27 Июля 2024 Суббота

Прививка от издержек: какие экономические выгоды приносит вакцинация от гриппа
Партнерский материал Фарминдустрия
22 июля 2019, 16:01
3320

Вакцинация от гриппа доказывает свою эффективность: по данным Роспотребнадзора, в прошлом году заболеваемость снизилась на 24% относительно уровня 2017-го. И еще одна важная деталь – широкая прививочная кампания сезона  2018-2019 привела в марте к 5-процентному снижению продаж препаратов против гриппа и ОРВИ в аптечной рознице. Это тот редкий случай, когда падение выручки не огорчает фармбизнес.

По статистике Роспотребнадзора, в минувшем сезоне прививку от гриппа сделали 70,8 млн россиян, из них 5,8 млн человек – за счет работодателя. Тренд на расширение аудитории вакцинации очевидно намечается как в государственной политике, так и в бизнес-планах управленцев самых разных предприятий: затраты на приобретение вакцины, как правило, с лихвой покрываются сокращением издержек. В особых случаях государство готово подтолкнуть работодателей к такому шагу: например, в 2019 году организации и индивидуальные предприниматели обязаны будут своими силами привить от кори сотрудников-иностранцев, ранее ею не болевших. Не исключено, что в скором будущем подобная практика коснется и вакцинации от гриппа.

Каков экономический ущерб, наносимый эпидемиями гриппа? В зависимости от штамма финансовые потери колеблются в пределах 15–20% от выручки за аналогичный период попавшего под эпидемию хозяйствующего субъекта. В 2018 году, по данным ВОЗ, в мировом масштабе грипп «растратил» более $10 млрд. Россия в последние сезоны, по оценкам Роспотребнадзора, теряет от 1,7 млрд до 2,1 млрд рублей. Средняя стоимость лечения одного «загрипповавшего» в регионах страны составляет порядка 3 тысяч рублей, в столице – до 4-5 тысяч рублей. Среди всех инфекционных заболеваний именно грипп занимает первое место по объемам приносимого эпидемиями экономического ущерба – свыше 75–80% от всех потерь, связанных с временной нетрудоспособностью и затратами на лечение заболевших.

«Грипп и ОРВИ – это очень серьезная медико-социальная проблема. В России из всей суммы выплат по случаям временной нетрудоспособности из-за инфекционного заболевания на долю гриппа и ОРВИ приходится до 90%. Каждый второй человек ежегодно заражается гриппом или другой респираторной инфекцией», – подчеркивает д. м. н., ведущий научный сотрудник ФГБУ «Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. почетного академика Н.Ф. Гамалеи» Николай Малышев.

Главный источник финансовых потерь на предприятиях разных размеров – невидимые издержки, вызванные тем, что сотрудник не вышел на работу по болезни или из-за необходимости ухаживать за ребенком. Эти потери редко удается выразить в цифрах, но даже беглого взгляда на типичный большой офис в феврале-марте достаточно, чтобы оценить тяжесть ситуации: в пик эпидемии отсутствовать на рабочем месте могут до 30–40% человек.

Вакцинация на рабочем месте – простой и эффективный метод, с одной стороны, предотвратить потери, а с другой – проконтролировать рабочий процесс и сделать его предсказуемым. В октябре 2018 года Российский союз промышленников и предпринимателей подписал с Минздравом РФ Хартию по развитию медицины на рабочем месте – скоро подобная практика станет повсеместной как минимум на крупных и средних производствах. А малые предприятия, как это обычно происходит, следом подхватывают подобные тренды.

Одной из первых поддержавших хартию действием стала компания «РУСАЛ»: алюминиевый гигант в прошлом году инвестировал в развитие медицины труда на всех своих промплощадках 720 млн рублей. Пионерами профилактического проекта выступили заводы в Красноярске и Иркутске, однако бесплатная вакцинация от гриппа и других заболеваний давно стала обязательной для всех филиалов и подразделений РУСАЛа. Среди других адептов вакцинации на рабочем месте стоит упомянуть РЖД, Московский метрополитен, Ростех и еще десятки компаний.

Подобные проекты реализуют не только флагманы российской экономики: в этом году инициативу поддержали и региональные компании, в основном из числа тех, где развито профсоюзное движение. Например, Вологодский молочный комбинат (ВМК) ввел вакцинацию в сентябре-октябре каждого года в обязательную практику. «По больничным листам идет достаточно сильное снижение зарплаты, особенно для молодых сотрудников, у кого стаж работы небольшой. Поиск замены «выбывших» сотрудников грозит заводу сверхурочной работой и дополнительными рабочими ресурсами, которые надо привлекать», – рассказывал об издержках, которых помогает избежать вакцинация, председатель профкома ПК «ВМК» Дмитрий Федькин в интервью «Вологда.рф».

Для нивелирования рисков заболеваний гриппом, отмечают специалисты Роспотребнадзора, достаточно вакцинировать 75% сотрудников – этот порог гарантирует, что эпидемии внутри предприятия не случится. Вакцинация работников, по разным оценкам, может снизить респираторную заболеваемость на 25–70%, количество дней нетрудоспособности – на 43–80%, количество посещений медицинских учреждений – на 44%.

Свои подсчеты экономической эффективности сезонной вакцинации приводят и производители вакцин. Вакцинация работников, занятых на производствах, является обязательной, поскольку они напрямую взаимодействуют с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний. Например, «Нацимбио» Ростеха, которая каждую осень проводит прививочные кампании на предприятиях и в московском офисе, проанализировала эффективность применения поставляемой для Национального календаря профилактических прививок вакцины Ультрикс®. Пострегистрационные исследования показали: иммунизация препаратом позволяет за полгода сэкономить предприятию с численностью около 2 тысячи сотрудников 1,786 млн рублей. Препарат производится по полному циклу в России на заводе «ФОРТ» и содержит в каждой дозе рекомендованные ВОЗ 15 мкг гемагглютинина каждого штамма вируса гриппа.

Данные исследований компании «Нацимбио», в частности, свидетельствуют: в закрытых коллективах заболеваемость респираторными инфекциями непривитых сотрудников в 47 раз превышала заболеваемость среди привитых этой вакциной. При этом во всех группах наблюдения длительность течения одного случая ОРВИ у привитых гриппозной вакциной Ультрикс® была короче и составила в среднем 3,5 дня против 6,5–7,5 дня у непривитых. Каждый руководитель может легко подсчитать, сколько в среднем сэкономит на вакцинации своего коллектива, исходя из того, что болеет в 47 раз меньше сотрудников, а заболевшие покидают строй на вдвое меньший временной период.

«В клинических исследованиях Ультрикс® принимали участие 10 тысяч добровольцев. В ходе испытаний был установлен протективный уровень антител ко всем трем вакцинным штаммам вирусов гриппа на срок не менее 201 дня», – отмечает Ирина Фельдблюм, заведующая кафедрой эпидемиологии с курсом гигиены и эпидемиологии Пермского медуниверситета им. академика Е.А. Вагнера.

Осенью 2018 года Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора подтвердил эпидемиологическую эффективность и другого отечественного препарата против гриппа – СОВИГРИПП®. Пострегистрационные исследования проводились в течение двух эпидемиологических сезонов – с 2016 по 2018 год – на шести научных базах НИИ в шести регионах страны. В них приняли участие более 10 тысяч человек в возрасте от 18 до 85 лет. По итогам исследований, в основной группе заболеваемость подтвержденным гриппом составила всего 0,36% на 1 тысячу человек, а уровень заболеваемости прочими ОРВИ оказался достоверно ниже в среднем в 1,7–2 раза. В контрольной группе заболеваемость гриппом оказалась выше в 41 раз.

Повышению эффективности, в том числе экономической, значительно способствует переход на вакцинацию квадривалентными вакцинами. Уже несколько лет ВОЗ рекомендует наряду с наиболее распространенными трехкомпонентными вакцинами использовать более продвинутые четырехкомпонентные, содержащие четыре вместо трех актуальных штаммов вируса гриппа. В России Минздрав и Роспотребнадзор разработали план перехода от трехвалентных вакцин к четырехвалентным. Уже осенью 2019 года более современной вакциной против гриппа планируют прививать представителей групп риска. «Национальная иммунобиологическая компания» планирует вывести на рынок свой препарат нового поколения – Ультрикс КВАДРИ, в том числе в соответствии с трендом по переходу на новые вакцины. Завод «ФОРТ», в частности, в июне этого года уже зарегистрировал четырехвалентную гриппозную вакцину. Скоро препарат будет доступен для реализации в государственном и коммерческом сегментах.



Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении