30 Сентября 2023 Суббота

Плачь и «Смотри»
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Мединдустрия
16 февраля 2015, 13:18
8924

Как кризис разрывает сеть премиальных оптик

Сеть салонов «Смотри» первой из значимых операторов отечественного оптического ритейла отреагировала на ухудшение экономической ситуации в стране. Компания, выручка которой в прошлом году оценивается примерно в 380 млн рублей, с сентября 2014‑го по январь 2015‑го сократила количество своих салонов почти вдвое – до 20 точек. Оптимизировать бизнес ритейлера заставило падение покупательского спроса: в неко­торых точках сети продажи за последние полгода снизились на 30%. Другие лидеры оптического рынка пока держатся в том числе за счет договоренностей с поставщиками о фиксации цен.

ОПРАВНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

Создавая 12 лет назад оптического ритейлера «Смотри», предприниматель Петр Фельдман и один из основателей сети детских магазинов «Банана-мама» Олег Яковлев ставили перед собой амбициозную цель – стать первым на рынке опти­ки сетевым оператором как по количеству магази­нов, так и по объему выручки. И почти добились ее. Партнеры открывали салоны трех типов: пре­миальные – в дорогих местах, среднего ценового сегмента – в моллах, смешанного средне-низко­го – в спальных районах.

Ориентиром для выстраивания ассортиментной линейки и стратегии продаж для стартаперов стала американская сеть Cohen’s Fashion Optical с бо­лее чем 100 точками на всей территории США. «Как и Cohen’s Optical, мы установили закрытую выкладку в сети, это вынуждало покупателя при выборе очков обращаться к продавцу и помогало лучше продвигать товар», – вспоминает сегодня Олег Яковлев. В ассортименте «Смотри» дела­ла ставку на марки оправ private lable – le Carre, A'aspen, Mat signal и подобные, дававшие, по сло­вам Яковлева, около 60% чистой прибыли магази­нов. Остальное приходилось на около 18 эксклю­зивных европейских премиальных брендов, среди которых фигурировали оправы Fred, John Varvatos и другие.

В первые пять лет работы стратегия оправдывала себя. К 2007 году сеть объединяла уже 70 магази­нов по всей России и входила в ТОП5 крупнейших ритейлеров, уступая только «Айкрафт», «Линз­мастеру» и «Очкарику». Выручка «Смотри» тогда оценивалась в $30–40 млн. Но в кризис 2009 года один из владельцев компании Олег Яковлев начал испытывать трудности с основным бизнесом. В отношении структур «Банана-мама» началась процедура банкротства, против самого основа­теля компании было возбуждено уголовное дело о мошенническом хищении кредита «Альфа-бан­ка» на общую сумму $18 млн, и предприниматель начал сворачивать сторонние проекты, начав с закрытия сети магазинов одежды «Авеню».

В 2010 году, по данным базы Арбитражного суда Москвы, сразу несколько юридических компа­ний сети «Смотри», в том числе ООО «Смотри», ООО «Арт Вижен Групп» и ООО «Торговый дом «Вега», также инициировали банкротство. Коли­чество точек оптического ритейлера сократилось до 45. Долги компании оценивались в сумму порядка 600 млн рублей. В компании началась многоходовая и неоднозначная смена структуры собственности, в результате которой основатели сети вышли из состава учредителей группы.

В интервью газете «КоммерсантЪ» в 2011 году Петр Фельдман рисовал следующую схему пер­турбаций. После того как часть юридических лиц компании подали заявления о банкротстве, активы сети были переведены в новую структу­ру – ООО «Оптик-Трейд», учредителями которой стали бывший руководитель российской «дочки» французского банка Natixis Родольф Еванжелисти и бывший бренд-директор сети «Банана-мама» Ольга Романова. При этом, как сообщал тогда «Ъ», если Фельдман вышел из состава учредителей компании, то у Олега Яковлева еще оставалась доля в «Оптик-Трейд», записанная на его бывшую жену Елену. «Мы с партнером не продавали долю, ее фактически захватили, документы были подде­ланы, а все активы переведены на новое юри­дическое лицо», – свидетельствует сейчас Олег Яковлев который четыре года назад был объявлен в федеральный розыск, живет в США, работает почасовиком в магазине Gap. С Петром Фельдма­ном, Ольгой Романовой, Родольфом Еванжелисти на момент сдачи номера VADEMECUM связаться не удалось.

Так или иначе, свидетельствуют участники рынка, последние два года инвестором сети выступал Родольф Еванжелисти, вложивший в дальнейшее развитие бизнеса около $10 млн. Ни основате­ли компании, ни Ольга Романова уже не име­ли к проекту «Смотри» никакого отношения. По данным СПАРК-Интерфакс, Ольга Романова с 2012 года не является гендиректором компании «Оптик-Трейд», управляющей сетью «Смотри», а также не фигурирует в числе учредителей ком­пании. «Родольф Еванжелисти предпринимал попытки перепродать этот бизнес, однако они не были успешными, а он так и остался основным владельцем компании», – замечает топ-менеджер крупной оптической сети.

По данным СПАРК-Интерфакс, на текущий момент компанией владеет сингапурская «Смо­три Груп Холдингз», а, по словам источников VADEMECUM в самой сети, официальным представителем соб­ственников выступает все тот же Родольф Еван­желисти. Все это время управленцы сети плавно оптимизировали бизнес, сократив к лету прошло­го года количество салонов до 37 точек. Несмотря на это, «Смотри» присутствовала во всех крупных городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Пе­тербурге, Новосибирске, Твери и других, остава­ясь одним из значительных игроков российского оптического ритейла.

ОПТИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Прошлым летом «Смотри» окатила новая кризис­ная волна – стали закрываться точки сети в регионах. По словам гендиректора компании Георгия Муравьева, причина оптимизации заключалась в заметном – иногда до 30% – падении покупа­тельского спроса. «Стоимость среднего заказа в нашей сети составляет 12 тысяч рублей, что выше среднего показателя по рынку. И если в Мо­скве и Санкт-Петербурге, несмотря на кризис, мы не ощутили значительного падения продаж, то в регионах спрос стал заметно проседать еще в марте, когда только начались колебания индекса РТС. Поэтому единственным выходом для нас было избавляться от менее рентабельных точек. Основная часть просто закрылась, в управление новым владельцам удалось передать только один салон», – поясняет Муравьев.

Параллельно у компании шли судебные разби­рательства с тремя крупнейшими поставщиками оптической продукции – Luxottica Group, Safilo и Essilor. Все три истца требовали от сети пога­шения задолженностей, общая сумма исковых претензий составила 21 млн рублей. Разбиратель­ства с каждым из мейджоров завершились по-раз­ному. Иск ООО «Сафило-СНГ» Арбитражный суд Москвы оставил без удовлетворения, сославшись на то, что заявление было подано с нарушением Арбитражного процессуального кодекса и не со­держало всех необходимых документов. Разбира­тельство с ООО «Люксоттика Рус» было перенесе­но в Международный коммерческий арбитражный суд. А со структурой Essilor ООО «ЕГРМ» ответ­чику удалось договориться о реструктуризации задолженности до конца марта 2015 года.

Оппоненты по арбитражу отказываются сейчас обсуждать свои взаимоотношения с УК сети «Смотри». Представитель ООО «Люксоттика Рус» Регина Бакотина заявила, что не уполномочена комментировать статус разбирательства с «Оп­тик-Трейд». В «Сафило-СНГ» и в ООО «ЕГРМ» оставили запросы VADEMECUM без ответов.

Георгий Муравьев говорит, что компании уже удалось погасить основную часть просроченных платежей: «Реструктуризация задолженностей перед поставщиками является обычной практи­кой. Суды в данном случае, на мой взгляд, были реакцией партнеров на оптимизацию нашего бизнеса. Видя, что мы закрываем точки, они подумали, что компания ликвидируется, поэтому и обратились в суд».

В начале года «Оптик-Трейд» планирует закрыть еще несколько точек, доведя количество салонов до 15–17. «Мы, как и все, не можем прогнозиро­вать, как поведет себя валютный рынок, а вслед за ним – покупательский спрос. Стратегия сейчас состоит в том, чтобы максимально сократить расходы, оставив рентабельное ядро магазинов, с которым возможно пережить этот кризис», – говорит Георгий Муравьев. По его оценкам, закры­тие магазинов может почти на четверть снизить выручку компании – с 380 млн рублей до 300 млн.

СЛИВКИ С ГЛАЗ

Другие оптические операторы, работающие как в премиальном, так и в массовом сегмен­те, говорят, что пока не испытывают заметных проблем с бизнесом. «У нас очень лояльная и консервативная аудитория, поэтому если мы и ощутили снижение спроса, оно было совсем незначительным. Определенные планы по оп­тимизации и снижению расходов присутствуют, но, несмотря на это, мы собираемся в ближайшее время открыть еще один салон в Москве», – говорит управляющий партнер сети «Интеропти­ка» Евгений Веселов. По словам представителей бутика «Оптика» в ЦУМе, этот салон пока тоже не замечает критического падения спроса. «Объем продаж в количественном выражении снизился не более чем на 10%, – отмечает первый заместитель генерального директора сети салонов опти­ки «Очкарик» Андрей Спиридонов. – Структура спроса перераспределилась в сторону недорогого товара, как это происходило и в прошлый кризис. С другой стороны, спрос на известные бренды Prada, Gucci не изменился и, думаю, останется стабильным в ближайшее время, даже несмотря на кризис». Минимально затронул кризис и ком­панию «Айкрафт». «По итогам прошлого года мы показали значительный прирост и, по нашим оценкам, стали первыми на рынке, как по количе­ству точек, так и по выручке, – говорит директор по маркетингу «Айкрафт» Сергей Машуков. – Мы уже провели оптимизацию бизнеса, но закрыли только четыре точки, а сейчас занимаемся расши­рением своей франшизы».

Участники рынка указывают и на то, что пока у них, в отличие от коллег в других категориях ритейла, нет необходимости значительно повы­шать продажи оптических товаров, поскольку крупнейшие компании-поставщики во время пиковых валютных колебаний зафиксировали отпускные цены. «Так поступили компании «Люк­соттика Рус», «Сафило-СНГ» и эксклюзивный дистрибьютор Essilor компания «Луйс-Оптика», – отмечает топ-менеджер одной из сетевых оптик. – За часть продукции мы сейчас рассчитываемся по курсу 60–65 рублей за евро, и у нас нет острой необходимости поднимать цены в рознице». То, что в пик валютных колебаний цены были действительно зафиксированы, подтвердили и Регина Бакотина из «Люксоттика Рус», и представитель компании «Луйс-Оптика» Елена Коровина.

Необходимость стремительной реструктуризации «Смотри» могла быть связана с проблемами фор­мата, предполагают конкуренты. «У сети «Смотри» с самого начала был целый ряд проблем. Они пози­ционировали себя как оптику категории «премиум», однако в салонах не были соблюдены условия ра­боты с премиальной аудиторией. Формат закрытой выкладки уже неактуален, сейчас продукция должна располагаться перед глазами клиента на современ­ных дисплеях. Кроме того, клиент в магазинах «Смо­три» должен выбирать очки стоя, что неприемлемо для магазинов премиум-класса. Часть магазинов была открыта в дорогих торговых центрах – есте­ственно, тот доход, который способен приносить оптический бизнес, никогда не сделает эту точку рентабельной», – считает Евгений Веселов.

Основатель «Смотри» Олег Яковлев объясняет нынешний провал их с партнером концепции так: «Причины – в отсутствии единой идеи и идеолога внутри компании, которым раньше был Петр Фель­дман, снижении портфеля эксклюзивных брендов и private lable, на которых делалась основная маржа. А кроме того, бизнес, который начинается с рей­дерского захвата, никогда не будет успешным».

Тем временем небольшие оптические сети и оди­ночные салоны в столицах и регионах дыхание кризиса уже почувствовали. В последние полгода две точки закрыла скромная, но премиальная сеть «Люксоптика». По оценкам Евгения Веселова из «Интероптики», общее падение спроса в отдельных регионах может достигать 30%.

«Мы понимаем, что рынок ждет значительного падения, но, как лягушка из той сказки, не собираемся сдаваться, а еще попробуем взбить мас­ло», – полон оптимизма Георгий Муравьев.

оптический рынок, офтальмология, офтальмологический рынок

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа