27 Июля 2024 Суббота

Плачь и «Смотри»
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Мединдустрия
16 февраля 2015, 13:18
9289

Как кризис разрывает сеть премиальных оптик

Сеть салонов «Смотри» первой из значимых операторов отечественного оптического ритейла отреагировала на ухудшение экономической ситуации в стране. Компания, выручка которой в прошлом году оценивается примерно в 380 млн рублей, с сентября 2014‑го по январь 2015‑го сократила количество своих салонов почти вдвое – до 20 точек. Оптимизировать бизнес ритейлера заставило падение покупательского спроса: в неко­торых точках сети продажи за последние полгода снизились на 30%. Другие лидеры оптического рынка пока держатся в том числе за счет договоренностей с поставщиками о фиксации цен.

ОПРАВНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

Создавая 12 лет назад оптического ритейлера «Смотри», предприниматель Петр Фельдман и один из основателей сети детских магазинов «Банана-мама» Олег Яковлев ставили перед собой амбициозную цель – стать первым на рынке опти­ки сетевым оператором как по количеству магази­нов, так и по объему выручки. И почти добились ее. Партнеры открывали салоны трех типов: пре­миальные – в дорогих местах, среднего ценового сегмента – в моллах, смешанного средне-низко­го – в спальных районах.

Ориентиром для выстраивания ассортиментной линейки и стратегии продаж для стартаперов стала американская сеть Cohen’s Fashion Optical с бо­лее чем 100 точками на всей территории США. «Как и Cohen’s Optical, мы установили закрытую выкладку в сети, это вынуждало покупателя при выборе очков обращаться к продавцу и помогало лучше продвигать товар», – вспоминает сегодня Олег Яковлев. В ассортименте «Смотри» дела­ла ставку на марки оправ private lable – le Carre, A'aspen, Mat signal и подобные, дававшие, по сло­вам Яковлева, около 60% чистой прибыли магази­нов. Остальное приходилось на около 18 эксклю­зивных европейских премиальных брендов, среди которых фигурировали оправы Fred, John Varvatos и другие.

В первые пять лет работы стратегия оправдывала себя. К 2007 году сеть объединяла уже 70 магази­нов по всей России и входила в ТОП5 крупнейших ритейлеров, уступая только «Айкрафт», «Линз­мастеру» и «Очкарику». Выручка «Смотри» тогда оценивалась в $30–40 млн. Но в кризис 2009 года один из владельцев компании Олег Яковлев начал испытывать трудности с основным бизнесом. В отношении структур «Банана-мама» началась процедура банкротства, против самого основа­теля компании было возбуждено уголовное дело о мошенническом хищении кредита «Альфа-бан­ка» на общую сумму $18 млн, и предприниматель начал сворачивать сторонние проекты, начав с закрытия сети магазинов одежды «Авеню».

В 2010 году, по данным базы Арбитражного суда Москвы, сразу несколько юридических компа­ний сети «Смотри», в том числе ООО «Смотри», ООО «Арт Вижен Групп» и ООО «Торговый дом «Вега», также инициировали банкротство. Коли­чество точек оптического ритейлера сократилось до 45. Долги компании оценивались в сумму порядка 600 млн рублей. В компании началась многоходовая и неоднозначная смена структуры собственности, в результате которой основатели сети вышли из состава учредителей группы.

В интервью газете «КоммерсантЪ» в 2011 году Петр Фельдман рисовал следующую схему пер­турбаций. После того как часть юридических лиц компании подали заявления о банкротстве, активы сети были переведены в новую структу­ру – ООО «Оптик-Трейд», учредителями которой стали бывший руководитель российской «дочки» французского банка Natixis Родольф Еванжелисти и бывший бренд-директор сети «Банана-мама» Ольга Романова. При этом, как сообщал тогда «Ъ», если Фельдман вышел из состава учредителей компании, то у Олега Яковлева еще оставалась доля в «Оптик-Трейд», записанная на его бывшую жену Елену. «Мы с партнером не продавали долю, ее фактически захватили, документы были подде­ланы, а все активы переведены на новое юри­дическое лицо», – свидетельствует сейчас Олег Яковлев который четыре года назад был объявлен в федеральный розыск, живет в США, работает почасовиком в магазине Gap. С Петром Фельдма­ном, Ольгой Романовой, Родольфом Еванжелисти на момент сдачи номера VADEMECUM связаться не удалось.

Так или иначе, свидетельствуют участники рынка, последние два года инвестором сети выступал Родольф Еванжелисти, вложивший в дальнейшее развитие бизнеса около $10 млн. Ни основате­ли компании, ни Ольга Романова уже не име­ли к проекту «Смотри» никакого отношения. По данным СПАРК-Интерфакс, Ольга Романова с 2012 года не является гендиректором компании «Оптик-Трейд», управляющей сетью «Смотри», а также не фигурирует в числе учредителей ком­пании. «Родольф Еванжелисти предпринимал попытки перепродать этот бизнес, однако они не были успешными, а он так и остался основным владельцем компании», – замечает топ-менеджер крупной оптической сети.

По данным СПАРК-Интерфакс, на текущий момент компанией владеет сингапурская «Смо­три Груп Холдингз», а, по словам источников VADEMECUM в самой сети, официальным представителем соб­ственников выступает все тот же Родольф Еван­желисти. Все это время управленцы сети плавно оптимизировали бизнес, сократив к лету прошло­го года количество салонов до 37 точек. Несмотря на это, «Смотри» присутствовала во всех крупных городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Пе­тербурге, Новосибирске, Твери и других, остава­ясь одним из значительных игроков российского оптического ритейла.

ОПТИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Прошлым летом «Смотри» окатила новая кризис­ная волна – стали закрываться точки сети в регионах. По словам гендиректора компании Георгия Муравьева, причина оптимизации заключалась в заметном – иногда до 30% – падении покупа­тельского спроса. «Стоимость среднего заказа в нашей сети составляет 12 тысяч рублей, что выше среднего показателя по рынку. И если в Мо­скве и Санкт-Петербурге, несмотря на кризис, мы не ощутили значительного падения продаж, то в регионах спрос стал заметно проседать еще в марте, когда только начались колебания индекса РТС. Поэтому единственным выходом для нас было избавляться от менее рентабельных точек. Основная часть просто закрылась, в управление новым владельцам удалось передать только один салон», – поясняет Муравьев.

Параллельно у компании шли судебные разби­рательства с тремя крупнейшими поставщиками оптической продукции – Luxottica Group, Safilo и Essilor. Все три истца требовали от сети пога­шения задолженностей, общая сумма исковых претензий составила 21 млн рублей. Разбиратель­ства с каждым из мейджоров завершились по-раз­ному. Иск ООО «Сафило-СНГ» Арбитражный суд Москвы оставил без удовлетворения, сославшись на то, что заявление было подано с нарушением Арбитражного процессуального кодекса и не со­держало всех необходимых документов. Разбира­тельство с ООО «Люксоттика Рус» было перенесе­но в Международный коммерческий арбитражный суд. А со структурой Essilor ООО «ЕГРМ» ответ­чику удалось договориться о реструктуризации задолженности до конца марта 2015 года.

Оппоненты по арбитражу отказываются сейчас обсуждать свои взаимоотношения с УК сети «Смотри». Представитель ООО «Люксоттика Рус» Регина Бакотина заявила, что не уполномочена комментировать статус разбирательства с «Оп­тик-Трейд». В «Сафило-СНГ» и в ООО «ЕГРМ» оставили запросы VADEMECUM без ответов.

Георгий Муравьев говорит, что компании уже удалось погасить основную часть просроченных платежей: «Реструктуризация задолженностей перед поставщиками является обычной практи­кой. Суды в данном случае, на мой взгляд, были реакцией партнеров на оптимизацию нашего бизнеса. Видя, что мы закрываем точки, они подумали, что компания ликвидируется, поэтому и обратились в суд».

В начале года «Оптик-Трейд» планирует закрыть еще несколько точек, доведя количество салонов до 15–17. «Мы, как и все, не можем прогнозиро­вать, как поведет себя валютный рынок, а вслед за ним – покупательский спрос. Стратегия сейчас состоит в том, чтобы максимально сократить расходы, оставив рентабельное ядро магазинов, с которым возможно пережить этот кризис», – говорит Георгий Муравьев. По его оценкам, закры­тие магазинов может почти на четверть снизить выручку компании – с 380 млн рублей до 300 млн.

СЛИВКИ С ГЛАЗ

Другие оптические операторы, работающие как в премиальном, так и в массовом сегмен­те, говорят, что пока не испытывают заметных проблем с бизнесом. «У нас очень лояльная и консервативная аудитория, поэтому если мы и ощутили снижение спроса, оно было совсем незначительным. Определенные планы по оп­тимизации и снижению расходов присутствуют, но, несмотря на это, мы собираемся в ближайшее время открыть еще один салон в Москве», – говорит управляющий партнер сети «Интеропти­ка» Евгений Веселов. По словам представителей бутика «Оптика» в ЦУМе, этот салон пока тоже не замечает критического падения спроса. «Объем продаж в количественном выражении снизился не более чем на 10%, – отмечает первый заместитель генерального директора сети салонов опти­ки «Очкарик» Андрей Спиридонов. – Структура спроса перераспределилась в сторону недорогого товара, как это происходило и в прошлый кризис. С другой стороны, спрос на известные бренды Prada, Gucci не изменился и, думаю, останется стабильным в ближайшее время, даже несмотря на кризис». Минимально затронул кризис и ком­панию «Айкрафт». «По итогам прошлого года мы показали значительный прирост и, по нашим оценкам, стали первыми на рынке, как по количе­ству точек, так и по выручке, – говорит директор по маркетингу «Айкрафт» Сергей Машуков. – Мы уже провели оптимизацию бизнеса, но закрыли только четыре точки, а сейчас занимаемся расши­рением своей франшизы».

Участники рынка указывают и на то, что пока у них, в отличие от коллег в других категориях ритейла, нет необходимости значительно повы­шать продажи оптических товаров, поскольку крупнейшие компании-поставщики во время пиковых валютных колебаний зафиксировали отпускные цены. «Так поступили компании «Люк­соттика Рус», «Сафило-СНГ» и эксклюзивный дистрибьютор Essilor компания «Луйс-Оптика», – отмечает топ-менеджер одной из сетевых оптик. – За часть продукции мы сейчас рассчитываемся по курсу 60–65 рублей за евро, и у нас нет острой необходимости поднимать цены в рознице». То, что в пик валютных колебаний цены были действительно зафиксированы, подтвердили и Регина Бакотина из «Люксоттика Рус», и представитель компании «Луйс-Оптика» Елена Коровина.

Необходимость стремительной реструктуризации «Смотри» могла быть связана с проблемами фор­мата, предполагают конкуренты. «У сети «Смотри» с самого начала был целый ряд проблем. Они пози­ционировали себя как оптику категории «премиум», однако в салонах не были соблюдены условия ра­боты с премиальной аудиторией. Формат закрытой выкладки уже неактуален, сейчас продукция должна располагаться перед глазами клиента на современ­ных дисплеях. Кроме того, клиент в магазинах «Смо­три» должен выбирать очки стоя, что неприемлемо для магазинов премиум-класса. Часть магазинов была открыта в дорогих торговых центрах – есте­ственно, тот доход, который способен приносить оптический бизнес, никогда не сделает эту точку рентабельной», – считает Евгений Веселов.

Основатель «Смотри» Олег Яковлев объясняет нынешний провал их с партнером концепции так: «Причины – в отсутствии единой идеи и идеолога внутри компании, которым раньше был Петр Фель­дман, снижении портфеля эксклюзивных брендов и private lable, на которых делалась основная маржа. А кроме того, бизнес, который начинается с рей­дерского захвата, никогда не будет успешным».

Тем временем небольшие оптические сети и оди­ночные салоны в столицах и регионах дыхание кризиса уже почувствовали. В последние полгода две точки закрыла скромная, но премиальная сеть «Люксоптика». По оценкам Евгения Веселова из «Интероптики», общее падение спроса в отдельных регионах может достигать 30%.

«Мы понимаем, что рынок ждет значительного падения, но, как лягушка из той сказки, не собираемся сдаваться, а еще попробуем взбить мас­ло», – полон оптимизма Георгий Муравьев.

оптический рынок, офтальмология, офтальмологический рынок

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении