27 Июля 2024 Суббота

Приняли по-домашнему
Татьяна Равинская Фарминдустрия
8 декабря 2014, 17:27
6779

Как основатель группы «Интерлизинг» Дмитрий Даин перевоплотился из потерпевшего в подозреваемого

В начале ноября в Москве был задержан и помещен под домашний арест основатель дистрибьюторской компании «Интерлизинг» Дмитрий Даин. Предпринимателю инкриминируется хищение 270 млн рублей у Номос‑банка (ныне ФК «Открытие»). Ограничению свободы Даина предшествовала серия арбитражных и гражданских разбирательств с участием все того же Номос‑банка. Эти судебные процессы стали след­ствием жестокой борьбы на рынке фармацевтической логистики.

О заключении Дмитрия Даина под домашний арест с 7 ноября гово­рится в постановлении Тверского районного суда Москвы (имеется в распоряжении VADEMECUM). Судья Алексей Криворучко согласился с довода­ми старшего следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Москве Романа Новикова о том, что собранных доказательств противозаконности действий Даина достаточно для его задержания. Подследственный подозревается в совершении пре­ступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования, совершенное организованной группой лиц либо в особо крупном размере). Инфор­мации о составе «группы» в поста­новлении суда нет.

Максимальное наказание за такое деяние – 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей или в размере трехлетнего дохода осу­жденного. Под домашним арестом Даин пробудет до середины декабря, но не исключено, что ограничение свободы подозреваемому продлят: дело, в котором предстоит разо­браться следователю Новикову, – не очевидное.

СКЛАДОИСКАТЕЛИ

В судебном постановлении Дми­трий Даин назван исполнитель­ным директором ООО «Интерлизинг-Центр». Это одна из структур еще недавно крупной оптово-логи­стической группы «Интерлизинг», основателем и ключевым владельцем которой и является подследствен­ный. Пик развития бизнеса Даина пришелся на 2011-2012 годы, когда он нашел стратегического партнера для реализации одного из перспек­тивных проектов группы – логи­стического оператора «Фармат» (ООО «Фармацевтические термина­лы»), оказывавшего производителям услуги по хранению, распределению и таможенному оформлению импор­тируемых в Россию лекарственных средств. Интерес к проекту про­демонстрировала «дочка» ГК «Ро­стех» – ОАО «РТ-Биотехпром», кото­рым тогда руководил Петр Каныгин.

Под покровительством госкорпо­рации Даин рассчитывал сделать «Фармат» ключевым каналом «растаможки» лекарственного им­порта. И действительно, поначалу для молодой логистической ком­пании все складывалось более чем удачно. Уже в конце лета 2011 года был опубликован приказ ФТС №779, суть которого сводилась к тому, что в Московском регионе, через который в Россию ввозится 80% лекарств, останется всего четыре аккредитованных для этих целей таможенных поста. Причем наи­большей пропускной способностью в тот момент отличались два из них: «Давыдовский», базировавшийся на «Фармате», и «Мамонтовский», обслуживающий СВХ «Транссервис» (входит в группу «Протек»). Соответ­ственно, оба логистических опера­тора, но главным образом «Фармат», смогли существенно увеличить загрузку складских мощностей и стать главными проводниками для компаний-импортеров.

К этому моменту Даин уже не был единоличным собственником «Фар­мата». Во владеющем логистическим центром ООО «Терминал-Восток» ему принадлежало 25% долей. Остальные 75% отошли – не напря­мую «РТ-Биотехпрому», а ирландской Silsby Investments Ltd («дочка» ГК юридически никак не была связа­на с ирландским офшором, однако имела условный статус компании, управляющей «Фарматом»). Роль смотрящего от «РТ-Биотехпром» (стал единоличным исполнительным органом в ООО «Терминал-Восток») на себя примерил сам Петр Каныгин. Дмитрий Даин в «Фармате» получил пост исполнительного директора.

ПАЛЛЕТЫ НАД ГНЕЗДОМ

Разлад в отношениях партнеров произошел одномоментно, в октя­бре 2012 года, когда Даин заявил о фактическом захвате компании в интересах группы «Сантэнс» – ближайшего во всех смыслах (ло­гистические мощности обеих ком­паний базировались по соседству в Истринском районе Подмосковья) конкурента. Даина и некоторых его сотрудников просто уволили. Гендиректором «Фармата» и за­местителем гендиректора «Терми­нал-Востока» стал Ростислав Ру­дашевский, до того возглавлявший ООО «Сантэнс Кастомс». К чести Дмитрия Даина следует отметить, что он с поражением не смирился.

Смена руководства «Фармата» совпала с масштабным техническим сбоем в информационной системе логистического оператора, вслед­ствие которого обработка заказов в течение нескольких недель прово­дилась в ручном режиме. В отключе­нии системы заподозрили уволенно­го Даина, хотя официальная версия случившегося позднее звучала обезличено: «внешнее вмешатель­ство с удаленного доступа».

Через три месяца «РТ-Биотехпром» прекратил выполнять полномочия управляющей компании для логи­стического комплекса. Соответ­ствующее решение было принято на внеочередном общем собрании участников ООО «Терминал-Вос­ток», назначившим новым ген­директором представителя Silsby Александра Игуменцева. На том же собрании была предпринята по­пытка полной передачи «Фармата» структурам «Сантэнс». Представи­тели Silsby Investments сообщили, что ООО «Даном», принадлежащее владельцу группы «Сантэнс» Олегу Моисеенкову, намерено приобре­сти 100% логистического центра за 4,7 млн рублей. Обнулил оферту Дмитрий Даин (он имел и сейчас сохраняет блокирующую долю в компании, которая в марте 2014 го­да признана банкротом), заявив, что «Даном» является прямым конку­рентом «Терминал-Востока», а пред­ложенная цена явно занижена. Сдел­ка расстроилась, однако от краха это «Фармат» не спасло.

Свидетели событий вспоминают, что Даин, оставив попытки вер­нуться к полноценному управлению активом, надеялся получить за свою долю в «Фармате» справедливую цену (Silsby заплатила за 75% долей 350 млн рублей). И в обоснование своих претензий Даин, как счита­ют очевидцы, пытался осложнить жизнь «захватчикам». Например, в феврале 2013 года на счета «Терми­нал-Востока» от имени признанной накануне банкротом компании «Интерлизинг-Фарм» был наложен арест. Как выяснилось, ООО «Фар­мат» и ООО «Терминал-Восток» выступали поручителями по обяза­тельствам подконтрольного Даину дистрибьютора перед нескольки­ми компаниями-поставщиками. Но главным образом – перед Но­мос-банком, которому банкрот был должен на тот момент 150 млн руб­лей. Сам Даин объяснял заявку на арест счетов «Терминал-Востока» лишь желанием предотвратить вы­вод активов, но никак не стремлени­ем парализовать работу «Фармата».

Новые управленцы «Терминал-Вос­тока», которых Даин считал аффи­лированными с «Сантэнсом», уму­дрились обернуть ситуацию в свою пользу. Они объявили контрагентам, что в связи с арестом счетов не мо­гут своевременно вносить платежи, в том числе арендные, ООО «Ку­лон-Истра» (владельцу складского комплекса, на котором размещался «Фармат»). В апреле девелопер ра­зорвал договор с «Терминал-Восто­ком» и передал складские мощности до 2016 года «Сантэнсу». Для кли­ентов «Фармата» ничего не изме­нилось, они просто перезаключили договоры с новым арендатором скла­да временного хранения. На этом история логистического оператора «Фармат» закончилась. В сиквеле «РТ-Биотехпром» и «Сантэнс» уже не участвовали, сюжет пришлось развивать Дмитрию Даину и Но­мос-банку.

ЗАЛОЖНИК ЗАЛОГА

Номос-банк, оказалось, был важ­ным кредитором для предприни­мателя Даина. Практически все так или иначе аффилированные с ним структуры – и компании группы «Интерлизинг», и «Терминал-Вос­ток», и его «дочки» – при получении ссуд выступали друг у друга поручи­телями.

Например, кредиты «Терминал-Вос­току» Номос-банк выдавал под залог здания, записанного на «Ин­терлизинг-Центр». И вполне объ­яснимо, что, не дождавшись денег от заемщика, деятельность которого Даин уже никак не контролировал, Номос-банк решил через суд забрать залог, то есть имущество «Интерли­зинга» оценочной стоимостью более 90 млн рублей. Даин и тут не сдал­ся. Попытка отстоять заложенную недвижимость была предпринята от имени номинального владельца «Интерлизинг-Центра» – заре­гистрированной в Лихтенштейне компании Aconium Establishment. Офшор подал иск к Номос-банку и «Интерлизинг-Центру», решив доказать в суде, что Дмитрий Даин, хоть и был его полномочным пред­ставителем, не имел права без реше­ния собрания акционеров одобрять сделку, тем более заведомо убы­точную. В суде первой инстанции Aconium поддержали, однако апел­ляцию и кассацию лихтенштейн­ский офшор проиграл.

А вот прямым заложником соб­ственной «стратегии» Даин оказался в тот момент, когда Номос-банк начал судиться уже лично с ним как с физическим лицом, требуя возвра­та 271 514 611,06 рубля. Характерно, что именно такую сумму Даин, по версии следствия, якобы похитил у Номос-банка.

Как спор хозяйствующих субъектов перешел на личности, подробно описывается в постановлении Девя­того арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 года. В марте 2012 года, на пике развития «Фарма­та», Даин подписал личные поручи­тельства, в соответствии с которыми взял на себя ответственность за ис­полнение «Терминал-Востоком» всех кредитных обязательств перед банком по соответствующему дого­вору. Одновременно было подписано еще одно соглашение – «Интерли­зинг-Центр» обязался уплатить Даи­ну денежную сумму, истребованную в пользу банка. Но эта страховка не сработала.

Осенью 2013 года Номос-банк выиграл сначала иск к «Терми­нал-Востоку», а потом и к Даину, отсудив те самые 271,5 млн рублей. В декабре 2013 года Даин еще раз попытался формализовать перевод долговых обязательств на «Интер­лизинг-Центр»: стороны подписали допсоглашение к договору о пору­чительстве – гарант повторно под­твердил, что должен Даину именно 271,5 млн рублей.

Летом 2014 года персональный должник Номос-банка Дмитрий Да­ин попытался через суд внести свои финансовые претензии к «Интерли­зинг-Центру» (с февраля 2014 года в отношении этой компании также введена процедура банкротства) в реестр требований кредиторов должника, однако дело проиграл. Суд посчитал, что истец не пред­ставил доказательств перечисления денежных средств от кредитора должнику (от гражданина Даина – ООО «Интерлизинг-Центр») по до­говору кредитной линии. В апелля­ционной инстанции Даину отстоять свою позицию тоже не удалось – перенести ответственность за долг в 271,5 млн рублей на поручителя он не смог.

По-видимому, основатель «Интер­лизинга» и «Фармата» Дмитрий Даин менее всего ожидал, что в ре­зультате долгого разбирательства с конкурентами и главным креди­тором сам окажется под следствием по подозрению в мошенничестве. В картотеке Московского арбитра­жа значатся еще пять дел по искам Даина и «Интерлизинг-Центра» к контрагентам. Одно из ближай­ших арбитражных заседаний наме­чено на 17 декабря. В этот же день истекает срок домашнего ареста предпринимателя.

VADEMECUM не смог уточнить, как Даин на­мерен строить линию своей защиты в новых обстоятельствах. Подслед­ственный строго исполняет решение Тверского суда, запретившего ему пользоваться какими-либо сред­ствами связи, общаться с кем-либо, кроме следователя, адвоката и чле­нов семьи, а также делать заявления для СМИ.

даин, интерлизинг, номос-банк

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении