Сеть салонов «Смотри» первой из значимых операторов отечественного оптического ритейла отреагировала на ухудшение экономической ситуации в стране. Компания, выручка которой в прошлом году оценивается примерно в 380 млн рублей, с сентября 2014‑го по январь 2015‑го сократила количество своих салонов почти вдвое – до 20 точек. Оптимизировать бизнес ритейлера заставило падение покупательского спроса: в некоторых точках сети продажи за последние полгода снизились на 30%. Другие лидеры оптического рынка пока держатся в том числе за счет договоренностей с поставщиками о фиксации цен.
ОПРАВНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Создавая 12 лет назад оптического ритейлера «Смотри», предприниматель Петр Фельдман и один из основателей сети детских магазинов «Банана-мама» Олег Яковлев ставили перед собой амбициозную цель – стать первым на рынке оптики сетевым оператором как по количеству магазинов, так и по объему выручки. И почти добились ее. Партнеры открывали салоны трех типов: премиальные – в дорогих местах, среднего ценового сегмента – в моллах, смешанного средне-низкого – в спальных районах.
Ориентиром для выстраивания ассортиментной линейки и стратегии продаж для стартаперов стала американская сеть Cohen’s Fashion Optical с более чем 100 точками на всей территории США. «Как и Cohen’s Optical, мы установили закрытую выкладку в сети, это вынуждало покупателя при выборе очков обращаться к продавцу и помогало лучше продвигать товар», – вспоминает сегодня Олег Яковлев. В ассортименте «Смотри» делала ставку на марки оправ private lable – le Carre, A'aspen, Mat signal и подобные, дававшие, по словам Яковлева, около 60% чистой прибыли магазинов. Остальное приходилось на около 18 эксклюзивных европейских премиальных брендов, среди которых фигурировали оправы Fred, John Varvatos и другие.
В первые пять лет работы стратегия оправдывала себя. К 2007 году сеть объединяла уже 70 магазинов по всей России и входила в ТОП5 крупнейших ритейлеров, уступая только «Айкрафт», «Линзмастеру» и «Очкарику». Выручка «Смотри» тогда оценивалась в $30–40 млн. Но в кризис 2009 года один из владельцев компании Олег Яковлев начал испытывать трудности с основным бизнесом. В отношении структур «Банана-мама» началась процедура банкротства, против самого основателя компании было возбуждено уголовное дело о мошенническом хищении кредита «Альфа-банка» на общую сумму $18 млн, и предприниматель начал сворачивать сторонние проекты, начав с закрытия сети магазинов одежды «Авеню».
В 2010 году, по данным базы Арбитражного суда Москвы, сразу несколько юридических компаний сети «Смотри», в том числе ООО «Смотри», ООО «Арт Вижен Групп» и ООО «Торговый дом «Вега», также инициировали банкротство. Количество точек оптического ритейлера сократилось до 45. Долги компании оценивались в сумму порядка 600 млн рублей. В компании началась многоходовая и неоднозначная смена структуры собственности, в результате которой основатели сети вышли из состава учредителей группы.
В интервью газете «КоммерсантЪ» в 2011 году Петр Фельдман рисовал следующую схему пертурбаций. После того как часть юридических лиц компании подали заявления о банкротстве, активы сети были переведены в новую структуру – ООО «Оптик-Трейд», учредителями которой стали бывший руководитель российской «дочки» французского банка Natixis Родольф Еванжелисти и бывший бренд-директор сети «Банана-мама» Ольга Романова. При этом, как сообщал тогда «Ъ», если Фельдман вышел из состава учредителей компании, то у Олега Яковлева еще оставалась доля в «Оптик-Трейд», записанная на его бывшую жену Елену. «Мы с партнером не продавали долю, ее фактически захватили, документы были подделаны, а все активы переведены на новое юридическое лицо», – свидетельствует сейчас Олег Яковлев который четыре года назад был объявлен в федеральный розыск, живет в США, работает почасовиком в магазине Gap. С Петром Фельдманом, Ольгой Романовой, Родольфом Еванжелисти на момент сдачи номера VADEMECUM связаться не удалось.
Так или иначе, свидетельствуют участники рынка, последние два года инвестором сети выступал Родольф Еванжелисти, вложивший в дальнейшее развитие бизнеса около $10 млн. Ни основатели компании, ни Ольга Романова уже не имели к проекту «Смотри» никакого отношения. По данным СПАРК-Интерфакс, Ольга Романова с 2012 года не является гендиректором компании «Оптик-Трейд», управляющей сетью «Смотри», а также не фигурирует в числе учредителей компании. «Родольф Еванжелисти предпринимал попытки перепродать этот бизнес, однако они не были успешными, а он так и остался основным владельцем компании», – замечает топ-менеджер крупной оптической сети.
По данным СПАРК-Интерфакс, на текущий момент компанией владеет сингапурская «Смотри Груп Холдингз», а, по словам источников VADEMECUM в самой сети, официальным представителем собственников выступает все тот же Родольф Еванжелисти. Все это время управленцы сети плавно оптимизировали бизнес, сократив к лету прошлого года количество салонов до 37 точек. Несмотря на это, «Смотри» присутствовала во всех крупных городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Твери и других, оставаясь одним из значительных игроков российского оптического ритейла.
ОПТИЧЕСКИЙ ОБМЕН
Прошлым летом «Смотри» окатила новая кризисная волна – стали закрываться точки сети в регионах. По словам гендиректора компании Георгия Муравьева, причина оптимизации заключалась в заметном – иногда до 30% – падении покупательского спроса. «Стоимость среднего заказа в нашей сети составляет 12 тысяч рублей, что выше среднего показателя по рынку. И если в Москве и Санкт-Петербурге, несмотря на кризис, мы не ощутили значительного падения продаж, то в регионах спрос стал заметно проседать еще в марте, когда только начались колебания индекса РТС. Поэтому единственным выходом для нас было избавляться от менее рентабельных точек. Основная часть просто закрылась, в управление новым владельцам удалось передать только один салон», – поясняет Муравьев.
Параллельно у компании шли судебные разбирательства с тремя крупнейшими поставщиками оптической продукции – Luxottica Group, Safilo и Essilor. Все три истца требовали от сети погашения задолженностей, общая сумма исковых претензий составила 21 млн рублей. Разбирательства с каждым из мейджоров завершились по-разному. Иск ООО «Сафило-СНГ» Арбитражный суд Москвы оставил без удовлетворения, сославшись на то, что заявление было подано с нарушением Арбитражного процессуального кодекса и не содержало всех необходимых документов. Разбирательство с ООО «Люксоттика Рус» было перенесено в Международный коммерческий арбитражный суд. А со структурой Essilor ООО «ЕГРМ» ответчику удалось договориться о реструктуризации задолженности до конца марта 2015 года.
Оппоненты по арбитражу отказываются сейчас обсуждать свои взаимоотношения с УК сети «Смотри». Представитель ООО «Люксоттика Рус» Регина Бакотина заявила, что не уполномочена комментировать статус разбирательства с «Оптик-Трейд». В «Сафило-СНГ» и в ООО «ЕГРМ» оставили запросы VADEMECUM без ответов.
Георгий Муравьев говорит, что компании уже удалось погасить основную часть просроченных платежей: «Реструктуризация задолженностей перед поставщиками является обычной практикой. Суды в данном случае, на мой взгляд, были реакцией партнеров на оптимизацию нашего бизнеса. Видя, что мы закрываем точки, они подумали, что компания ликвидируется, поэтому и обратились в суд».
В начале года «Оптик-Трейд» планирует закрыть еще несколько точек, доведя количество салонов до 15–17. «Мы, как и все, не можем прогнозировать, как поведет себя валютный рынок, а вслед за ним – покупательский спрос. Стратегия сейчас состоит в том, чтобы максимально сократить расходы, оставив рентабельное ядро магазинов, с которым возможно пережить этот кризис», – говорит Георгий Муравьев. По его оценкам, закрытие магазинов может почти на четверть снизить выручку компании – с 380 млн рублей до 300 млн.
СЛИВКИ С ГЛАЗ
Другие оптические операторы, работающие как в премиальном, так и в массовом сегменте, говорят, что пока не испытывают заметных проблем с бизнесом. «У нас очень лояльная и консервативная аудитория, поэтому если мы и ощутили снижение спроса, оно было совсем незначительным. Определенные планы по оптимизации и снижению расходов присутствуют, но, несмотря на это, мы собираемся в ближайшее время открыть еще один салон в Москве», – говорит управляющий партнер сети «Интероптика» Евгений Веселов. По словам представителей бутика «Оптика» в ЦУМе, этот салон пока тоже не замечает критического падения спроса. «Объем продаж в количественном выражении снизился не более чем на 10%, – отмечает первый заместитель генерального директора сети салонов оптики «Очкарик» Андрей Спиридонов. – Структура спроса перераспределилась в сторону недорогого товара, как это происходило и в прошлый кризис. С другой стороны, спрос на известные бренды Prada, Gucci не изменился и, думаю, останется стабильным в ближайшее время, даже несмотря на кризис». Минимально затронул кризис и компанию «Айкрафт». «По итогам прошлого года мы показали значительный прирост и, по нашим оценкам, стали первыми на рынке, как по количеству точек, так и по выручке, – говорит директор по маркетингу «Айкрафт» Сергей Машуков. – Мы уже провели оптимизацию бизнеса, но закрыли только четыре точки, а сейчас занимаемся расширением своей франшизы».
Участники рынка указывают и на то, что пока у них, в отличие от коллег в других категориях ритейла, нет необходимости значительно повышать продажи оптических товаров, поскольку крупнейшие компании-поставщики во время пиковых валютных колебаний зафиксировали отпускные цены. «Так поступили компании «Люксоттика Рус», «Сафило-СНГ» и эксклюзивный дистрибьютор Essilor компания «Луйс-Оптика», – отмечает топ-менеджер одной из сетевых оптик. – За часть продукции мы сейчас рассчитываемся по курсу 60–65 рублей за евро, и у нас нет острой необходимости поднимать цены в рознице». То, что в пик валютных колебаний цены были действительно зафиксированы, подтвердили и Регина Бакотина из «Люксоттика Рус», и представитель компании «Луйс-Оптика» Елена Коровина.
Необходимость стремительной реструктуризации «Смотри» могла быть связана с проблемами формата, предполагают конкуренты. «У сети «Смотри» с самого начала был целый ряд проблем. Они позиционировали себя как оптику категории «премиум», однако в салонах не были соблюдены условия работы с премиальной аудиторией. Формат закрытой выкладки уже неактуален, сейчас продукция должна располагаться перед глазами клиента на современных дисплеях. Кроме того, клиент в магазинах «Смотри» должен выбирать очки стоя, что неприемлемо для магазинов премиум-класса. Часть магазинов была открыта в дорогих торговых центрах – естественно, тот доход, который способен приносить оптический бизнес, никогда не сделает эту точку рентабельной», – считает Евгений Веселов.
Основатель «Смотри» Олег Яковлев объясняет нынешний провал их с партнером концепции так: «Причины – в отсутствии единой идеи и идеолога внутри компании, которым раньше был Петр Фельдман, снижении портфеля эксклюзивных брендов и private lable, на которых делалась основная маржа. А кроме того, бизнес, который начинается с рейдерского захвата, никогда не будет успешным».
Тем временем небольшие оптические сети и одиночные салоны в столицах и регионах дыхание кризиса уже почувствовали. В последние полгода две точки закрыла скромная, но премиальная сеть «Люксоптика». По оценкам Евгения Веселова из «Интероптики», общее падение спроса в отдельных регионах может достигать 30%.
«Мы понимаем, что рынок ждет значительного падения, но, как лягушка из той сказки, не собираемся сдаваться, а еще попробуем взбить масло», – полон оптимизма Георгий Муравьев.