25 Апреля 2025 Пятница

Приделали Колосса
Дмитрий Кряжев Фарминдустрия
12 января 2016, 13:48
6742

Как появление аптечных гигантов меняет культуру отношений в ритейле

«Вы позвонили в группу компаний «36,6», – с 22 декабря уведомляет приятный голос на автоответчике офисного номера аптечной сети «А5». Жизнедеятельность крупного ритейлера прервалась в одну минуту. Вывески остаются, аптеки работают, даже юрлица пока в строю. Но это ничего не отменяет: такого игрока, как А5 Group, на рынке больше нет. Не стало за год по разным причинам и многих других. Да, консолидация набирает обороты, но единого вектора у нее по‑прежнему нет, а факторов, ее сдерживающих, еще достаточно. По мере роста размеров, амбиций и аппетитов ведущих сетей крепнет желание производителей помочь деньгами развитию средних и мелких компаний, которые не избалованы прямыми маркетинговыми контрактами и, главное, привыкли жить за собственный счет, а не в кредит.

Вынос дела

Доля 5,5–6% российского коммерческого фармрынка (столько по итогам года вместе могут контролировать «36,6» и «А5») – достижение для команды Ивана Саганелидзе и Владимира Кинцурашвили важное, но не этапное. О явлении нового гегемона можно будет говорить в тот момент, когда доля зафиксируется на отметке 10%, то есть годовая выручка игрока перешагнет 70 млрд рублей. Почему именно 10%? Просто этот круглый показатель гарантированно напугает рынок, а заодно привлечет в компанию стратегического инвестора. Банкир Роман Авдеев и его МКБ явно откармливают «36,6» не на убой.

Занять 10% российского коммерческого рынка «36,6» по силам уже в 2016 году. Команда доказала, что может делать одинаково хорошо кучу разных дел – оптимизировать собственную структуру и одновременно наводнять собою рынок, театрально разводить руками перед кредиторами и жестко работать с собственными должниками.

Вот и теперь они могут параллельно приводить в соответствие с собственными представлениями об эффективности структуру объединенной компании, инициировать распродажу аптек за пределами Московского региона (таких около 250), решать проблемы с дебиторской задолженностью, соскребать с рынка Московского региона средние и мелкие сетки и готовить почву для новых серьезных поглощений столичных ритейлеров.

В Москве есть что покупать. Но к каждому из этих интересных объектов нужен особый подход, поскольку аргументов для того, чтобы не продавать, у уважаемых собственников пока хватает. И заявления про «дело жизни» не всегда пустой звук.

Для основателей «А5» Сергея Солодова и Романа Буздалина аптечная сеть делом жизни точно не была, но еще два месяца назад возможность передачи этого актива группе «36,6» казалась маловероятной. Уж очень много личного накопилось между Буздалиным и Солодовым и Саганелидзе и Кинцурашвили.

В предыдущих сериях

Солодов и Буздалин, согретые в середине «нулевых» успешной продажей продуктовой сети «Копейка» Х5 Retail Group, задумывают «А5» как очередной спекулятивный проект: быстро развиваем, дорого продаем хоть той же Х5. Опять же быстро находят для «А5» опытных управленцев – как раз Кинцурашвили и Саганелидзе.

Но быстрый вход в проект не становится залогом быстрого выхода. История проекта «А5» растянется на десятилетие. Ставка на Х5 сработает только на 5,8% (такую долю продуктовый ритейлер приобрел в «А5»). А с Саганелидзе и Кинцурашвили в 2011-м Солодов и Буздалин расстанутся с феерическим скандалом.

Впрочем, и в последующей жизни «А5» будет много примечательного, взять хотя бы покупку и «переваривание» в том же 2011-м крупнейшей государственной аптечной сети – ОАО «Мособлфармация» с пятью сотнями точек. Именно это приобретение позволит компании вырваться из середняков в ТОП10 аптечного ритейла и продержаться на не самых слабых позициях еще четыре года.

К этому количественному прорыву Саганелидзе и Кинцурашвили отношения уже не имеют – скандальное расставание произошло накануне торгов за «Мособлфармацию». У оставленных менеджеров уже свой проект – A.v.e Group. Но по иронии судьбы именно Кинцурашвили и Саганелидзе подберут у Солодова и Буздалина «А5» четыре года спустя.

История будущего

Личное им в этой сделке не только не помешало, а даже помогло. Фундамент в основание компании, какие бы надстройки ни появились потом, заливали именно Кинцурашвили и Саганелидзе. И о делах в «А5» представление они имели и после своего ухода.

Была ли возможна иная развязка у этой истории? Маловероятно. Во всяком случае, тот (действительно имевший место) телефонный звонок в группу «Протек», который гендиректор «А5» Андрей Гусев потом неловко назовет переговорами о продаже, вряд ли бы помог переиграть ситуацию. Но Гусев хотя бы попытался спасти команду. Правда, заодно заставил весь рынок подозревать, что связь с «36,6» у «А5» возникла не по любви, а, воз- можно, по принуждению кредиторов. А тут уж не до личного, тут чистый бизнес.

С переводом «А5» под крыло аффилированной с Кинцурашвили и Саганелидзе United Marketing Group интрига развеялась окончательно. Дальше все будет так, как в случае с «перевариванием» A.v.e Group других сетей – «36,6», «Старого Лекаря», «Витрума», «Аптек Подмосковья», «Солнышка» и прочих.

Участники рынка воображают следующее: постепенно, без лишних всплесков активы «А5» растворятся в структуре группы «36,6», а юрлица-должники, на которых повалятся иски от кредиторов, не желающих принимать маркетинговые услуги в зачет долга, замысловатым путем устремятся к банкротству. Одновременно можно заняться оптимизацией хозяйства «А5» в Московском регионе и распродать точки в городах за его пределами. Хозяйство немаленькое – около 250 аптек – по мелочи в ЦФО, но есть и два крупных «куста» – Нижний Новгород с окрестностями (64 точки) и Питер с Ленобластью (итого 92). Именно на них молва уже нашла претендента – группу «Роста» Давида Паникашвили, чья сделка с нижегородской «Ладушкой» как-то поблекла в сравнении с эпическим поглощением «А5». Питер и Нижний для «Росты» стратегические регионы, однако вице-президент компании Александр Тарасов пока не смог определенно сказать, интересны ли точки «А5» для приобретения.

Правда, мало кто сомневается, что «Роста» будет дальше скупать активы в регионах и стремительно наращивать рыночную долю. Игроки из ТОП20, так или иначе, станут заложниками консолидационного процесса – обречены много покупать (открывать) или продаваться. Одна из причин тяги сетей к гигантомании – стремление заполучить маркетинговые бюджеты производителей. И в целом стремление производителей эти деньги раздавать сетям не угасло. Однако многие поставщики, накопив опыт взаимодействия с крупными ритейлерами, все чаще посматривают в сторону средних и мелких игроков, привыкших жить за свой счет, не избалованных ни вниманием производителей, ни большими отсрочками от дистрибьюторов: по крайней мере, мотиваций продавать у них больше, чем у крупных сетей. Сколь быстро производители переключатся на их подкормку, зависит от множества обстоятельств. В частности, важно, как крупные сети будут в будущем блюсти культуру платежа. Производители и оптовики уже жалуются, что пример того, как «гоняет» кредиторов «36,6», становится заразителен.

36, а5, слияние
Источник: Vademecum №1, 2016

В РАЗОБРАННЫХ – СОСТОЯНИЕ. Как переживают затишье после бури 2024 года участники ТОП200 аптечных сетей

Маршрутные тиски: регулятор намерен усложнить порядок предоставления специализированной медпомощи. Мнения

Артак Мацакян: «Если хирурги не конкурируют за операционные, это ненастоящая больница»

Ирина Васильева: «Мы действительно называем эту работу борьбой»

Отягощенные интеллектом: регуляторы приняли этический кодекс применения ИИ в здравоохранении. Мнения

Цифровой клиентский сервис – новая точка роста медицинского бизнеса