27 Июля 2024 Суббота

Помазанники боли
Александр Братерский Фарминдустрия
3 декабря 2013, 16:03
8083

Эстонские и литовские предприятия были важной частью фармпрома СССР

Шутники в СССР часто говорили, что лучшим лекарством от простуды является эстонский ликер «Вана Таллин», появившийся в 1962 году. Однако в Литве и Эстонии выпускалось немало настоящих лекарств – обезболивающих препаратов и мазей, – которые снискали заслуженную популярность не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Сегодня от былой славы прибалтийской фармацевтики мало что осталось, а когда‑то ей помогли встать на ноги немецкие традиции, европейское качество и советский госзаказ.

История эстонской фармацевтической промышленности связана с именами немецких аптекарей Леберта и Фика, которые в 1913 году создали в стране Эстляндское фармацевтическое торговое общество (ЭФАГ), а год спустя получили от властей право на открытие фармацевтической лаборатории. ≪Это модное большое предприятие, о будущем которого не надо беспокоиться. Работа наиболее больших агрегатов осуществляется электроприводом, этажи соединены лифтом. Есть надежда, что новое предприятие станет образцом экономического развития, охватывающим территории за пределами Эстонской губернии≫, – писала о лаборатории газета прибалтийских немцев Revalische Zeitung.

Предприятие производило патентованные и отечественные фармацевтические препараты, средства для ухода за волосами и кожей, а также парфюмерию. После Первой мировой войны производство росло, общество открыло филиал в Тарту, а в 1931 году объединилось с химической лабораторией Куррота и Бенксона. В 1937 году компания переехала в новое помещение, оборудованное по последнему слову техники. ≪В новом помещении было 82 производственных агрегата, которые приводило в движение электричество≫, – гордо сообщает сайт компании. Благодаря механизации труда сотрудников требовалось немного – всего 33 человека.

После вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году предприятие ЭФАГ было национализировано и получило название Таллинский фармацевтический завод. Новые власти отказались от легкомысленной парфюмерии и решили специализироваться на производстве серьезных болеутоляющих и противоожоговых препаратов. В послевоенные годы завод первым в СССР стал в массовом порядке выпускать противотуберкулезную вакцину – Парааминосалициловую кислоту и ангиопротектор Рутин.

≪Випросал – содержит яд гюрзы, камфору, салициловую кислоту, пихтовое масло, вазелин, глицерин, парафин, выпускается Таллинским фармзаводом≫, – писал доктор медицинских наук Вадим Корпачев в книге ≪Целебная фауна≫ об одном из самых известных советских препаратов Эстонии. Производство таких препаратов стало фирменным знаком Таллинского фармацевтического завода с середины 60-х годов, когда заводская лаборатория превратилась в базовую лабораторию СССР по работе с животными ядами.

После выхода в 1985 году популярного советского фильма ≪Змеелов≫ с Александром Михайловым в главной роли со сбытом проблем не стало – весь Советский Союз был окончательно убежден в необычайной целительной силе змеиного яда. Випросал использовался для лечения ревматизма и невралгии, его фармакологические свойства оценили не только в СССР и странах социализма, но и в Западной Европе. В 1972 году на предприятии запатентовали способ получения инъекционного раствора змеиного яда Наяксин. Главным ингредиентом этого болеутоляющего средства был яд кобры.

Яд эстонские фармацевты получали от змей, которых вылавливали на территории других республик СССР, а также в результате сотрудничества с Сибирским серпентарием – единственным в СССР промышленным производителем змеиного яда из Новосибирска. Позднее, в 2003 году, вокруг серпентария разразился скандал: правоохранители заподозрили его руководителя Владимира Дударева в том, что он похитил и продал в Таллин 660 граммов кристаллического яда гадюки на сумму около $170 тысяч, а когда хищение вскрылось, попробовал подменить ценный яд гадюки более дешевым ядом щитомордника.

Впрочем, одним змеиным ядом эстонцы не ограничивались – в 1974 группа сотрудников Таллинского фармацевтического завода разработала рецепт мази Пропоцеум из пчелиного прополиса. Благодаря своим свойствам по лечению экземы, мазь стала достаточно популярной, о чем свидетельствует крик души, оставленный посетителем одного из русскоязычных эстонских сайтов. Он спрашивал, где достать мазь Пропоцеум для отца: ≪Папа у меня после Чернобыля ею лечится, пока Таллинская была доступна – все хорошо было, а теперь никак не подберет аналога≫, – писал заботливый сын. Сегодня мазь Пропоцеум, так же как и Випросал, можно достать без труда: и то и другое продается под маркой латвийской компании ≪Гриндекс≫, купившей контрольный пакет Таллинского фармацевтического завода в 1998 году.

В соседней Литве в советское время развитию местной фармацевтики помогла развитая химическая промышленность по производству удобрений – наработки химиков пригодились и фармацевтам. Главным производителем фармацевтической продукции стала местная фирма ≪Санитас≫ из города Каунаса.

Предприятие производило глазные капли и растворы для инъекций, в том числе знаменитый раствор для инъекций анальгина. Набор из 10 ампул по 2 миллиграмма продавался в каждой советской аптеке по 56 копеек. Кроме того, ≪Санитасу≫ было доверено производить перспективное советское лекарство Тринитролонг –препарат на основе нитроглицерина. Тринитролонг выпускался в виде тонких пластинок, которые нужно было наклеивать на десны, этим обеспечивались высокая скорость всасывания и длительное действие нитроглицерина.

В 1974 году Минздрав СССР принял решение об использовании фабрики ≪Санитас≫, которая непосредственно подчинялась Минздраву Литовской ССР, в качестве базы Центрального аптечного научно-исследовательского института (ЦАНИИ) для испытания новых лекарственных препаратов. Однако, по утверждению латвийской русскоязычной газеты ≪Час≫, фабрика ≪Санитас≫ использовалась властями и в более деликатных целях. В 2003 году издание сообщило, что фабрика принимала участие в производстве Фентанила – опиоидного анальгетика, который использовался военными для снятия болевого эффекта во время полевых операций. По утверждению издания, на фабрике ≪Санитас≫ во время войны СССР в Афганистане производили до 10 млн ампул этого препарата в год.

Фентаниловое прошлое неожиданно аукнулось Прибалтике в современности – год назад компания BBC News сообщила, что в Эстонии всплеск фентаниловой наркомании и, как следствие, самый высокий в Европе уровень смертности от передозировки. Дело в том, что Фентанил гораздо действеннее, чем героин, и подобрать безопасную для жизни дозу очень трудно. Впрочем, литовцы за это ответственности не несут – сейчас фабрика ≪Санитас≫, одна из старейших компаний в стране, выпускает в основном дженерики, безрецептурные препараты и БАДы. В 2008 году в Каунасе было открыто новое предприятие компании, а в августе 2011 года контрольный пакет акций предприятия приобрела канадская фирма Valeant Pharmaceuticals International Inc. На официальном сайте ≪Санитас≫ в разделе ≪История≫ полувековой советский период работы предприятия вообще не упомянут, вероятно, нынешнее руководство не видит в нем поводов для гордости.

Знаменит город Каунас и другим фармацевтическим предприятием – Каунасским заводом эндокринных препаратов. В 1972 году на этом предприятии совместно с Институтом экспериментальной эндокринологии и химии гормонов было начато производство гормона роста человека – препарата Соматотропина, необходимого для лечения гипофизарного нанизма, или карликовости. В то время гормон роста получали из гипофизов умерших людей, поэтому по распоряжению союзного Минздрава в Каунасе был создан единственный в СССР банк гипофизов человека. В 1977 году Минздрав выпустил инструкцию ≪по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов≫, где говорилось, что ответственным назначен каунасский завод, который обязан обеспечивать морги страны ≪банками, пробками, а также необходимым количеством ацетона≫. ≪Каунасский завод осуществляет сбор заготовленного материала по стране, его транспортировку и оплату≫, – говорилось в инструкции. Спустя десять лет сбор гипофизов ухудшился, тон приказов Минздрава стал жестче: в РСФСР в 1986 году заготовили почти на 6368 гипофизов меньше, чем в 1985. Литовская ССР тоже отставала – там собрали на 900 гипофизов меньше, чем годом ранее.

Сейчас гормон роста человека производят генно-инженерным способом, однако на сайтах бодибилдеров, которые использовали препарат для наращивания мышечной массы, до сих пор с ностальгией вспоминают ≪тот самый, настоящий≫ советский Соматотропин производства Каунасского эндокринного завода. 

история, эстония

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении