27 Июля 2024 Суббота

Покупающая искренность
Ольга Гончарова Фарминдустрия
14 января 2014, 14:23
4696

Индустрия здравоохранения сделала еще несколько шагов в сторону консолидации

Главный итог 2013‑го: сделок M&A стало больше. Производство лекарств привлекает все больше инвесторов. Фармдистрибуция через покупки уверенно движется к диверсификации бизнеса. Аптечные сети вновь развязывают агрессивную борьбу за долю на розничном рынке, практикуя как скупку мелких активов, так и многоходовые сделки по слиянию с лидерами. Практика M&A, хоть и медленно, становится популярной и на рынке медицинских услуг.

На рынок фармацевтического производ­ства агрессивно выходят крупные зару­бежные игроки. Например, канадская Valeant Pharmaceuticals, продающая свои препараты в Северной Америке, Цен­тральной Европе, Латинской Америке и Австралии, в начале прошлого года ку­пила сразу два российских предприятия. В феврале она приобрела у группы «Ре­нова» крупного производителя OTC-пре­паратов и БАД Natur Product, а спустя всего три месяца стала 100%-ным владельцем другого крупного произво­дителя БАД – «Экомир Фарма». Общий «вес» покупок оценивался в $140 млн. Но если для Valeant Pharmaceuticals эти сделки обеспечили выход на российский рынок, то, например, для индийской Hetero Drugs приобретение производите­ля «Макиз-Фарма» стало продолжением сотрудничества с предприятием. Еще семь лет назад компании подписали соглашение о создании СП в России, на производственной площадке которого совершалась фасовка дженерикового ан­тиретровирусного препарата Ритонавир. А в прошлом году индийская компания выкупила своего российского партнера – участники рынка оценили сумму этой сделки в $25–30 млн.

Тяга российских фармдистрибьюторов к вертикальной интеграции проявилась в 2013-м особенно ярко. Одним из глав­ных ньюсмейкеров себя зарекомендо­вало ЗАО «Империя-Фарма». Осенью компания объявила о заключении стратегического альянса с люксембург­ской Haden SA, владелицей российской аптечной сети «Доктор Столетов», и приобретении блокирующего пакета в акционерном капитале боснийского фармпроизводителя Bosnalijek. Задача дистрибьютора в альянсе декларирова­лась как обеспечение взаимодействия и структурирование управления активов Haden. Спустя пару месяцев после этой новости «Доктор Столетов» объявил о том, что принимает в управление петербургского аптечного дискаунтера «Озерки». Сеть включает всего 28 аптек, но при этом является абсолютным рекордсменом по показателю выруч­ки на одну точку в стране. В «Докторе Столетове» не исключали последующий выкуп «Озерков» у основателей – Дмитрия и Ольги Аникиевых. Совокупная выручка двух сетей по итогам 2013 года должна была превысить 16,5 млрд руб­лей, что обеспечило бы объединенной компании твердые позиции в ТОП5 фармритейлеров России.

Еще один сторонник вертикальной модели – холдинг «ФармЭко», в основе которого заметный игрок рынка госза­каза – дистрибьютор «Ирвин 2». В про­шлом году компания купила в родном для себя регионе – Подмосковье – завод «ЗиО-Здоровье». На момент сделки ком­пании уже принадлежали два действу­ющих фармпредприятия – «Добролек» и «Фарма Лайф». Сумма сделки с учетом инвестиционной программы развития превысила $50 млн.

Лидером по числу приобретенных акти­вов в рознице следует считать москов­скую A.v.e Group. Если не брать в расчет сложное слияние с «36,6», стартовавшее в конце 2013 года (подробнее о нем на стр. 8), все равно список получится внушительным. К A.v.e перешли три небольшие сети Московского регио­на – «Соцстор», «Плениа» и «Феола». Из крупных межрегиональных ритейле­ров в 2013-м покупкой 34 аптек казанско­го «Фарм-Сервиса» отметилась питерская сеть «Здоровые люди».

Активность на рынке M&A продемон­стрировал и инвестиционный фонд Adva Capital, учредителями которого несколь­ко лет назад выступили бывшие владель­цы фармдистрибьютора «Морон» и аптеч­ной сети «Старый лекарь» Олег и Игорь Яньковы. Первой сделкой этого инвестора на рынке сетевого фармритейла стало приобретение 50% самарской аптечной сети «Вита», одного из крупнейших игро­ков Поволжья, у бенефициара компании Константина Дурнева. Фонд планирует купить еще ряд аптечных сетей в субъек­тах РФ с целью их объединения в одного крупного игрока розничного рынка.

В отличие от представителей фармотрас­ли, компании коммерческого секто­ра медицинских услуг только начина­ют выходить на рынок M&A, приобретая крупные региональные клиники. В про­шлом году группа компаний «Мать и дитя» Марка Курцера, объединяю­щая два стационара и восемь амбулатор­ных клиник, купила 100% Vitanostra Ltd, оператора сети клиник женского здоро­вья и педиатрии «Медицинская компа­ния ИДК» в Самарской области. Покупка обошлась компании в $16,1 млн, и сдел­ка стала крупнейшей из официально объ­явленных покупок на российском рынке медицинских услуг.

m&a, фармацевтическое производство

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении