ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

24 Января, 6:41
24 Января, 6:41
56,63 руб
69,27 руб

Приделали Колосса

Дмитрий Кряжев
12 Января 2016, 13:48
4375
Как появление аптечных гигантов меняет культуру отношений в ритейле
«Вы позвонили в группу компаний «36,6», – с 22 декабря уведомляет приятный голос на автоответчике офисного номера аптечной сети «А5». Жизнедеятельность крупного ритейлера прервалась в одну минуту. Вывески остаются, аптеки работают, даже юрлица пока в строю. Но это ничего не отменяет: такого игрока, как А5 Group, на рынке больше нет. Не стало за год по разным причинам и многих других. Да, консолидация набирает обороты, но единого вектора у нее по‑прежнему нет, а факторов, ее сдерживающих, еще достаточно. По мере роста размеров, амбиций и аппетитов ведущих сетей крепнет желание производителей помочь деньгами развитию средних и мелких компаний, которые не избалованы прямыми маркетинговыми контрактами и, главное, привыкли жить за собственный счет, а не в кредит.

Вынос дела

Доля 5,5–6% российского коммерческого фармрынка (столько по итогам года вместе могут контролировать «36,6» и «А5») – достижение для команды Ивана Саганелидзе и Владимира Кинцурашвили важное, но не этапное. О явлении нового гегемона можно будет говорить в тот момент, когда доля зафиксируется на отметке 10%, то есть годовая выручка игрока перешагнет 70 млрд рублей. Почему именно 10%? Просто этот круглый показатель гарантированно напугает рынок, а заодно привлечет в компанию стратегического инвестора. Банкир Роман Авдеев и его МКБ явно откармливают «36,6» не на убой.

Занять 10% российского коммерческого рынка «36,6» по силам уже в 2016 году. Команда доказала, что может делать одинаково хорошо кучу разных дел – оптимизировать собственную структуру и одновременно наводнять собою рынок, театрально разводить руками перед кредиторами и жестко работать с собственными должниками.

Вот и теперь они могут параллельно приводить в соответствие с собственными представлениями об эффективности структуру объединенной компании, инициировать распродажу аптек за пределами Московского региона (таких около 250), решать проблемы с дебиторской задолженностью, соскребать с рынка Московского региона средние и мелкие сетки и готовить почву для новых серьезных поглощений столичных ритейлеров.

В Москве есть что покупать. Но к каждому из этих интересных объектов нужен особый подход, поскольку аргументов для того, чтобы не продавать, у уважаемых собственников пока хватает. И заявления про «дело жизни» не всегда пустой звук.

Для основателей «А5» Сергея Солодова и Романа Буздалина аптечная сеть делом жизни точно не была, но еще два месяца назад возможность передачи этого актива группе «36,6» казалась маловероятной. Уж очень много личного накопилось между Буздалиным и Солодовым и Саганелидзе и Кинцурашвили.

В предыдущих сериях

Солодов и Буздалин, согретые в середине «нулевых» успешной продажей продуктовой сети «Копейка» Х5 Retail Group, задумывают «А5» как очередной спекулятивный проект: быстро развиваем, дорого продаем хоть той же Х5. Опять же быстро находят для «А5» опытных управленцев – как раз Кинцурашвили и Саганелидзе.

Но быстрый вход в проект не становится залогом быстрого выхода. История проекта «А5» растянется на десятилетие. Ставка на Х5 сработает только на 5,8% (такую долю продуктовый ритейлер приобрел в «А5»). А с Саганелидзе и Кинцурашвили в 2011‑м Солодов и Буздалин расстанутся с феерическим скандалом.

Впрочем, и в последующей жизни «А5» будет много примечательного, взять хотя бы покупку и «переваривание» в том же 2011‑м крупнейшей государственной аптечной сети – ОАО «Мособлфармация» с пятью сотнями точек. Именно это приобретение позволит компании вырваться из середняков в ТОП10 аптечного ритейла и продержаться на не самых слабых позициях еще четыре года.

К этому количественному прорыву Саганелидзе и Кинцурашвили отношения уже не имеют – скандальное расставание произошло накануне торгов за «Мособлфармацию». У оставленных менеджеров уже свой проект – A.v.e Group. Но по иронии судьбы именно Кинцурашвили и Саганелидзе подберут у Солодова и Буздалина «А5» четыре года спустя.

История будущего

Личное им в этой сделке не только не помешало, а даже помогло. Фундамент в основание компании, какие бы надстройки ни появились потом, заливали именно Кинцурашвили и Саганелидзе. И о делах в «А5» представление они имели и после своего ухода.

Была ли возможна иная развязка у этой истории? Маловероятно. Во всяком случае, тот (действительно имевший место) телефонный звонок в группу «Протек», который гендиректор «А5» Андрей Гусев потом неловко назовет переговорами о продаже, вряд ли бы помог переиграть ситуацию. Но Гусев хотя бы попытался спасти команду. Правда, заодно заставил весь рынок подозревать, что связь с «36,6» у «А5» возникла не по любви, а, воз‑ можно, по принуждению кредиторов. А тут уж не до личного, тут чистый бизнес.

С переводом «А5» под крыло аффилированной с Кинцурашвили и Саганелидзе United Marketing Group интрига развеялась окончательно. Дальше все будет так, как в случае с «перевариванием» A.v.e Group других сетей – «36,6», «Старого Лекаря», «Витрума», «Аптек Подмосковья», «Солнышка» и прочих.

Участники рынка воображают следующее: постепенно, без лишних всплесков активы «А5» растворятся в структуре группы «36,6», а юрлица‑должники, на которых повалятся иски от кредиторов, не желающих принимать маркетинговые услуги в зачет долга, замысловатым путем устремятся к банкротству. Одновременно можно заняться оптимизацией хозяйства «А5» в Московском регионе и распродать точки в городах за его пределами. Хозяйство немаленькое – около 250 аптек – по мелочи в ЦФО, но есть и два крупных «куста» – Нижний Новгород с окрестностями (64 точки) и Питер с Ленобластью (итого 92). Именно на них молва уже нашла претендента – группу «Роста» Давида Паникашвили, чья сделка с нижегородской «Ладушкой» как‑то поблекла в сравнении с эпическим поглощением «А5». Питер и Нижний для «Росты» стратегические регионы, однако вице‑президент компании Александр Тарасов пока не смог определенно сказать, интересны ли точки «А5» для приобретения.

Правда, мало кто сомневается, что «Роста» будет дальше скупать активы в регионах и стремительно наращивать рыночную долю. Игроки из ТОП20, так или иначе, станут заложниками консолидационного процесса – обречены много покупать (открывать) или продаваться. Одна из причин тяги сетей к гигантомании – стремление заполучить маркетинговые бюджеты производителей. И в целом стремление производителей эти деньги раздавать сетям не угасло. Однако многие поставщики, накопив опыт взаимодействия с крупными ритейлерами, все чаще посматривают в сторону средних и мелких игроков, привыкших жить за свой счет, не избалованных ни вниманием производителей, ни большими отсрочками от дистрибьюторов: по крайней мере, мотиваций продавать у них больше, чем у крупных сетей. Сколь быстро производители переключатся на их подкормку, зависит от множества обстоятельств. В частности, важно, как крупные сети будут в будущем блюсти культуру платежа. Производители и оптовики уже жалуются, что пример того, как «гоняет» кредиторов «36,6», становится заразителен.

36, а5, слияние
Источник Vademecum №1, 2016
Поделиться в соц.сетях
Минздрав хочет упростить процедуру согласования ГЧП-проектов
23 Января 2018, 18:58
Экс-министру здравоохранения Забайкальского края продлили срок ареста
23 Января 2018, 17:23
В Самарской области решат судьбу объектов медицинского долгостроя
23 Января 2018, 16:35
Самарская область подала в суд на инвестора «Клиники сердца»
23 Января 2018, 14:54
Темур Шакая и Игорь Жибаровский покинут совет директоров «36,6»
Двое из четырех основателей объединенной группы «36,6» – Темур Шакая и Игорь Жибаровский – покинут совет директоров головной компании группы ПАО «Аптечная сеть 36,6», следует из данных, опубликованных на сайте раскрытия информации. Вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров будет обсуждаться 12 февраля 2018 года. Общее число членов совета директоров сократится с 11 до 7 человек.
11 Декабря 2017, 20:06
Концерн «Россиум» выкупил долю Baring Vostok в «36,6»
Концерн «Россиум» бизнесмена Романа Авдеева купил у инвесткомпании Baring Vostok офшор Douflero Holgings Limited, которому принадлежат 13,76% ПАО «Аптечная сеть 36,6», следует из отчета «Россиума». Таким образом Baring Vostok полностью вышла из акционерного капитала «36,6». Сумма сделки не разглашается. 
15 Ноября 2017, 19:33
ФАС выдвинула условия для слияния Bayer и Monsanto
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предъявила ряд требований, которые придется выполнить перед слиянием немецкой фармкомпании Bayer и американскому производителю семян Monsanto. Служба обязала Bayer обеспечить российским компаниям доступ к своим агротехнологиям, в том числе к разработкам в области цифрового земледелия.
9 Ноября 2017, 0:41
Вице-президентом «НоваМедики» стала Юлия Собакина
Вице-президентом по коммерции и маркетингу «НоваМедики» стала Юлия Собакина. На этой должности она сменила Евгению Ламину, которая перешла на работу в группу «36,6».
2 Ноября 2017, 16:55
Doc+ запустил сервис заказа лекарств в интернете
Служба вызова врачей на дом Doc+ запустила приложение по онлайн-заказу лекарств, говорится в пресс-релизе компании. Партнерами Doc+ по этому проекту стали сервис по заказу лекарств «ЗдравСити», принадлежащий дистрибьютору ЦВ «Протек», а также аптечные сети «36,6» и «Озерки».
16 Октября 2017, 18:41
Чистая прибыль группы «36,6» увеличилась в 10 раз
Выручка ПАО «Аптечная сеть 36,6» в первом полугодии 2017 года увеличилась на 8,7% по сравнению с аналогичным показателем 2016 года – до 24,7 млрд рублей. Это следует из данных неаудированной отчетности компании по МСФО. Чистая прибыль ПАО выросла в 10,5 раза – до 345 млн рублей.
22 Августа 2017, 14:26
Продавцы БАДов Freedom и Vision объединят активы
Бывший топ-менеджер «Росатома» Нарек Сираканян объединит свою Freedom International Group с Vision International People Group Дмитрия Буряка, пишет «Коммерсантъ». Обе компании продают БАДы посредством прямых продаж.
18 Августа 2017, 10:16
В «Аптеке-Холдинг Рус» введена процедура наблюдения
10 Августа 2017, 14:02
Essilor и Luxottica продолжат работать в России как независимые компании
9 Августа 2017, 14:23
Важнейшие новости прошедшей недели

Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.



5 Августа 2017, 9:49
«36,6» хочет наказать аптечную сеть из Хабаровска за дерзкую рекламу
Генеральный директор входящего в группу «36,6» ООО «Рид» Сергей Бичерахов направил письма в прокуратуру Хабаровска и МВД России по Хабаровскому краю с просьбой привлечь к уголовной ответственности местную компанию «Астери-Фарма», которая не только использовала принадлежащий «36,6» товарный знак «Аптеки Горздрав», но и разместила его на неоднозначном рекламном плакате, где изображены три медсестры в фривольной одежде и написан слоган: «Быстрее! Ближе! Ниже!». 
3 Августа 2017, 16:26
Philips покупает производителя кардиологического оборудования Spectranetics
6 Июля 2017, 7:04
Мединдустрия
Почему в Европе убыточны сетевые клиники пластической хирургии
1112
Яндекс.Метрика