10 Декабря 2024 Вторник

Подробности скандала с закупкой лабораторных животных для Федерального центра им. М.П. Чумакова
Тимофей Добровольский, Мария Сидорова, Ольга Синева, Михаил Мыльников Госзакупки Импортозамещение Фарминдустрия Мединдустрия
16 октября 2017, 14:05
Фото: www.petaasia.com
10706

Расследование может поставить под вопрос качество научных исследований вакцин

Расследование уголовного дела о хищении 457 млн рублей бюджетных средств при закупках подопытных животных для нужд Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова привело столичных правоохранителей в частный зоопарк и фермерское хозяйство предпринимателя Эдуарда Хачатуряна в Новой Москве. Структуры Хачатуряна на протяжении последних трех лет выступали главными поставщиками лабораторных животных для нужд центра и смогли заработать на его подрядах 675 млн рублей. Сотрудники следственных органов – не единственные, у кого накопились вопросы к Хачатуряну. Vademecum обнаружил, что целый список претензий к торговцу экзотическими животными уже составили в Россельхознадзоре. Анализ документов позволяет сделать предположение, что животные, закупаемые Чумаковским центром для исследований вакцин, могли содержаться в несертифицированных питомниках, не проходить должного ветеринарного контроля, да и вообще попадать в Россию по незаконным каналам из Танзании и других тропических стран.

Публичным скандал в Федеральном научном центре исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова стал в конце сентября благодаря ИА «Москва», сообщившему, что сотрудники центра и подведомственного ему Предприятия института полиомиелита и вирусных энцефалитов подозреваются в хищении 457 млн рублей при закупках лабораторных животных. Источник агентства в правоохранительных органах сообщал, что подозреваемые сотрудники Чумаковского центра вступили в сговор с руководителем некоего животноводческого хозяйства и с мая 2015 года по август 2017 года заключали договоры на поставку лабораторных животных, а именно мартышек и макак. Кроме того, с ним заключались договоры на оказание услуг по подготовке проведения теста остаточной нейровирулентности в рамках контроля качества иммунологических препаратов. «Во всех договорах сообщники прописывали заведомо завышенную стоимость, в результате чего оказываемые научным предприятиям услуги стали дороже среднерыночных услуг на общую сумму более 457 млн рублей», – уточнял собеседник агентства. В ответ на запрос Vademecum в Счетной палате (СП) сообщили, что при закупках цены завышались в два – шесть раз. Итоги аудита сотрудники СП еще в июле направили в Генпрокуратуру. В Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), которому подведомственен центр Чумакова, Vademecum заявили, что согласны с выводами аудиторов и нарушения признают: «По результатам проверки Счетной палаты РФ сотрудники института, виновные в допущенных нарушениях, были привлечены к дисциплинарной ответственности».

Обнаружить неназванного поставщика для Vademecum проблемы не составило. Начиная с 2015 года практически все контракты на поставку животных для Чумаковского центра исполняли структуры, аффилированные с предпринимателем Эдуардом Хачатуряном. Сначала он выигрывал тендеры как ИП, а позднее через близкие ему ООО «Планета обезьян» и ООО «Планета обезьян №1». Всего за два года центр закупил у перечисленных структур 953 зеленые мартышки, 445 яванских макак, 48 тысяч сирийских хомяков, 8 тысяч куриных яиц, 31 тысячу беспородных мышей и других животных на сумму 675 млн рублей. То, что следствию может быть интересен сам Хачатурян, а не только неназванные сотрудники Чумаковского центра, стало ясно на прошлой неделе, когда сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Троицкому и Новомосковскому административному округу по городу Москве нагрянули с обысками в принадлежащие Хачатуряну зоопарк «Планета обезьян» (расположен на 47 км Калужского шоссе) и домовладение. Суть оперативных мероприятий, проведенных в хозяйствах Хачатуряна 9 октября, полицейские пояснить корреспонденту Vademecum отказались. Отказался визит оперативников прокомментировать и сам Эдуард Хачатурян.

Впрочем, немало сведений о животноводческой деятельности Хачатуряна, как и его внешнеэкономической деятельности, можно найти в сообщениях и отчетах ветеринарных служб, Россельхознадзора и других открытых источниках.

Первый контракт на поставку обезьян для Чумаковского центра Хачатурян выиграл в мае 2015 года. А в июне того же года, согласно данным агентства журналистских расследований Армении Hetq.am, приобрел 60 особей, выловленных в Танзании, и 30 особей, выловленных в Мали, у компании «Зоо Фауна Арт», принадлежащей гражданину Армении Артуру Хачатряну. При этом армянские журналисты свидетельствуют, что сам Артур Хачатрян с 2014 года находится в розыске по линии Интерпола по подозрению в нарушении закона о защите природы Демократической Республики Конго.

О других форматах доставки Эдуардом Хачатуряном животных в Россию можно узнать из официальной сводки Россельхознадзора (оперативные комментарии представители ведомства к моменту подписания этого номера в печать предоставить не смогли). Например, в конце апреля 2017 года сотрудники ТУ ведомства по городу Москве задержали в аэропорту «Домодедово» партию из 35 яванских макак, прибывших из Узбекистана, по причине отсутствия у поставщика печатей и описи «товара» в ветеринарных свидетельствах, а также несоответствия одной из справок форме №41 «Ветеринарного сертификата на экспортируемых на таможенную территорию Евразийского экономического союза зоопарковых и цирковых животных», отсутствия результатов анализов на лихорадку Западного Нила и так далее. Ответственным за нарушение в сводке был указан ИП Хачатурян Э.С.

По всей видимости, нарушения, обнаруженные инспекторами Россельхознадзора, оказались куда серьезнее, чем казалось вначале: в июле регулятор отрапортовал о запрете ввоза экзотических животных и птиц из Узбекистана. В частности, из сводки следовало, что на приматов, импортируемых в страну «для дальнейшей поставки в ведущие НИИ с целью проведения исследовательских работ», были выданы подложные ветеринарные свидетельства: приматы не проходили лабораторные исследования на наличие ряда серьезных заболеваний, в том числе общих для человека и животных. Факт подлога установили просто: в Узбекистане нет лабораторий, «которые могут провести такие исследования».

Приобретаемых у зарубежных поставщиков животных Эдуард Хачатурян размещал в принадлежащем ему крестьянско-фермерском хозяйстве в деревне Десна (Новая Москва), где, согласно контракту, Чумаковским центром содержались животные для опытов. Vademecum удалось обнаружить несколько актов проверок в 2015–2017 годах. Например, 25 июня 2015 года питомник Хачатуряна проверяли сотрудники ГБУ «Мосветобъединение» и инспекторы Комитета по ветеринарии города Москвы. Согласно акту проверки, ветеринарный врач Ольга Илюхина вместе с коллегами обнаружила, что у животных не было ветеринарных документов, отсутствовали сведения о постановке их на карантин, дезинфекции и так далее. А 4 июля 2017 года на ферму с внеплановым визитом приехали инспекторы все того же ТУ Россельхознадзора по Москве. Как следует из результатов проверки, опубликованных на сайте proverki.gov.ru, на момент инспекции Хачатурян не предоставил ветеринарные сопроводительные документы на корма, документы о проведении профилактических мероприятий на 2017 год, а также документы, подтверждающие законность перемещения 519 обезьян. В Чумаковском центре к работе подрядчика, физическому состоянию и условиям содержания животных претензий за все годы сотрудничества не имели. «Так как мы работаем по правилам ВОЗ, наш центр обязан самостоятельно аккредитовывать своих поставщиков, – говорит коммерческий директор центра Екатерина Кордубан. – Хачатуряна мы аккредитовали. Выезжала группа наших специалистов, смотрела на условия содержания животных в его питомнике, обеспечение, утилизацию отходов, кормежку – все было на высоком уровне». За стандарты в области лабораторных животных отвечает Международный совет по лабораторному животноводству (International Council for Laboratory Animal Science, ICLAS). В частности, в его специальном гайдлайне отдельно указано, что животных надо в обязательном порядке проверять на наличие заболеваний: «До транспортировки должно быть подтверждено, что у животных нет специфичных заболеваний. Обезьян, например, нужно проверить на туберкулез, вирус герпеса B и другие инфекции».

Если делу Хачатуряна будет дан ход и факт халатного отношения к ввозу и содержанию лабораторных животных будет доказан, Чумаковский центр рискует оказаться в центре едва ли не большего скандала, чем тот, что спровоцировала история с мошенничеством, отмечают эксперты. «Вы можете оценить безопасность того или иного препарата, если он тестировался на несертифицированных, непроверенных животных и непонятно в каких условиях содержащихся? Однозначно нет. Теоретически, если выяснится, что препарат тестировался на непроверенных животных, то это должно стать поводом для проверки результатов исследований препарата. В Европе при несоблюдении стандарта GLP препарат вообще не зарегистрируют», – говорит заведующий лабораторией питомника в Пущино Аркадий Мурашов. Vademecum будет следить за ситуацией вокруг Чумаковского центра.

чумакова, вакцина, препараты, воз, коррупция, расследование
Источник: Vademecum №17, 2017

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»