20 Мая 2024 Понедельник

Продажи очков, линз и оправ показали рост в 2016 году
Дарья Шубина, Екатерина Макарова Офтальмология Мединдустрия
21 октября 2016, 9:24
Фото: PhotoXPress
9182

Ориентированный на импорт российский оптический рынок очнулся от девальвационного шока и продемонстрировал положительную динамику. По оценкам аналитической компании GFK, за восемь месяцев 2016 года продажи оптических медизделий (период к периоду) выросли на 4,1% в натуральном и на 13,3% в денежном выражении. Из прошлогоднего провала ритейлеры выбираются главным образом за счет оптимизации затрат: практикуют групповые закупки, наращивают объемы прямых заказов и развивают private lable.

ГРУППОВОЙ ИКС

«Сейчас происходит отскок от крайне низких результатов первой половины 2015 года», – говорит Роман Фомин, аналитик компании GFK, которая проводит исследование оптического рынка с 2013 года. В прошлом году впервые за последние несколько лет объем продаж медизделий этой категории, по данным GFK, снизился на 10–20% в натуральном выражении и на 4% – в деньгах. Ситуация начала выправляться в III квартале 2015 года, но успехи у оптиков пока скромные – рост продаж по итогам 2016 года прогнозируется не более чем на 5–7% в денежном выражении. «Статистика спроса слабая, потребитель склонен к экономии, – говорит Фомин. – В этих условиях трудно ожидать высокой положительной динамики».

Тем не менее опрошенные Vademecum участники рынка демонстрируют оптимизм: все, кому удалось сохранить свой бизнес, планируют развитие. Другой вопрос, способен ли рынок восстановить прежние обороты.

Оптические ритейлеры опытным путем доказали справедливость формулы «кризис – лучший мотив для оптимизации». Сети и одиночные салоны, работающие в массовом сегменте, стали, например, чаще пополнять товарные запасы через площадки «групповых покупок». Подобный сервис с ориентацией на мелких предпринимателей организовал хорошо известный в Москве и за ее пределами Оптовый склад очков, оправ и линз на Алтуфьевском шоссе (подробнее об этом предприятии – в материале «В базарный дзен», Vademecum #20 (45) от 30 июня 2014 года). «Присоединяйтесь к бизнесу «cовместные покупки»! Совместные, коллективные покупки – простая и взаимовыгодная форма приобретения очковой оптики и контактных линз по оптовым ценам всеми желающими», – призывает сайт оптовика Opticaopt.ru. Минимальный объем поставки – 5 тысяч рублей, притом что цены на готовые очки здесь начинаются с 300 рублей. 

Если верить сотрудникам колл-центра, компания регулярно отправляет заказы в 15 городов-миллионников по всей стране – от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Еще один ресурс для совместных закупок – самарская компания «Очки всем», которая тоже работает и с салонами оптики, и с физлицами: минимальная сумма заказа установлена здесь на уровне 7 тысяч рублей. Представитель «интернет-молла» Opticaopt.ru подтвердил Vademecum, что в нынешнем году покупательская активность на их площадке значительно выросла – ресурс чаще используют не только индивидуальные предприниматели и мелкие компании, но и конечные потребители. Последние, кстати, иногда объединяются на тематических форумах ради общей закупки. Например, жители Якутска весной и осенью нынешнего года совместно заказали очки и линзы на сумму порядка 45 тысяч рублей: коммуницировали они через местный ресурс Ykt.ru и модератора Ирину, которая формировала и выкупала их заказы на Opticaopt.ru.

очки.jpg

Фото: Оксана Добровольская

УПРЯМОХОДЯЩИЕ

Несмотря на все попытки дистрибьюторов смягчить финансовые условия сотрудничества с розницей, ритейлеры пытаются вывести оптовиков из товаропроводящей цепочки и все чаще практикуют прямые закупки на китайских заводах. «Рынок просел – это однозначно. Мы идем навстречу партнерам, для крупных сетевых клиентов разрабатываем индивидуальные программы. Но прямые закупки – это актуальная сегодня ситуация. Таким образом ведь закупаются не только китайские бренды. В Китае находятся заводы большинства марок, включая японские и европейские», – говорит генеральный директор компании «Аввита» Елена Ковалева.

Закупка продукции известных брендов на фабрике, конечно, выгоднее работы с дистрибьюторами – по оценкам участников рынка, экономия в среднем может составлять 20%, – но связана с необоснованными рисками. «Не важно, где и кем производится товар, важно, кто обладает правом на торговлю товарами под конкретной маркой. Китайские фабрики производят товар по поручению правообладателя – держателя лицензии, но они не имеют права реализовывать этот товар, – поясняет генеральный директор оптического холдинга Fashion House Group (FHG) Анатолий Котиков. – Следовательно, товар, приобретенный на китайской фабрике в обход дистрибьютора, становится контрафактным. Наказание за торговлю таким продуктом может быть не только административным, но и уголовным».

Увеличение в продажах доли продуктов собственной торговой марки (СТМ) – еще один инструмент выживания в условиях сокращения покупательной способности. «Мы почти отказались от работы с дистрибьюторами, так как развиваем СТМ, заказываем качественные оправы и линзы в Юго-Восточной Азии. Примерно 10% ассортимента закупаем у Luxottica и Safilo», – говорит директор по маркетингу салона «Айкрафт Оптика» Сергей Машуков. Активно продвигает СТМ и нижегородская сеть «Оптика Кронос»: свои ежемесячные контактные линзы ритейлер заказывает производителям в Южной Корее и продает под брендом «Кронос-М» по 875 рублей за шесть линз, это минимум на 400–500 рублей дешевле, чем аналогичные продукты известных марок – Ciba Vision, CooperVision и Bausch & Lomb.

Участники рынка в один голос свидетельствуют: потребители стали гораздо разборчивее и требовательнее к качеству оптической продукции. «Мы видим, что покупатели устали от дешевых подделок. И если в 2015 году они чаще чинили свои старые очки, то сегодня отдают предпочтение новым – психологический ценовой барьер, выросший из-за повышения валютных курсов, как мне кажется, аудиторией преодолен», – говорит заместитель директора санкт-петербургской компании «Люксопт» Ангелина Ощепкова. К тому же выводу приходит и Анатолий Котиков из FHG: сегодняшний потребитель хочет купить надежные очки или оправу, а не менять их ежемесячно.

Статистика «Яндекса», однако, свидетельствует об обратном: в январе – августе 2016 года интернет-пользователи вводили в строку поиска набор слов «очки Китай купить» 3,4 тысячи раз, тогда как за первые восемь месяцев 2015-го поисковик зафиксировал 2,9 тысячи таких запросов. «В этом году не так хорошо работают прежние методы мотивации потребителей, нужно искать другие подходы – как в анализе, так и в стимулировании покупок, – рассуждает гендиректор новосибирской оптики «Тамара» Татьяна Проскурина. – Но по моим ощущениям, переформатирование рынка будет происходить и дальше: не только по объему продаж и количеству точек, но и по ассортименту товаров и услуг, более понятными станут форматы оптик и дифференциация товаров на премиум-класс, средний и дешевый ценовые сегменты».

УПИТАНЫ ОТ СЕТИ

Если дистрибьюторы оказались примерно в равных условиях, то в ритейле кризис вызвал серьезные структурные изменения. «С начала 2016 года количество игроков на розничном оптическом рынке сократилось на 15% – это оценки крупных поставщиков. Одни закрылись, другие ушли в дешевый сектор. И это нормально при текущем экономическом положении», – считает исполнительный директор компании «Интероптика» Евгений Веселов.

Движение в сетевом оптическом ритейле тоже весьма показательно. «Последствия прошлого кризисного года сыграли на руку многим сетевым салонам: все, кто демонстрировал грамотность – в управлении, в отношениях с клиентами, в проведении маркетинговых мероприятий, – благополучно развиваются и открывают новые салоны. Уходят с рынка только мелкие «лавочники», работавшие без идеи», – замечает гендиректор пятигорской оптики «Галерея ОпАрт» Галина Мищенко.

Активнее прочих развивается в 2016 году сеть «Айкрафт», открывшая за последние девять месяцев 44 новые точки. «У нас сейчас в общей сложности 350 магазинов «Айкрафт» плюс 35 магазинов франчайзинговой сети-дискаунтера «МИО». Параллельно с франчайзингом мы интенсивно развиваем собственные розничные точки, к концу года доведем их число до сотни. Развиваться в кризис нам проще – нет долговой нагрузки, мы работаем в массовом ценовом сегменте, где минимальный чек за очки – 1 900 рублей, – объясняет Сергей Машуков. – Проседание продаж по некоторым категориям мы чувствуем, но в натуральном выражении, а не в деньгах. Локальным игрокам, конечно, трудно конкурировать с нами. Например, в Тульской области у нас работает 10 магазинов, и некоторые местные компании, работавшие по московским ценам в 6–8 тысяч рублей за очки, вынуждены были с рынка уйти». За бурно растущим «Айкрафтом» тянется «Счастливый взгляд», прибавивший в нынешнем году семь новых точек в разных регионах страны. В то же время традиционные лидеры рынка экспансию умерили: «Линзмастер» объявил об открытии лишь четырех новых магазинов, в «Очкарике» и вовсе занимались перегруппировкой действующих активов.

«Количество точек мало о чем говорит, в отличие от объемов продаж – в штуках и в деньгах, – рассуждает заместитель руководителя холдинга «Инвеко-Техно» Андрей Спиридонов. – Классический пример: немецкая оптика Fielmann по количеству точек занимает всего 5% от общего числа оптических салонов в ФРГ. При этом каждые вторые очки в стране продает Fielmann, соответственно, доля рынка в деньгах у этой сети достигает 35%». Оптический бизнес в России должен иметь широкую географию, парирует Машуков: «Концентрировать усилия только в столице нерационально в любой период, не говоря о кризисе. В то же время наш годовой оборот вполне сопоставим с показателями других лидеров рынка – на уровне 2,5 млрд рублей».

Региональные игроки оценивают общую ситуацию на рынке в меру собственных достижений. Директор екатеринбургской «Профессорской оптики» Евгения Ковалева отмечает стагнацию продаж на протяжении двух последних лет не только из-за снижения покупательской активности, но и из-за соседства с филиалами межрегиональных сетевых игроков. Традиционный ритейл Ковалева совмещает с онлайн-торговлей через интернет-магазин и те же совместные закупки, но помогает такая «диверсификация» слабо. В новосибирской сети «Тамара», напротив, утверждают, что удержаться на плаву им позволил именно отказ от дешевых товаров. «Мы остались в своем премиум-классе, тогда как очень многие сместились по ценовой шкале вниз, – рассказывает Татьяна Проскурина. – Это дало нам возможность продуктивно сработать за этот период и даже начать развиваться. На мой взгляд, это сейчас логично: например, в этом году мы в два раза расширили головной салон».

СРЕДНИЙ ЛИШНИЙ

Наиболее болезненно кризис переживает средний ценовой сегмент, продукты которого, по словам Анатолия Котикова из FHG, «стали практически недоступны нашему среднему классу». Вернуть прежний поток покупателей ритейлеры рассчитывают в лучшем случае к концу нынешнего года. «Но это скорее ожидание и повод для еще более серьезной и кропотливой работы, более тесного сотрудничества дистрибьюторов с ритейлерами», – считает Котиков.

Нивелировать провал поможет деликатная ценовая политика: в нынешнем году ни оптовые, ни розничные цены не менялись так грозно, как в 2015-м. «За девять месяцев цены выросли на 6–8%. Но это уже не тот агрессивный рост в полтора раза, что был в 2015 году. Сегодня ситуация продолжает выравниваться: серьезных ценовых скачков не происходит, доллар стоит. Между тем крупным компаниям все равно удается сдерживать цены», – говорит Галина Мищенко. Евгений Веселов также отмечает, что рост цен в 2016 году оказался незначительным, во многом благодаря сдержанной позиции дистрибьюторов, в том числе лидеров рынка – Safilo и Luxottica, которые держат цены «ниже курса валют».

В некоторых товарных категориях, в частности очков и оправ, по прикидкам оптовиков, закупочные цены выросли на 15–17%, а медленнее прочих, благодаря политике производителей, дорожали очковые и контактные линзы. «Благое стремление производителей сдержать цены сыграло злую шутку с ритейлерами. Особенно с офлайн-игроками. Усилилась миграция «перенашивания» линз по всем категориям: те, кто покупал ежедневные линзы, перешли на двухнедельные и ежемесячные, а аудитория ежемесячных линз стала их носить на две-три недели дольше,– делится своими наблюдениями гендиректор компании «Линзы Тут» Иван Попов. – Снижение потребления  и рост закупочных цен вынуждают повышать ценник в рознице, а это делать трудно, так как интернет-магазины отчаянно демпингуют. Стоимость в офлайне и онлайне отличается в среднем на 40%. Понятно, что интернет жертвует сервисом, но покупателям все равно, они идут за ценой. Дошло до того, что некоторые оптики стали закупаться в розницу в интернет-магазинах, потому что это выгоднее, чем работать через дистрибьютора».

Демпинг интернет-оптик – бич линзового сегмента рынка. Онлайн-ритейлеры ведут ценовую войну не только с традиционной розницей, но и между собой. «Особенно агрессивны крупные интернет-дискаунтеры. Но бесконечно опускать цены невозможно, и, чтобы сохранить маржу, дискаунтеры все чаще прибегают к серым схемам работы, – говорит Иван Попов. – Это направление уже пережило высокие темпы роста, в дальнейшем таких перспектив не просматривается. Поэтому мы с партнерами решили выйти из бизнеса по доставке линз и сосредоточиться на линзоматах».

оптика, очкарик, линзмастер, мио, айкрафт, счастливый взгляд, попов, доставка линз, линзы тут, линзоматы, рынок оптики, gfk
Источник: Vademecum №19, 2016

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС