27 Июля 2024 Суббота

Поднебеса обетованные
Евгения Журавлева Мединдустрия
3 декабря 2013, 15:52
4011

Фармкомпании с энтузиазмом ринулись на китайский рынок медицинских услуг

В середине октября вышло постановление правительства КНР с поэтическим названием «Несколько идей по поводу способствования развитию услуг в области здравоохранения», в котором власти снова подчеркнули важность развития коммерческих клиник и обозначили ряд мер по облегчению доступа предпринимателей в этот сектор индустрии здравоохранения. Взятый в 2010 году курс на либерализацию здравоохранения приносит свои плоды: на китайский рынок медуслуг потянулись инвесторы – местные фармкомпании, а также иностранные инвестфонды. Здесь есть что делить – правительство КНР прогнозирует, что к 2020 году объем рынка услуг в сфере здравоохранения достигнет $1,3 трлн.

Почти восемь лет назад, в 2005 году, Исследовательский центр развития при Госсовете КНР опубликовал отчет, в котором говорилось, что реформа здравоохранения неудачна и не имеет никаких перспектив. Отрасль расценила этот доклад как тревожный сигнал, предприниматели практически перестали вкладываться в медицину. Затишье продолжалось до декабря 2010 года, когда Госсовет КНР опубликовал ≪Уведомление о мнении по поводу дальнейшего поощрения и привлечения социального капитала в учреждение медицинских организаций≫, в котором под ≪социальным капиталом≫ понимались именно частные инвестиции.

На первый взгляд, с частной медициной в КНР и так все в порядке: по данным Комиссии по делам здравоохранения и планирования семьи, на конец сентября 2013 года в КНР из 24 222 больниц 10 795 были частными, при этом их количество увеличилось на 1500 по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Однако количество амбулаторных приемов в частных больницах составило за девять месяцев 2013 года 196,7 млн, увеличившись на 15,8%, а в государственных почти в 10 раз больше – 1,7 млрд (прирост 8%). В среднем амбулаторный прием в крупной клинике обходится пациенту в 250 юаней ($40,7).

В октябре 2012 года в очередном руководящем документе перед предпринимателями поставили конкретную цель: к 2015 году доля услуг, предоставляемых частными клиниками, должна составить не менее 20% от общего количества. В марте 2013 года к власти в Китае пришел новый лидер – председатель Си Цзиньпин, и октябрьские ≪Несколько идей по поводу способствования развитию услуг в области здравоохранения≫ стали важным сигналом, что курс на либерализацию медотрасли сохраняется.

Согласно оценкам, обнародованным в документе, к 2020 году рынок услуг в области здравоохранения КНР должен достичь 8 трлн юаней ($1,3 трлн), для чего ≪необходимо упростить вхождение на рынок, и если в области не действуют никакие законы, запрещающие вхождение, то обязательно открыть туда доступ для социального капитала≫.

Наиболее активными инвесторами в рынок медуслуг стали местные фармацевтические компании, что неудивительно, так как до 80% лекарственных средств в Китае сбывается именно через больницы (при которых, как правило, работают аптечные пункты). Кроме того, наличие собственных клиник позволяет фармгигантам непосредственно изучить спрос и более точно ориентироваться на местном рынке ЛС.

В начале сентября Shanghai Fosun Pharmaceutical (фармацевтическое подразделение инвесткомпании Fosun International c капитализацией $5,8 млрд на Гонконгской бирже) приобрела 50% акций частной международной онкологической больницы Nanyang Tumour Hospital (Гуанчжоу), 60% пациентов которой – иностранные граждане из стран Юго-Восточной Азии. Буквально через месяц стало известно о другой ее покупке – 60%-ной доле в Центральной больнице района Чаньчэн в городе Фошань за 693 млн юаней ($113 млн).

Эти приобретения наглядно демонстрируют стратегию компании, которая стремится в приморских торговых центрах, таких как Гуанчжоу, продвигать услуги в верхнем ценовом сегменте, тогда как в крупных и средних городах (Фошань с населением 3,4 млн человек не очень велик, по китайским меркам) хочет быть представленной в госпитальном секторе больницами общего профиля и специализированными клиниками, ориентированными на массовый спрос.

По данным за 2012 год, выручка Центральной больницы района Чаньчэн составила не менее 497 млн юаней ($81 млн), по словам одного из работников медотрасли, в городе Фошань всего шесть аналогичных клиник.

По плану Fosun Pharma, выручка этой больницы должна вырасти на 20% за три ближайших года. Изначально государственная Центральная больница района Чаньчэн в процессе подготовки к приватизации в июле 2013 года полностью перешла на коммерческие рельсы и наладила прозрачный документооборот, именно поэтому на нее и пал выбор Fosun, – с гордостью отмечает управляющий больницей Се Дачжи. ≪693 млн юаней за 60% означает, что вся больница стоит не менее 1 млрд юаней ($163 млн). А добиться такой цены для частной клиники непросто≫, – говорит управляющий директор компании Beijing Puxiang Hospital Investment & Management Group Янь Хэнцю. Помимо Fosun, за контрольный пакет больницы боролись еще четыре инвестора. Фошаньская больница – не первая покупка Fosun такого рода. В мае 2011 года компания приобрела онкологическую больницу Anhui Jimin Cancer Hospital в провинции Аньхой, во второй половине 2011 года – Yueyang Guangji Hospital, в конце 2012 года – государственную больницу Suqian Zhongwu Hospital. Все эти больницы находятся в относительно небольших китайских городах и нацелены на обслуживание небогатых пациентов. Судя по отчетам Fosun, все три купленных в 2011–2012 годах больницы за первую половину 2013 года принесли выручку 165,9 млн юаней ($27 млн).

Но на этом молодая корпорация не собирается останавливаться. Ее глава Го Гуанчан, которого за инвестиционное чутье прозвали в местной прессе ≪китайским Баффетом≫, заявил, что в ближайшее время компания планирует инвестировать еще в 500 больниц в КНР, а также сосредоточиться не только на онкологии, но и на кардиологии и ортопедии. Для этого ему придется всерьез побороться с конкурентами.

Буквально сразу после публикации новых ≪Идей…≫ фармкомпания Guizhou Bailing приобрела 100% акций в Tianyuan Hospital за 25 млн юаней ($4 млн) в городе Гуйян, за ней почти через две недели Hengkang Medical Group купила Qionglai Welfare Hospital, а в ноябре Kangmei Pharmaceutical заявила, что подписала соглашение о сотрудничестве с правительством города Мэйхэкоу в провинции Цзилинь о покупке сразу трех государственных больниц за 500 млн юаней ($81,5 млн): Больницы по охране здоровья матери и ребенка, Meihekou Friendship Hospital и Клиники традиционной медицины. Государственный фармгигант Sinopharm собирается приобрести одну больницу в этом году и несколько в следующем. Цена, по оценкам китайских аналитиков, будет не менее 300–500 млн юаней ($48,9–81,5 млн) за объект.

Другая не менее крупная фармкорпорация Guangzhou Baiyunshan Pharmaceutical Holdings планирует инвестировать не менее 5 млрд юаней ($815 млн) в расширение рынка медуслуг.

Всего в 2013 году в рынок медуслуг так или иначе уже вложились 17 китайских публичных фармкомпаний.

Помимо местных фирм, китайским рынком заинтересовались и иностранные инвесторы. Крупный международный инвестфонд Warburg Pincus в начале ноября объявил о своем участии в развитии сети клиник здоровья матери и ребенка под брендом Amcare и выделил на это $100 млн. Представитель Warburg Pincus отметил, что компания всегда искала подходящий случай войти в медотрасль КНР, но сделать это ей удалось только сейчас. Это было связано не только с политическими сложностями. К сожалению, не все китайские клиники оказывают медуслуги надлежащего уровня, во многих больницах специалистам не хватает профессиональных навыков, отметил представитель инвестфонда.

В апреле 2013 года инвестбанк Goldman Sachs Group и государственный фонд Сингапура Government of Singapore Investment Corporation (GIC) приобрели миноритарный пакет акций в сети клиник iKang за $100 млн и сейчас готовят компанию к выходу на иностранную биржевую площадку.

≪iKang – не единственная компания, рассматривающая возможность выхода на международную биржу. Выиграет тот, кто первым продаст Уолл-стрит свою историю, связанную с реформой здравоохранения в КНР≫, – констатирует китайская газета South China Morning Post.

≪Сейчас в КНР наступил период активных инвестиций в медуслуги≫, – считает исполнительный директор консультативного центра Hejun Vanguard Group Ли Су. По его мнению, в Китае можно выделить четыре типа больниц: крупные клиники провинциального (областного) значения; специализированные или дорогостоящие клиники; уездные (районные) больницы, где обычно не хватает ни врачей, ни оборудования; и больницы в предбанкротном состоянии. Наибольшим спросом у инвесторов пользуются крупные больницы вроде фошаньской. По прогнозам специалистов, опубликованным в местной прессе, в ближайшее десятилетие в госпитальном секторе КНР появится еще больше частных клиник и сформируется вполне конкурентная среда.

Тем не менее приобретение больниц сопряжено с определенными трудностями для инвесторов, что несколько тормозит процесс. В первую очередь это зависит от формы собственности приобретаемой клиники – является она государственной или частной. Государственную клинику купить сложнее – требуется пройти больше формальных процедур, однако китайских инвесторов это не останавливает. Заместитель генерального секретаря Управления частными клиниками при Китайской ассоциации больниц Се Сюйнань отметил, что главное – отношение местных властей. Например, в городе Суцянь местные власти сначала пошли навстречу госкомпании Jinling Pharmaceutical при приобретении самой крупной больницы в городе, а затем и Fosun при покупке Suqian Zhongwu Hospital.

Сейчас в некоторых регионах действуют определенные ограничения, зачастую носящие протекционистский характер по отношению к государственным клиникам: власти запрещают открывать новые клиники в пределах городского транспортного кольца или на расстоянии менее 300 метров от существующего медучреждения, объясняет генеральный директор стоматологической компании Angel Align Ли Хуаминь. Видимо, им все же придется поступиться долей рынка медуслуг в пользу частников, так как иначе они просто-напросто не выполнят установки ≪сверху≫ по увеличению числа негосударственных клиник, добавляет спикер.

Государственные больницы действуют обычно как некоммерческие предприятия, то есть, согласно китайским законам, не имеют права распределять свою прибыль между акционерами. Некоторые из них не спешат становиться частными. ≪Некоммерческие медучреждения имеют государственные льготы и дотации, поэтому многие из них не стремятся перейти в частные руки≫, – отмечает Се Сюйнань. К тому же работать в государственной системе ОМС, которая приносит клиникам основную выручку, тоже фактически имеют право лишь некоммерческие госбольницы, что ограничивает коммерческий потенциал частной медицины.

Однако в новых ≪Идеях…≫ появились намеки на возможное изменение ситуации. ≪В Китае нет прямых запретов на участие коммерческих клиник в системе ОМС, и, вероятнее всего, новая политика расширит эту сферу для таких медучреждений≫, – заявил Лю Юйган, партнер из консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants.

Помимо этого, есть и другие подводные камни, например, не всем фармпроизводителям удается быстро наладить систему управления в приобретенных клиниках. Поэтому им приходится создавать специальные управляющие компании, которые занимаются делами их госпитальных подразделений, нанимать финансистов, юристов, специалистов по кадрам и прочих. Такую схему практикует и Fosun.

К тому же на данный момент многим больницам КНР не хватает профессионализма в управлении, и зачастую их финансовая отчетность далека от идеала, что таит в себе опасность для инвесторов.

По мнению китайских наблюдателей, в среднем приобретенная клиника, будь она государственной или частной, окупается примерно через пять–восемь лет.

ПРОВАЛ

Трастовый понт

Построенные частниками больницы обходятся британскому бюджету дороже, чем государственные

Текст: Ольга Каныгина

В конце октября Комитет по контролю за госрасходами Британского парламента опубликовал отчет о катастрофическом положении трастов, управляющих больницами, построенными по программе частной финансовой инициативы (Private finance initiative, PFI). Правительство уже потратило на их поддержку свыше 1 млрд фунтов стерлингов ($1,6 млрд) и потратит еще больше, если срочно что-то не предпримет, предупредили эксперты. А ведь изначально программа создавалась для экономии государственных средств.

Государственно-частное партнерство PFI было запущено в Британии правительством лейбористов при премьере Джоне Мейджоре в 1992 году. Тогда частным компаниям было разрешено создавать консорциумы, которые получали право финансировать строительство больниц. Полностью построенные и укомплектованные больницы передавались в управление специальным трастам, созданным под контролем Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS). В обмен на инвестиции консорциумы приобретали право в течение 25–30 лет получать от NHS определенные выплаты за пользование зданиями, контракты на обслуживание больниц (поставки оборудования, кейтеринг, ремонт, уборка и так далее), а также некоторые налоговые льготы.

У этого решения были свои плюсы. Во-первых, государство освобождалось от необходимости крупных капитальных вложений в строительство новых больниц, использование частного капитала позволяло строить их быстрее, чем при обычном госфинансировании. Во-вторых, власти рассчитывали, что PFI будет гарантировать поддержание хорошего состояния больниц на время действия контракта, и в-третьих, государство хотело перенять передовой опыт представителей частного сектора, чтобы потом самостоятельно использовать нововведения.

Уровень согласования постройки проекта зависит от размера инвестиций. Если проект рассчитан более чем на 30 млн фунтов стерлингов ($49 млн), то на начальном этапе строительства необходимо обратиться за официальным разрешением к специальной группе консультантов. Если сумма меньше 30 млн фунтов стерлингов, то достаточно получить одобрение от местных органов здравоохранения.

Решение о планировке больницы и ее будущем оснащении консорциум PFI принимал, основываясь на требованиях, прописанных в контракте с NHS.

За 11 лет, прошедших с момента внедрения PFI, правительству Великобритании удалось привлечь немало частных инвесторов в сферу здравоохранения: по программе было построено свыше 60 больниц общей стоимостью около 11 млрд фунтов стерлингов ($17,7 млрд), а NHS сняла с себя все риски, связанные со строительством. С другой стороны, в результате этого сотрудничества в секторе не появилось особых инноваций в сооружении больниц и их оснащении, на которые так рассчитывало государство, констатирует британская пресса. Но самое главное, затраты на такие проекты оказались намного выше, чем ожидали в NHS.

В 2008 году было опубликовано исследование «Цена привлечения частного капитала к строительству и эксплуатации больниц», в котором описывался опыт использования частных ресурсов на примере первых 12 больниц. Авторы исследования пришли к выводу, что в большинстве случаев расходы NHS были выше, чем предполагалось изначально – примерно на 5 млн фунтов стерлингов ($8 млн) в год.

За счет чего? Структура сделки PFI предполагала, что платежи в пользу консорциума инвесторов будут ежегодно расти, и у трастов NHS нет возможности в условиях кризиса реструктурировать эти выплаты.

Кроме того, сервисные службы систематически завышают счета, сообщает британская The Telegraph. «В некоторых случаях больницам выставлялись счета по 15 тысяч фунтов ($24 тысячи) за замену двери, 466 фунтов ($753) за ремонт светильника и по 75 фунтов ($121) за новый освежитель воздуха в туалете», – негодует газета.

Помимо этого, Казначейство недополучает от консорциумов PFI налоги, поскольку те пользуются различными льготами и платят налог на прибыль существенно меньше обычных 22%.

Зачастую из-за нехватки финансов NHS была вынуждена урезать бюджет больницы и сокращать штат, что сказывалось на качестве обслуживания пациентов. В 2009–2010 финансовом году NHS потратила 459 млн фунтов стерлингов ($742,2 млн) на выплату долгов перед частными инвесторами – участниками PFI, но к 2011–2012 годам эта сумма увеличилась до 628,7 млн фунтов стерлингов ($1 млрд), согласно отчету аналитиков из Nuffield Trust.

Получилось, что на практике модель PFI обходится гораздо дороже, чем если бы NHS брала кредиты и самостоятельно строила медицинские учреждения, констатируют авторы исследования. 

китай

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении