ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

23 Июля, 17:37
23 Июля, 17:37
58,93 руб
68,66 руб

Приделали Колосса

Дмитрий Кряжев
12 Января 2016, 13:48
4152
Как появление аптечных гигантов меняет культуру отношений в ритейле
«Вы позвонили в группу компаний «36,6», – с 22 декабря уведомляет приятный голос на автоответчике офисного номера аптечной сети «А5». Жизнедеятельность крупного ритейлера прервалась в одну минуту. Вывески остаются, аптеки работают, даже юрлица пока в строю. Но это ничего не отменяет: такого игрока, как А5 Group, на рынке больше нет. Не стало за год по разным причинам и многих других. Да, консолидация набирает обороты, но единого вектора у нее по‑прежнему нет, а факторов, ее сдерживающих, еще достаточно. По мере роста размеров, амбиций и аппетитов ведущих сетей крепнет желание производителей помочь деньгами развитию средних и мелких компаний, которые не избалованы прямыми маркетинговыми контрактами и, главное, привыкли жить за собственный счет, а не в кредит.

Вынос дела

Доля 5,5–6% российского коммерческого фармрынка (столько по итогам года вместе могут контролировать «36,6» и «А5») – достижение для команды Ивана Саганелидзе и Владимира Кинцурашвили важное, но не этапное. О явлении нового гегемона можно будет говорить в тот момент, когда доля зафиксируется на отметке 10%, то есть годовая выручка игрока перешагнет 70 млрд рублей. Почему именно 10%? Просто этот круглый показатель гарантированно напугает рынок, а заодно привлечет в компанию стратегического инвестора. Банкир Роман Авдеев и его МКБ явно откармливают «36,6» не на убой.

Занять 10% российского коммерческого рынка «36,6» по силам уже в 2016 году. Команда доказала, что может делать одинаково хорошо кучу разных дел – оптимизировать собственную структуру и одновременно наводнять собою рынок, театрально разводить руками перед кредиторами и жестко работать с собственными должниками.

Вот и теперь они могут параллельно приводить в соответствие с собственными представлениями об эффективности структуру объединенной компании, инициировать распродажу аптек за пределами Московского региона (таких около 250), решать проблемы с дебиторской задолженностью, соскребать с рынка Московского региона средние и мелкие сетки и готовить почву для новых серьезных поглощений столичных ритейлеров.

В Москве есть что покупать. Но к каждому из этих интересных объектов нужен особый подход, поскольку аргументов для того, чтобы не продавать, у уважаемых собственников пока хватает. И заявления про «дело жизни» не всегда пустой звук.

Для основателей «А5» Сергея Солодова и Романа Буздалина аптечная сеть делом жизни точно не была, но еще два месяца назад возможность передачи этого актива группе «36,6» казалась маловероятной. Уж очень много личного накопилось между Буздалиным и Солодовым и Саганелидзе и Кинцурашвили.

В предыдущих сериях

Солодов и Буздалин, согретые в середине «нулевых» успешной продажей продуктовой сети «Копейка» Х5 Retail Group, задумывают «А5» как очередной спекулятивный проект: быстро развиваем, дорого продаем хоть той же Х5. Опять же быстро находят для «А5» опытных управленцев – как раз Кинцурашвили и Саганелидзе.

Но быстрый вход в проект не становится залогом быстрого выхода. История проекта «А5» растянется на десятилетие. Ставка на Х5 сработает только на 5,8% (такую долю продуктовый ритейлер приобрел в «А5»). А с Саганелидзе и Кинцурашвили в 2011‑м Солодов и Буздалин расстанутся с феерическим скандалом.

Впрочем, и в последующей жизни «А5» будет много примечательного, взять хотя бы покупку и «переваривание» в том же 2011‑м крупнейшей государственной аптечной сети – ОАО «Мособлфармация» с пятью сотнями точек. Именно это приобретение позволит компании вырваться из середняков в ТОП10 аптечного ритейла и продержаться на не самых слабых позициях еще четыре года.

К этому количественному прорыву Саганелидзе и Кинцурашвили отношения уже не имеют – скандальное расставание произошло накануне торгов за «Мособлфармацию». У оставленных менеджеров уже свой проект – A.v.e Group. Но по иронии судьбы именно Кинцурашвили и Саганелидзе подберут у Солодова и Буздалина «А5» четыре года спустя.

История будущего

Личное им в этой сделке не только не помешало, а даже помогло. Фундамент в основание компании, какие бы надстройки ни появились потом, заливали именно Кинцурашвили и Саганелидзе. И о делах в «А5» представление они имели и после своего ухода.

Была ли возможна иная развязка у этой истории? Маловероятно. Во всяком случае, тот (действительно имевший место) телефонный звонок в группу «Протек», который гендиректор «А5» Андрей Гусев потом неловко назовет переговорами о продаже, вряд ли бы помог переиграть ситуацию. Но Гусев хотя бы попытался спасти команду. Правда, заодно заставил весь рынок подозревать, что связь с «36,6» у «А5» возникла не по любви, а, воз‑ можно, по принуждению кредиторов. А тут уж не до личного, тут чистый бизнес.

С переводом «А5» под крыло аффилированной с Кинцурашвили и Саганелидзе United Marketing Group интрига развеялась окончательно. Дальше все будет так, как в случае с «перевариванием» A.v.e Group других сетей – «36,6», «Старого Лекаря», «Витрума», «Аптек Подмосковья», «Солнышка» и прочих.

Участники рынка воображают следующее: постепенно, без лишних всплесков активы «А5» растворятся в структуре группы «36,6», а юрлица‑должники, на которых повалятся иски от кредиторов, не желающих принимать маркетинговые услуги в зачет долга, замысловатым путем устремятся к банкротству. Одновременно можно заняться оптимизацией хозяйства «А5» в Московском регионе и распродать точки в городах за его пределами. Хозяйство немаленькое – около 250 аптек – по мелочи в ЦФО, но есть и два крупных «куста» – Нижний Новгород с окрестностями (64 точки) и Питер с Ленобластью (итого 92). Именно на них молва уже нашла претендента – группу «Роста» Давида Паникашвили, чья сделка с нижегородской «Ладушкой» как‑то поблекла в сравнении с эпическим поглощением «А5». Питер и Нижний для «Росты» стратегические регионы, однако вице‑президент компании Александр Тарасов пока не смог определенно сказать, интересны ли точки «А5» для приобретения.

Правда, мало кто сомневается, что «Роста» будет дальше скупать активы в регионах и стремительно наращивать рыночную долю. Игроки из ТОП20, так или иначе, станут заложниками консолидационного процесса – обречены много покупать (открывать) или продаваться. Одна из причин тяги сетей к гигантомании – стремление заполучить маркетинговые бюджеты производителей. И в целом стремление производителей эти деньги раздавать сетям не угасло. Однако многие поставщики, накопив опыт взаимодействия с крупными ритейлерами, все чаще посматривают в сторону средних и мелких игроков, привыкших жить за свой счет, не избалованных ни вниманием производителей, ни большими отсрочками от дистрибьюторов: по крайней мере, мотиваций продавать у них больше, чем у крупных сетей. Сколь быстро производители переключатся на их подкормку, зависит от множества обстоятельств. В частности, важно, как крупные сети будут в будущем блюсти культуру платежа. Производители и оптовики уже жалуются, что пример того, как «гоняет» кредиторов «36,6», становится заразителен.

36, а5, слияние
Источник Vademecum №1, 2016
Поделиться в соц.сетях
Важнейшие новости прошедшей недели
22 Июля 2017, 9:26
Поставщик медизделий Сергей Шатило остался на свободе
22 Июля 2017, 0:59
В Госдуму внесен проект закона о тотальной маркировке лекарств
22 Июля 2017, 0:42
Руководителя «Фармаимпекса» привлекли к уголовной ответственности
21 Июля 2017, 18:06
Philips покупает производителя кардиологического оборудования Spectranetics
6 Июля 2017, 7:04
Мединдустрия
Почему в Европе убыточны сетевые клиники пластической хирургии
560
«36,6» запустила онлайн-аптеку
ПАО «Аптечная сеть 36,6» запустило собственную интернет-аптеку, рассказали в пресс-службе компании. В аптечной сети считают этот сегмент перспективным и рассчитывают, что доля интернет-продаж в общей структуре выручки «36,6» вырастет с 1% до 10% к середине 2018 года.
20 Июня 2017, 13:08
Исследователи онкодиагностики Grail и Cirina объявили о слиянии
2 Июня 2017, 8:28
Фармбизнес
Х5 не может выселить аптеку группы «36,6» из арендованного помещения
1641
Бывший совладелец «А5» занялся производством изделий из алюминия
Как стало известно Vademecum, с 2014 года семья бывшего совладельца аптечной группы «А5» Сергея Солодова строит алюминиевый холдинг «АЛ5». Сейчас Солодову и его родственникам принадлежат доли в двух ростовских и одной воронежской компаниях, занимающихся производством изделий из алюминия и продажей цветных металлов, их суммарный оборот превысил в 2015 году 1,5 млрд рублей.
11 Апреля 2017, 18:53
МКБ одобрил для «36,6» кредитную линию на 10 млрд рублей
Московский кредитный банк (МКБ) одобрил кредитную линию на сумму до 10 млрд рублей для ООО «Аптека-А.в.е», одной из структур аптечной группы «36,6». Гарантами по сделке выступили две другие компании группы, гарантия действует до 25 марта 2025 года.
30 Марта 2017, 9:20
Фармбизнес
Как Александр Винокуров возрождает «СИА Интернейшнл» и мечту об «А5»
3264
Правительство изменило схему пилотного проекта по маркировке лекарств
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 30 января 2017 года подписал законопроект о внедрении с 1 января 2018 года обязательной маркировки упаковок лекарств, позволяющей отследить путь препаратов от производителя до конечного потребителя. Изначально пилотный проект по маркировке лекарств планировалось запустить на препаратах, входящих в программу «Семь нозологий», при этом все траты государство брало на себя. Однако сумма получилась слишком большой, поэтому было решено участие в пилотном проекте сделать добровольным как для производителей, так и для аптечных сетей, переложив все траты на участников рынка. 
2 Февраля 2017, 19:40
Reckitt Benckiser может купить производителя детских смесей за $16,7 млрд
Британская компания Reckitt Benckiser (RB), владелец брендов Nurofen, Clearasil, Vanish и одной из самых популярных марок презервативов Durex, может приобрести крупного производителя детского питания Mead Johnson. Компания действовала как подразделение Bristol-Myers Squibb с 1967 года, а в 2009 году вышла из структуры фармпроизводителя. 

2 Февраля 2017, 17:35
Фармбизнес
Кто вслед за «36,6» взялся перекраивать российский фармрынок
3611
Яндекс.Метрика