Поставщиков косметологических инъекций Росздравнадзор впервые удостоил деятельным вниманием в конце прошлого года – в службу поступила информация об обращении на рынке 17 незарегистрированных номенклатурных позиций сегмента мезонитей. Так сейчас в России принято называть медизделия (МИ) для омолаживающих процедур: встроенные в иглу нити из полидиоксанона (ПДО). Регулятор, который последние три года только грозился заняться препаратами и МИ для эстетической медицины, в 2013‑м развил в отношении профильных дистрибьюторов и клиник ощутимую надзорную активность. А в 2014 году в сегмент вслед за контролерами потянулись и правоохранительные структуры. Впрочем, пока действия регулятора никого особо не напугали – «теневики» по‑прежнему открыто продают незарегистрированную продукцию, выступают на отраслевых мероприятиях и ведут конкурентную борьбу с легальным сектором.
По словам научного руководителя компании Mesoproff Ольги Селяниной, бренд Derli является запатентованным товарным знаком, принадлежащим ее компании, под которым сейчас развивается целый ассортимент разнообразной продукции, от косметических марок до нитей из ПДО в разных вариациях: «Я придумала это название, опираясь на фразу «дермальный лифтинг». Этот бренд был зарегистрирован в Корее, и сейчас заказано производство так называемых мезонитей в Сеуле на одном из крупнейших заводов Dong Bang. Это единственный бренд нитей, который выпускается на заводе-родоначальнике, а не на его дочерних предприятиях», – рассказывает Селянина.
В России Derli пока официально не зарегистрированы, что не помешало этим нитям не только стать узнаваемым экспонатом косметологических выставок, но и обращаться на рынке. Растущую популярность Derli в сегменте омолаживающих продуктов из ПДО не остановили ни предупреждения Росздравнадзора, ни проверки полицейских. Как такое возможно?
В марте 2014 года сотрудники ГУВД Москвы провели контрольную закупку товара в офисе Mesoproff на улице Красина в Москве. Этой полицейской операции был посвящен сюжет телепрограммы «Петровка, 38» на ТВЦ: на складе компании, как заметили авторы репортажа, обнаружены «иглы и нити для мезотерапии, которые не прошли необходимых экспертиз, не имели сертификата качества, а значит, были опасны для здоровья». Оперативники изъяли изделия, отправили их на исследование и упоминали в телевизионном интервью о возможности возбуждения уголовного дела.
В ГУВД Москвы на запрос VM о текущем статусе дела Mesoproff не ответили. А Ольга Селянина утверждает, что оперативники передали материалы проведения сбора информации в прокуратуру, на что она ответила отказом даже в возбуждении дела об административном правонарушении. «На складе имелись так называемые мезонити различных брендов, практически всех, которые обращаются на рынке России и в самой Южной Корее, поскольку я как президент некоммерческого партнерства «Общество врачей-мезотерапевтов» имею право проводить любые исследования на соответствующем материале, – поясняет Ольга Селянина. – Этим я и занимаюсь, и провожу исследования материала из полидиоксанона, заключенного в иглу-носитель, или мезонитей, в том числе и собственного бренда Derli, на крысах».
Менеджеры по продажам Mesoproff, тем временем, об исследованиях и крысах не знают, зато бойко предлагают продукты широкой ассортиментной линейки Derli – от стандартных гладких нитей по 180 рублей до модифицированных, с насечками, по 1 400 рублей – и готовятся к презентации бренда на отраслевых выставках.
Участники косметологического рынка признают, что участившиеся контрольные мероприятия особо не повлияли на динамику развития сегмента мезонитей. Дистрибьюторы незарегистрированных продуктов из ПДО продолжают проявлять активность на рынке, задействуя все каналы продаж – от интернет-магазинов до профильных ивентов. «После надзорных мероприятий прошедшего года из сегмента мезонитей ушли разве что небольшие дилеры, а все уже успевшие сформироваться крупные игроки, реализующие как зарегистрированную, так и нелегально ввезенную в Россию корейскую продукцию, остались на плаву, почти ничего в своей деятельности не поменяв», – констатирует руководитель одной из дистрибьюторских косметологических компаний.
«ПЯТЕРКА» С НАТЯЖКОЙ
Мезонити пришли на российский рынок всего два года назад из Кореи (подробнее об этом «нитевом прорыве» – в материале «Шить стало веселее») и сразу стали хитом инъекционной косметологии, сформировав здесь отдельную динамично растущую нишу. Отечественных поставщиков, а главное – косметологов привлекала простота использования и низкая стоимость продукта. Принцип действия МИ – шомпольный: под кожу вводится игла со встроенной в нее нитью, которая после изъятия иглы остается на месте, а потом в течение шести–восьми месяцев и вовсе рассасывается. Такая процедура, по уверению врачей, должна давать лифтинговый эффект и коррекцию каркаса лица. Низкая себестоимость продукта, выполненного на основе шовного материала – полидиоксанона, позволяет держать цену на процедуры в два-три раза ниже, чем на инъекции биоревитализантов, филлеров и других традиционных средств эстетической медицины.
Россию накрыло волной легальных и контрафактных полидиоксаноновых нитевых продуктов. «Это был «косметологический Чингисхан». Всего в страну попало около 15 брендов нитей, и уже в первый год импортировано 1,7 млн единиц такой продукции. Если учесть, что на одну омолаживающую процедуру уходит в среднем 20 нитей, то косметологи сделали около 800 тысяч нитевых инъекций, что почти в полтора раза больше числа манипуляций, проведенных с применением ботулотоксинов», – подсчитывает глава российского представительства Merz Aesthetics Алексей Терехов.
Мезонити сразу показали себя как самый «серый» сегмент и так не отличающегося прозрачностью рынка косметологии. Компании, которые официально зарегистрировали ввозимую в РФ продукцию, можно пересчитать по пальцам.
Первым легальным игроком и одним из идеологов сегмента мезонитей в России считается дистрибьюторская компания «Бьюти Эксперт», зарегистрировавшая в 2012 году нити Lead Fine Lift корейского производителя Medifirst. «В Корее изделие, которое мы тогда привезли, называлось просто «нити из полидиоксанона», – вспоминает руководитель отдела развития «Бьюти Эксперта» Дмитрий Калугин. – Как продвигать продукт с таким названием в России? После многочисленных мозговых штурмов основательница компании Наталья Новикова вместе с нашими врачами придумала маркетинговое название «мезонити». По словам Калугина, именно компания «Бьюти Эксперт» начала адаптировать азиатские технологии установки нитей к европейскому типу лица и укоренять на отечественном рынке «нитевые» методики и терминологию – например, зарегистрировав в Роспатенте способ подтяжки под названием «тредлифтинг».
В том же 2012 году еще одну марку мезонитей – Beaute‘ lift V Line – зарегистрировали в России владельцы московской сети клиник косметологии и пластической хирургии Beauty Trend.
Обратили внимание на новинку и ведущие игроки сегмента филлеров. Компания «Мезо-эксперт» (входит в одну группу с крупным игроком сектора, эксклюзивным поставщиком филлера Теосиаль, компанией «Академия научной красоты») начала переговоры с корейским заводом HyunDae MediTech о выводе на отечественный рынок нитей Reandne. Группа дистрибьюторов не пожалела усилий и времени на регистрацию изделия: понадобилось больше года, чтобы продукт начал поставляться в Россию легально.
Помимо солидных профильных игроков, в сегмент мезонитей потянулись более скромные региональные компании и представители смежных секторов. Корейские нити Tightening Thread зарегистрировала, например, новосибирский косметолог, тренер новосибирской дистрибьюторской компании «Ла Вита» Светлана Дудина. Легитимность продаж – ее принципиальная, выстраданная позиция.
«Я сама жертва незарегистрированного филлера, – признается предпринимательница. – 10 лет назад, когда я еще работала моделью на косметологических выставках, мне поставили контрафакт, и последствия оказались очень печальные – изделие вызывало отек на губах. Поэтому как дистрибьютор я решила работать только легально». Почти одновременно с Tightening Thread от «Ла Вита» нити 3D UVL зарегистрировала компания «Оримед», до того момента ввозившая в Россию иглы для акупунктуры от Dong Bang. «Мой партнер по бизнесу Джун Сун во время одной из поездок в Корею обратил внимание на продукт, и мы решили добавить мезонити к нашей традиционной ассортиментной линейке», – рассказывает генеральный директор «Оримеда» Вячеслав Шульгин.
УЗЛОВАЯ ИНСТАНЦИЯ
Бурное развитие нитевого сегмента, по мнению операторов рынка, во многом и обусловливает неспешность его легализации. По словам представителей дистрибьюторских компаний, еще в начале 2012 года в разных регионах страны продавались десятки контрафактных продуктов – как не зарегистрированных в РФ брендов типа Thread Queen, Sinorgmed, Derli и так далее, так и «безымянных», завозимых челноками и мелкими оптовиками из Кореи и КНР.
Ниша, разрастаясь, продуцировала новых игроков. «Я работала менеджером в двух компаниях, где продавала нити из ПДО, надоело зарабатывать бешеные деньги для других, и создала собственную дистрибьюторскую структуру. Нашла в интернете все корейские заводы, работающие с ПДО, поехала в Сеул и на первой же встрече познакомилась с тремя будущими основными поставщиками, закупила нити и начала продавать», – рассказывает владелица компании, реализующей в России один из известных, но не зарегистрированных в РФ нитевых корейских брендов.
Впрочем, утверждать, что «серые» мезонити заполонили рынок, а их продавцы за счет снижения издержек здесь доминируют, тоже было бы преувеличением. Сегмент постепенно «обеляется», его уже можно, с той или иной степенью достоверности результата, оценивать. По данным мониторинга, который проводила в прошлом году компания «Ла Вита», около 70% импорта мезонитей в России в начале 2013 года занимали марки Lead Fine Lift, Beaute‘ lift V Line, Readne V Line; примерно по 2% рынка приходилось на не зарегистрированные в РФ бренды Miracu, Bio-Meyisun, Derli; по 1% – на около десятка других, также не имеющих регудостоверения, брендов.
Дистрибьюторы все чаще замечают, что наличие регистрационного удостоверения у нитевого продукта в какой-то момент стало конкурентным преимуществом. «Мы вышли на плотно занятый рынок, и этот документ помогал нам в продажах, – говорит Вячеслав Шульгин из «Оримеда». – Менеджеры приходили в клиники и с регистрацией в руках объясняли, почему стоимость наших нитей, имеющих официально подтвержденное соответствие стандартам качества, выше, чем у «серых» поставщиков, и почему наши продукты стоит покупать».
Большинство опрошенных VM поставщиков «серой» нитевой продукции признаются, что в прошлом году всерьез намеревались легализоваться, но получить регистрационные удостоверения не смогли – изменился порядок выдачи документов (VM посвятил теме обращения МИ серию публикаций, самая свежая – «Круговая проруха» в VM #32 от 6 октября 2014 года). «Если еще в 2012 году регистрационное удостоверение можно было получить в течение пары месяцев, то теперь на этот процесс уходит больше года, – говорят оптовики. – Несколько раз попробовав подать заявку на регистрацию, мы оставили эти попытки».
Из-за регистрационного коллапса на российском рынке МИ по состоянию на декабрь 2013 года легально обращались лишь пять марок нитей из ПДО. Больше 70% нитевых продуктов, по сути, были и остаются нелегальными.
Как показал мониторинг VM, сейчас на российском рынке доступны для приобретения как минимум семь незарегистрированных марок, произведенных в Корее («Лицевая строчка»).
ЛЕКАЛЬНЫЕ УСПЕХИ
Примечательно, что Росздравнадзор активизировался на косметологической поляне ровно в тот период, когда провалил работу на подведомственном ему участке регистрации МИ. В службу поступил сигнал о нелегальном обращении на рынке 17 нитевых брендов, в том числе BIO-Meyisun, Magic Lift, Thread Queen и так далее. Регулятор не мог проигнорировать запрос и начал проверки. Итогом первого раунда контрольных мероприятий уже в ноябре 2013 года стало официальное письмо Росздравнадзора с перечнем незаконно обращающихся на рынке косметологических медизделий.
В документах ведомства источник сигнала о засилье нелегальных изделий, естественно, не указан. Однако основные операторы сформировавшейся ниши сегодня уже не скрывают, что наводка на «серых» конкурентов пришла от них. «Мы, в числе прочих, участвовали в очистке сегмента мезонитей», – говорит представитель компании «Мезо-Эксперт». Представители компании «Бьюти Эксперт», в свою очередь, отмечают, что не только содействовали контролерам в проведении проверок, но и публиковали отчеты о ревизиях Росздравнадзора на своем сайте.
Следует упомянуть, что контролеры, по дурной традиции, вместе с нелегалами зачерпнули и законопослушных игроков. «В список Росздравнадзора попали нелегально ввозимые нити «Медтроник», очень похожие по названию с нашим продуктом «Медитроник», – рассказывает Вячеслав Шульгин из «Оримеда». – И мы очень долго объясняли сотрудникам ведомства, что не имеем никакого отношения к нелегальному товару». Светлана Дудина из «Ла Вита» утверждает, что нити Tightening Threads, реализуемые ее компанией, получили регистрационное удостоверение спустя 10 дней после появления письма Росздравнадзора, и эта номенклатурная позиция была включена в «черный список» чисто технически.
По наблюдениям участников рынка, проверочная кампания если и повлияла на легализацию сегмента, то косметически. Какое-то время эффект от надзорных мероприятий регулятора и полицейских контрольных закупок ощущался: контрафакт с витрин шоу-румов исчез. Да и продавцы стали слегка аккуратнее в заявлениях. «Наши нити находятся в процессе регистрации», – предупредили представившегося закупщиком косметологического салона корреспондента VM в компании MG Medical Ltd. При этом в ответ на официальный запрос редакции заявили, что незарегистрированной продукции в их ассортименте нет: «Мы не занимаемся мезонитями, наша профильная продукция – это филлеры и контурная пластика».
Более откровенными оказались менеджеры оптовой компании «Мелис». В разговоре с корреспондентом VM там заявили, что мезонити Sinorgmed и Natural v-line находятся в процессе регистрации, которая ориентировочно должна завершиться весной следующего года, но приобрести их можно уже сейчас. В Era Laboratory неофициально предлагают купить Sinorgmed и 3D Ultra V Lift, а в ответ на официальный запрос сообщают, что реализуют только легитимно ввезенные продукты от Medtronic DongJun Co.
Выделилась из этого ряда компания «Инновация», предложившая мезонити NeoLine от LG Life Science с оговоркой: «У нас скоро появятся сертифицированные продукты, тогда, конечно, их можно будет купить».
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ МЕЗОНИТЬЮ
Активность Росздравнадзора в узкой нише мезонитей, помимо легкой оторопи игроков, спровоцировала несколько локальных конкурентных схваток. Продавцы «серых» продуктов находят чем попрекнуть своих легализованных оппонентов. «Они, например, предлагают нити с насечками, косичками и другими модификациями, хотя регистрация у них только на простой линейный продукт», – жалуется на конкурентов собеседник VM в одной из оптовых компаний. Еще воинственнее звучит претензия другого участника борьбы: «Многие дистрибьюторы, зарегистрировавшие нити, привозят продукты со стирольным шариком в качестве спонжа, и на коже могут оставаться его частички, что может привести к воспалительному процессу. Это преступление перед клиентом! И на всех своих семинарах я буду рассказывать, чем на самом деле занимаются так называемые легальные дистрибьюторы».
Эксперты говорят, что к существующим регистрационным удостоверениям на нити действительно сейчас есть ряд вопросов. Аналитик индустрии красоты Елена Москвичева отмечает, что, согласно российскому законодательству, а в первую очередь приказу Минздрава России от 6 июня 2012 года №4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий», любое медизделие, которое имплантируется в организм человека для того, чтобы вызывать биологический эффект, рассасываться полностью или в значительной мере, в составные части которого входит вещество, представляющее собой лекарственный препарат или иное биологически активное средство и воздействующее на человеческий организм в дополнение к воздействию медицинского изделия, относятся к классу риска 3, самому высокому в этой шкале. «А в регистрационных удостоверениях некоторых нитей вместо класса риска 3 указан 2б», – говорит Елена Москвичева.
Кроме того, согласно ФЗ от 25 ноября 2013 года №317 производитель должен указывать, как и кто применяет данное медицинское изделие. «Если в регистрационном удостоверении или в методических рекомендациях, которые к нему приложены, есть слова «врач-косметолог», тогда он может применять продукт в своей медицинской практике, если нет, – то не имеет на это права. Трудно сказать, насколько регистрация защищает врача от опасных последствий использования мезонитей, поскольку по странной практике ни один из дистрибьюторов не предает гласности материалы из регистрационного досье, более того, и сам Росздравнадзор не раскрывает той информации, которая нужна врачам-косметологам», – отмечает Елена Москвичева.
«Белые» компании пытаются манипулировать правовыми инструментами. «Сейчас мы подали заявление в Роспатент о регистрации названия «мезонить», – говорит Дмитрий Калугин из «Бьюти Эксперта». – Получение патента будет одним из шагов в борьбе с компаниями, реализующими в России незарегистрированные изделия».
Впрочем, оппонентов эта угроза не трогает: «Мы назовем нити любым другим термином и будем продавать их и дальше безо всяких разрешений».
Наблюдающая за этой баталией Ольга Селянина из Mesoproff замечает, что термин «мезонити» будет сложно запатентовать: «Я уже пыталась зарегистрировать это название, но мне отказали из-за того, что в этом термине есть тождественные элементы». А по поводу амбиций «Бьюти Эксперта» добавляет: «Они пытаются доминировать на этом рынке вопреки всем законам конкуренции. Когда мой бренд Derli будет зарегистрирован, их позиции, как и других игроков, которые ведут себя подобным образом, значительно пострадают».
Сторонние наблюдатели считают, что регуляторная активность вполне справедливо умерила восторг по поводу чудодейственности нитей, и ажиотаж уступил место критическому отношению к продукту. «Волна мезонитей схлынула, многие врачи поняли, что нити не дают того эффекта, который часто обещают их поставщики. Клиники стали доносить эту информацию до пациентов, в итоге спрос на нити упал», – отмечает Алексей Терехов из Merz Aesthetics.
Однако для самого Росздравнадзора нитяная практика, судя по всему, стала отправной точкой в борьбе с «серым» рынком эстетических инъекций. Недавно руководитель ведомства Михаил Мурашко заявил о готовности проверять косметологические салоны на предмет использования незаконно ввезенных в страну ботулотоксинов и других препаратов и МИ, которые, по его сведениям, активно реализуются в России.
А пока регулятор разрабатывает планы контрольных мероприятий на широком косметологическом поле, дистрибьюторы мезонитей готовятся к совершению очередного прорыва, надеясь в этом смысле на новый продукт – нити из полимолочной кислоты. «Надеемся, что такой продукт, уже продающийся в Корее, появится у нас до конца декабря», – поделились с VM сразу несколько компаний-поставщиков.