Главный итог 2013‑го: сделок M&A стало больше. Производство лекарств привлекает все больше инвесторов. Фармдистрибуция через покупки уверенно движется к диверсификации бизнеса. Аптечные сети вновь развязывают агрессивную борьбу за долю на розничном рынке, практикуя как скупку мелких активов, так и многоходовые сделки по слиянию с лидерами. Практика M&A, хоть и медленно, становится популярной и на рынке медицинских услуг.
На рынок фармацевтического производства агрессивно выходят крупные зарубежные игроки. Например, канадская Valeant Pharmaceuticals, продающая свои препараты в Северной Америке, Центральной Европе, Латинской Америке и Австралии, в начале прошлого года купила сразу два российских предприятия. В феврале она приобрела у группы «Ренова» крупного производителя OTC-препаратов и БАД Natur Product, а спустя всего три месяца стала 100%-ным владельцем другого крупного производителя БАД – «Экомир Фарма». Общий «вес» покупок оценивался в $140 млн. Но если для Valeant Pharmaceuticals эти сделки обеспечили выход на российский рынок, то, например, для индийской Hetero Drugs приобретение производителя «Макиз-Фарма» стало продолжением сотрудничества с предприятием. Еще семь лет назад компании подписали соглашение о создании СП в России, на производственной площадке которого совершалась фасовка дженерикового антиретровирусного препарата Ритонавир. А в прошлом году индийская компания выкупила своего российского партнера – участники рынка оценили сумму этой сделки в $25–30 млн.
Тяга российских фармдистрибьюторов к вертикальной интеграции проявилась в 2013-м особенно ярко. Одним из главных ньюсмейкеров себя зарекомендовало ЗАО «Империя-Фарма». Осенью компания объявила о заключении стратегического альянса с люксембургской Haden SA, владелицей российской аптечной сети «Доктор Столетов», и приобретении блокирующего пакета в акционерном капитале боснийского фармпроизводителя Bosnalijek. Задача дистрибьютора в альянсе декларировалась как обеспечение взаимодействия и структурирование управления активов Haden. Спустя пару месяцев после этой новости «Доктор Столетов» объявил о том, что принимает в управление петербургского аптечного дискаунтера «Озерки». Сеть включает всего 28 аптек, но при этом является абсолютным рекордсменом по показателю выручки на одну точку в стране. В «Докторе Столетове» не исключали последующий выкуп «Озерков» у основателей – Дмитрия и Ольги Аникиевых. Совокупная выручка двух сетей по итогам 2013 года должна была превысить 16,5 млрд рублей, что обеспечило бы объединенной компании твердые позиции в ТОП5 фармритейлеров России.
Еще один сторонник вертикальной модели – холдинг «ФармЭко», в основе которого заметный игрок рынка госзаказа – дистрибьютор «Ирвин 2». В прошлом году компания купила в родном для себя регионе – Подмосковье – завод «ЗиО-Здоровье». На момент сделки компании уже принадлежали два действующих фармпредприятия – «Добролек» и «Фарма Лайф». Сумма сделки с учетом инвестиционной программы развития превысила $50 млн.
Лидером по числу приобретенных активов в рознице следует считать московскую A.v.e Group. Если не брать в расчет сложное слияние с «36,6», стартовавшее в конце 2013 года (подробнее о нем на стр. 8), все равно список получится внушительным. К A.v.e перешли три небольшие сети Московского региона – «Соцстор», «Плениа» и «Феола». Из крупных межрегиональных ритейлеров в 2013-м покупкой 34 аптек казанского «Фарм-Сервиса» отметилась питерская сеть «Здоровые люди».
Активность на рынке M&A продемонстрировал и инвестиционный фонд Adva Capital, учредителями которого несколько лет назад выступили бывшие владельцы фармдистрибьютора «Морон» и аптечной сети «Старый лекарь» Олег и Игорь Яньковы. Первой сделкой этого инвестора на рынке сетевого фармритейла стало приобретение 50% самарской аптечной сети «Вита», одного из крупнейших игроков Поволжья, у бенефициара компании Константина Дурнева. Фонд планирует купить еще ряд аптечных сетей в субъектах РФ с целью их объединения в одного крупного игрока розничного рынка.
В отличие от представителей фармотрасли, компании коммерческого сектора медицинских услуг только начинают выходить на рынок M&A, приобретая крупные региональные клиники. В прошлом году группа компаний «Мать и дитя» Марка Курцера, объединяющая два стационара и восемь амбулаторных клиник, купила 100% Vitanostra Ltd, оператора сети клиник женского здоровья и педиатрии «Медицинская компания ИДК» в Самарской области. Покупка обошлась компании в $16,1 млн, и сделка стала крупнейшей из официально объявленных покупок на российском рынке медицинских услуг.