Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий доложил президенту Владимиру Путину о фактической заморозке строительства областного перинатального центра. Не попав в тематическую ФЦП, новосибирские власти в 2013 году решили запускать проект своими силами, однако мощностей областного бюджета не хватило. Достроить центр, уверен Городецкий, возможно силами частных инвесторов, однако найти того, кто сможет вложить в проект 2,2 млрд рублей, региональным властям пока не удалось.
В сегодняшней российской экономике хороших проектов государственно-частного партнерства, в частности медицинских, крайне мало. Их организация – это всегда вопрос возвратности инвестиций: создать такой проект, который бы обеспечивал инвестору понятную доходность, является некоторой проблемой. Тем не менее интерес к ним со стороны частных инвесторов хоть и скромный, но есть. Это же можно сказать и про Новосибирскую область. Несмотря на какие-либо трудности в реализации конкретных кейсов, регион в целом настроен на развитие инструментов ГЧП и не жалеет денег на дорогих консультантов: в новосибирском агентстве инвестиционного развития работает отличная команда профессионалов, которые активно ищут инвесторов. Поэтому перспективы там есть.
Создание перинатального центра – инвестиционно привлекательный проект. Последние годы великолепную динамику развития этого направления демонстрирует структура Марка Курцера «Мать и дитя». Сегодня они – в лидерах отечественного рынка медуслуг, а в организации перинатальных центров им нет равных. Вполне возможно, что данный проект может их заинтересовать, тем более что они уже присутствуют на рынке Новосибирска. Правда, существует риск, что предложенные объемы госзаказа и удельная стоимость оказания медицинской помощи могут быть существенно ниже ценовой политики компании. Без поддержки государства для данного проекта будет сложно найти частного инвестора. Инвестиции в 2,2 млрд рублей сравнимы по условиям с созданием медицинского центра с нуля. Частный инвестор демонстрирует большую заинтересованность в оптимальном размере инвестиционного бюджета, так что высока вероятность пересмотра итоговой сметы проекта. Органы местной власти ошибочно считают, что частные инвесторы только и ждут, что им предложат объект для реализации ГЧП. Я бы назвал это «синдромом завышенных ожиданий» в части коммерческой привлекательности проекта. Государство должно гарантировать частному инвестору привлекательные финансовые условия: например, обеспечить гарантированный поток пациентов по ОМС и ВМП, выступить гарантом при привлечении заемного банковского финансирования, максимально способствовать не только на словах, но и на деле подготовке, согласованию и подписанию всех необходимых документов в рамках ГЧП.
Оценить конкретно ситуацию в Новосибирске достаточно сложно, но при этом я считаю, что государственно-частное партнерство – единственный возможный путь в развитии важных социальных проектов, силами одного лишь государства нарастающие потребности здравоохранения удовлетворить не получится. ГЧП – это рычаг или якорь, как угодно назовите, который будет помогать наращивать то положительное, что у нас есть сейчас в здравоохранении. Но нам нужно создавать условия для инвесторов и медицинских коллективов, для того чтобы такое партнерство стало возможным. Несколько лет назад мы проводили в Общественной палате заседание по ГЧП и видели печальные цифры: на федеральном уровне от общего объема ГЧП-партнерства на здравоохранение приходился лишь 1%. Государству нужно подумать и проявить волю, чтобы принять разумный закон, например, о концессиях, потому что до сих пор профильный закон находится в подвешенном состоянии.