27 Июля 2024 Суббота

Превосходящая светосила
Дарья Шубина Фарминдустрия
10 ноября 2014, 16:37
5230

Лидер рынка контактных линз пережимает альтернативные каналы сбыта

В проект порядка оказания оптометрической помощи, разрабатываемый Оптической ассоциацией, внесен пункт о рецептурном отпуске контактных линз пациентам, причем в рецепте предлагается указывать торговое наименование товара. Как удалось выяснить VM, это было сделано по инициативе лидера рынка контактных линз – компании Johnson&Johnson. В случае принятия норма может создать сложности компаниям, продающим недорогие линзы через интернет и линзоматы. Впрочем, даже внутри самой Оптической ассоциации эту идею поддерживают не все.

По данным маркетингового агентства Euromonitor, в 2013 году объем российского рынка контактных линз достиг 16,1 млрд рублей. ≪В последнее время мы постоянно слышим от наших партнеров – оптических салонов – о том, что пациенты, которым единожды была оказана услуга по подбору средств контактной коррекции зрения, не возвращаются в оптику снова, – рассказывает источник в компании Johnson&Johnson. – Появились другие каналы дистрибуции, где можно купить контактные линзы на 20–25% дешевле, чем в салонах. Это интернет-магазины и линзоматы≫.

За последние пять лет доля интернет-продаж выросла с 13% до 22%, составив в 2013 году более 4 млрд рублей (подробнее о развитии российских интернет-магазинов контактных линз – в материале ≪Укрытые веками≫, VM #16 от 26 мая 2014 года). Еще примерно 300 млн рублей в год выручают автоматы по продаже контактных линз – линзоматы. Они начали появляться в России около двух лет назад, их устанавливают как сами интернет-магазины, так и индивидуальные предприниматели. По оценкам экспертов, сегодня в России работают порядка 800 линзоматов.

Вместе альтернативные каналы сбыта завладели уже четвертью рынка и явно не собираются останавливаться на достигнутом, что не может не беспокоить других игроков. Вернуть пациентов в оптические салоны может требование продажи контактных линз по рецептам. Соответствующий пункт прописан в проекте Порядка оказания населению оптометрической помощи, разработкой которого в настоящее время занимаются члены Оптической ассоциации. Инициатором новшества, по данным VM, стала компания Johnson&Johnson, на чью продукцию, по данным GFK, приходится свыше 60% рынка в денежном выражении. На официальный запрос в компании на момент сдачи номера не ответили.

В отраслевое сообщество помимо крупных иностранных производителей, включая Johnson&Johnson, Alcon, Bausch&Lomb, Essilor, входят более 70 компаний, занятых в системе оптовой и розничной торговли оптической продукцией.

Согласно проекту документа, для обеспечения безопасности и качества помощи по подбору контактных линз последующая продажа данного вида продукции может осуществляться только при предъявлении рецепта, выписанного врачом-офтальмологом, в том числе в салоне оптики. Действовать такой рецепт будет не более одного года.

В Оптической ассоциации инициативу объясняют заботой о здоровье пациента. ≪Ежегодное обновление рецепта позволит организовать динамическое наблюдение пациентов. К сожалению, люди, которые пользуются контактными линзами, приходят на осмотр к офтальмологу реже, чем те, кто носит очки. В салонах оптики проверка зрения является бесплатной, но покупатели контактных линз все равно отказываются от этой услуги, не понимая, как это важно≫, – сетует представитель ассоциации.

Предпочтительнее, по мнению авторов инициативы, если рецепты на контактные линзы будут выписываться непосредственно перед продажей в оптическом салоне, а не в лечебных учреждениях. ≪Рецепты, выписанные в других организациях – оптиках или больницах, – мы принимаем, но в этом случае клиент несет ответственность за последствия самостоятельно. Но все-таки рекомендуем пройти проверку зрения заново, чтобы на основе собственных данных подобрать средства для коррекции зрения≫, – поясняет директор по развитию петербургской сети оптики ≪Счастливый взгляд≫ Михаил Середа.

По мнению разработчиков Порядка оказания населению оптометрической помощи, помимо общих оптических параметров – диоптрийности, базового радиуса роговицы и прочих, – рецепт должен содержать также торговое наименование контактных линз. ≪Линзы разных марок изначально отличаются друг от друга. Если у двух производителей есть линзы с одинаковыми параметрами, но с различной базовой кривизной, это разные линзы. Сейчас даже крупные сетевые оптики не доводят до сведения пациента, какие именно линзы ему подходят, что приводит к неразберихе и негативным последствиям, например, к аллергии и даже ухудшению зрения≫, – пугает последствиями генеральный директор ≪Салона оптики Игоря Медведева≫ Светлана Суханова.

Точная статистика по числу осложнений от ношения неправильно подобранных контактных линз в России отсутствует. В Оптической ассоциации отмечают лишь, что это ≪не самые частые случаи, вероятность которых, тем не менее, нельзя игнорировать≫.

С аргументами Johnson&Johnson даже в самой ассоциации согласны не все. Весной прошлого года появилось информационное письмо (копия имеется в распоряжении VM), адресованное Минздраву. Отправителем значились компания Bausch&Lomb – второй по значимости игрок на российском рынке (с долей продаж в деньгах 16,7%) – и ≪другие члены Оптической ассоциации≫. В Bausch&Lomb отказались подтвердить или опровергнуть факт написания и отправки данного письма, но его существование VM подтвердили несколько участников рынка.

В письме говорится, что введение рецепта нарушает ФЗ ≪О защите прав потребителей≫, который запрещает ≪обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), что неизбежно при выдаче рецептов на ношение контактных линз непосредственно в оптических салонах≫. А указание торгового названия контактных линз в рецепте ведет к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий для игроков рынка и ≪предоставляет возможность коррупционного взаимодействия врача и производителя путем выписки пациентам медицинских изделий на основании договоренности≫.

≪Пациент приходит раз в год на осмотр. И если его что-то не устраивает, врач должен предложить другую линзу. Работайте с врачами, предлагайте им свои продукты. А от риска, что какой-то салон будет продавать только те линзы, которые ему выгодны, и сейчас никто не застрахован≫, – отметает эти аргументы источник в Johnson&Johnson и отмечает, что вопрос конкуренции между производителями зависит от качества их продукта и работы с офтальмологами.

Как сообщили VM в Оптической ассоциации, письмо ≪диссидентов≫ не оказало влияния на содержание проекта Порядка оказания оптометрической помощи. Когда документ будет готов, его планируется предложить Минздраву в качестве дополнения к стандарту оказания медпомощи по офтальмологии.

Разумеется, интернет-торговцы контактными линзами и владельцы линзоматов тоже не в восторге от законотворческой инициативы. ≪Не все клиенты будут счастливы тратить свое время и деньги, если у них не возникает жалоб на линзы <…> Результатом будет, скорее всего, получение клиентами рецептов разными иными способами, чем официально предложенный≫, – отмечала на форуме Оптической ассоциации Елена Тарасова, генеральный директор компании ≪КРОНОС-Директ≫, специализирующейся на розничных и интернет-продажах оптической продукции и владеющей сетью линзоматов. По мнению Тарасовой, во Франции введение рецепта стало главной причиной того, что объем продаж средств контактной коррекции зрения стал ≪одним из самых низких в Европе≫.

Рецептурный отпуск контактных линз будет способствовать росту офлайн-торговли, а линзоматы из-за этого вообще могут исчезнуть, прогнозирует Михаил Середа. Генеральный директор поставщика линзоматов ≪Первой вендинговой компании≫ Никита Маковей с этим согласен: ≪Потерять такой вид автоматизированных продаж будет, конечно, жаль. Единственное, что останется владельцам линзоматов – переоборудовать их под другую продукцию≫.

≪Наличие рецепта не исключает продаж и в интернет-магазинах, и в линзоматах, для которых можно сделать специальную карту-рецепт с расчетом на годовой запас контактных линз≫, – предлагают в Оптической ассоциации. Интернет-магазины контактных линз смогут подстроиться под новые условия работы, уверен владелец LensDay Илья Мусатов. Например, можно принимать рецепты в отсканированном виде, как это делается в других странах. Но эта практика осложнит жизнь пациентам, добавляет он. По его мнению, для увеличения продаж не нужно заставлять людей проходить обследование – нужно делать услуги и сами контактные линзы доступнее.

оптический рынок, рынок контактных линз

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении