Сколько стоит человеческая жизнь? Как оценить горе, отчаяние, боль, страх? Вопросы эти отнюдь не философские, если дело доходит до судебных разбирательств.
Старейший сборник правовых норм ≪Русская правда≫ установил в XI веке ≪головничество≫ – компенсацию, которую виновный в смерти человека платил его родственникам. За свободного человека полагалось уплатить 40 гривен или около 8 кг серебра. Сумма веская во всех смыслах. Конечно, с нынешними ценами сравнивать сложно, однако по текущему курсу ЦБ РФ это будет около 296 тысяч рублей – совсем немало!
Современный Гражданский кодекс РФ тоже установил, что компенсация морального вреда осуществляться в денежной форме, однако никаких количественных ориентиров в этом смысле не дал. ≪Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий…≫ – гласит ст. 1101 ГК РФ.
До 2004 года суды считали вполне нормальным присуждать, например, за смерть ребенка компенсацию в размере 5 тысяч рублей. Мы не знаем, сколько стоит жизнь, но интуитивно понятно, что это сумма неадекватная.
Как показало исследование VADEMECUM (см. ≪Тяжба и вздутие≫ на стр. 36), за последние 10 лет ситуация в сфере компенсации морального ущерба от врачебных ошибок изменилась радикальным образом – теперь речь идет уже о миллионах рублей.
Такие суммы привлекли адвокатов – им стало интересно работать за долю от компенсации. Наверняка это приведет к тому, что суммы станут еще больше и счет пойдет уже на десятки миллионов (прецеденты имеются).
В США с середины 70-х действуют ограничения на максимальную величину морального ущерба в результате врачебных ошибок. В разных штатах они разные, в Калифорнии, например, – $250 тысяч. Американцы считают, что такое ограничение снижает финансовые риски больниц, что благотворно сказывается на стоимости их услуг и цене медицинских страховок.
Может быть, нашим законодателям пора уже задуматься о верхнем пределе?
РОМАН КУТУЗОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА