«Вы помните, какая страховая компания вас страхует? Знаете, какие медуслуги вам положены от государства? Куда обращаться в случае проблем? Нет? Скажу по секрету – даже я не знаю. Вот и все, что можно сказать об этой системе, вот итог 30‑летнего развития здравоохранения», – горячится Владимир Гришин, с 1993 по 1998 год работавший первым директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования. С ним согласны многие – критика ОМС звучит со всех сторон. Эксперты отмечают, что сейчас в результате многолетних усилий различных лоббистов оно работает как удивительный гибрид всех известных человечеству схем.
Дать от Семашко
«Вплоть до начала XX века система оказания медицинской помощи населению Российской империи выглядела как лоскутное одеяло. Развитие сети лечебных учреждений было отдано на откуп местной власти, которая чаще всего именно на этом сильно экономила. Государство ограничивалось развитием и финансированием только отдельных лечебных учреждений, да и те были сконцентрированы при крупнейших университетах страны. Были также и крупные промышленные предприятия, которые нанимали врачей для своих сотрудников и финансировали медицинскую помощь чаще всего через страховку от несчастного случая. Но как таковой единой системы медучреждений и государственного ведомства, которое бы за нее отвечало, не было», – рассказал в интервью VM Кирилл Константинов, заместитель директора Российского научного центра хирургии им. академика Б.В. Петровского, увлекающийся изучением истории здравоохранения.
Только в 1913 году ведущие врачи страны смогли убедить Николая II выпустить указ о создании в Российской империи Министерства здравоохранения, которое должно было построить отечественную медицинскую систему и внедрить в нее финансовые механизмы. В 1916 году император выпустил такой указ, но воплощению этого замысла помешали революции 1917 года.
В правительстве пришедших к власти большевиков проблемой организации индустрии здравоохранения (или «социальной гигиены», как это называлось в то время) стали заниматься первый народный комиссар здравоохранения РСФСР, врач и видный большевик Николай Семашко, а также его соратник Зиновий Соловьев. «В этом тандеме Семашко был скорее большевиком и революционером, чем организатором, настоящим идеологом и разработчиком новой системы здравоохранения стал Соловьев», – считает Константинов, хотя в историю созданная ими модель вошла именно как «система Семашко».
Они ввели жесткую централизацию отрасли, подчинив все медучреждения Наркомздраву, а что касалось финансирования, то оно формировалось из трех источников: страхования здоровья граждан, которое обеспечивали предприятия или они сами, местного и союзного бюджетов. Позже частный бизнес был из идеологических соображений уничтожен, и все расходы легли на бюджет.
Окончательно сформировавшись к началу 30-х годов XX века, система здравоохранения СССР вошла в мировую историю благодаря трем важнейшим достижениям, отмечает Константинов. Во-первых, она была общедоступной, то есть гарантировала бесплатную медпомощь приличного качества каждому гражданину страны – для тех времен дело совершенно неслыханное. Во-вторых, в СССР была впервые в мире создана система санитарно-эпидемиологической безопасности страны, направленная на профилактику заболеваний. И в-третьих, опять же впервые в мире педиатрия была выделена в отдельную отрасль здравоохранения. Вместе с тем была развернута сеть отдельных детских поликлиник и детских больниц, не говоря уже о профилакториях, санаториях и детских лагерях.
Все это помогло решить проблемы так называемой первой эпидемиологической революции – снизить смертность от инфекционных заболеваний и детскую смертность, что не замедлило сказаться на продолжительности жизни. «Средняя продолжительность жизни увеличилась с 43 лет в 1926-1927 годах до 68,8 лет в 1960 году. К этому времени СССР по показателю средней продолжительности жизни входил в первую двадцатку стран, лишь незначительно уступая странам-лидерам», – отмечает в своей статье «Проблемы российского здравоохранения» Владимир Иванов, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
В койко-то веки
А вот вторую эпидемиологическую революцию в СССР упустили. В середине XX века был изобретен пенициллин, потом другие антибиотики, и это позволило большинство инфекций лечить на дому. Но советские эпидемиологи не оценили тогда масштаб изобретения, поэтому в 1961 году была принята новая концепция развития системы здравоохранения СССР, которая основывалась на неверном прогнозе тенденций медицинской науки.
«Основной акцент был сделан на увеличение стационарной медицинской помощи, улучшение ее материально-технической базы. Во время реализации этой концепции в 60–70-е годы амбулаторная помощь пришла в большой упадок», – говорит Константинов.
Уже в 70-е годы работа участкового терапевта стала считаться в СССР неинтересной и непрестижной, лучшие специалисты стремились работать в крупных больницах и институтах, началась утечка кадров.
Европа в это время пошла, наоборот, по пути развития амбулаторной помощи, сокращая количество коек в стационарах. Благодаря этому европейские страны плавно пережили инновационный и технический прогресс в здравоохранении, который начался в 80-е годы с появлением новых, эффективных, но весьма дорогостоящих лекарств, а также методов диагностики и лечения.
На достойное оснащение и снабжение огромного количества дорогостоящих «коек» просто не хватало средств, а наращивать финансирование здравоохранения в условиях гонки вооружений с Западом и низкой цены на нефть СССР уже не мог.
«Достаточно указать, например, что количество больничных коек в РСФСР увеличилось с 991 тысячи в 1960 году до 2 млн в 1990 году. Число врачей выросло за этот период с 233 тысяч до 667 тысяч… В то же время из-за недостаточного финансирования здравоохранения оснащенность медицинских учреждений современной диагностической и лечебной аппаратурой оставалась на крайне низком уровне. Для большинства из них были практически недоступны эндоскопические и ультразвуковые методы исследования, не говоря уже о коронарографии, длительном ЭКГ-мониторировании, компьютерной томографии… Весьма низка была и обеспеченность лекарственными препаратами: достаточно указать, что даже по официальным данным заявки на сердечно-сосудистые препараты удовлетворялись лишь на 40–60%», – пишет в своей статье Иванов.
Еще одним симптомом этих проблем стало специфическое советское явление – развитие в 70–80-е годы так называемой ведомственной медицины. Те организации, которые имели доступ к финансовым средствам, особенно в иностранной валюте, начали создавать для себя собственные поликлиники и больницы, лучше оснащенные и лучше снабжаемые. Фактически советская медицина перестала быть общедоступной и стала сословной – при формально декларируемом равенстве более влиятельные слои общества пользовались значительно более качественными медуслугами, что начало вызывать возмущение и социальный протест в народе. К концу 80-х стало ясно, что назрела очередная реформа.
Знак четырех
В 1987 году новый прогрессивный генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев решил «бросить», как тогда выражались, на этот фронт лучшие кадры и сделал министром здравоохранения Евгения Чазова, возглавлявшего предназначенное для обслуживания высшей партийной номенклатуры Четвертое главное управление Минздрава. Того это поручение не очень обрадовало.
«С большой неохотой я шел в министерство, где все, начиная с грязного входа и коридоров, казалось мне чужим. Но это была мелочь по сравнению с теми вопросами, которые стояли перед министерством, – низкая зарплата, плохая материально-техническая база, недостаточная квалификация значительной части врачей, отсутствие четкой идеологии совершенствования финансовой, профилактической и лечебной деятельности. Я понимал, в какую непростую ситуацию попал. Положение министра было не выше (если не ниже) положения руководителя медицинской службы Кремля, который подчинялся Генеральному секретарю ЦК КПСС и отчитывался только перед ним. Многие из моих коллег с ехидством ожидали, как провалится на новом месте хваленый академик. Здравоохранение страны – это не Четвертое главное управление, обладающее колоссальными правами и многочисленными льготами», – цитируют воспоминания министра «Труды Института стратегического анализа РАН».
Тем не менее Чазов энергично принялся за дело и за короткое время успел многое. «Можно считать, что именно в 80-е годы в отечественном здравоохранении началось освоение современных медицинских технологий, укрепление и обновление его материально-технической базы», – отмечает Иванов.
Под руководством Чазова начали даже разрабатывать новые механизмы финансирования здравоохранения с элементами страховой медицины, но начавшиеся политические катаклизмы, в частности противостояние президента СССР Михаила Горбачева и будущего президента России Бориса Ельцина, не дали ему довести эту работу до конца – в 1990 году Евгений Чазов покинул пост министра. Но идея обязательного медицинского страхования не умерла – совсем наоборот. На фоне стремительного оскудения бюджета идея снять с него бремя, резко изменив схему финансирования здравоохранения, казалась весьма заманчивой и вскоре была реализована.
Перелом со смещением
Первый российский закон об обязательном медицинском страховании разрабатывался в 1991 году, еще до распада СССР, и даже до появления закона об организации страхового дела и Конституции РФ.
«Мы планировали создать нечто вроде немецких больничных касс социального страхования. Это некоммерческие организации, которые собирают страховые взносы с работников и работодателей и выплачивают их лечебным учреждениям за оказанные услуги», – вспоминает Владимир Гришин, работавший в Минздраве и Минфине СССР и принимавший участие в создании нового законодательства.
«Деньги должна была собирать налоговая, дальше средства передаются в больничные кассы, которые напрямую, по факту получения медуслуги, выплачивают деньги медорганизации. И только государственные кассы», – подтверждает Юлия Михайлова, ныне первый замдиректора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, в то время возглавлявшая группу разработки закона об ОМС.
Практически сразу все пошло не так, как планировалось. «Денег в бюджете тогда не было, мы были очень сильно подвержены влиянию Всемирного банка и МВФ, потому что жили на транши. У тех были свои эксперты, которые диктовали нам все законодательные акты. И наш закон не пропускал эксперт Всемирного банка, пока туда не будет включена формулировка о страховых компаниях всех форм собственности. Нас заставили внести эти формулировку. На моих глазах заместителя министра здравоохранения РСФСР Владимира Стародубова просто ломал председатель комитета Верховного Совета по охране здоровья Артур Аскалонов, чтобы тот согласился. И вот вечером в тексте закона об ОМС были только «некоммерческие страховые компании», а под утро появилась фраза «с любой формой собственности». И сделать уже было ничего невозможно», – вспоминает Михайлова в интервью Vademecum.
«Мгновенно в 1991-1992 годах возникли 560 страховых компаний, через которые потекли огромные государственные деньги на здравоохранение. Я это прекрасно знаю, потому что работал тогда в Минфине, и в соседнем отделе им выдавали лицензии», – дополняет Гришин.
По словам Михайловой, просто за посредничество в передаче собранных средств от плательщика к лечебному учреждению страховые компании получали тогда до 6% комиссионного вознаграждения, не принимая на себя никаких рисков. Следующей ошибкой, по мнению Гришина, стало разделение фондов социального страхования и медицинского страхования, которое пролоббировали тогда еще влиятельные профсоюзы.
«Больничный лист оплачивает фонд социального страхования. А кто этот лист выдает? Поликлиника. Так зачем это было разделять? А потому что Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) был богатейшей организацией – огромные финансовые потоки, санатории, профилактории, дома отдыха – кто же все это отдаст здравоохранению? Где вы найдете такого идиота?» – говорит Гришин.
Мимо касс
Третьей, самой главной, ошибкой и в этом мнении Гришин и Михайлова солидарны, стало то, что на ОМС изначально было выделено недостаточно денег. Проблема была в том, что никто точно не знал, сколько их понадобится для воплощения в жизнь совершенно новой системы финансирования.
Есть даже отраслевая легенда, что на совещании, когда обсуждали этот вопрос, предложили выделить на ОМС 3,6% от фонда оплаты труда просто потому, что бутылка водки тогда стоила 3 рубля 60 копеек.
Гришин ее опровергает, впрочем, сообщая взамен резон не менее «убедительный»: фонд ОМС формировали, отрезая некую сумму от пенсионных отчислений, которые тогда составляли 31,6% от фонда оплаты труда. Поэтому цифра 3,6% была выбрана «для ровного счета», чтобы в пенсионном фонде осталось ровно 28%.
Согласно его подсчетам, в пенсионном фонде денег тогда хватало, и нужно было оставить в нем только 25%, добавив остальное на финансирование системы ОМС в размере 6,6% от фонда оплаты труда.
Группа Михайловой придерживалась еще более радикального мнения. «Мы подсчитали, что величина взноса на медстрахование с работающего населения должна быть 9,8%, но нам дали 3,6%. Но что сделали депутаты? Они же всегда хотят быть хорошими для населения. Поэтому они не сократили эту программу при урезанном финансировании. И это была фундаментальная ошибка. Получилось, что все объявлено бесплатным, а денег в три раза меньше. И впервые медицинские работники стали заложниками ситуации. С того периода началась теневая медицина. Приходит пациент делать ЭКГ, а деньги на это не выделены. Поэтому моментально при поликлиниках и из стационаров стали развиваться «малые предприятия», в которых работали те же самые врачи, которые говорили пациентам: либо ждать две недели, либо идти за угол и снимать ЭКГ за деньги. Система стала разбалансированной», – говорит она.
По оценке Гришина, хоть сейчас взнос в фонд ОМС и повышен до 5,1%, система все равно серьезно недофинансирована – для того чтобы устранить негативные эффекты, расходы на здравоохранение нужно повысить примерно вдвое.
Но вначале государство должно определиться, какую модель здравоохранения мы будем строить. «Во всем мире есть три типа систем финансирования здравоохранения. Либо на основе добровольного медицинского страхования с участием коммерческих страховых компаний, как в США. Либо медико-социальное страхование через некоммерческие больничные кассы, как в Германии. Либо, наконец, прямое бюджетное финансирование здравоохранения, как это было в СССР и сейчас в Великобритании. Наша система ни к одной из этих не относится, потому что деньги поступают и из бюджета, и через фонды ОМС, и плюс мы еще вклинили в этот финансовый поток частный бизнес. Куда мы движемся, чего хотим достичь? Пока мы не определим цель, будет неясно, что делать дальше», – говорит Гришин.