27 Июля 2024 Суббота

Писк Моди
Евгения Журавлева Фарминдустрия
4 августа 2014, 0:48
5032

Фармотрасль Индии просит у нового премьер‑министра защиты от чиновников

Влиятельная индийская бизнес‑леди Киран Мазумдар‑Шоу, председатель Национального комитета по биотехнологиям при Confederation of Indian Industry и одновременно управляющий директор одной из ведущих биотехнологических компаний Biocon, 27 июля обратилась с открытым письмом к премьер‑министру страны Нарендре Моди. В своем обращении она перечислила основные проблемы отрасли – больше всего индийских фармацевтов беспокоит регулирование цен и засилье на внутреннем рынке продукции китайских конкурентов. Мазумдар‑Шоу надеется, что новый глава правительства, занявший свой пост в мае 2014 года, пересмотрит жесткую политику госрегулятора National Pharmaceutical Pricing Authority (NPPA).

Новый индийский закон о регулировании цен на важнейшие лекарства был принят в мае 2013 года и вступил в силу 1 июля. Под контроль попали цены препаратов из National List of Essential Medicines (NLEM – аналог российского списка ЖНВЛП).

Максимальная цена в рознице для каждого МНН из списка теперь определяется как среднее арифметическое цены всех присутствующих на рынке брендов с долей свыше 1%. Кроме того, новый закон дополнительно ограничил наценку на лекарства, снизив ее с 10% до 8% для фармдистрибьюторов и с 20% до 16% для фармацевтической розницы. Между фармпроизводителями и дистрибьюторами начались «ценовые войны», а некоторые компании даже подали на NPPA в суд, обвинив регулятора в ущемлении своих прав.

Определенные надежды отрасль возлагала на пришедшее к власти в мае этого года новое правительство, однако фармацевтов постигло разочарование – 10 июля NPPA зафиксировал цены еще на 108 лекарственных форм. Среди препаратов, которые могут стать дешевле, оказались гликлазид, глимепирид, ситаглиптин, voglibose, амлодипин, telmisartan и розувастатин, гепарин и ramipril. Включая лист основных препаратов, под ценовой контроль Индии попадает до 58% рынка препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и 21% рынка антидиабетических лекарств. Объем рынка, который затронет внедрение новых правил, оценивается в 55 млрд рупий ($915,4 млн). По версии индийского информационного издания The Economic Times, цены на эти препараты в течение ближайших нескольких недель упадут от 10% до 35%. Естественно, деятельность госрегулятора натолкнулась на ожесточенное сопротивление отраслевых лоббистов.

Индийский фармацевтический альянс (IPA) и Объединение индийских фармпроизводителей (OPPI) с целью оспорить последнее решение NPPA подали 29 июля иск в Высокий суд Дели. По их мнению, NPPA не имеет права принимать такого рода решения, госорган превысил свои полномочия.

«Принудительное снижение цен, предпринятое NPPA, нанесло дополнительный урон нашей отрасли и усилило наших внешних конкурентов, особенно Китай. Например, индийским производителям активных фармацевтических субстанций и нерасфасованных лекарственных форм сложно конкурировать с китайскими предприятиями, что вынуждает многие индийские фармкомпании импортировать субстанции из Китая. Это привело к закрытию многих предприятий и прекращению производства важных ингредиентов, особенно антибиотиков», – пишет в своем открытом письме Мазумдар-Шоу. Она просит премьер-министра вмешаться в ситуацию и обуздать чиновников из NPPA, которые вводят новые ограничения в «одностороннем порядке», не посоветовавшись предварительно с представителями отрасли.

Ассоциация торгово-промышленных палат Индии (ASSOCHAM) опубликовала доклад, в котором отметила, что недостаток самообеспеченности основными препаратами представляет собой значительный риск, учитывая то, что большинство ЛС импортируются из Китая. Ухудшение отношений с Китаем может привести к острой нехватке жизненно важных препаратов. ASSOCHAM положительно отзывается о ценовом контроле и признает необходимость его внедрения, однако, как и Мазумдар-Шоу, подчеркивает, что регулируемые цены должны быть «рациональными», чтобы оставить место для инноваций и конкуренции.

Генеральный секретарь IPA Диджи Шах тоже выразил надежду на то, что новое правительство будет более решительно отстаивать национальные интересы страны, в том числе и на международной арене. «Внешнеполитический курс правительства Моди намного сильнее, чем прежнего», – считает он.

Нарендре Моди предстоит решить непростую проблему, и премьер-министр это отлично понимает. 29 июля 2014 года на церемонии празднования основания Индийского совета по сельскохозяйственным исследованиям Моди вновь упомянул Китай как пример для подражания, а также как влиятельного конкурента. Моди задал вопрос собравшимся: почему Китай лидирует в области применения лекарственных трав, в то время как в Индии количество препаратов ТКМ только сокращается?

«Сельскохозяйственный сектор и фармпромышленность должны сотрудничать в этой перспективной области, где предел – только небо», – заявил политик.

Внешнеторговый баланс с Китаем вообще складывается не в пользу Индии. По данным китайской таможенной службы, за первые пять месяцев 2014 года Китай экспортировал в Индию товары на $20,18 млрд, а импортировал из нее только на $7 млрд. Годовое отрицательное сальдо Индии в торговле с Китаем достигает $35 млрд, что не способствует стабильности торговых отношений, сообщает информационное агентство Asian Age.

Нельзя сказать, что правительство Моди проблемой совсем не занимается – в июле между КНР и Индией был подписан меморандум о взаимопонимании, согласно которому в Индии будут созданы четыре китайских технопарка – Chinese Industrial Parks. Цель проекта – привлечение инвестиций со стороны партнера по БРИКС, а также уменьшение отрицательного торгового баланса. КНР уже пообещала увеличить размер инвестиций в индийскую экономику, которые на данный момент относительно невелики – около $1,1 млрд. Индийское правительство особенно надеется на поддержку Китая в двух областях: IT и фармотрасли.

В фармотрасли дела сегодня обстоят еще печальнее, чем в среднем по экономике. По данным китайского информационного портала Yiyaowang, в 2003 году торговый баланс между странами в фармацевтическом сегменте составил $312 млн в пользу Китая (42% от общего товарооборота между странами), а в 2012 году этот показатель достиг $3,1 млрд (66% товарооборота).

Индийцы неоднократно предпринимали встречные попытки выйти на китайский фармрынок, но пока, за редким исключением, особых успехов не добились. Компания Ranbaxy одна из первых создала СП Ranbaxy (Guangzhou China) с местным партнером в 1993 году, но в 2009 году подразделение было продано китайской HNG Chembio Pharmacy. В 2010 году индийскому производителю Cipla удалось закрепиться на китайском рынке за счет покупки 25%-ной доли в компании BioMab и еще ряда инвестиций.

В 2011 году бывший министр здравоохранения Гулам Наби Азад посетил Китай с целью продвижения индийских ЛС на местном рынке, однако о заключенных в результате сделках информации не поступало.

индия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении