27 Июля 2024 Суббота

«Почему при кадровой ротации всегда задают вопрос «почему»?»
Ольга Макаркина Фарминдустрия
21 апреля 2014, 11:30
5352

Президент ОАО «Протек» – о стратегии дистрибьюторского, розничного и производственного дивизионов

В начале апреля у флагманского дивизиона группы «Протек» – одноименного фармдистрибьютора – появился новый руководитель. Гендиректором компании вместо Игоря Филатова стал его прежний заместитель Дмитрий Погребинский. Пересмена топ‑менеджеров произошла на фоне новостей о потере «Протеком» лидерства на коммерческом оптовом рынке. В интервью VM президент группы «Протек» Вадим Музяев рассказал о причинах очередной ротации управленцев, принципах кадровой политики, путях выстраивания синергии внутри холдинга и планах развития ключевых дивизионов.

– «Протек» – компания публичная, недавно отчиталась об итогах 2013 года. Давайте с них и начнем. Одним из важных моментов, как многие считают, стало то, что в оптовом сегменте коммерческого рынка «Протек» уступил лидерство компании «Катрен». Реально ли теперь догнать и перегнать?

– Дать однозначный ответ на вопрос, кто первый, кто второй, кто третий, с учетом общей непрозрачности методик подсчетов, очень трудно. Дистанция между условно первым и условно вторым настолько мала, что говорить о потере «Протеком» лидерства я бы не стал. Хотя, наверное, в объемах продаж (это отражается в отчетах по РСБУ или МСФО) мы уступили компании «Катрен». Но сегодняшняя ситуация на дистрибьюторском рынке определяется во многом не величиной объема продаж, а эффективностью бизнеса. Если хочешь нагнать выручку, снижай цены – и выручка у тебя вырастет на следующей день, потому что сегодня все аптечные сети используют программы по автоматизации выбора поставщика по цене. Никто не думает, ничего не сравнивает, просто загоняет в программу пять-шесть прайс-листов – и оттуда вываливаются заказы от каждого дистрибьютора.

Это яркая примета развивающегося рынка. На развитых рынках уже давно все дистрибьюторы работают по одной отпускной цене. Мы к этому движемся, что подтверждает сокращение колебания между самой высокой и самой низкой ценой. В конечном итоге мы придем к тому, что все дистрибьюторы, как в США и Европе, будут представлять одинаковые цены, как и производители. Снижение цены станет возможным лишь при каких-то финансовых условиях: предоплаты, ускоренной оплаты. Пока рынок такой, какой он есть, смена лидеров будет происходить постоянно, и мы с компанией «Катрен» и дальше будем параллельно идти. И мы не грустим.

Ведь понятно, что ценовая конкуренция загнала дистрибьюторов в достаточно сложное финансовое положение. И главная задача, которую теперь ставят акционеры, причем все без исключения, – это эффективность бизнеса. В прошлом году, когда мы выбирали между выручкой и доходностью, предпочли баланс и не стали гнаться за лидерством любой ценой. И что мы видим? В I квартале 2014 года по пути повышения доходности бизнеса пошел и «Катрен», сейчас Леонида Конобеева [основной акционер ОАО «Катрен». – VM] выручка интересует гораздо меньше, чем доходность бизнеса.

– Выходит, «Протек» все сделала правильно. Но по итогам того же I квартала в ЦВ «Протек» меняют генерального директора. Почему ушел Игорь Филатов? Почему пришел Дмитрий Погребинский?

– Вот интересно, почему при кадровой ротации на высоком уровне в России всегда задают вопрос «почему»? К примеру, сейчас всех волнует Денис Четвериков. Почему он ушел из Teva? Почему перешел в компанию «Роста»? Почему перешел из «Росты» в «Акрихин»? Давайте уже проще относиться к кадровым перестановкам! Вот в США совершенно нормально относятся к ротации кадров. Больше пяти лет в США на руководящих постах в одной компании никто не работает: глаз «замыливается», теряется острота ощущений. С Игорем Филатовым мы расстались по соглашению сторон. Он был генеральным директором ЦВ «Протек» три года, сформировал новую управленческую команду, ее членом был и нынешний руководитель компании Дмитрий Погребинский. Филатов работал в компании долго, пришел к нам давно, а теперь принял решение поработать в других отраслях, попробовать что-то новое.

– Так и Погребинский в компании 16 лет.

– Здесь другой момент. Погребинский действительно в «Протеке» с 1998 года, последние пять лет был замом генерального директора по логистике. Но сегодня дистрибуция – это, прежде всего, логистика и минимизация затрат в логистике. Дистрибьюторы все более явно перерастают в логистических операторов. Погребинский обладает соответствующими знаниями, компетенцией! Компании нужен его свежий взгляд на развитие логистики, повышение ее эффективности. Именно этому «Протек» будет уделять особое внимание во главе с Дмитрием Погребинским. Это станет новым импульсом для компании. Я всегда приветствовал кадровую ротацию.

– Но при этом кадры со стороны практически не привлекаете.

– Так сложилось исторически. Основатель «Протека» Вадим Сергеевич [Якунин. – VM] придерживался всегда данной политики. Мы никогда никого не брали со стороны. Хорошо это или плохо? В 90-е годы было хорошо, в 2000-е – тоже неплохо. И сейчас мы ставим перед руководителями задачу формирования кадрового резерва: каждый должен воспитать себе преемника. Это такая особенность корпоративной культуры «Протека». Не все в нее вписываются, не все ее принимают. Но человек, который вырос в «Протеке», работает не только за страх и деньги, но и за совесть. Как ни крути, варяги приходят лишь за деньги и смотрят на свою должность как на новый виток для дальнейшего развития. Вспомните пример «36,6», Oriola, Alliance HealthCare. Не работает на дистрибьюторском рынке идея с привлечением топ-менеджеров из других отраслей. Одно дело – продавать автомобили, другое – лекарственные средства. Приемы, которые допустимы в других отраслях, в том числе в автомобильном ритейле, здесь неприемлемы. Фармдистрибуция – низкодоходный бизнес, и каждый руководитель здесь априори должен быть профессиональным кризис-менеджером.

– И что сегодня должен делать кризис-менеджер в дистрибуции?

– Чтобы быть эффективным в дистрибуции, надо быть лидером по издержкам. У производителей входные цены для крупнейших дистрибьюторов практически одинаковые. Понятно, что объем продаж можно держать ценой, а эффективности добиваться через снижение издержек. Про ценовые войны мы говорили раньше – это тупиковый путь. Необходимо повышать производительность труда как на складах, так и в офисах. Здесь ничего нового нет. По пути снижения издержек, повышения эффективности бизнеса развивают свои компании крупнейшие мировые дистрибьюторы Alliance Boots, Celesio, CardinalHealth, Mackensen. Оборот последнего – $140 млрд против 120 млрд рублей у «Протека». В 40 раз больше нашего оборота, хотя по количеству упаковок мы практически работаем на их уровне. Да, у них стоимость упаковки выше, но в любом случае нам есть куда развиваться.

– Еще семь лет назад рынок дистрибуции был практически монолитным. ТОП10 компаний контролировали коммерческий и бюджетный рынки. Порядок долгое время был такой: «Протек» и «СИА» борются за первое место, «Катрен» всегда третий, «Роста» – четвертая. Сегодня все уже не так очевидно. Игроки второго эшелона вырвались вперед. Могут ли эти компании в корне переломить ситуацию на рынке и отобрать некогда завоеванное вами?

– Я думаю, что первая десятка может закрепиться на рынке, иметь свою долю и быть успешной. Дистрибуция будет консолидироваться, правда, не в первой тройке или пятерке, как прогнозировалось ранее, а в первой десятке. Всем остальным будет сложнее. Но и нишевые, специализированные игроки будут жить дальше, поскольку рынок сам по себе фрагментарен, делится по ассортименту на лекарственный и нелекарственный, коммерческий и бюджетный. Да и сам бюджетный рынок фрагментирован в зависимости от происхождения бюджетных средств («Семь нозологий», ЛПУ, региональные программы).

Дистрибьюторы находят свою нишу, свой рынок и начинают работать более или менее успешно. Когда ты сконцентрирован на чем-то одном, получается гораздо лучше. Большая пятерка всегда шла широким фронтом по всем позициям, игроки второго эшелона хотели найти свою нишу, где они могли сосредоточиться и сконцентрировать свои усилия. Ниша ведь может быть и ценовой. Можно сконцентрироваться на дорогостоящих лекарствах, а можно на очень дешевых – от 50 до 100 рублей.

Вот пример – дистрибьютор «Пульс». Насколько мне известно, компания ворвалась на рынок, демонстрирует активный рост, поскольку выбрала свою нишу, работая с недорогим отечественным ассортиментом. Крупные дистрибьюторы для увеличения эффективности и уменьшения затрат пошли в сторону удорожания упаковки, то есть освободили тому же «Пульсу» нишу, чем тот сразу же воспользовался. Развив свои компетенции в работе с недорогими препаратами, они стали работать и с более дорогими препаратами. Возможно, доходность позволит им превратиться в игрока широкого профиля.

Но для выхода на широкий фронт требуются другие инвестиции – в склады, автоматизацию, транспорт, поэтому большинство оптовиков предпочитают игру на бюджетном рынке. Здесь тоже требуется особое умение, но у таких компаний меньше затраты, меньше персонала, никакого маркетинга, нет необходимости держать многотысячный ассортимент. Что же тогда толкает нишевых игроков на широкое рыночное поле? Доходность тендерного рынка сокращается, и в дальнейшем сокращение продолжится. Наработав определенные компетенции, заработав определенные деньги, хочется нишу расширить – жила-то золотоносная! Но войти в рынок с такой жесткой конкуренцией и при невысоких инвестициях всегда будет сложно.

– А как быть с обратным движением? Когда-то «Протек» обеспечивал чуть ли не половину программы ДЛО. На этом фоне нынешнее положение дел скорее говорит о том, что для компании бюджетный рынок больше не приоритетен.

– Нам любые рынки интересны, будь то «Семь нозологий», федеральные программы, региональные тендеры, закупки ЛПУ. Доля бюджетного рынка в структуре поставок нами сокращалась осознанно. Перед тем как принимать решение об участии в том или ином аукционе, мы готовим жесткое экономическое обоснование, расчет, смотрим на падение цены в процессе торгов. И ведем постоянный мониторинг тендеров, участвуем в тех, которые соответствуют нашему профилю. В госпитальном сегменте, кстати, работаем очень активно.

– «Сотекс» и «Ригла» по вкладу в выручку группы несопоставимы с ЦВ «Протек». Но внимания их развитию вы уделяете не меньше. Как часто вам приходится примирять родственные компании? Как вы внутри группы боретесь с конфликтом интересов?

– Отношения внутри сегментов чисто коммерческие. Ничего лучшего я как менеджер не знаю. Плановая экономика внутри группы – большая глупость, которая приводит к деградации одного из звеньев. Сегодня в группе «Протек» между дивизионами исключительно рыночные отношения, но о необходимости синергии мы не забываем. Не стану скрывать, и у нас бывают моменты, когда интересы структур не совпадают между собой. Но в группе есть третейские судьи – Вадим Якунин и я. Мы примиряем оппонентов. Я всегда коллегам предлагаю такую иллюстрацию: есть два брата, один успешный, второй не очень. Первый постоянно помогает второму, который вскоре начинает думать, что это нормально, что так и должно быть. Кем в итоге станет второй брат? Иждивенцем. В нашей группе такого нет, наша синергия строится на обмене информацией, в том числе маркетинговой, на совместной работе с производителями, на взаимодействии на региональных рынках. Структуры честны друг перед другом.

– «Сотекс» и в целом производственное направление как будете развивать?

– Наращивать собственный портфель бренд-дженериков и продолжать развивать портфель в рамках лицензионных соглашений. На сегодняшний день выручка собственных брендов составляет около 56%. Я думаю, что поднимем этот показатель до 65–75%. Остальное обеспечим за счет выпуска препаратов по лицензии.

– «Ригла», вероятно, крупнейшая сеть страны с долей около 2,9%. Оговорки понятны, так как и розничный сегмент фармрынка крайне непрозрачный с точки зрения методик подсчетов. Все всегда обсуждают тактические действия «Риглы», но крайне редко – стратегию. Какую розничную компанию вы все-таки строите?

– Я хочу сделать фармацевтический «Магнит», то есть аптечную сеть номер один с очень высокой эффективностью. Вот когда вы в VM назовете «Риглу» фармацевтическим «Магнитом», и не только по количеству открытий, но и по эффективности, росту EBITDA, тогда я скажу, что мы реализовали ту задачу, которую ставили.

– Не вы одни хотите быть похожи на «Магнит».

– Потому что стратегия у «Магнита» правильная. Мы пробовали идти по пути крупных приобретений, но вскоре поняли, что покупка сетей и интеграция менеджмента, персонала, IT – сложный процесс, который проблем приносит больше, чем плюсов. Мы выбрали стратегию бурного органического развития. В прошлом году мы открыли 222 аптеки, на текущий год стоит задача – открыть не меньше. Ставка на мультиформатность тоже сохранится. Таким образом мы отвечаем на требования рынка, ведь пока не мы одни эти требования формируем, с долей 3% диктовать правила нельзя. И направлению дискаунтеров будем уделять много внимания. А иначе пока никак. Что мы сейчас видим? Даже явные противники дискаунтеров бросились развивать данный формат.

Мы будем строить высокорентабельную сеть с существенной долей на рынке, присутствующую во всех регионах России. Мы встали на путь бурного органического роста. Мы не будем поглощать крупные сети или участвовать в слияниях с конкурентами, но от приобретения небольших и средних региональных сетей зарекаться не станем. Консолидация рынка через объединение сетей продолжится. Но я не вижу у таких слияний блестящего будущего. Многие крупные межрегиональные сети близки к потере управляемости. Чтобы успешно управлять такими сетями, надо видеть финансовую (по МСФО) отчетность до аптеки. А ее должным образом мало кто ведет. И большинство нерентабельны, гонятся лишь за выручкой.

«Магнит» никогда никого не покупал, ни с кем не сливался и остается игроком номер один. Вот купим мы, положим, 180 аптек, а потом будем два года чихать, чтобы их поставить на наши рельсы. Это будет просто большая головная боль за большие деньги.

– Какую из сетей вы считаете своими главными конкурентами?

– Я готов сравнивать только с «Магнитом» по эффективности. Среди наших коллег у нас нет конкурентов. В розничном бизнесе достаточно просторно, еще можно развиваться.

– Не все так считают. Сейчас арендная война обострилась.

– Мы никогда не переплачиваем. «36,6» бежали впереди паровоза: выручка – все, рентабельность – ничто. И оказалось, что это путь в никуда. В рознице затраты на аренду не должны превышать 10% от выручки. Если затраты на аренду составят хотя бы 15% – все, никакой доход не перекроет издержки.

протек, музяев

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении