27 Июля 2024 Суббота

Поликлинику – на опыты
Ольга Гончарова
17 февраля 2014, 17:04
8119

Собственные ЛПУ нужны крупным страховщикам для отработки бизнес-процессов

Стремясь взять под контроль обслуживание клиентов, страховые компании запускают собственные сети клиник. Доля таких медучреждений на рынке ДМС невелика, зато в них страховщики реализуют свои мечты – контролируют финансовые потоки, следят за сервисом, изучают отчеты о работе врачей и жалобы пациентов. Эта информация помогает им эффективно строить отношения с независимыми провайдерами медицинских услуг и отрабатывать новые схемы, например, работу по ОМС.

ШВЕЙЦАРСКИЕ ГАРАНТИИ

Самый опытный игрок рынка медицинских услуг среди страховщиков – ≪РЕСО-Гарантия≫. Представители этой компании задумались о собственной скорой помощи и сети клиник еще в начале 1990-х. ≪Государственное здравоохранение тогда уже не работало, а частное еще не было сформировано. При этом спрос на ДМС увеличивался. Нам было стыдно направлять своих застрахованных во многие медучреждения, поэтому мы создали структуру из врачей общей практики и педиатров, купили автомобили, наняли водителей и стали обслуживать их на дому. Так образовалась компания ≪РЕСО-МЕД-03≫, – рассказывает президент ≪РЕСО-Гарантия≫ Сергей Саркисов.

Параллельно представители ≪РЕСО-Гарантия≫ разрабатывали проект собственных полноценных медучреждений, консультируясь с европейскими специалистами. В результате компания договорилась о создании совместного предприятия со швейцарским медицинским холдингом MedSwiss. Партнеры начали открывать клиники в Москве под брендом MedSwiss, рассчитанные только на клиентов ≪РЕСО-Гарантия≫, и не работали с другими страховыми компаниями.

После кризиса 2008 года страховая компания формально рассталась с клиниками MedSwiss. ≪Они проданы менеджменту компании≫, – говорит президент MedSwiss Русудан Махашвили, не раскрывая, однако, точную структуру акционеров клиники. Представители ≪РЕСО-Гарантия≫ также подтверждают, что сеть MedSwiss больше не принадлежит компании.

Несмотря на смену собственников, принципы работы клиник не изменились – они по-прежнему обслуживают только клиентов компании ≪РЕСО-Гарантия≫, а сам страховщик, как следует из информации на его сайте, является «стратегическим партнером» сети. Из шести клиник сети с другими страховыми компаниями работает только одно учреждение – MedSwiss в Жуковке.

Главный врач MedSwiss Михаил Тишман говорит, что мощностей клиник хватает ровно на то, чтобы обеспечить обслуживание пациентов из «РЕСО-Гарантия». «Мы не можем допустить очередей, а это ограничивает пропускную способность. Даже для Сбербанка России, который перешел в другую страховую компанию и с которым до этого мы работали несколько лет, не смогли сделать исключение», – рассказывает Тишман. Доля частных клиентов в MedSwiss тоже невелика и не превышает 5–10% от общего пациентского потока.

Начальник управления медицинских продуктов «РЕСО-Гарантия» Марина Черноморова говорит, в свою очередь, что ее компания старается максимально загрузить клиники: «Количество клиентов «РЕСО-Гарантия» в этих учреждениях достигает нескольких десятков тысяч человек». По ее словам, в среднем в клиники обращаются 35–40% от общего числа застрахованных компанией «РЕСО -Гарантия», обслуживающихся в Москве и Санкт-Петербурге. Всего количество застрахованных в «РЕСО- Гарантия» составляет около 400 тысяч человек, которые обслуживаются в более чем 2 тысячах клиник по всей России.

Партнерство дает обеим сторонам бонусы: для MedSwiss – постоянную клиентскую базу и премиальную аудиторию клиентов страховщика, а для «РЕСО Гарантия» – лояльность страхователей. «Для клиентов наличие у компании партнерских клиник – показатель стабильности компании, и оно влияет на финансовые показатели компании», – отмечает Марина Черноморова из «РЕСО-Гарантия». Объем собранных компанией премий в последние два года рос быстрее рынка: если весь объем страховых премий в России с 2010 по 2012 год вырос на 26% – до 75,1 млрд рублей, то рост компании «РЕСО-Гарантия» за тот же период составил 57% – до 5,1 млрд рублей.

Жалобный отчет

Второй всплеск активности страховщиков на рынке медицинских услуг произошел перед кризисом. Вместе с рынком премий росли и выплаты клиникам, и страховые компании начали разрабатывать проекты своих медучреждений. О планах инвестировать в собственные сети клиник объявили компании ≪Ингосстрах≫ и ≪АльфаСтрахование≫.

≪Помимо экономических обоснований, для компании было важно точное соблюдение условий договоров медицинского страхования. Создавая дочернюю структуру в виде сети медицинских клиник, страховая компания, безусловно, обеспечивает высокий уровень контроля за выполнением условий договорных отношений с клиентами, а это, как следствие, заметно повышает и удовлетворенность конечного пациента≫, – поясняет генеральный директор принадлежащей ≪Ингосстраху≫ сети клиник ≪Будь здоров≫ Вячеслав Новиков. Семь лет назад компания ≪Ингосстрах≫ выкупила московские клиники ≪Будь здоров≫ у их менеджмента, а потом начала строить и собственные учреждения под этим брендом, инвестиции в каждое из них оценивались примерно в 250 млн рублей.

В отличие от конкурента компания ≪АльфаСтрахование≫ начала выход на рынок медицинских услуг с регионов, но причины были теми же. ≪До 2008 года ≪АльфаСтрахование≫ активно наращивала объемы рынка медицинского страхования, в том числе за счет развития регионального бизнеса. В тот момент стало понятно, что в регионах компания не могла получить для своих клиентов по ДМС и сооответствующие компетенции, которые компания обещала своим застрахованным. Поэтому было принято решение о создании сети клиник в городах-миллионниках и зонах наибольшего присутствия компании, первая клиника была открыта в Перми≫, – рассказывает генеральный директор сети клиник ≪Альфа-Центр Здоровья≫ Влада Сайфетдинова. Свой первый медицинский центр в Москве ≪АльфаСтрахование≫ открыло только в 2012 году.

Обе сети задумывались как ориентированные на клиентов своих материнских компаний, но сейчас превратились в отдельные хозяйствующие субъекты и обслуживают пациентов и других страховщиков, а также частных лиц. По словам Новикова из сети ≪Будь здоров≫, в общем потоке пациентов его клиник клиенты других страховщиков совокупно занимают сопоставимую долю с пациентами, которых направляет ≪Ингосстрах≫. Доля частников достигает примерно 5-6%: ≪Ситуация разнится по регионам. Понимая, что на региональном рынке заметна доля физических лиц, заинтересованных в медицине хорошего уровня, мы начинаем активно работать и с этим сегментом≫, – говорит Вячеслав Новиков. С ним солидарна и Влада Сайфетдинова из ≪Альфа-Центр Здоровья≫, которая говорит, что соотношение клиентов ≪АльфаСтрахование≫ по ДМС и частных клиентов, а также клиентов других страховых компаний сейчас составляет примерно 50 на 50.

Страховщики требуют от своих подразделений выполнения нормативов по финансовым показателям и жестко контролируют сервис. Например, заместитель генерального директора компании ≪Ингосстрах≫ Татьяна Кайгородова является также и председателем совета директоров управляющей компании ≪Будь здоров≫. ≪У нас есть утвержденные показатели бюджета, в том числе и по рентабельности, согласованные с председателем совета директоров, и мы их стабильно выполняем≫, – говорит Новиков.

Помимо финансовых документов, у сотрудников страховой компании есть доступ к отчетам о врачебной работе и жалобам пациентов. Руководство клиник ≪Будь здоров≫ ≪аккумулирует≫ жалобы на разных уровнях – пациент может оставить записку в ящике у регистратуры, сделать запись в ≪Книге жалоб и предложений≫, позвонить в специальную службу контроля качества или написать электронное письмо. ≪Помимо служб, контролирующих качество медицинской помощи и соблюдение сервисных стандартов, все поступающие письма я лично ежедневно просматриваю. Они доступны и руководству ≪Ингосстраха≫. Это дает возможность не только принимать оперативные меры, но и определить тренды. Например, если по жалобам видно увеличение времени доезда бригад скорой помощи, это может означать, что выросло количество обращений. Как следствие – мы рассматриваем решение об увеличении машин скорой помощи или действующей системы логистики≫, – рассказывает Новиков.

Представители ≪Альфа-Центр Здоровья≫ говорят, что страховая компания уже отстроила работу клиник, и сейчас в ее клиниках взаимодействие с ≪Альфа-Страхованием≫ строится по тем же принципам, что и с другими страховщиками: ≪Благодаря тому, что страховая компания изначально жестко контролировала нас, проводя на первых этапах плановые экспертизы, сейчас, направив пациентов к нам, она уже может быть уверена, что все будет в порядке≫, – говорит Влада Сайфетдинова.

ФИНАНСОВЫЕ ПРИТОКИ

Сейчас страховщики снова планируют открывать свои сети клиник, однако рассматривают их как возможность опробовать новые стандарты сервиса или работу в системе ОМС. Например, компания СОГАЗ планирует в этом году открыть две поликлиники в Санкт-Петербурге для своих застрахованных, инвестиции в создание каждой из них составят 40–50 млн рублей, но рассматривает их скорее как пилотный проект и не планирует масштабных инвестиций в медицинские учреждения. ≪Следует признать, что ни одна страховая компания на сегодняшний день не способна обеспечить обслуживание застрахованных только на базе ≪своих≫ медицинских учреждений. У СОГАЗа 2,5 млн застрахованных. Поэтому своей основной задачей мы видим все-таки не создание собственной медицинской инфраструктуры, а организацию эффективного взаимодействия с медучреждениями, с которыми у нас действуют договорные отношения – таковых на сегодняшний день более 5 тысяч≫, – поясняет директор по урегулированию убытков и сопровождению программ личного страхования СОГАЗ Лариса Терская. Если пилотный проект себя оправдает, то, возможно, компания вложит средства в строительство и других клиник в Санкт-Петербурге и Ленобласти, добавляет она.

А страховая компания ≪МАКС≫ на белгородской клинике ≪Гармония здоровья≫, созданной компанией в партнерстве с ОГБУЗ ≪Городская больница №2 г. Белгорода≫, планирует опробовать механизм работы с разными ≪страховыми≫ потоками ОМС и ДМС. ≪Мы в течение нескольких лет разрабатывали возможное взаимодействие двух финансовых потоков в одном учреждении, и теперь сможем реализовать эти планы≫, – говорит заместитель гендиректора компании ≪МАКС≫ Татьяна Садковская.

Другие клиники страховых компаний тоже начинают работать с ОМС. По словам Михаила Тишмана из MedSwiss, его клиники с этого года тоже начинают обслуживать пациентов по полисам ОМС. Вячеслав Новиков из сети ≪Будь здоров≫ говорит, что в Нижнем Новгороде его клиника, помимо застрахованных по ДМС, начала принимать пациентов и с полисом ОМС: ≪Чтобы запустить такой проект, мы активно консультировались с ФОМС, установили специальное программное обеспечение, подготовили первонал, формы отчетности. Этот опыт мы планируем распространить и на другие регионы≫.

Эксперты считают такую стратегию обоснованной. ≪При возможности выбора по программе ОМС клиники с высоким уровнем сервиса и качества предоставляемых услуг отпадает необходимость покупки полиса ДМС. В будущем система ОМС вполне может оказать серьезную конкуренцию ДМС≫, – отмечает руководитель отдела регулярных исследований BusinesStat Ольга Усачева.


БУКВА ЗАКОНА

Страховка по требованию

Госдума хочет принудительно выдавать гастарбайтерам полисы ДМС

Текст: Дарья Шубина

На прошлой неделе в Госдуме в первом чтении были приняты поправки в Трудовой кодекс, которые могут привести на рынок добровольного медицинского страхования новых клиентов. Законопроект требует от работодателя при оформлении на работу иностранца обязательно предоставлять сведения о страховании здоровья сотрудника. Однако шансов, что поправки будут приняты в первоначальном виде, немного: предлагаемую минимальную цену полиса в 500 рублей депутаты уже назвали профанацией.

Предложение о введении обязательных полисов ДМС для трудовых мигрантов обсуждается в правительстве с июня 2012 года. Разработанный Минтруда законопроект был внесен в Госдуму в ноябре прошлого года.

По замыслу авторов, он направлен на «совершенствование порядка привлечения и использования иностранных работников». Среди прочего предлагается обязать работодателей при найме иностранных граждан предъявлять в ФМС сведения о полисе ДМС, который работник может приобрести самостоятельно либо получить за счет компании.

Объем медуслуг, которые будут предоставляться по этой схеме, сформулирован разработчиками в общих чертах: полис должен обеспечивать «оказание медицинской помощи в неотложной и экстренной формах в порядке, установленном программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

В Минтруда отказались дать VM более подробные комментарии на эту тему, сославшись на наличие пояснительной записки к проекту. В ней указано, что, по данным страховых компаний, годовой полис ДМС может обойтись иностранцу в сумму от 500 до 12 тысяч рублей, в зависимости от перечня страховых случаев, предоставляемых услуг и других параметров.

По данным Федеральной миграционной службы, в 2013 году на территорию РФ въехали 17,342 млн человек, из них разрешение на работу получили только 1,274 млн человек, которым в случае принятия законопроекта придется заплатить за полисы ДМС в общей сложности более 630 млн рублей.

«Если такой законопроект будет принят, то это может создать новую дополнительную нишу на рынке страховых медицинских услуг, которая по многим параметрам, в том числе тарифам, перечню клиник и условиям лицензирования, будет скорее близка к программе ОМС», – говорит заместитель директора по ДМС ОАО СК «Альянс» Александр Пилипчук.

Согласно стенограмме заседания Госдумы от 12 февраля (имеется в распоряжении VM), проект был в целом поддержан, но ко второму чтению все-таки планируются поправки, связанные, в частности, со стоимостью полиса ДМС.

Комитет Госдумы по охране здоровья заключил, что существующее пояснение к законопроекту не позволяет установить, кто и сколько должен заплатить за полис ДМС гастарбайтера. Для реализации законопроекта предстоит принять подзаконные акты, регламентирующие объем медпомощи и нормативы финансовых затрат, отметили в комитете.

Замечания возникли и у Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Заявленную начальную сумму в 500 рублей член комитета Михаил Тарасенко считает слишком низкой и называет профанацией. По его мнению, иностранные работники в настоящее время обходятся работодателю гораздо дешевле россиян, так как затраты на социальное страхование этой категории трудящихся несоизмеримо меньше, чем на граждан РФ. «Можно понять предпринимателя, который в условиях конкуренции изыскивает возможности для снижения издержек производства, удешевления стоимости своей продукции либо услуг. Но нельзя понять государство, которое своими действиями, а скорее бездействием, фактически создает преференции иностранным работникам в ущерб отечественным», – говорит он. Свои поправки к законопроекту комитет обещает представить в течение месяца.

Координатор проекта помощи трудовым мигрантам Комитета «Гражданское содействие» Ирина Ильина также критикует предложенную в законопроекте стоимость ДМС, но с позиции недостаточного объема услуг, который может покрыть такой полис: «В настоящее время за годовой полис ДМС стоимостью 15 тысяч рублей можно получить минимальный набор услуг, например, посещение двух-трех специалистов в год и общие анализы. Мигрантов часто нанимают для работы на стройках, где они рискуют получить различные травмы или даже погибнуть. Не меньшую угрозу представляют и опасные болезни, на наличие которых мигранта никто не проверяет при устройстве на работу. Должны ли быть работодатели ответственны за это?»

Страховая компания ВСК тоже рассмотрела эту нишу рынка и, не дожидаясь новых законов, решила взять инициативу в свои руки на коммерческой основе. С 10 февраля иностранные граждане получили возможность оформить полисы ДМС в отделениях Почты России. Гражданам 18–65 лет, предъявившим миграционную карту, предлагается страховой полис ВСК, покрывающий расходы на лечение при различных травмах, ожогах, обморожениях и отравлениях. Максимальная страховая сумма, которая может быть предоставлена на оплату диагностических исследований, оперативных вмешательств и назначенных врачом лекарств, составляет 100 тысяч рублей. Стоимость полиса – 599 рублей за три месяца, то есть 2396 рублей в год. Очевидно, эта цифра ближе к реальности, чем «депутатские» 500 рублей.

страхование

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении