Каждый год, отмечая 6 августа День донорства органов, индийская врачебная и пациентская общественность хором и сольно произносит мантру – о нехватке доноров, дефиците биоматериала и настоятельной необходимости реорганизовать всю службу донации и трансплантации. Но, видимо, до сих пор у адресатов этих заклинаний не находилось компетенций и средств на решение проблемы: по официальной статистике, с 2005‑го по 2013 год около 3 млн больных, нуждающихся в трансплантации, погибли, так и не дождавшись донорского материала. Вновь назначенный министр здравоохранения и социального обеспечения семьи Харш Вардхан, рассказывая о масштабных планах ведомства, заявил, что усилия его предшественников в сфере трансплантологии оказались неэффективны и национальную систему донорства органов и тканей придется выстраивать с нуля.
День донорства в нынешнем году был отмечен утверждением правительственного проекта по созданию национального трансплантационного центра – на базе клиники Safdarjung Hospital в Дели будет организован центр National Organ and Tissue Transplantation Organisation (NOTTO). У новой структуры будет два основных подразделения, развивающих магистральные направления трансплантационной деятельности. Первое призвано вести реестр реципиентов, координировать забор и перемещение донорских органов и тканей, заниматься мониторингом, составлением и поддержкой баз данных. Второе подразделение возьмет на себя функции банка биоматериалов.
В зону ответственности NOTTO попадают также все действующие центры трансплантации, а также решение задач по их модернизации и объединению со вновь создаваемыми клиниками в полноценную сеть. Соответствующие директивы уже спущены из центра в административные органы территорий. Министр Харш Вардхан в ближайшее время намерен провести консультации с правительствами штатов для скорейшего создания подразделений NOTTO или аналогичных учреждений в столицах регионов.
NOTTO должен принять на себя и расширить полномочия головного трансплантационного центра Индии – Organ Retrieval Banking Organization, действующего при объединении медицинских колледжей All India Institute of Medical Sciences: именно здесь сегодня формируется лист ожидания нуждающихся в пересадке пациентов, проводится регистрация доноров, координируется вся связанная с донацией и трансплантацией медпомощь.
По большому счету, новое правительство Индии никаких новаций не предлагает: NOTTO – инициатива предыдущего кабинета, который, как не преминул заметить Харш Вардхан, попросту провалил собственный план модернизации сегмента и даже не сумел освоить ассигнованные для этого средства. Новые власти обещают пересмотреть функционал национальнойсистемы трансплантации и, наконец, запустить ее. Согласно бюджетному плану пятилетки (2012–2017 годы), на эти цели выделено 1,49 млрд рупий ($24,3 млн).
По данным исполнительного директора неправительственной организации Multi Organ Harvesting Aid Network (MOHAN) Паллави Кумар, показатель донации в Индии составляет 0,26 донора на 1 млн человек, тогда как для бездефицитной работы сегмента необходимо повысить этот коэффициент как минимум до трех. Как сообщила VM Паллави Кумар, пересадка органов ежегодно требуется 200 тысячам индийцев и только 10% нуждающихся получают донации своевременно.
По данным индийского Минздрава, в 2011 году было проведено 4 тысячи трансплантаций почек при листе ожидания в 150 тысяч больных и 500 пересадок печени при 20 тысячах нуждающихся в такой донации.
Более достоверных и актуальных статистических данных по ситуации в сегменте не имеют ни MOHAN, ни уполномоченные органы власти.
В своем комментарии для VM исполнительный директор MOHAN отметила, что большинство трансплантаций осуществляется в частных клиниках, сконцентрированных в крупных городах, что делает подобные операции недоступными для населения страны, как по логистике процесса, так и по стоимости услуги. По свидетельству Паллави Кумар, тарифы в сегменте никак не регулируются и частники вольны назначать практически любую цену. В государственных больницах, говорит эксперт, операция проводитсябесплатно или с оплатой расходных материалов, но доля госсектора в сегменте в целом по стране незначительна. Впрочем, некоторые регионы сумели наладить процесс забора и пересадки органов: например, в штате Тамил-Наду большее количество донаций производится именно в государственных медучреждениях, но это скорее исключение из общего правила.
В Тамил-Наду, признанном трансплантационном центре, местное правительство в нынешний День донорства объявило о создании собственного регулятора – координатора забора органов от умерших людей и центра регистрации биоматериала. Цель проекта – объединить трансплантационные усилия с соседними южными штатами страны. По ныне действующему закону Transplantation of Human Organ Act 1994 (THO), в Тамил-Наду для проведения пересадки органов лицензированы 74 клиники. Лидирует штат и по количеству проводимых трансплантаций: по состоянию на июль 2014 года прижизненное согласие 504 жителей штата стать после смерти донорами позволило собрать банк в 2 779 единиц биоматериала. Для сравнения, в городе Мумбаи в 2013 году пожертвовать свои органы после смерти согласился всего 21 человек, в результате чего были сделаны 36 пересадок почек и 19 – печени.
Помимо организационной беспомощности медицинских властей, модернизацию сегмента тормозит отсутствие актуальной законодательной базы. По словам Паллави Кумар, органы погибшего и не оставившего на этот счет никаких распоряжений донора, даже при условии согласия родственников, часто остаются неиспользованными. Причина – отсутствие формы протокола для обмена.
Сейчас в Индии со скрипом принимается очередная версия закона о трансплантологии – THO 2011, в нее вносятся поправки. Документ получил президентское одобрение еще в 2011 году и вот уже почти три года проходит согласование в ассамблеях штатов. И хотя у законодательного акта пока нет всеиндийской силы, описанными в нем регламентами с 10 января 2014 года уже руководствуются в штатах Гоа, Химачал-Прадеш, Западная Бенгалия, городе Дели и союзных территориях.
THO 2011 значительно отличается от изданного в 1994-м, благодаря настоящему документу расширяется круг вероятных доноров, кроме того, новый регламент ужесточает ответственность за нелегальный коммерческий оборот органов. За незаконное извлечение органов нарушителю грозит до 10 лет тюрьмы и штраф до 2 млн рупий ($33 тысячи), за пересадку ткани – три года заключения и штраф в 500 тысяч рупий ($8,2 тысячи). ТНО 2011 требует нового порядка формирования комиссии по оценке смерти мозга и обязательного разрешения родственников погибшего на изъятие органов. В обновленном регламенте прослеживаются и национальные особенности, например, в случае если речь идет о доноре-женщине, должны быть приняты меры по установлению ее личности и подтверждению независимости ее прижизненного решения. Основными регуляторами сегмента в ТНО 2011 обозначены уполномоченные органы и комитеты авторизации штатов. Первые занимаются надзором и аккредитацией клиник (как правило, лицензия на проведение трансплантаций действует не более пяти лет), вторые – отношениями реципиента и донора (законного распорядителя).
Пока же государство и власти отдельных штатов не справляются с решением проблем в сегменте, в стране ведут активную деятельность НПО, такие как MOHAN. В распоряжении последней – небольшое число консультантов, которые в основном занимаются продвижением идеи донорства от умерших людей. Согласно актуальному отчету MOHAN, в четырех штатах, на одной союзной территории и в городе Дели в период с апреля 2013-го по март 2014 года при участии ее координаторов было проведено 638 трансплантаций органов и тканей от 119 доноров. При этом бюджет организации за отчетный период составил почти 16,8 млн рупий ($276 586), большую часть этой суммы сформировали гранты, остальную – дотации и спонсорские взносы.
Правительство не сторонится НПО, подобных MOHAN, более того, по словам нового министра здравоохранения, для помощи в создании национальной трансплантационной системы ведомство планирует привлечь религиозные и общественные объединения.