явля­ется запатентованным товарным знаком, при­надлежащим ее компании, под которым сейчас развивается целый ассортимент разнообразной продукции, от косметических марок до нитей из ПДО в разных вариациях: «Я придумала это название, опираясь на фразу «дермальный лиф­тинг». Этот бренд был зарегистрирован в Корее, и сейчас заказано производство так называемых мезонитей в Сеуле на одном из крупнейших заво­дов Dong Bang. Это единственный бренд нитей, который выпускается на заводе-родоначальнике, а не на его дочерних предприятиях», – рассказы­вает Селянина.

В России Derli пока официально не зарегистри­рованы, что не помешало этим нитям не только стать узнаваемым экспонатом косметологических выставок, но и обращаться на рынке. Растущую популярность Derli в сегменте омолаживающих продуктов из ПДО не остановили ни предупреж­дения Росздравнадзора, ни проверки полицей­ских. Как такое возможно?

В марте 2014 года сотрудники ГУВД Москвы провели контрольную закупку товара в офисе Mesoproff на улице Красина в Москве. Этой поли­цейской операции был посвящен сюжет телепро­граммы «Петровка, 38» на ТВЦ: на складе компа­нии, как заметили авторы репортажа, обнаружены «иглы и нити для мезотерапии, которые не прошли необходимых экспертиз, не имели сертификата ка­чества, а значит, были опасны для здоровья». Опе­ративники изъяли изделия, отправили их на иссле­дование и упоминали в телевизионном интервью о возможности возбуждения уголовного дела.

В ГУВД Москвы на запрос VM о текущем статусе дела Mesoproff не ответили. А Ольга Селянина утверждает, что оперативники передали материа­лы проведения сбора информации в прокуратуру, на что она ответила отказом даже в возбуждении дела об административном правонарушении. «На складе имелись так называемые мезонити различных брендов, практически всех, которые обращаются на рынке России и в самой Южной Корее, поскольку я как президент некоммерческо­го партнерства «Общество врачей-мезотерапевтов» имею право проводить любые исследования на соответствующем материале, – поясняет Ольга Селянина. – Этим я и занимаюсь, и провожу исследования материала из полидиоксанона, за­ключенного в иглу-носитель, или мезонитей, в том числе и собственного бренда Derli, на крысах».

Менеджеры по продажам Mesoproff, тем време­нем, об исследованиях и крысах не знают, зато бойко предлагают продукты широкой ассорти­ментной линейки Derli – от стандартных гладких нитей по 180 рублей до модифицированных, с на­сечками, по 1 400 рублей – и готовятся к презен­тации бренда на отраслевых выставках.

Участники косметологического рынка признают, что участившиеся контрольные мероприятия осо­бо не повлияли на динамику развития сегмента мезонитей. Дистрибьюторы незарегистрирован­ных продуктов из ПДО продолжают проявлять активность на рынке, задействуя все каналы продаж – от интернет-магазинов до профильных ивентов. «После надзорных мероприятий прошед­шего года из сегмента мезонитей ушли разве что небольшие дилеры, а все уже успевшие сфор­мироваться крупные игроки, реализующие как зарегистрированную, так и нелегально ввезенную в Россию корейскую продукцию, остались на пла­ву, почти ничего в своей деятельности не поме­няв», – констатирует руководитель одной из дис­трибьюторских косметологических компаний.

«ПЯТЕРКА» С НАТЯЖКОЙ

Мезонити пришли на российский рынок всего два года назад из Кореи (подробнее об этом «ните­вом прорыве» – в материале «Шить стало весе­лее») и сразу стали хитом инъекционной космето­логии, сформировав здесь отдельную динамично растущую нишу. Отечественных поставщиков, а главное – косметологов привлекала простота использования и низкая стоимость продукта. Принцип действия МИ – шомпольный: под кожу вводится игла со встроенной в нее нитью, которая после изъятия иглы остается на месте, а потом в течение шести–восьми месяцев и вовсе расса­сывается. Такая процедура, по уверению врачей, должна давать лифтинговый эффект и коррекцию каркаса лица. Низкая себестоимость продукта, выполненного на основе шовного материала – полидиоксанона, позволяет держать цену на про­цедуры в два-три раза ниже, чем на инъекции биоревитализантов, филлеров и других традици­онных средств эстетической медицины.

Россию накрыло волной легальных и контра­фактных полидиоксаноновых нитевых продуктов. «Это был «косметологический Чингисхан». Всего в страну попало около 15 брендов нитей, и уже в первый год импортировано 1,7 млн единиц та­кой продукции. Если учесть, что на одну омола­живающую процедуру уходит в среднем 20 нитей, то косметологи сделали около 800 тысяч нитевых инъекций, что почти в полтора раза больше числа манипуляций, проведенных с применением ботулотоксинов», – подсчитывает глава россий­ского представительства Merz Aesthetics Алексей Терехов.

Мезонити сразу показали себя как самый «серый» сегмент и так не отличающегося прозрачностью рынка косметологии. Компании, которые офици­ально зарегистрировали ввозимую в РФ продук­цию, можно пересчитать по пальцам.

Первым легальным игроком и одним из идео­логов сегмента мезонитей в России считается дистрибьюторская компания «Бьюти Эксперт», зарегистрировавшая в 2012 году нити Lead Fine Lift корейского производителя Medifirst. «В Корее изделие, которое мы тогда привезли, называлось просто «нити из полидиоксанона», – вспоминает руководитель отдела развития «Бьюти Экспер­та» Дмитрий Калугин. – Как продвигать продукт с таким названием в России? После многочислен­ных мозговых штурмов основательница компании Наталья Новикова вместе с нашими врачами придумала маркетинговое название «мезонити». По словам Калугина, именно компания «Бьюти Эксперт» начала адаптировать азиатские техно­логии установки нитей к европейскому типу лица и укоренять на отечественном рынке «нитевые» методики и терминологию – например, заре­гистрировав в Роспатенте способ подтяжки под названием «тредлифтинг».

В том же 2012 году еще одну марку мезонитей – Beaute‘ lift V Line – зарегистрировали в России владельцы московской сети клиник косметологии и пластической хирургии Beauty Trend.

Обратили внимание на новинку и ведущие игроки сегмента филлеров. Компания «Мезо-эксперт» (входит в одну группу с крупным игроком секто­ра, эксклюзивным поставщиком филлера Тео­сиаль, компанией «Академия научной красоты») начала переговоры с корейским заводом HyunDae MediTech о выводе на отечественный рынок нитей Reandne. Группа дистрибьюторов не пожа­лела усилий и времени на регистрацию изделия: понадобилось больше года, чтобы продукт начал поставляться в Россию легально.

Помимо солидных профильных игроков, в сегмент мезонитей потянулись более скромные региональ­ные компании и представители смежных секторов. Корейские нити Tightening Thread зарегистрирова­ла, например, новосибирский косметолог, тренер новосибирской дистрибьюторской компании «Ла Вита» Светлана Дудина. Легитимность продаж – ее принципиальная, выстраданная позиция.

«Я сама жертва незарегистрированного филлера, – признается предпринимательница. – 10 лет назад, когда я еще работала моделью на косметологиче­ских выставках, мне поставили контрафакт, и по­следствия оказались очень печальные – изделие вызывало отек на губах. Поэтому как дистрибью­тор я решила работать только легально». Почти од­новременно с Tightening Thread от «Ла Вита» нити 3D UVL зарегистрировала компания «Оримед», до того момента ввозившая в Россию иглы для акупунктуры от Dong Bang. «Мой партнер по биз­несу Джун Сун во время одной из поездок в Корею обратил внимание на продукт, и мы решили до­бавить мезонити к нашей традиционной ассорти­ментной линейке», – рассказывает генеральный директор «Оримеда» Вячеслав Шульгин.

УЗЛОВАЯ ИНСТАНЦИЯ

Бурное развитие нитевого сегмента, по мнению операторов рынка, во многом и обусловливает не­спешность его легализации. По словам представи­телей дистрибьюторских компаний, еще в начале 2012 года в разных регионах страны продавались десятки контрафактных продуктов – как не заре­гистрированных в РФ брендов типа Thread Queen, Sinorgmed, Derli и так далее, так и «безымянных», завозимых челноками и мелкими оптовиками из Кореи и КНР.

Ниша, разрастаясь, продуцировала новых игро­ков. «Я работала менеджером в двух компаниях, где продавала нити из ПДО, надоело зарабатывать бешеные деньги для других, и создала собствен­ную дистрибьюторскую структуру. Нашла в интер­нете все корейские заводы, работающие с ПДО, поехала в Сеул и на первой же встрече познако­милась с тремя будущими основными поставщи­ками, закупила нити и начала продавать», – рас­сказывает владелица компании, реализующей в России один из известных, но не зарегистриро­ванных в РФ нитевых корейских брендов.

Впрочем, утверждать, что «серые» мезонити заполонили рынок, а их продавцы за счет сниже­ния издержек здесь доминируют, тоже было бы преувеличением. Сегмент постепенно «обеля­ется», его уже можно, с той или иной степенью достоверности результата, оценивать. По данным мониторинга, который проводила в прошлом году компания «Ла Вита», около 70% импорта мезони­тей в России в начале 2013 года занимали марки Lead Fine Lift, Beaute‘ lift V Line, Readne V Line; примерно по 2% рынка приходилось на не зареги­стрированные в РФ бренды Miracu, Bio-Meyisun, Derli; по 1% – на около десятка других, также не имеющих регудостоверения, брендов.

Дистрибьюторы все чаще замечают, что наличие регистрационного удостоверения у нитевого продукта в какой-то момент стало конкурентным преимуществом. «Мы вышли на плотно занятый рынок, и этот документ помогал нам в прода­жах, – говорит Вячеслав Шульгин из «Ори­меда». – Менеджеры приходили в клиники и с регистрацией в руках объясняли, почему стоимость наших нитей, имеющих официально подтвержденное соответствие стандартам каче­ства, выше, чем у «серых» поставщиков, и почему наши продукты стоит покупать».

Большинство опрошенных VM поставщиков «серой» нитевой продукции признаются, что в прошлом году всерьез намеревались легализо­ваться, но получить регистрационные удостове­рения не смогли – изменился порядок выдачи документов (VM посвятил теме обращения МИ серию публикаций, самая свежая – «Круговая проруха» в VM #32 от 6 октября 2014 года). «Если еще в 2012 году регистрационное удостоверение можно было получить в течение пары месяцев, то теперь на этот процесс уходит больше года, – говорят оптовики. – Несколько раз попробовав подать заявку на регистрацию, мы оставили эти попытки».

Из-за регистрационного коллапса на российском рынке МИ по состоянию на декабрь 2013 года легально обращались лишь пять марок нитей из ПДО. Больше 70% нитевых продуктов, по сути, были и остаются нелегальными.

Как показал мониторинг VM, сейчас на рос­сийском рынке доступны для приобретения как минимум семь незарегистрированных марок, произведенных в Корее («Лицевая строчка»).

ЛЕКАЛЬНЫЕ УСПЕХИ

Примечательно, что Росздравнадзор активизиро­вался на косметологической поляне ровно в тот период, когда провалил работу на подведомствен­ном ему участке регистрации МИ. В службу по­ступил сигнал о нелегальном обращении на рынке 17 нитевых брендов, в том числе BIO-Meyisun, Magic Lift, Thread Queen и так далее. Регулятор не мог проигнорировать запрос и начал проверки. Итогом первого раунда контрольных меропри­ятий уже в ноябре 2013 года стало официальное письмо Росздравнадзора с перечнем незаконно обращающихся на рынке косметологических медизделий.

В документах ведомства источник сигнала о заси­лье нелегальных изделий, естественно, не указан. Однако основные операторы сформировавшей­ся ниши сегодня уже не скрывают, что наводка на «серых» конкурентов пришла от них. «Мы, в числе прочих, участвовали в очистке сегмента мезонитей», – говорит представитель компании «Мезо-Эксперт». Представители компании «Бьюти Эксперт», в свою очередь, отмечают, что не только содействовали контролерам в проведе­нии проверок, но и публиковали отчеты о ревизи­ях Росздравнадзора на своем сайте.

Следует упомянуть, что контролеры, по дурной традиции, вместе с нелегалами зачерпнули и за­конопослушных игроков. «В список Росздравнад­зора попали нелегально ввозимые нити «Мед­троник», очень похожие по названию с нашим продуктом «Медитроник», – рассказывает Вяче­слав Шульгин из «Оримеда». – И мы очень долго объясняли сотрудникам ведомства, что не имеем никакого отношения к нелегальному товару». Светлана Дудина из «Ла Вита» утверждает, что нити Tightening Threads, реализуемые ее компа­нией, получили регистрационное удостоверение спустя 10 дней после появления письма Росздрав­надзора, и эта номенклатурная позиция была включена в «черный список» чисто технически.

По наблюдениям участников рынка, проверочная кампания если и повлияла на легализацию сег­мента, то косметически. Какое-то время эффект от надзорных мероприятий регулятора и поли­цейских контрольных закупок ощущался: контра­факт с витрин шоу-румов исчез. Да и продавцы стали слегка аккуратнее в заявлениях. «Наши нити находятся в процессе регистрации», – предупредили представившегося закупщиком косметологического салона корреспондента VM в компании MG Medical Ltd. При этом в ответ на официальный запрос редакции заявили, что незарегистрированной продукции в их ассорти­менте нет: «Мы не занимаемся мезонитями, наша профильная продукция – это филлеры и контур­ная пластика».

Более откровенными оказались менеджеры опто­вой компании «Мелис». В разговоре с корреспон­дентом VM там заявили, что мезонити Sinorgmed и Natural v-line находятся в процессе регистрации, которая ориентировочно должна завершиться весной следующего года, но приобрести их мож­но уже сейчас. В Era Laboratory неофициально предлагают купить Sinorgmed и 3D Ultra V Lift, а в ответ на официальный запрос сообщают, что реализуют только легитимно ввезенные продукты от Medtronic DongJun Co.

Выделилась из этого ряда компания «Иннова­ция», предложившая мезонити NeoLine от LG Life Science с оговоркой: «У нас скоро появятся сертифицированные продукты, тогда, конечно, их можно будет купить».

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ МЕЗОНИТЬЮ

Активность Росздравнадзора в узкой нише мезо­нитей, помимо легкой оторопи игроков, спро­воцировала несколько локальных конкурентных схваток. Продавцы «серых» продуктов находят чем попрекнуть своих легализованных оппонен­тов. «Они, например, предлагают нити с насечка­ми, косичками и другими модификациями, хотя регистрация у них только на простой линейный продукт», – жалуется на конкурентов собеседник VM в одной из оптовых компаний. Еще воин­ственнее звучит претензия другого участника борьбы: «Многие дистрибьюторы, зарегистриро­вавшие нити, привозят продукты со стирольным шариком в качестве спонжа, и на коже могут оставаться его частички, что может привести к воспалительному процессу. Это преступление перед клиентом! И на всех своих семинарах я буду рассказывать, чем на самом деле занимаются так называемые легальные дистрибьюторы».

Эксперты говорят, что к существующим регистра­ционным удостоверениям на нити действительно сейчас есть ряд вопросов. Аналитик индустрии красоты Елена Москвичева отмечает, что, согласно российскому законодательству, а в первую очередь приказу Минздрава России от 6 июня 2012 года №4н «Об утверждении номенклатурной класси­фикации медицинских изделий», любое медизде­лие, которое имплантируется в организм человека для того, чтобы вызывать биологический эффект, рассасываться полностью или в значительной мере, в составные части которого входит веще­ство, представляющее собой лекарственный пре­парат или иное биологически активное средство и воздействующее на человеческий организм в дополнение к воздействию медицинского изде­лия, относятся к классу риска 3, самому высокому в этой шкале. «А в регистрационных удостове­рениях некоторых нитей вместо класса риска 3 указан 2б», – говорит Елена Москвичева.

Кроме того, согласно ФЗ от 25 ноября 2013 года №317 производитель должен указывать, как и кто применяет данное медицинское изделие. «Если в регистрационном удостоверении или в методических рекомендациях, которые к нему приложены, есть слова «врач-косметолог», тогда он может применять продукт в своей медицин­ской практике, если нет, – то не имеет на это права. Трудно сказать, насколько регистрация защищает врача от опасных последствий ис­пользования мезонитей, поскольку по странной практике ни один из дистрибьюторов не предает гласности материалы из регистрационного досье, более того, и сам Росздравнадзор не раскрывает той информации, которая нужна врачам-космето­логам», – отмечает Елена Москвичева.

«Белые» компании пытаются манипулировать правовыми инструментами. «Сейчас мы подали заявление в Роспатент о регистрации названия «мезонить», – говорит Дмитрий Калугин из «Бью­ти Эксперта». – Получение патента будет одним из шагов в борьбе с компаниями, реализующими в России незарегистрированные изделия».

Впрочем, оппонентов эта угроза не трогает: «Мы назовем нити любым другим термином и будем продавать их и дальше безо всяких разрешений».

Наблюдающая за этой баталией Ольга Селянина из Mesoproff замечает, что термин «мезонити» будет сложно запатентовать: «Я уже пыталась зарегистри­ровать это название, но мне отказали из-за того, что в этом термине есть тождественные элементы». А по поводу амбиций «Бьюти Эксперта» добавля­ет: «Они пытаются доминировать на этом рынке вопреки всем законам конкуренции. Когда мой бренд Derli будет зарегистрирован, их позиции, как и других игроков, которые ведут себя подобным образом, значительно пострадают».

Сторонние наблюдатели считают, что регулятор­ная активность вполне справедливо умерила вос­торг по поводу чудодейственности нитей, и ажи­отаж уступил место критическому отношению к продукту. «Волна мезонитей схлынула, многие врачи поняли, что нити не дают того эффекта, который часто обещают их поставщики. Клиники стали доносить эту информацию до пациентов, в итоге спрос на нити упал», – отмечает Алексей Терехов из Merz Aesthetics.

Однако для самого Росздравнадзора нитяная практика, судя по всему, стала отправной точкой в борьбе с «серым» рынком эстетических инъек­ций. Недавно руководитель ведомства Михаил Мурашко заявил о готовности проверять косме­тологические салоны на предмет использования незаконно ввезенных в страну ботулотоксинов и других препаратов и МИ, которые, по его сведе­ниям, активно реализуются в России.

А пока регулятор разрабатывает планы контроль­ных мероприятий на широком косметологиче­ском поле, дистрибьюторы мезонитей готовятся к совершению очередного прорыва, надеясь в этом смысле на новый продукт – нити из поли­молочной кислоты. «Надеемся, что такой продукт, уже продающийся в Корее, появится у нас до кон­ца декабря», – поделились с VM сразу несколь­ко компаний-поставщиков.

нитевой лифтинг, эстетическая хирургия, эстетическая медицина, косметология

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года